Раздумья о любви

               
                Часть 1.

Как-то смотрел по телевизору передачу о любви. Представители разных направлений культуры каждый по-своему пытались объяснить смысл этого слова. Внимательно слушая их, с сожалением всё больше убеждался, что эта тема обсуждается однобоко. К какой бы сфере жизни человека не обращались гости в студии, суть сказанного всеми, в конце концов, сводилась к взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Совсем отчаявшись, вдруг услышал долгожданные мною слова. Один из известных кинорежиссёров сказал: «Да любовь же это всё, что вокруг нас!». Захотелось зааплодировать ему, потому что он выразил то, о чём всё это время думал, слушая дискуссию в студии.

Сразу с ним согласился, потому что мы живём в мире, состоящем из всевозможных творений живой и неживой природы окружающих нас повсюду. Каждый такой субъект или объект мироздания мы мысленно воспринимаем в виде принадлежащего ему образа* (пояснение слова в конце текста). Любовь у человека возникает к кому-либо или к чему-либо из-за притягательного воздействия именно их образов. Обычно привлекают внимание и рождают интерес определённые понравившиеся признаки (качества), выделяющие образ, попадающие в круг нашего внимания. Эти признаки делают образ особенным и важным в нашей жизни и вызывают радость. Именно возникновение радости и желание продлить это приятное состояние является главной причиной возникновения любви. В отличие от приятных ощущений, испытываемых из-за биохимических процессов плоти, гармоничное состояние радости относится к психическим переживаниям («психе» по-гречески Душа). Поэтому любовь является не земным чувством, как считают многие, а относится к Духовной сфере – обретению Душой состояния гармонии.

Я человек, верящий во влияние на нас Божественного мира, и уверен, что любовь рождается благодаря Его гармонии. Вспомним всем известную истину, что «Бог – это любовь», и попробуем её объяснить. Бог - Он «Царь небесный», невидимый, но всеобъемлющий и всепроникающий, без начала и конца. По сути, это окружающий нас со всех сторон бесконечный спектр разнообразных гармоничных вибраций (колебаний) внеземной пульсирующей энергии. В религии её называют «Животворящим Святым Духом». Материальные образы нашего мира пронизаны этими вибрациями. Они придают земной материи гармоничные качества. Умение видеть, распознавать, выделять эти гармоничные качества во всём многообразии окружающего мира и есть проявление у нас любви.

Часто сам человек не может себе объяснить, почему он делает тот или иной выбор, что является причиной, способствующей возникновению любви. Почему выбранный образ становится привлекательным и притягательным в его жизни. Но если он начнёт «прислушиваться» к своей Душе, то поймет, почему сделан именно такой выбор. Душа, согласная с выбранными образами, вызывает у человека яркие, необыкновенные эмоции. Именно эти положительные эмоции, являющиеся для всех желанным психическим состоянием, и приносят нам радость, называемую любовью.
Из-за частых подобных положительных эмоций Души происходит Божественное преобразование характера человека. Появляющиеся вследствие этого новые положительные качества характера способствуют ещё большему Разумному «прозрению». Человек начинает воспринимать окружающий мир другими, более просветлёнными «мысленными очами», и круг полюбившихся образов у него расширяется.
 
Следует заметить, если образ, попавший в круг внимания человека, вызывает у него отрицательные эмоции, то сразу меняется и отношение к этому образу. Возникает психическое состояние противоположное любви: неприязнь, антипатия, отвращение и даже иногда ненависть. Человек старается поскорее исключить такой образ из своего поля зрения и в будущем избегает того или то, чему принадлежит этот образ. Такое решение возникает благодаря приобретённому человеком Духовному опыту и связано с его характером. В подобных случаях Душа, являющаяся проводником Духовного мира, нравственно или качественно оценивает такой образ и влияет на человеческий выбор. Несмотря на многообразие окружающего мира, каждого человека интересуют только определённые, приятные именно для него образы, потому что признаки, по которым он как личность выбирает кого-либо или что-либо, предопределяются как раз его Духовным развитием. Эти признаки могут быть привлекательными и для других людей. Но Души, в зависимости от их эволюционного развития, у всех разные. Поэтому даже одно и то же милое существо или что-либо гармоничное в окружающем мире вызывают у каждого человека из-за его индивидуального характера свою любовь, а значит и свою отличающуюся от других радость.

Древнеславянское слово «радость» буквально означает: достичь Ра - Света Божественного мира, то есть ощутить воздействие гармоничных вибраций Святого Духа. Большинство слов с корнем «Ра» до сих пор, существующих в нашей культуре, связано с этой гармонией. Например, Рай - мир Божественной гармонии. Или другое составное слово, обозначающее то, что чаще всего вызывает любовь - «кРАсота». В нём корень «сота» от древнеиндийского слова «satas» - сосуд. От «satas» произошло всем известное слово «соты» - гармоничные по форме «сосуды» для пчелиного мёда. То есть красотой считается чарующий образ кого-то или чего-то, несущий в себе, как в сосуде, Божественную гармонию Ра. Можно найти много других слов с корнем «Ра», обозначающих притягательную Божественную гармонию.

Уверен, что для большинства людей быть любящими значит по-своему радоваться существованию кого-либо или чего-либо, чей образ стал очень дорог. Это может быть образ матери, любимой женщины, ребёнка, да вообще любого существа или объекта мироздания, стремление и влечение к которому определяется присущими только ему индивидуальными чертами, редкими качествами, уникальными свойствами, способностями и многими другими привлекательными гармоничными признаками, делающими этот образ особенным и притягательным. Если вам знакома такая любовь, то вы замечали, что она возникает, когда мы восхищаемся не только внешностью человека, но и его прекрасными поступками. Когда нас радуют красивые творения людей, созданные благодаря их талантам. Когда мы очарованы пейзажами живой природы, наслаждаемся морозным солнечным утром и прохладным морским бризом. Эти наблюдаемые нами добрые поступки людей, красивые произведения искусства, яркие краски природы, мелодичные звуки, приятные запахи и многое подобное дарят нам радость - любовь ко всему гармоничному окружающему нас, то есть ко всему Божественному. Любовь делает эти образы источниками живительной Божественной благодати и, испытывая её, мы обретаем счастье.

Это древнее слово появилось благодаря влиянию на человека Божественного мира гармонии, и раньше было связано именно с ним. Сейчас же оно имеет другое значение, навязанное нынешним обществом потребления. Современное толкование слова «счастье» - это беззаботное бытие человека удовлетворённого условиями своего существования. Это личная независимость ни от кого, ощущение довольства и наслаждения от качества жизни в окружении нужных людей, вещей и необходимых услуг общества потребления. А древнее, истинное значение слова «счастье» означало: жить с «частью» Бога, испытывая постоянно его влияние. И эта «часть» Бога представлялась как Божественная благодать – ни с чем несравнимое состояние, вызванное Божественным миром гармонии.
Подтверждение именно такого значения этого слова есть в религии. Это благодатное причастие – обряд «соединения» с Богом в виде съедания небольшой части церковного хлеба, символизирующего тело Бога. По преданию во время Тайной вечери Иисус Христос разломил хлеб на части и, раздав их апостолам, сказал: «Примите и едите - сие есть Тело Моё».

Приятное для человека состояние Божественной гармонии описывали и до Иисуса Христа. Живший в то время Аристотель утверждал, что это состояние гармонии можно обрести во время свободного использования добрых способностей человека – его добродетелей, рождающих прекрасные поступки и красивые материальные творения. Такое состояние, считал Аристотель, появляется у человека из-за любви к тому деянию, которое он совершает, или же к тому творению, которое он создаёт.

Гармоничные образы, вызвавшие любовь, могут закрепляться в памяти, становясь впоследствии и живительными источниками радости. Особенно это важно, когда наша жизнь делается неприятной или внезапно портится настроение. И тогда, вспоминая эти дорогие нам образы, мы находим в них утешение. Это волшебное состояние начинает нас радовать потому, что эти мысленные образы, прежде вызывавшие у нас состояние любви, помогают восстановить нашу нарушенную психическую гармонию (равновесие нашего психического состояния).

Следует заметить, что ощущения, вызванные эротическими образами, это ещё не любовь, как считают многие, а лишь её возможное зарождение. Подобные эротические грёзы быстро исчезают, если основаны только на желаниях плоти, а не на притягательных гармоничных качествах личности избранника или избранницы. При отсутствии любви, когда безразлична личность человека, такое влечение сводится к половому чувству. Это земное чувство даёт только животное наслаждение, которое стимулирует, как и у животных, выполнение инстинкта размножения. В отличие от бескорыстной Духовной любви, вызванной взаимными добрыми, чуткими, нежными отношениями друг к другу, противоположное этому инстинктивное половое чувство корыстно и имеет только одну цель. Именно поэтому оно недолговечно и обманчиво. Животная эйфория быстро проходит и пропадает интерес к возникшему чувству, переключая человека на что-то другое, часто в ущерб его партнёру. Любовь в отличие от этого недолговечного чувства постоянно поддерживает у человека состояние счастья именно от существования его любимого или любимой, как самого дорогого и самого привлекательного для него существа на земле. Эта не проходящая радость у любящего человека ещё больше усиливается, если он обретет взаимную любовь того, кого любит.

В связи с этим можно заключить, что настоящая любовь между мужчиной и женщиной в браке основывается не столько на чувствах, а в основном на схожести большинства их хороших черт характера. Их совместная жизнь становиться счастливой, когда каждый из супругов видит приемлемые для него качества характера у любимого человека, которые вызывают уважение, а главное - РАДУЮТ. Такими гармоничными чертами характера могут быть: взаимное доверие и прощение ошибок друг друга, готовность на жертву ради любимого человека, желание поддерживать во всех делах и приходить на помощь в любую минуту, оптимизм, помогающий пережить трудности в жизни и многие, многие другие добрые качества. А существующие у любящих супругов разные добродетели, дополняя друг друга, делают их половинками одного гармонично целого. Такая любовь становится единой для обоих, сохраняя при этом личную свободу каждого.
 
Если всего этого нет, если супруги эгоисты, думающие только о себе, если их связывают всего лишь корыстные чувства или же что-то материальное в этой жизни, то это не любовь, а партнёрство. Оно может легко распасться, если ему найдётся лучшая альтернатива. У любящих супругов главное не накопить общие материальные ценности, а сохранить Духовную близость, ставшую началом их совместного гармоничного союза. Такой союз подобен сосуду, заполняющемуся совместным Духовным опытом, позволяющим успешно преодолевать вместе случайные невзгоды и любые испытания в жизни.
 
Поэтому лучше сторониться и не допускать к себе корыстной «любви», при которой человек за свою «любовь» взамен, как платы, требует власть над личностью другого человека. В этом случае это не любовь, а выгодная сделка для одного и добровольное рабство для другого. Настоящая любовь не оценивается выгодой, она всегда бывает только бескорыстной, потому что не подчиняется законам купли-продажи нашего материального мира.

Любить окружающий нас мир – значит стараться жить в нём гармонично. У человека, стремящегося к этому, любовь начинает проявляться ко всем красивым образам, которые его окружают, как к всеобъемлющему Богу. Во всех этих образах он видит Его благодатную частичку, Его Божественное присутствие. И особенно эта любовь важна к людям. Человек, замечающий у окружающих людей красивые черты характера, которые его радуют и притягивают, воспринимает эти качества как человеческие добродетели – дар Божий. Именно с помощью добродетелей творится Добро в мире. И хотя все люди разные и каждый по-своему уникален, в тоже время все мы объединены в одну большую, многоЛИКую семью. И в этой большой семье нам дороги все добрые родственники, даже те, которые совершают ошибки. Потому что счастье каждого в этой семье зависит от добродетелей друг друга, в том числе и грешников. Если человек оступился, но старается творить добрые дела для тех, кто в них нуждается, бескорыстно даря радость людям, то он тоже становится счастливым от осознания, что он не одинок и нужен другим. Это состояние не покидает его и после завершения его добрых дел. В эти моменты он достигает гармонии в жизни из-за согласия со своим «внутренним голосом», понимая, что это согласие с волей Бога. И счастье он обретает из-за совершённого им Духовного выбора, выразившегося в его любви к людям.

Из этого можно заключить, что для обретения полноценного счастья в жизни недостаточно только наслаждаться видимой нами красотой. В мире гармонии всё должно быть сбалансировано. Всеобщая гармония невозможна без равнозначного взаимного влияния между существующей в мире красотой и гармоничной реакцией на это человека. Надо не только брать, то есть получать радость от видимой красоты, но нужно и отдавать. Это значит самим творить красоту (гармонию) во всех наших деяниях и поступках. При этом особенно важно научиться проявлять любовь к разным по характеру людям. Путешествуя по России, в одном монастыре мне посчастливилось прочитать интересные откровения о человеческой любви:
«Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.
Обязанность без любви делает человека раздражительным.
Компетентность  без любви делает человека неуступчивым.
Приветливость без любви делает человека лицемерным.
Справедливость без любви делает человека жестоким.
Воспитание без любви делает человека двуликим.
Честь без любви делает человека высокомерным.
Власть без любви делает человека насильником.
Богатство без любви делает человека жадным.
Вера без любви делает человека фанатиком.
Ум без любви делает человека хитрым».
    
Этот список можно продолжать бесконечно, но главное, что я понял благодаря этим строчкам, это то, что любовь, гармонизирующая человеческие взаимоотношения и делающая их красивыми, должна главенствовать во всех наших поступках и поведении. И это становится обязательным условием для людей, которые хотят гармонично прожить свою жизнь. Но как научиться любить по-настоящему всех, таких разных, порою противоположных по характеру, непохожих друг на друга людей?



                Часть 2.
 
Если не получается проявлять любовь к окружающим нас людям, то очевидно причина этого в нас самих. Вы скажите, что виноват, конечно же, наш эгоистичный характер, который мы успели приобрести в нашем обществе потребления. Это вполне вероятно. Тогда давайте вспомним некоторые черты характера – добродетели, которые возможно смогли бы помочь нам полюбить людей, встречаемых в нашей жизни.

1. Прежде всего, надо привыкнуть никого не осуждать и не обвинять, даже если порой это кажется нам необходимым. Святая мудрость гласит: «Не суди, и не судим, будешь!», а о людях, которые нас несправедливо обидели, народная мудрость говорит: «Бог им судья», «Наказание промысел Божий». Каждый имеет право на ошибку, чтобы со временем осознав её и осудив, раскаяться в содеянном проступке. Мы все не безгрешны, и каждый из нас сознательно и неосознанно совершает ошибки в своей жизни. Но свои ошибки признавать всегда очень трудно и, главное, неприятно из-за нашей гордыни. Знаменитый Фрейд говорил, что обычно мы видим и осуждаем в других людях свои возможные проступки и ошибки, которые мы c таким же «успехом» могли бы совершить сами, но Судьба нас милует. И становясь на пьедестал временного превосходства, мы оттуда начинаем критиковать ошибки других людей. Лучше бы не искушать Судьбу, и не подвергать себя возможным подобным испытаниям. Надо всегда помнить слова известной молитвы: «…Господи, прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…». Желание прощать возникает благодаря тому, что мы начинаем замечать свои собственные ошибки и проступки, понимая, что совершённое нами скверно. Это вызывает у нас раскаяние, осознание себя согрешившими, и морально исключает право осуждать грехи других людей.
Следует также помнить: прощая обидчика, мы прощаем и себя, то есть прощаем-ся с отрицательными эмоциями, которые возникли у нас по вине этого человека.

Божественная Заповедь учит: «Блаженны плачущие (кающиеся), ибо они утешатся».

Заметьте: «утешаться», то есть произойдёт то, о чём мы говорили ранее – у раскаявшегося человека утешение пробуждает любовь, и благодаря возникающей от этого радости, он будет счастлив.

Есть ещё причина, почему нельзя осуждать даже мысленно отрицательные поступки других людей. Видимо в таких случаях мысленно «проживая» их неудачные психороли, которые они сыграли или всё ещё продолжают играть в жизни, мы, переживая за них, вызываем у себя отрицательные эмоции нашей Души, как за свои собственные промахи. Но не только эти отрицательные  эмоции приносят вред нашему настроению и здоровью. Если осуждать вслух других людей, да ещё и прилюдно, то можно получить в ответ и агрессивную реакцию критикуемых людей, которая уж точно вызовет отрицательные эмоции.
   
Интересный «рецепт» как отучиться осуждать других людей дал русский философ - исследователь прошлого века Виталий Васильевич Караваев. Он был активным пропагандистом здорового и гармоничного образа жизни, и противопоставлял осуждению - умение любить, считая это одним из главных положительных качеств человека. Поэтому Караваев советовал не осуждать других людей, если не устраивают их поступки или поведение, а грустить об этих человеческих промахах. Почувствуйте разницу: когда вы с грустью думаете об ошибках кого-то, вы не осуждаете его, но и не соглашаетесь с ним. Вы воспринимаете его проступок с сожалением, как его временную неудачу, веря, что он всё же обязательно её исправит. Это может быть похоже на то, как отец или мать грустят об ошибках своих любимых детей.

Конечно же, это не относится к тем, кто грубо нарушает общественные законы. Таких нарушителей надо не только осуждать, но и наказывать. Заниматься же этим должны только правоохранительные органы. Но такие нарушители являются исключением из общих правил и лучше стараться быть доброжелательными со всеми встречающимися в нашей жизни людьми, несмотря на их нежелательное для нас поведение или поступки. А грусть, которая при этом может у нас возникнуть, будет поводом к тому, чтобы напомнить, что мы тоже бываем грешны, и поэтому не имеем морального права осуждать других людей.

2. Но как научиться проявлять любовь к людям, которые при встрече сразу же идут на конфликт? Лучше не давать им для этого никакого повода, чтобы он начался. Когда возникает причина, которая нас раздражает и может разрушить добрые взаимоотношения с людьми, прежде всего не надо совершать скороспелых поступков. Наша мгновенная «праведная» реакция может всё испортить. Всегда лучше вначале успокоиться. Народная пословица гласит: «Время даёт Разум», то есть нужное Разумное решение «как поступить» приходит всегда позже, в отличие от инстинктивной животной реакции, возникающей первой. Никогда нельзя торопиться принимать решение в возбуждённом состоянии, вызванном в этом случае животным инстинктом самосохранения. Это приводит к непоправимым ошибкам.

Нам следует всегда быть спокойными и уравновешенными, и верить в Разумную подсказку, которая, к сожалению, приходит не сразу. Не зря в народе издавна существует Истина: «Утро вечера мудренее».
Но ждать так долго не всегда возможно. Если ваша реакция должна быть немедленной, старайтесь всё же не торопиться. Держите паузу в течение которой попробуйте погасить своё, способное навредить раздражение. Быстрее всего можно устранить раздраженность, если кратковременно полностью переключить своё внимание на какие-нибудь приятные образы. Они могут быть любыми, главное чтобы они вам нравились. Я знал человека, который чтобы не сорваться и не вспылить, стоя перед рассерженным начальником, старался концентрировать внимание на пальцах своих ног, шевеля ими в обуви. Таких способов существует много, всё зависит от вашего творческого подхода к этому, главное чтобы был положительный результат. Если вы, наконец, почувствуете, что полностью успокоились, то к вам обязательно придёт помощь вашего Духовного опыта или Божественное Озарение  мысленно подскажет, как следует поступить. 

3. Желая доброжелательного общения с людьми, которые могут нас раздражать, можно вспомнить и о кротости. Существует мнение, что кроткие – это слабовольные, тихие люди, которыми легко манипулировать. Но это в корне неправильно! Слово «кротость» родственно слову «укрощать». В словаре Владимира Даля - это умение обуздывать в себе дикого зверя. Этот зверь просыпается в нас в виде ярости, гнева, недовольства, раздражения и тому подобного. И если этот зверь сталкивается с другим таким же разъяренным зверем, то возникает конфликт, который уничтожает даже возможность возникновения любви. Кротость в таких случаях подразумевает самообладание во всех спорных ситуациях, т. е. сохранение устойчивого мирного, дружелюбного психического состояния при отстаивании Разумных взглядов и принципов. Это умение не поддаваться на любые провокации способные «вывести из себя», вынуждающие «вспылить» или обидеться. Кроткие люди лишены эгоизма, гордыни, высокомерия, тщеславия. Они могут ответить Добром на зло, чтобы предотвратить назревший конфликт. Именно у таких людей, которые верны Божественному закону: «Возлюбить ближнего, как самого себя», полное согласие с их Душами, преподносящими им за их поступки радость и положительные эмоции. Таким верным Его воле людям, Бог дарит благополучие и долгую, счастливую жизнь на Земле, чтобы они своим примером человеческого общения могли учить этому и других.

Божественная заповедь гласит: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

В противоположность им люди, ослеплённые корыстными желаниями, которые не хотят ни в чём уступать соперникам и не умеющие решать дела взаимовыгодно для всех, создают этим конфликтные ситуации. Любые спорные отношения сопровождаемые раздражённостью или грубостью, вызывают только отрицательные эмоции. Эти неприятные реакции Души являются карой за несоблюдение заповедей Бога и вредны для здоровья человека. Большинство болезней укорачивающих жизнь возникают именно из-за длительных отрицательных эмоций, ослабляющих защитные силы организма. Это приводит к нарушению жизнеобеспечивающих процессов, необратимо разрушая весь организм.

4. Другая не менее важная добродетель, способствующая доброжелательным отношениям – это терпимость. Нам следует терпимо относиться к разным людям. Не сторониться тех, которые неприятны нам в общении, малообразованны или стоят на социальной ступеньке общества ниже нас. Лучше проявлять к ним внимание и интерес, если этого требуют обстоятельства. Не стоит в разговоре с такими людьми быть надменными, высокомерными и заносчивыми. Подобная гордыня с нашей стороны вызовет у них только отрицательные эмоции и агрессию. Лучше не спорить с такими людьми, а стараться понять мотивы их желаний или поступков, внимательно прислушиваясь к их мнению и суждениям.
 
Мы можем контактировать, поддерживать знакомство и общаться с людьми глупыми, агрессивными, вздорными, но не быть такими же, как они! Не потакать им, не потворствовать, а стараться склонить их к доброжелательным отношениям, научить, помочь, вселить надежду. Проявляя к ним внимание и доброжелательность, мы сможем исключить их возможную враждебность, а главное, поможем им стать лучше, поднимая их самооценку благодаря доброму к ним отношению. Ведь многие из них стали именно такими из-за неверия в себя и свои способности, из-за отчаяния, вызванного постоянными неудачами и потерями в жизни.

Но проявлять внимание к подобным людям надо с осторожностью. Не все из них склонны и готовы к нормальным человеческим отношениями и не все хотят менять принятый ими образ жизни. Бывает, что человек переступил черту, за которой он уже больше похож на животное, чем на человека и если вы почувствуете это, лучше всего молча от него отойти. Таким, ставшим уже социально опасным людям, может помочь только вмешательство психиатра или полиции.

5. Умение успокаиваться и сохранять устойчивое психическое состояние дополняет добродетель – терпение. Оно подразумевает умение длительно сохранять выдержку, если этого требуют возникшие обстоятельства, намерено не вмешиваясь в происходящее событие или процесс, даже, несмотря на сильное желание это сделать.
Терпение - это умение Разумно управлять неожиданно возникающими ненужными в данный момент желаниями, отказываясь от них. Это не только способность человека сознательно длительно переносить унижение, боль, лишения, неудобства, неприятные ощущения и тому подобное ради благоразумной цели. Терпение это и умение ждать завершения какого-либо события или определённого результата в протекающем процессе, не прерывая его. Всегда существуют объективные законы в природе или в развитии человека, требующие для реализации их в жизни определённого времени. Как правило, нельзя прерывать или нарушать установленные для этого сроки, так как это может привести к потере уже достигнутых нужных результатов.

У человека, который умеет ждать, когда ожидаемое им событие достигнет нужной фазы или удачно завершается, вызывает у него заслуженную радость. Опытный земледелец, посеявший хлебные зёрна на поле не рассчитывает на немедленный результат. Он терпеливо ждет, пока созреют колосья и в награду получает богатый урожай, который делает его счастливым. Не надо уподобляться тем, кто каждый день разрывает землю на поле, чтобы посмотреть, как взошли зёрна и этим губит ростки. Таким нетерпеливым говорят: «Поспешишь – людей насмешишь». Стремление бороться со своим нетерпением в определённые моменты жизни требует сознательного безразличия к возникающим в это время вредным желаниям.

6. Терпение проявляется в другой важной добродетели человека – в его усидчивости и упорстве при любой Разумной деятельности. Трудолюбие - а именно так называется эта черта характера, помогает не только выполнять, реализовывать запланированное в жизни, но главное, способствует созданию чего-либо полезного, нужного для людей, внося этим свой вклад на благо общества. Понимая эту полезность, человек уже не может обходиться без ежедневного труда или Разумного служения на благо другим людям.

Помогает в завершении начатого дела и преодолению возможных при этом трудностей Разумное упорство и целенаправленность в работе. Разумное упорство отличается от глупого упрямства в отсутствии эгоистической расчётливости. Упрямство в большинстве случаев не учитывает желаний других людей и это может привести к конфликтам. В основе Разумного упорства лежат человеколюбивые принципы. Такой упорный человек осознает, что делает нужную для многих работу, и это является стимулом для её завершения. А когда ему ясно и понятно как это лучше осуществить, то у него возникает и увлечённость этой работой.

Ещё эффективнее работа становится, когда она объединяет несколько людей, которых связывает общая Разумная цель. Народная пословица гласит: «Глаза боятся, а руки делают», и чаще всего, результаты законченной работы благодаря целенаправленному общему упорному труду, несмотря на видимые трудности, могут превзойти самые смелые ожидания.

Хорошо также помнить народную мудрость: «Не откладывать на завтра выполнение того, что можно сделать сегодня». Часто в жизни бывает так, что, откладывая на потом важное дело, позже, из-за возникающих «вдруг» трудностей, это дело откладывается ещё на более длительный срок. Это становится причиной выдумывания для себя оправдательных причин и может развить отрицательные черты характера: необязательность и лень. Есть хорошее правило, которое гласит: «Кто хочет добиться нужного результата, в чём либо – тот ищет способ как это сделать, а кто ленится – тот ищет причину, чтобы этого не делать».

7. Ранее мы отметили, что любить - значит быть вместе с Богом, ощущать Его влияние во всем, что мы видим, и во всём, что мы делаем. Вершиной такого взаимодействия с Богом является Вдохновение, возникающее у человека при его взаимодействии с вибрациями Святого Духа. Вдохновение синхронизирует человеческий ум с Богом, соединяя наш ум с гармонией Ра (Ра-с-ум). Разум раздвигает рамки возможностей земного ума, и делает человека творчески активным, отличая его в этом от животного. Творчество является высшей формой взаимодействия человека с Богом. А главным Духовным творчеством человека является выполнение воли Бога на Земле – гармоничное исполнение своей роли в земном театре человеческих взаимоотношений. Стремясь для этого быть миролюбивыми и доброжелательными, то есть быть миротворцами.

Божественная Заповедь гласит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».

Эта заповедь несёт в себе откровение, что люди созданы «по образу и подобию Бога» как Его дети, а точнее как Его ДУХОВНЫЕ наследники. Поэтому человеку целесообразнее жить на Земле по Законам Духовного мира, а не земным – животным. Умение творчески подходить к любым своим делам и поступкам раскрывает у человека всевозможные таланты, делающие более эффективным конечный результат его работы или занятий. Девиз творческого труда: «А нельзя ли ещё лучше, красивее, точнее?!», может относиться к любой сфере его деятельности. Разумные сомнения, которые сопутствуют творчеству, дарят как из «Рога изобилия» с помощью Божественного Озарения разные варианты решений в виде мысленных образов будущих творений. Остаётся только выбрать лучший из образов и воплотить его в жизнь - это и есть творческий процесс.

Любое человеческое деяние становится интересным, если оно творчески активное. Творческое Вдохновение не возникает при бесполезной деятельности, и тем более по принуждению.
Гармонизация мира поощряется Богом. Поэтому Божественный мир дарит человеку Духовное наслаждение во время его творческого процесса, и это способствует ещё большему развитию у него творческих способностей. Однако творчески активному человеку всегда надо помнить, что даруемый ему Богом талант и творческий азарт не ради его собственной выгоды, а для претворения воли Бога на Земле. Стремление человека находить наилучшие гармоничные решения в своих деяниях и поступках помогает Разумно преобразовывать наш мир, а самому человеку делать более гармоничным свой характер.

8. Не менее важное качество характера – умение рассудительно подходить к выполнению любого дела, или решению какой-либо проблемы, чтобы без потерь устранять возникающие трудности. Это относится к любой жизненной задаче и способу её реализации. Быть ра-с-судительными, это значит: опираться во всех своих деяниях на законы Духовного мира (судить о чём-либо с помощью Ра, то есть в соответствии с Божественной гармонией).
 
Эта добродетель ускоряет эволюционное развитие нашей личности. Разумная последовательность, очерёдность в наших действиях и поведении является главным условием, помогающим не переключаться на ложные желания, которые отвлекают и не дают сосредоточиться на самом нужном деле или поступке в данный момент. Для этого очень важно Разумно расставлять приоритеты в наших делах и поступках, выполняя и совершая сначала более значимые для нас, а потом уже все остальные.

Любой жизненный процесс, влияющий на эволюционное развитие человека, подразумевает много промежуточных фаз, ступеней, периодов или этапов. Следуя друг за другом в определённом порядке, они подготавливают нужный конечный результат. Поэтому их очерёдность, гармоничный порядок нарушать нельзя. Если безрассудно нарушить Закон последовательности протекания какого-либо Разумного процесса, то можно навредить его конечному результату. Взять хотя бы мечту человека самому летать на самолёте. Ведь нельзя даже пробовать управлять самолётом, не пройдя предварительно последовательного обучения этому. Разумная последовательность опирается на принцип – «От простого к сложному». Такая последовательность помогает постепенно, достигать намеченной цели, исключая любые задержки и ошибки.

Чтобы быть рассудительными в запланированных нами делах, прежде всего, необходимо провести сравнительный анализ важности и значимости относительно друг друга, всех этапов и результатов, которые должны привести к намеченной цели. При этом главным является не самый короткий путь, а надёжный и последовательный, учитывающий все важные мелочи, от которых порой зависит нужный результат. Часто пренебрежение такими мелочами надолго задерживает претворение в жизнь задуманного. Помогает избежать этого заранее составленный план. Его можно продумать мысленно, но если в нём много взаимозависимых этапов, то лучше записать его письменно. Это поможет точно зафиксировать очередность выполнения всех пунктов плана, а также позволит сэкономить время. Конечно, нам не всегда удаётся выполнять всё гладко, как мы намечаем, поэтому лучше иметь запасной похожий план на случай каких-нибудь непредвиденных обстоятельств. Если выполненные пункты плана будут отвечать описывающим их словам, то значит, мы верны данному нами слову.

9. Помочь рассудительности в нашем поведении и наших деяниях, может развитая добродетель - аккуратность. Она требует быть внимательными и точными в наших поступках и при выполнении любых дел. Воспитывать аккуратность следует с мелочей. Аккуратность, порядок вокруг нас, даже в мелочах, способствует гармонизации нашего ума. Аккуратный человек всегда прекрасно выглядит и опрятно одет. Также красиво и чисто выглядит его жилище. Точность и пунктуальность присутствует во всех его делах и взаимоотношениях. Аккуратный человек всегда следит за своей речью и самыми точными словами выражает свои мыслеобразы, чтобы окружающие люди могли правильно понимать смысл произносимых фраз. Аккуратность это также точность при выполнении необходимых инструкций и правил, создаваемых специально для того, чтобы исключить возможные ошибки в работе или нашем поведении.
Аккуратность - это и строгость выполнения гражданских законов. Как бы ни был несовершенен закон, но это лучше, чем беззаконие. Желание быть аккуратными вызывает постоянное стремление к порядку и точности во всех наших делах и поступках.

10. Для доверительных и предсказуемых взаимоотношений между людьми необходима верность данному слову. Под этой верностью подразумевается постоянство наших Разумных обещаний, которые мы подтверждаем соответствующими словами. Фразы, состоящие из этих слов, обозначают какую-либо Разумную цель, которая не может нарушать законы Совести. Поэтому отказ от этих слов равносилен поражению злу, то есть отречению от нравственных принципов и правил Духовного мира. Человек верный Божественной воле не нарушает своего слова, несмотря на более привлекательные и выгодные с точки зрения эгоиста предложения, даже если это вызывает осуждение окружающих людей, или заставляет из-за этого терпеть лишения и унижения в жизни.

Божественная Заповедь подтверждает это: «Блаженны вы, когда будут вас поносить и гнать и всячески неправедно злословить за меня».

О необходимости выполнения своих Разумных обещаний, закреплённых определенными словами, говорится в Евангелие от Матфея: «Нельзя служить двум господам одновременно: и Богу (Духовному миру), и мамоне (страсти к земному богатству)». Такой компромисс невозможен, поскольку верность словам, обозначающим Разумное обещание, не допускает нарушение этой верности ради материальной выгоды, потому что это может привести к обману или предательству - одному из самых тяжких земных грехов. На человека, опирающегося в жизни на Духовные принципы, можно положиться, потому что он всегда будет верен данным им обещаниям - он «хозяин своего слова». У такого человека есть последовательность слова и дела, и это является залогом исполнения того Разумного, что он обещает.
 
Как вода, которая капля за каплей точит твёрдый камень и меняет его форму, так и человек, давший слово искоренить свои недостатки, постоянно помнящий об этом и верный своему обещанию, обязательно добьется успеха и устранит нежелательные черты своего характера.
И наоборот, человек, постоянно нарушающий свои Разумные обещания из-за лени или возникающих корыстных желаний, постепенно привыкает к этому и делает своей привычкой. Такая привычка развивает у человека необязательность и часто подталкивает к обману, чтобы оправдываться перед людьми, и это может привести к потере их доверия.

11. Общаясь в жизни с разными людьми, наряду с искренней доброжелательностью большинства из них, мы можем столкнуться и с корыстной волей недобрых людей. Часто это воздействие на нас бывает обманным (то есть бесСовестным). Такие обманщики, изучая и оценивая нас, начинают использовать для своих целей наши добродетели. Это выражается в том, что эти мошенники, вызывая к себе сострадание, жалость, или выдавая себя не за тех, кто они есть на самом деле, пытаются обманными способами осуществить свои корыстные желания. Как правило, они пользуются доброжелательной реакцией людей готовых сразу прийти на помощь тем, кто её просит. Как же не попасться «на удочку» таких вероломных мошенников и исключить возможные при этом конфликты. Давайте рассмотрим это явление подробнее.

Из-за того, что люди различаются по своим мировоззрениям и мироощущениям, то различны и их желания, многие из которых нельзя реализовать самостоятельно. Поэтому манипулирование - использование возможностей других людей для реализации своих желаний является неотъемлемой частью взаимоотношений между людьми в обществе. Азы манипулирования в разной степени проявляются у человека уже в раннем возрасте, когда будучи ребенком, он удовлетворяет свои желания, часто злоупотребляя уступчивыми родительскими чувствами. Используя разные способы воздействия на родителей - от непрерывного раздражающего нытья, до громкого плача, ребенок специально вызывает у родителей неприятные отрицательные эмоции и таким способом добивается того чего он хочет. Дети с прогрессирующим эгоизмом сознательно овладевают всевозможными приёмами манипулирования, чтобы влиять на своих родителей и получать для себя желаемое. Взрослея, такие дети начинают активно применять свои порочные навыки, воздействуя и на окружающих людей. Чаще всего, чтобы добиться нужного им результата, они используют чужие добродетели. Ими могут быть: милосердие, трудолюбие, верность данному слову и им подобные. Манипуляторы с успехом используют также и чужие недостатки, а именно хвастовство, жадность, тщеславие и другие человеческие пороки. Нередко люди, на которых направлена воля манипулятора, даже не подозревают, что их бессовестно обманывают.

Как же противостоять корыстной воле, воздействующей совсем не по Духовным правилам? Прежде всего, не давайте скороспелых обещаний и не торопитесь выполнять чужие желания. Сделайте перед этим паузу. Такая пауза необходима, чтобы подробно расспросить чего именно хочет добиться от вас просящий помощи человек и определить, насколько он искренен. Обычно тот, кто обманывает, неохотно идёт на такие расспросы и сразу начинает путаться. Надо постараться понять истинный смысл требуемой помощи, является ли она Добрым поступком и будет ли полезна для вас. Если требуемая от вас помощь благоразумна и полезна для многих людей, но без пользы для вас, то выбор за вами. Вам решать: проявить милосердие и помочь этому человеку, или же в противном случае, если у вас появилось сомнение, проигнорировать его просьбу. Нужно всегда помнить, что «помогая» лжецу, мы усугубляем его порок, а также становимся соучастниками его лжи.

Если манипулятор пытается бессовестно, любыми способами заполучить ваши деньги, или лживыми уговорами заставить нарушить общепринятые законы, то лучше сразу прервать его «лицедейство». Помогает в подобных случаях неожиданная для такого «актёра» фраза: «Я не буду этого делать - вы мной манипулируете», которая сразу его разоблачает и, как правило, обезоруживает. А главное заставляет его играть уже по вашим правилам.

К любым сведениям всегда надо относиться рассудительно. Это необходимо, чтобы опираясь на них в дальнейшем не ошибиться, и не сделать неблагоразумных поступков. Стремящийся к истине человек должен уметь распознавать в предлагаемой ему информации скрытую ложь, которая может быть замаскирована даже красивыми образами. Перед тем, как практически реагировать на любую получаемую информацию, и тем более сомнительную, или навязываемую нам против нашего желания, всегда лучше не торопиться, а прежде всего, тщательно её проанализировать. Желательно предусмотреть все возможные негативные последствия, которые могут возникнуть из-за неё в наших поступках. Помогает в таком анализе - сомнение, приходящее благодаря Совести и нашему Разумному опыту. Сомнение рождает мыслеобразы всех возможных результатов нашего выбора приводящего или к Добру, или к злу. Этот выбор подчиняется Закону Причинности в жизни. Он гласит: «Что посеешь, то и пожнёшь!». Поэтому не позволяйте скверным людям себя уговорить, и сделать что-то незаконное. Когда «внутренний голос» Совести не согласен с тем, что от вас требуют, надо научиться твёрдо отвечать: «Нет!». Такая твёрдость необходима, даже если вам кажется, что ваш отказ портит вашу репутацию доброго человека. Но ведь именно на ваше стремление быть всегда добрыми, и рассчитывают обманывающие вас мошенники игнорирующие Совесть. События, происходящие в нашей жизни это не набор случайностей, а последствия нашего нравственного выбора. И результатом является или благодать, которую мы получаем за правильный Разумный выбор, или же наказание СудьБы, то есть Суд Божий, если мы приняли ложное решение.

Божественная Заповедь гласит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

Желание узнать правду заставляет подвергать Разумному анализу всё происходящее в жизни, сравнивая наш выбор с эталонами Духовных знаний. Такой выбор позволяет совершать Разумные поступки, не наносящие вред ни нам, ни окружающим нас людям. Осознание того, что наш выбор был Разумным и безвредным для других людей, приносит нам радость, потому что в этом выборе проявляется наша любовь к ним.

Если же нам самим необходима помощь для личных целей, то вовлекая других людей в выполнение наших желаний, надо всегда опираться на принципы человеколюбия. И главное, результат таких взаимоотношений должен быть полезен не только нам, но и тем, кого мы привлекаем на помощь - она всегда должна быть равноценно скомпенсирована. Иначе можно скатиться к эгоцентризму уподобившись эгоистам.

12. Обязательным условием доброжелательных взаимоотношений является справедливость в таких отношениях. Залогом справедливости всегда были честность и доверие друг к другу. Отсутствие справедливости к другим людям, может зеркально отразиться в их реакции по отношению к нам. Поэтому прежде чем ожидать справедливость к себе, вначале лучше убедиться в своей безупречности. Помогает в этом Совесть. Это похоже на взгляд со стороны человека совсем незаинтересованного в возникшей, и вероятно, спорной ситуации. При таком рассмотрении всегда хорошо видны чужие ошибки, которые раздражают. Их, конечно, видеть надо, но свои лучше замечать в первую очередь и стараться, прежде всего, устранять их. Это подразумевает известная мудрость: «Не надо искать соринку в чужом глазу, а лучше разобраться с бревном в своём». Соблюдая это правило, мы будем избегать возникновения конфликтных или спорных ситуаций.

Надо стараться вникать в чужие требования и рассматривать их наравне со своими желаниями. Не игнорировать Разумные желания других людей и не умалять их значимости. Конечно, свои желания кажутся всегда важнее и поэтому трудно уступить другому человеку. Но если результатом такой уступчивости станут добрые отношения, то Разумно допустимые личные потери всегда будут оправданы. В будущем это обязательно окупится, потому что, уступая в пользу своих соперников, мы не даём возможности раскручиваться спирали взаимных обид и упрёков. Разумная уступчивость является залогом добрых отношений с людьми и позволяет в дальнейшем с ними договариваться. Они по нашему примеру тоже начнут уступать нам.
Любая уступчивость, конечно, не должна исключать наши Разумные требования, особенно если это будет противоречить законам Совести. В случае, когда нет времени оценить возникшую конфликтную ситуацию, а доверительные отношения терять нельзя, то лучше всего взять за правило: «Поступать с другими людьми так же, как  вы хотели бы, чтобы другие люди в подобной ситуации поступили с вами».
   
13. Для доверительных отношений между людьми нужна честность. Эта добродетель всегда ценилась с древних времён и упоминалась ещё в Ветхом Завете. Под честностью тогда подразумевались всем известные заповеди: «Не укради. Не произноси ложного свидетельства. Не желай дома ближнего твоего, ни жены его, ни имущества его, ничего, что у ближнего твоего и т.д.». Современное общество расширило эти требования, и стало морально недопустимым массовое распространение заведомо ложной информации. Утаение или искажение любой информации в корыстных целях, если это может принести вред другим. А также осуждается кража и присвоение чужой интеллектуальной собственности.

Обман никогда не способствовал благим целям. Ни одна даже приукрашенная ложь не спасала, и не может помочь. Лучше промолчать, если этого требует ситуация, чем соврать. Некоторые считают, что соврать можно ради благой цели. Например, во имя «любви к ближнему», чтобы психически не травмировать его из-за какой-либо трагической правды. Или выгораживать кого-нибудь, лжесвидетельствуя ради, якобы,  верности дружбе с этим человеком. Но это всё от лукавого и никакой «любви» и «верности» в этом нет. Нельзя быть соучастником лжи, со временем вам припомнят эту ложь и используют против вас же.
Иногда человек из-за своей честности может стать и отверженным в коллективе за свои моральные убеждения, за нежелание лицемерить. Но никто при этом не сможет остановить его эволюционного развития.

Божественная Заповедь гласит: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

Народная мудрость напоминает: «Лучше плохая правда, чем хорошая ложь». Нельзя заслужить доверие к себе обманными поступками. Любая ложь, как бумеранг, рано или поздно благодаря «Его Величеству Случаю» возвращается обратно и больно бьет лжеца, а его тщательно утаиваемый обман, в конце концов, раскрывается. У большинства лжецов со временем наступает раскаяние в содеянном, и они очень болезненно переносят «угрызения» Совести, которые проявляются у них в отрицательных эмоциях. Обманщиком всегда управляет страх быть раскрытым, он лжёт не в силах остановиться и, как правило, сам запутывается во лжи.  Искаженная или неполная правда тоже равноценна лжи.
 
Человеку, стремящемуся к Духовному развитию, нельзя лгать. Обмануть можно кого угодно, только не Бога, поэтому лжец, мошенник или вор не могут рассчитывать на Духовное развитие. Лучше сознаться в обмане и покаяться перед Богом, чем жить с грузом лжи.

14. Чтобы уметь сознаваться в своих грехах и раскаиваться, необходима смелость. Главной особенностью этой добродетели является готовность совершать смелые поступки. Это значит, уметь решительно делать нужный и своевременный Разумный выбор, преодолевая свой страх, вызываемый инстинктом самосохранения. Он может быть вызван боязнью жизненных утрат, или возможной потери уважения окружающих людей. Такой животный страх появляется из-за боязни, что случится что-то неприятное, опасное для жизни. Или же это может быть испуг от увиденного, не укладывающегося в рамки жизненного опыта, или ужас неотвратимости чего-либо нежелательного в жизни и тому подобное. Страх может даже временно парализовать, не давая возможности человеку сопротивляться причине вызвавшей страх. Поэтому смелость важное качество характера человека, стремящегося к Разумному совершенству. Человек, преодолевающий страх избавляется от своих животных качеств, рождающих этот страх, и поэтому с каждой новой победой поднимается ещё на одну ступеньку Разумной эволюции.

Можно долго, о чём-либо мечтать, но сделать, наконец, первый шаг для воплощения своей мечты или изменения своей привычной спокойной жизни, не боясь возможных ошибок, для этого тоже нужна смелость. Порой этот шаг надо сделать немедленно, если от этого зависит чья-либо жизнь. И наивысшим проявлением смелости является мужество и отвага. В таких случаях наиболее ярко проявляется любовь к ближнему, направляющая смельчака спасать кого-то иногда ценой собственной жизни.

Существует мнение, что со страхом легче справиться, если не избегать, не прятаться от причины вызвавшей страх, а сразу сделать нужный поступок, чтобы устранить эту причину. Потому что чаще всего пугает непредсказуемость возможной опасности. Некоторые люди сознательно создают для себя ситуации, в которых учатся преодолевать свой страх. Например, занимаясь экстремальными видами спорта, и в жизни им проще бывает совершать смелые поступки.

15. Прожив немало лет, которые наградили меня жизненным опытом, я заметил, что умение любить чаще проявляется у людей милосердных. Эта добродетель представляется нам как сочувствие, сострадание, готовность бескорыстно помогать нуждающимся в помощи людям или животным в преодолении возникших у них жизненных затруднений. Именно люди с этой чертой характера, по сути, являются добровольцами. Многие из них становятся основателями разных благотворительных фондов для нуждающихся в помощи людей или приютов для бездомных животных. Потребность в такой помощи им необходима, чтобы они могли полностью реализовывать своё умение дарить Добро другим.

Святая заповедь гласит: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

В жизни так и бывает: что отдаём, то и получаем в ответ. Поэтому надо спешить творить Добро, чтобы оно чаще возвращалось к нам обратно. 
Не все люди могут жить полноценной жизнью из-за тяжёлых болезней или телесных изъянов, из-за глубокой старости или детской беззащитности. Это относится и к животным, попавшим в беду. Всем им требуется своевременная помощь. Если избегать равнодушия к чужим страданиям и пробуждать у себя чуткость и отзывчивость, то мы чаще будем испытывать счастье от положительных эмоций тех, кому мы помогаем.

Однако оказывать помощь нуждающимся людям надо осмотрительно и такая опека может быть только благоразумной. Помощь нуждающемуся человеку не должна препятствовать развитию его личности или вызывать у него проявление отрицательных черт характера, таких как лень, ложь, вымогательство и им подобных.

16. Важной добродетелью человека является умение Разумно ограничивать себя во всём. Это качество необходимо для поддержания гармонии в мире. Оно выражается в сознательном принятии для себя определённых границ, размеров или длительности разных деяний, поступков или событий. Даже если они приятны для нас и востребованы, но в случае неограниченного потворства им, могут стать нашми страстями. Приобретённые человеком неконтролируемые им страсти приносят вред не только ему, но и другим людям.
Неоправданная ненасытность, вызванная нашими плотскими желаниями, нарушает существующий у нас баланс жизненных процессов, разваливает внутреннюю гармонию нашего организма. Это приводит к преждевременным болезням и быстрому старению.

Неумение Разумно ограничивать себя в своих потребностях может повлиять и на человеческие взаимоотношения, делая их враждебными. Нельзя не учитывать интересы других людей, особенно если наша ненасытность будет их как-то ущемлять. Например, из-за недостаточного количества общих для всех материальных благ, а также ограниченного времени для их освоения или потребления. Лучше всегда делиться в таких случаях, давая возможность и другим людям равноценно пользоваться всеми общими благами. Такой поступок будет не только справедливым, но и станет залогом добрых взаимоотношений.
Нам следует контролировать размеры, величину своих потребностей и использовать, брать лишь то, что жизненно нам необходимо и Разумно по продолжительности. Не следует иметь много лишних и ненужных вещей, чтобы не стать их рабами.
Не стоит чрезмерно увлекаться разными плотскими «удовольствиями», которые могут навредить нашему здоровью и нашей личности. Например, объедаться вкусной пищей и «награждать» себя из-за этого лишним весом, приводящему к проблемам со здоровьем. Или долго, не отрываясь сидеть у экранов разных информационных устройств или телевизора. Этим мы можем нанести себе вред информационными перегрузками или длительным влиянием чужой корыстной воли. В таких случаях продолжительная бесполезная, большая по объёму информация и чрезмерное воздействие чужой воли разрушают нашу личность, исключая возможность появления у нас собственного мнения, замедляя этим наше Разумное развитие

И очень важно бережно относиться к времени. Нельзя попусту терять ни минуты. Жизнь так коротка, а надо так много успеть! Быть экономными помогает аккуратное расходование жизненно необходимых для нас ресурсов и точность в планировании нашего времени. Стремление быть бережливыми, а не расточительными, воспитывает у нас чувство меры - Разумное ограничение себя во всём.

17. Помогает Разумно ограничивать себя во всём важная добродетель - скромность. Это качество характера помогает человеку искоренять в себе животный инстинкт доминирования (эгоцентризм) по отношению к другим. Если нам удаётся совершать что-либо полезное, значимое в жизни, то благодарить за это надо Озарение, которое нам дарит Бог. Это Он помогает в наших Разумных деяниях. Если мы понимаем, что все люди одинаковы, и только уровень Духовного развития у всех разный, то перед кем нам показывать своё превосходство и претендовать на особые почести? Если человек достиг успеха или поднялся на более высокую эволюционную ступеньку, чем кто-то другой, то не следует оттуда задирать нос. Впереди ещё долгий путь, и тот другой, который отставал в жизни, если он станет активнее в своём эволюционном развитии, ещё догонит и перегонит. Лучше постоянно критически относиться к своим достижениям и победам, не считая, что уже достигли предела своего совершенства и безгрешны. Ведь если мы живём в нашем мире, значит, нам ещё есть что исправлять в своём характере.

Об этом учит первая Божественная Заповедь: «Блаженны нищие Духом, ибо их есть Царство Небесное».

Если у нас появится понимание, что мы всё ещё «нищие» Духом, то это будет постоянно нас подталкивать и двигать вперёд по пути Духовного развития. И не следует каждый раз хвастать о своих победах, ибо скромным чаще везет, чем хвастунам. В жизни этому много примеров.

Хвастовство – это раздувание, преувеличение своей важности, для того чтобы претендовать на особые привилегии в коллективе или же, чтобы понравиться кому-нибудь. Такое утрированное подчёркивание своей значимости унижает других, как бы говоря им: «Я лучше всех!». Есть пословица: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи всем о своих грандиозных намерениях и успехах». Наверное, таким хвастунам не известна Истина, что: «На всё воля Бога». Часто «Его Величество Случай» наказывает за пустословие тех, кто слишком громко и много хвастает о своих великих планах. Как правило, случайная жизненная ситуация раскрывает окружающим людям скудные личные способности хвастуна, позорно свергая его с пьедестала превосходства. Судьба подобным образом учит и помогает хвастуну изжить его инстинкт доминирования и превосходства по отношению к другим людям, давая ему понять, что он такой же, как и все.
 
Другая разновидность этого порока - умышленное искажение, умаление своих способностей, неискренние жалобы на отсутствие возможностей и на своё невезение в жизни, на слабое здоровье и т. д. Главной целью такого хвастовства «наизнанку» является желание вызвать сочувствие и жалость у окружающих, чтобы таким способом получить привилегии в чём-либо перед остальными. Такой корыстный плакальщик и не подозревает, что жалуясь на свои яко бы бедствия, или своё ложное недомогание, он программирует у себя болезни и трудности, о которых он говорит.

Корыстное умаление своих возможностей совсем не похоже на скромность, которая украшает человека. А вот смущение, робость, застенчивость, стеснительность, ненавязчивая учтивость и доброжелательность к окружающим, а также немногословность, как правило, являются признаками скромности. Эта добродетель появляется у человека из-за осознания, что все его успехи в Разумном развитии зависят только от воли Бога, и только Он помогает Духовно меняться, раскрывая нам, если мы заслужили, новые горизонты Разумных знаний. Понимание этого должно сдерживать наше самолюбование и хвастовство.

18. Показателем скромности является умение сдерживать свою излишнюю болтливость. Эта добродетель подразумевает Разумную молчаливость человека при общении. Речь является для людей одним из главных способов общения. Но Божественное Озарение чаще возникает у человека в молчании, во время Вдохновения, при освоении новых знаний. Молчание во время коллективной беседы позволяет максимально сосредоточиться, сконцентрировать своё внимание на мыслеобразах обсуждаемой всеми темы. Тогда быстрее с помощью Духовного опыта и сомнений открывается Истина. Поэтому лучше внимательно слушать, анализировать услышанное, чем самим сообщать то, в чём нет уверенности.

Ещё хуже бывает говорить о чём-либо некстати, невпопад с тем, что обсуждается. Пустой разговор не связанный с общей темой, или общим занятием отвлекает, заставляя всех мысленно переключаться на что-то другое. Из-за этого рассеивается внимание и пропадает интерес к тому, что обсуждалось, оставляя, возможно важную для всех тему нераскрытой.
Иногда бесполезная болтовня не только отвлекает, но и раздражает тех, кто занят каким-либо делом, или хочет сосредоточиться на каком-либо вопросе. Она вызывает отрицательные эмоции у занятых людей, вынужденных слушать пустословие, которое отнимает драгоценное для них время.

Следует также учитывать, что многие корыстные люди используют, пустую болтовню при общении специально, чтобы усыпить внимание собеседника. Это позволяет выведать нужную им информацию и впоследствии с её помощью манипулировать этим человеком.

Вреден и спор во время разговора, из-за которого сильно проявляется инстинкт доминирования у спорящих людей. Некоторые спорят до хрипоты, если спор излишне громок и, обессилив от крика, теряют свою жизненную энергию. Но тратить эту энергию не только расточительность. Громко перебивая друг друга, каждый спорящий, пытаясь навязать своё суждение по спорному вопросу, проявляет этим неуважение к мнению своего собеседника. Возникающие при этом отрицательные эмоции, нагнетают взаимную обиду и могут перевести спор в серьёзный конфликт.
Поэтому нужно следить за своей речью, чтобы не приносить вред ни себе, ни окружающим людям. Народная мудрость гласит: «Язык мой – враг мой», а «Молчание – золото».

19. Наше счастье или несчастье зависят от нас самих: «Что человек посеет, то он и пожинает». Мы всегда получаем в жизни то, что заслужили за наши деяния. Счастливыми моментами нашей жизни мы награждаемся за наши достижения, а невезучими за наши промахи. Поэтому несчастье надо принимать со смирением, понимая, что так Судьба указывает на наши плохие поступки - это предупреждающий звонок, а может и кнут. Даже если перед Совестью мы чисты, а несчастье всё равно произошло в жизни, то надо принять это как необходимое испытание, очередной эволюционный экзамен.
И если нам удастся достойно преодолеть это испытание, то такая победа поможет нам подняться на более высокую эволюционную ступеньку. Для нас это очень важная добродетель - умение смиренно, нисколько не жалея, отказываться от несбывшегося желания, ложной цели, или вредной мечты, сохраняя при этом присутствие Духа, то есть наш «внутренний голос» Совести.

Часто Божественное Проведение, желая нам помочь или уберечь, с помощью маленького несчастья избавляет от большого бедствия или вредного для нас поступка. Как правило, это маленькое несчастье, если смиренно с ним согласиться, оборачивается позже в большую удачу. Например, непредвидимый случай: опоздали на самолёт, который впоследствии разбился и тому подобное.
 
Наше смирение перед неожиданно возникающими, непредсказуемыми, возможно не зависящими от нас неудачами, помогает мудро соглашаться с этими неудачами, веря при этом в будущий успех. Как в народе говорят: «отступить назад и не набить шишек». Такое смирение помогает избегать эгоистического упрямства, которое может ещё больше усугубить возникшие неудачи и трудности в жизни. Желание быть смиренными основывается на Разумном не сопротивлении жизненным неудачам, и на мудром согласии с неожиданными испытаниями, посылаемыми нам Проведением, постоянно помня, что: «На всё воля Бога и Его замысел».

20. Быть Разумно смиренными нам может помочь добродетель, которая даёт постоянную надежду на всё хорошее, доброе, что дарит нам жизнь, несмотря на возникающие в ней невезения. Эта добродетель – ВЕРА во всемогущество Бога и силу Добра.
Одним из грехов на земле является уныние. Обычно этим пороком страдают не верящие в хорошее, доброе - пессимисты, которые боятся всяких потрясений в жизни. Испытания, посылаемые Божественным Проведением, всегда страшны для этих людей и сопровождаются отрицательными эмоциями, возникающими у них из-за неверия в Бога. В противоположность им люди неунывающие видят во всех таких испытаниях промысел Божий, поэтому надеются на Его опеку и помощь в преодолении возникающих в жизни трудностей. Они верят, что в созданном Богом мире, Его универсальной наградой является благополучие (Добро). Поэтому творя Добро другим, они получают его обратно от Бога. Если человек по неосторожности или из-за ошибок теряет Божественное благополучие, то чтобы вернуть его обратно, ему необходимо раскаяться в своих грехах и поскорее начать творить Добро другим.

Вера в силу Добра даёт постоянную надежду на оптимистический (лат. optimus - наилучший) исход неприятных событий и обстоятельств в нашей жизни, даже в безвыходных случаях. Эта вера основана на том, что Добро нескончаемо, как бесконечное проявление Бога в нашем мире, и направленно на гармонизацию этого мира. Верующие люди стараются поддерживать Божественную гармонию во всех своих делах и поступках, и в этом им помогает их «внутренний голос» Совести, являющийся волей Бога на Земле, противостоящей злу. Совесть подсказывает в трудные минуты жизни как оставаться верными воле Бога. Выбор в этом случае человек делает сам: следовать Божественной воле, или нет. Поэтому жизнь «полосата как зебра» и удачи могут чередоваться неудачами. Грустные периоды неудач в жизни человека возникают из-за его «Духовной слепоты», порождаемой эгоцентризмом. Из-за этого он замыкает всё своё внимание только на себе и не может оценить проявление Добра в окружающем мире. У «прозревшего» человека обязательно появляется любовь к окружаемому миру, дарящему ему радость, и он начинает замечать и ценить Добро. Этому способствует тепло семьи и близких нам людей, бескорыстная помощь верных друзей, целебная сила и красота Природы, уверенность в своих безграничных творческих возможностях благодаря Богу и многое другое доброе, что противостоит злу.
 
В религии считается, что на Духовные желания человека влияет его Душа, а за материальные желания отвечает его сердце. В давние времена сердце считалось главным управляющим центром плоти человека, при остановке биений которого человек уходил в другой, потусторонний мир. Сердце почиталось в качестве сакрального органа отвечающего не только за жизнедеятельность его плоти, но и за его поступки.

Именно это «сердце» упоминается в Божественной Заповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». 

В современном представлении таким управляющим человеком центром, является наше «Я». Для нас очень важно, чтобы все желания нашего «Я» были добрыми и гуманными, а не корыстными человеконенавистническими, возникающими из-за животных инстинктов, и особенно звериных, которые могут появиться в результате низменного влияния плоти. Стремление к Духовным ценностям, вера в их чудодейственную силу помогает очистить все помыслы нашего «Я» от вредных желаний и обрести Божественную благодать - гармонию в жизни, которая подарит счастье.
Всё познаётся в сравнении. Если бы не было зла на земле, то люди не смогли бы распознавать, а главное ценить противоположное ему Добро. Вера в силу Добра и его нескончаемость благодаря Богу, надежда на Божью благодать, и желание самим творить Добро окружающим людям, являются залогом обретения счастья всем, кто к этому стремится. И это помогает оптимистически относиться к временным неудачам в жизни.

   Давайте подытожим все перечисленные нами добродетели человека:

1. Доброжелательность, а не осуждение, но покаяние за свои грехи.
2. Умение бороться с раздражённостью и быстро успокаиваться.
3. Кротость при общении с людьми.
4. Терпение при любой благоразумной деятельности.
5. Разумная терпимость ко всем людям.
6. Упорное целенаправленное трудолюбие ради благой цели.
7. Умение вдохновенно, творчески подходить к решению любых задач.
8. Соблюдение Разумной последовательности в делах и поступках.
9. Аккуратность во всём.
10. Верность данному слову.
11. Умение находить Истину в том, что вызывает сомнение.
12. Справедливость в конфликтах и суждениях о других людях.
13. Честность и искренность в человеческих взаимоотношениях.
14. Решительность для совершения смелых поступков.
15. Милосердие к нуждающимся в помощи.
16. Отсутствие вредных страстей и Разумное ограничение себя во всём.
17. Скромность в поведении, отсутствие хвастовства и тщеславия.
18. Молчаливость, сдерживание пустой болтовни.
19. Мудрое смирение с неудачами и понимание, что на всё воля Бога.
20. Вера в силу и нескончаемость Божественной благодати.
 
Наверное, мы не рассмотрели ещё какую-нибудь очень важную для нас положительную черту характера и их, видимо, должно быть несравненно больше. Но мне кажется, если каждый день применять даже эти 20 добродетели, то с их помощью будет легко обрести внутреннюю гармонию и любовь к окружающему миру. Ведь в этих положительных чертах характера заключены все девять Заповедей Блаженства, которые взяты из Святого Евангелие. И именно они являются необходимым условием для получения Божественной благодати - счастья в жизни. Зная об этих человеческих добродетелях, главным для нас становится не только овладение ими, но и умение распознавать эти замечательные качества характера у окружающих нас людей. Способность видеть красивое в людях, то есть их гармоничные черты характера, будет являться главной причиной для возникновения любви к ним.
 
Если вы захотите сделать устойчивыми гармоничные взаимоотношения с окружающими людьми, то для вас станет необходим постоянный ежедневный контроль ваших совершённых поступков - так называемый самоанализ. Эта практика известна ещё со времён Платона. Для более эффективного обучения Платон предлагал своим ученикам каждый день делать анализ их психических взаимоотношений с другими людьми. Эта самооценка помогала найти причины досадных неудач в их поведении, чтобы избегать подобных ошибок в будущем.

Во время подобного самоанализа человек остаётся наедине со своим внутренним «голосом», мысленно оценивающим всё происшедшее за прошедший день. Этот «голос» судит человека на основании законов общепринятой в обществе Совести, а также приобретённого им Разумного жизненного опыта. В это время нужно отстраниться от любых внешних раздражителей, чтобы не было никаких посторонних мыслей, и погрузиться только в воспоминания прошедшего дня.

Некоторые  скажут, что этот «голос» иногда провоцирует и на грешные мысли. Но им можно возразить, что в этом случае они слышат не «голос» их Духовного существа, а «голос» их плоти. Надо всегда различать Божественную волю по присущей ей особенности нести только Добро и любовь, не нанося вред людям и окружающему миру. Поэтому лучше всячески отгонять в этот момент корыстные плотские мыслеобразы, понимая, что в этом случае звучит «голос» животной, а не Духовной стороны нашего «Я».

Вечером перед сном надо мысленно окинуть весь прожитый день и вспомнить все удачные и досадные моменты прошедшего дня. Нужно вспомнить те желания и повлекшие за этим поступки, которые вызывали стыд. Стыд всегда неприятен и следствием его является раздражение и угрызения совести из-за неудачно совершённого поступка или неразумного поведения. Эта отрицательная эмоция всегда воспринимается как морально неприемлемое для нас, неприятное психическое состояние, и вспоминать всё связанное с ним совсем не хочется. Поэтому для объективности самоанализ надо проводить отстранено, как будто бы исповедуется другой человек. Это помогает непредвзято рассматривать все досадные ошибки.

Вспоминая события, за которые было стыдно, попытайтесь мысленно вообразить, каких результатов вам бы хотелось достичь в анализируемой ситуации, и как можно было бы избежать причины, вызвавшей стыд. Попробуйте определить, какими проявившимися отрицательными чертами характера был вызван стыд и представьте с помощью каких добродетелей вы могли бы достичь успеха. Это поможет выяснить, какие качества характера для вас вредны, а также какие добродетели были слабо проявлены. На овладение именно этими положительными качествами характера следует обратить особое внимание.
 
Но не стоит сильно и долго переживать о допущенных ошибках, ведь кроме вреда для здоровья это ничего не принесёт. Как метко сказал большой специалист по общению Дейл Карнеги: «Не надо пилить опилки!» Содеянное нами не так, как хотелось бы уже произошло. Вернуться назад во времени и всё исправить невозможно. Но если искренне раскаяться в совершённых ошибках и твёрдо решить (то есть настроить себя) стараться впредь не допускать подобных промахов, то это будет уже шаг в направлении Разумного исправления нашего характера.

Пожалуй, это всё, о чём хотелось бы написать на эту тему и мои «Раздумья о любви» подошли к концу. Возможно, некоторые читатели не согласятся с предложенным взглядом на происхождение любви, и с тем, что условия для возникновения любви зависят от нашего характера. Но ведь эта тема неисчерпаема. Каждый с высоты своего жизненного опыта имеет своё представление о любви. Написанные выше строки возникли из-за желания разобраться в этом интересном и важном вопросе, ответ на который в нашем обществе до сих пор скрыт под покровом таинственности. Выводы, связанные с этой темой являются моим умозаключением, на которое сильно повлияли аудиолекции Виталия Васильевича Караваева (1913 – 1985) по самосовершенствованию человеком своего характера. Большинство рассмотренных нами добродетелей были предложены именно этим замечательным исследователем. Его лекции из прошлого века вдохновили и подтолкнули искать Истину с помощью самых разнообразных знаний, которые помогли выяснить, что же на самом деле является счастьем. К тому же последнее время стало больше информации, которая в моей юности была под запретом в нашем тогда почти полностью атеистическом обществе. Появившиеся в постсоветские годы доступные религиозные знания о Боге помогли взглянуть на наш материальный мир с другой стороны. Это заставило задуматься о смысле жизни и значении Бога в моей жизни. Возникло желание определить истинные жизненные ценности в этом мире и выяснить подлинное значение многих определяющих эти ценности отечественных слов. Возникшее позже Божественное Озарение помогло мне именно таким образом сложить все эти «пазлы» знаний о природе любви в одну единую картину.
Но как сказал острослов Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное!». Поэтому к моему исследованию надо относиться как к частному жизненному опыту. Для меня эти знания стали основой жизненной философии и являются маяком, который помогает держаться верного направления в океане человеческих отношений.


   * Авторское пояснение слова «образ».

Слово «образ» произошло от древнего славянского слова «обрез» (то есть срез чего-либо). Такой «срез» – это одно из отражений того, что мы наблюдаем как объект (это могут быть разные вещественные формы окружающего мира) или как субъект (живое существо). Этот «срез» представляется нами как застывшее изображение - «фотография» наблюдаемого нами объекта или субъекта в какой-то момент времени. Подобные застывшие изображения являются «дельта» образами - МГНОВЕННЫМИ отражениями заинтересовавших нас качеств объекта или субъекта в наблюдаемые моменты времени. Значок «дельта» указывает на конкретное (единичное) значение таких качеств, присущих объекту или субъекту в эти моменты, когда время наблюдения стремиться к нулю. СУММУ всех характерных «дельта» значений качеств и признаков объекта или субъекта, позволяющих полностью отразить все специфические и возможные формы его существования, мы будем называть для краткости «образом». В нашем случае мы в основном будем обращаться, и рассматривать образы принадлежащие живым существам и конкретно людям. Поэтому далее всё будет относиться к субъектам.
 
Мы можем мысленно воображать образ какого-либо субъекта, то есть мысленно находимся в его образе. Мыслеобраз – это форма существования мысленно видимых суммарных сведений о каком-либо образе. Эти сведенья представляются как полная мысленная картина последовательного изменения этого образа при влиянии на него определённых внешних условий и факторов в определённые моменты времени. Мы мысленно рассматриваем эти изменения, представляя какую реакцию можно ожидать от субъекта в эти моменты времени и как это влияет на окружающих.
 
Если наблюдать заинтересовавшего нас субъекта за какой-то период времени в определённых условиях его существования от первого «дельта» образа - до последнего, в выбранном периоде времени, и описывать с помощью любых вспомогательных средств изменения интересующих нас характеристик каждого такого «дельта» образа, то это будет информацией о субъекте. Такое мысленное воображение человеком образа очень похоже на просматривание кинофильма состоящего из большого количества отдельных меняющихся кадров («дельта» образов). Чем отчётливее и полнее каждый «кадр» такого «фильма», чем больше разных подробностей в нём, чем этот «фильм» длиннее, тем более достоверная информация будет обо всём образе субъекта. Слово «информация» произошло от латинского слова «informatio» (сведения, пояснение).

Как это практически применяется в жизни? Если постоянно наблюдать за каким-либо человеком, то на основании всей получаемой информации о нём выясняется его реакция при взаимодействии с окружающим миром и другими людьми. На основании этого создаются законы, то есть типичные для него правила его возможного поведения. При этом уточняются условиях, которые будут влиять на такое поведение. Из этого следует, что для любого человека определённые условия его существования будут определять законы его поведения, то есть его характер. Характер можно  описать словами понятными другим людям. Обладая письменной или устной информацией о характере какого-либо человека, всегда можно мысленно воссоздать его психический образ.

Макарий


Рецензии