Хлеб-соль

Письмо подруги.
---------------

Валь, поначалу я вообще отпихивалась всеми руками-ногами. Неудобно было как-то. Куда я в гости к незнакомым людям в 9 вечера. «Это почти что утро», - уточнил Гиорги. Но я все же сомневалась. Гиорги остановился, по-княжески так на меня покосился (а грузины все косятся по-княжески) и говорит «Мой друг – друг моих друзей. Ты со мной, значит все в порядке». Звучало как мантра. Я чуть не ответила «слушаюсь и повинуюсь».

Есть-пить, пить-есть, петь-танцевать планировалось недолго, потому что завтра всем на работу, а у меня в полдень самолет домой.

Намечалась то ли вечеринка, то ли свадьба, то ли просто семейный ужин, Гиорги не понял по телефону. Но точно легкий. А это означало, что далекое тушинское стадо баранов сократилось численностью где-то наполовину, готовить начали четыре дня назад, вином запаслись еще с января. В Грузии ко всем легким вечеринкам так готовятся.

Мы сели в такси и поехали к друзьям Гиоргия.

Но так как Грузия теперь уже почти что полнокровная Европа, Гиорги предупредил, что надо будет заехать в магазин прикупить сладкого к чаю. Ну о чем речь, конечно, не с пустыми же руками на ночь притопывать. Думала, это будет по дороге, маленький магазинчик на первом этаже дома со всякими печеньками и незатейливыми рулетиками. Но Гиорги почему-то назвал водителю адрес гигантского маркета в конце города. Я подняла брови, так с ними до универсама регионального значения и доехала.

Вошли. Мой спутник почему-то остановился при входе и широко расправив плечи оглядел территорию. Так 12 веков назад цари оглядывали свои сочные владения. Он готовился. Ему не хватало белого порошка протереть руки чтобы не потели. Я молча наблюдала картину, впервые осознавая, что голодный грузин – особый вид человека.

Я предложила сразу кондитерский отдел, там должны быть очень миленькие пирожные. Гиорги недоуменно на меня посмотрел. Или тогда какой-нибудь алкоголь, продолжила я. Недоумение в глазах джигита усилилось, и я подозреваю, что из-за частицы «или».

"Мы пройдем везде",- добавил он и взял самую большую тележку. Я вспомнила немецкий танк повышенной проходимости Леопард-2.

Шли свиньей. Для аперитива Джордж бросил на дно четыре головки сыра и две метровые палки колбасы. Подумал, и бросил третью. Ветчину взяли трех видов – запеченую с чесноком, сырокопченую и вяленую лопатку.
Чтобы не скучать закинули по две баночки аджики и горчицы.

Если учесть, что грузинская горчица – это смерть европейцу, а про аджику ты сама знаешь для чего она, то колбасы получалось мало. Потому в отделе мяса Гиорги перестал стесняться. Баранина, свинина, говядина, телятина, кенгурятина – запаковывайте, не стесняйтесь – у нас с аджикой перебор. На бройлерную курицу, еле умещавшуюся на двухметровом прилавке, неистовый грузин даже не взглянул – «детская еда, кому хватит этого цыпленка».

У соусов мужчина смутился – он не знал кому что. Сметать весь прилавок идея была, но я взяла его за грудки и четким фальцетом Клары Цеткин прокричала «берем классику!». И мы взяли зеленый ткемали острый и пряный, красный ткемали острый и пряный, в меру острый (ааа, молокааа, срочно) соус из свежих помидор и кетчуп для извращенцев.

Следом мы зачем-то приобрели два лотка яиц. На макаронах и крупах, к удивлению, не тормознули.
Потом Гиорги испугал весь персонал внезапным криком «Уксус! Где тут уксус?!?»..
Взяли литровую бутыль..

Самое страшное началось у нескончаемого прилавка с готовой едой.
Он замер. «Давай возьмем немного, чтобы не готовить».. Аа, то есть 16 килограмм мяса мы везем – это чтобы не готовить.. Да и слово «немножко» в меня уже немножко вселяло вселенский ужас.

Оливье, куриный, крабовый, непонятный, непонятный-2, с черными вкраплениями и чуть-чуть два кило пхали.
В отделе овощей человека понесло, ведь все знают, что овощей на грузинском столе должно быть много. Я аккуратно спросила не погорельцы ли пригласившие. Нет, что ты, очень успешные люди.

Картошка, брокколи, баклажаны по тазику. Помидоры, огурцы по ведру. Ящик лука. И пальма банан. Я вспомнила, как дома покупала 200 грамм сыра и один огурец..

Рыбу он нюхал минуты три всю. Никак не мог выбрать. Сначала сырую – сома и форель, затем холодного копчения ставриду и горячего копчения скумбрию. В итоге были закуплены сырые сом и форель, холодного копчения ставрида и горячего копчения скумбрия.

Из тележки вываливалось. Но плотное одеяло из трех килограмм свежайшей ароматнейшей зелени плотно накрыло эту вакханалию.

Я спросила не заночуем ли мы там до сентября. Нет, Оля, дай бог тебе здоровья до ста двадцати лет, до сентября мы по-другому закупаемся. У меня внутри сжалось все.

Кофе, чай, какао.
Торт, заварные эклеры и тирамису.
Масло, соленья, хлеб.
Лимонады и минеральные воды по упаковке.
Сладости хозяйским детям – 29 единиц.
И три пачки диетических хлебцов, видимо на случай, если кто-то проголодается.

Все, сказал он. Я не поверила. И мы пошли на кассу.

Грузинский таксист совершенно не удивился, когда его грузинский собрат вышел с тележкой-пизанской башней. Он просто стал спокойно помогать заталкивать это все в багажник. Затолкав, он одобрительно пробурчал «до выходных немножко закупился человек».

Приехали мы вовремя. На кухне стояли такие же сумки из того же гипермаркета. (Видимо гости уже пришли).

Про стол я тебе даже писать не буду, сама все понимаешь. К завороту кишок в тот вечер я была близка раз семь. Если бы моя мама видела, какими ломтями я ела ветчину и какой слой аджики мазала сверху, она бы точно усомнилась, что я это я. Но не есть было невозможно.

Когда на следующий день я входила в аэропорт, все служебные собаки грузинской таможни прокляли меня за те запахи, которые исходили из моего баула, полного шашлыка, ветчины, аджапсандала и чачи, потому что деточка тут немного осталось, возьми на дорожку.

Валь, я несколько месяцев к вам не приеду. Мне надо похудеть. И заполнить холодильник, а то после вас его открывать страшно.))

Целую вас всех.


Рецензии