Тройная уха

Это было в одна тысяча семьдесят четвёртом году, заканчивался учебный год в Кумакской средней школе. Выпускники школы уже понемногу начинали готовиться к выпускным экзаменам, а остальные классы ждали  встречи с летними каникулами и настроение у школьников было соответственно предпраздничным. На уроках ученики вели себя более раскованно, каждый из них знал с какими примерно оценками он или она заканчивали учебный год, с их лиц не сходили приветливые и счастливые улыбки, каждый из них уже строил свои планы на лето. Всё это выражалось в повышенном невнимании к уроку и того что говорит тот или иной преподаватель, которому с трудом удавалось сдерживать стремящееся наружу предканикульное настроение учеников. Да и сам учитель в этот весенний месяц май, можно сказать, уже выглядел по другому. В его глазах и всём его поведении читалось примерно такое, -Ну, ну, резвитесь, скоро и я от вас отдохну, ещё неделька и три летних месяца мне не придётся на вас повышать голос или отчитывать за не выполненное домашнее задание или плохое поведение на уроке. Вот такая примерно ситуация была на тот момент перед летними каникулами в Кумакской средней школе, расположенной в центре бывшего рабочего посёлка Прииск-Кумак. В то время наполнение учеников в классах было ещё приличное и в каждом классе было примерно двадцать два - двадцать пять учеников. В то же самое время я работал в Кумакской средней школе в качестве учителя пения и физической культуры. Для меня это было золотое время, я очень увлёкся этой работой и даже полюбил её. Всё время находиться в водовороте кипящей школьной жизни с её радостями и проблемами, а того и другого хватало всегда в избытке. Дети это самый не познанный мир маленьких и подрастающих людей с которыми можно было очень легко установить добрые отношения или настроить их против себя. Они как промокашки из школьных тетрадей впитывали и хорошее и плохое ещё не до конца разобравшись в чём лежит отличие между двумя этими понятиями. Приходил в школу я обычно рано где-то минут пятнадцать восьмого и в спортивном зале делал двадцати минутную разминку, скакал на скакалке, делал упражнения на брусьях, и без пятнадцати восемь появлялся в учительской. Занятия в школе начинались с восьми утра, и проводились в две смены и мой рабочий день до обеда был полностью расписан по минутам. Уроки пения чередовались с уроками физкультур, а в окнах между уроками я проводил тренировки для учеников второй смены по баскетболу, волейболу, или самбо, а также по футболу на стадионе школы. После утренних занятий я отправлялся на недолго домой, чтобы пообедать, и возвращался в школу.
После проведения послеобеденных уроков и тренировок, для утренней смены, начинались репетиции предстоящего концерта одного из школьных вечеров, которые проводились у нас в школе, если не заняты были проведением дружеских спортивных мероприятия между учениками школы и нашими молодыми людьми, жителями нашего посёлка. Домой я уже возвращался примерно к одиннадцати часам ночи. И не смотря на это меня вполне устраивала такая напряжённая и удивительно наполненная жизнь с её неожиданностями, её динамичностью, её небольшими радостями. И конечно же я радовался всегда тем успехам, которые добивались мои подопечные в спортивных состязаниях или при выступлении в концертах на школьной или клубной сцене, поселкового или районного значения.  У нас в школе было принято по окончанию учебного года  с учениками, ходить в туристические походы на пару тройку дней. Это делали классные руководители со своими подопечными. У нас в школе каждый год делали практику учителя, обычно это были молодые девушки, только что закончившие институты и направленные к нам в глубинку из области или района. Одна из них была Инна Васильевна ведущая седьмой класс и собиравшаяся с ними отправиться в поход на реку Кумачку, на пару дней. Но так как она была жительница города и для неё это было в первый раз, она обратилась ко мне с просьбой о помощи в проведении этого двухдневного мероприятия. Отказать я конечно не мог ей в этой просьбе по одной простой причине, я любил эти походы с учениками на природу, выезды на туристические слёты, я брал с собой баян,  мы пели песни у костра в степи где нибудь на берегу реки, под открытым звёздным небом, отгоняя надоедливых комаров и смотря на яркие, но уже не столь далёкие звёзды на куполе ночного неба. Костёр в ночи, песня летящая далеко по реке, ночные яркие звёзды сплачивали на в одно единое целое, и было так хорошо и радостно на душе у каждого присутствующего при этом.
Двадцать пятого мая должен прозвенеть последний звонок и через два дня мы отправлялись в поход. Я пришёл в класс к Инне Васильевны и мы все вместе обговорили условия похода, о том что нужно взять с собой, на эти два дня и куда мы отправимся. Реку Кумачку я знал очень хорошо и поэтому предложил им место не далеко от второй базы совхоза имени космонавта В. Комарова. Это было красивое место, да и не красивых мест у нас на Кумачке не было. Река текла между скальных выходов, постоянно извиваясь, и лишь изредка можно было заметить более менее длинные прямые отрезки, где скальные выходы на поверхность отступали в сторону
и давали место более мягким породам земли и река могла течь без особого затруднения. Высокие талы и кустарники шиповника заселили берега реки Кумачки, но везде было достаточно полянок готовых принять в своё лоно рыбака или отдыхающих туристов. На место проведения нашего похода решили отправиться на школьной машине газ 51, в него мы загрузили палатки, рюкзаки с провизией и все остальные принадлежности которые могли нам потребоваться, лавок для сидения в кузове не было и мы с ребятами расположились на сене разбросанным не толстым слоем. Я объяснил нашему водителю куда нужно нас доставить и мы отправились в путь. Май в этом году выдался тёплый и стояли дни полные солнца и тепла, вода в реке уже более менее прогрелась и детишки с упоением резвились на мелководье. Песок на берегу прогревался до нужного градуса чтобы согреть охлаждённое тело из реки, можно сказать что лето началось со всеми его прелестями. Инна Васильевна сидела в кабине вместе с водителем я же расположился в кузове с учениками и наблюдал за их весёлыми и возбуждёнными лицами от ожидания предстоящего отдыха на природе. Разговоры и смех не прекращался ни на минуту. Ехали мы по степной дороге ещё не совсем пыльной, это уже к середине июня по ней будет стоять стеной пыль и медленно на неё осаживаться, а пока солнечные лучи мая вытянули ещё не всё влагу из дорог прорезающие степи и по ним можно было ездить более менее с комфортом, то есть не глотать завихряющуюся пыль следующую за автомобилем, если вы слегка притормозили на той или иной ямке на дороге. Дорога шла вдоль реки Кумачки, с правой стороны от нас находилась река, а  с левой стороны по ходу нашего движения тянулись  бесконечные хлебные поля принадлежащие совхозу имени космонавта В. Комарова. Скалы нависшие кое-где над рекой на солнце поблёскивали полосками слюды и выходами кварцевых жилок, рассыпая солнечные зайчики над талами и неторопливо движущейся рекой. Остановившись у обозначенного мной места, ребята стали разгружать автомобиль, снимая с кузова свои вещи и палатки, всё это сопровождалось весёлыми шутками и смехом, что сказать ребята были счастливы от того, что закончился учебный год, что началось любимое их лето, что они встречу его отметят совместно на природе купаясь загорая,  ловя рыбу, и конечно же вечерний костёр, в окружении ночной тишины при свете ярких и низких степных звёзд. Кто бывал в степи в ночное время у костра тот со мною согласится, степное ночное небо отличается от ночного неба города. Попрощавшись с водителем и назначив ему время когда ему надо приехать за нами, я попросил ребят немного успокоится и стал распределять обязанности по устройству нашего бивачного лагеря, среди ребят. Мальчики должны были установить палатки, девочки отправится на поиски сухих веток для костра. Место которое мы выбрали для лагеря было от воды примерно в пяти-шести метрах, открытая вода с постепенным заходом. Вода на Кумачке совершенно прозрачная и мы могли видеть её дно на протяжении пару метров от берега, что говорило о том что здесь можно было постепенно заходить в воду при купании, то что нам как раз и нужно было.
Река в этом месте была не особо широкой метров двадцать пять, с пятнами кувшинок и камышовыми порослями, но для рыбалки и купания было подходящим. Плёс был более менее длинным и ровным, начинался он не широким сужением перед которым находился переезд через реку, довольно обширный и не глубокий, примерно сантиметров тридцать-сорок в разных его местах. Дорога пресекающая переезд поднималась на не высокий бугор, и наш лагерь находился как бы под защитой левобережной возвышенности, заросшей высокой травой, чилижником и талами. От переезда наш лагерь находился буквально метрах в двадцати и он был защищён от ветра с трёх сторон, если же конечно он неожиданно проявит свою резвость. Установив палатки ребята спросили меня что ещё необходимо сделать, я взял штыковую лопату, сказал им что нам теперь надо выкопать погребок для продуктов что бы они у нас на жаре не испортились. Отойдя немного в сторону под кусты где была тень,  так как солнце от нас по его ходу будет  с левой стороны, и тень здесь будет находиться всегда я объяснил ребятам, как это погребок должен был выглядеть и что нужно для этого делать. Они разделили обязанности и принялись за их осуществление, я же отправился на поиски крепких, прямых и толстых рогаток из талы для костра на них мы будем подвешивать котелки для приготовления пищи. Инна Васильевна с девочками занимались приготовлением сухого хвороста для костра складывая его в стороне, благо что его было вполне достаточно по берегу реки поросшей густыми талами и ивами. Обложив будущее кострище собранными вокруг камнями и установив рогатульки на приличном расстоянии от будущего костра, что бы они не загорелись, мы разожгли костёр и девочки с Инной Васильевной занялись приготовлением пищи, пообещав накормить нас всех вкусным борщом из стеклянных банок, купленных в продуктовом магазине. Подвесив на костёр эмалированное ведро двенадцати литров и набрав  в него воды, вода естественно была из реки, я пошёл принимать работу по изготовлению погребка для продуктов. Ребята с этим задание справились на пять, всё было сделано как надо.- Ну, что сказал я палатки установлены, погребок выкопан, продукты от солнца спрятаны, борщ варится, пора и за рыбалку, удочки то с собой взяли?- А как же, почти хором воскликнули ребята, мы даже взяли с собой небольшой бредешок, ухи то вечерком сварим. Я ответил -Ну, ну, дело за рыбой. Ребята приготовили свои не хитрые рыболовные принадлежности накопали в тале дождевых червей и найдя для себя подходящее место у воды занялись рыбной ловлей. Я сел  на берегу и посматривал за ними, стараясь каждого не упустить из виду, кто не рыбачил или не занимался приготовлением пищи барахтались в воде повизгивая от удовольствия,
время от времени выскакивая на берег из воды, ложились на расстеленное одеяло или прямо на траву, подставляя свои детские тела тёплому солнцу конца мая. Место мы выбрали отличное, ветерок даже слабый сюда почти не проникал, и ребята наслаждались теплом солнца и прохладой реки. Инна Васильевна с тремя девочками ответственными за приготовление борща суетились у костра, что то подмешивая в ведро висящее над костром то помешивая в нём большим половником. И о чём то с ними весело щебеча. Я сидел на берегу, разомлевший на солнце, убаюканный птичьим пением которое неслось с разных сторон, на противоположном берегу у переезда туда сюда сновали кулики, в поисках подходящей пищи,
дальше от переезда был невысокий глиняный обрыв в котором стрижи наделали своих нор-гнёзд и стремительно носились над водой и берегом, охотясь на мошку и различных летающих насекомых. Иногда из зарослей
талы и ивняка слышался голос кукушки, или покрякивание диких уток.
Но моё внимание всегда было направленно на ребят которых я старался не упускать из виду, но и не очень показывая того, что они находятся под постоянным контролем. Но вот раздался своеобразный гонг. Инна Васильевна стучала половником по крышке ведра и созывала нас на обед.
Скатерть самобранка представляющая собой собрание различных одеял и кусков брезента была уставлена различными солениями, нарезанным хлебом салом и луком варёными яйцами и конечно же на ней стояло ведро сваренного на костре борща. Ребята подставляли чашки Инна Васильевна разливала борщ и пиршество началось. Отобедав ребята опять занялись кто рыбалкой, кто купанием, кто решил ещё пособирать хворост. А кто игрой в волейбол отойдя подальше от реки. Инна Васильевна подошла ко мне и спросила — Что будем делать, борща осталось пол ведра, я думала мы всё съедим. Я ответил, что его лучше не хранить на жаре он может испортиться  и есть опасность отравления. Давай его используем для прикормки рыбы а вечером  я сварю уху. Но вечером сварить уху не получилось улов у ребят был так мал, и они опечаленные тем что не смогли наловить рыбы на уху, повесили, как говориться, головы. Набрав в ведро воды мы вскипятили чай и ужину нас был конечно сытным, закуски которой мы взяли с собой в поход хватило бы ещё на пару дней. Но в воздухе витал вопрос с ухой  и не давал ребятам покоя. Отужинав я сказал ребятам — А теперь пойдёмте, я покажу вам как надо ловить рыбу, где ваш бредень?  Со мой отправились не только все мальчишки но и девочки, желающие увидеть как их физрук будет ловить ночью рыбу которой должно хватить на приличную уху. Идя к переезду с сопровождающими меня ребятами, и объясняя им то, что рыба ночью в поисках питания идёт на мелководье из глубины, где вода теплее и соответственно есть возможность найти для себя больше пищи. Этим мы сейчас и воспользуемся. Нескольких ребят я поставил у начала переезда, нескольких там где переезд втекает в плёс,  сказал им, что они должны производить как можно больше шума, когда ребята с бреднем будут двигаться в их сторону. Что бы рыба уже находившаяся на переезде не могла с его выйти в ту или иную сторону. Ночная рыбалка началась ребята вели бредешок, бреднем его нельзя было назвать, так как он насчитывал всего пару метров с небольшим кулем. Остальные производили столько визгу и шума бегая по по воде, какого наверное не разу не слышала река Кумачка в ночное время. Первый заброд получился удачный и в наш садок мы отправили несколько небольших щучек и пару налимов, штук двадцать плотвичек и с десяток уклеек, были среди них и небольшие окуньки. Радости ребят не было придела. Второй заброд получился почти такой же и я сказал ребятам нам этого вполне достаточно. Для того что бы мы завтра могли иметь на обед приличную уху. А сейчас садок с рыбой опустить в воду и крепко его закрепить за колышек, бредень расстелить для просушки и всем к костру у нас ещё есть час перед сном посидеть у костра и попеть песни или просто поговорить. Я вынул баян из чехла и начал наигрывать песни которые мы разучивали и пели с ребятами на уроках пения в школе, ребята прижавшись друг к другу плечами свернув ноги калачиком или просто полулёжа пели, песня плавно разливалась по реке, я играл не громко, чтобы хорошо слышались детские голоса, да и было это не на концерте, где нибудь в клубе. И особой громкости не требовалось и выходило всё естественно и душевно, и сплетавшиеся детские голоса наполняли ночную степь дополнительным очарование в свете бликов не большого, но яркого ночного костра на фоне мерцающих ночных ярких звёзд, и как бы прислушивающимся к пению, плавному течению реки. Усталые, но довольные до невозможность ребята разошлись по палаткам для ночлега. Утро нас встретило тёплыми ласковыми лучами солнца и чистым голубым небом, обещая нам ещё один приятный день на лоне природы. Мы с Инной Васильевной не стали устраивать общую побудку, а дали ребятам выспаться, кто раньше просыпался мы просили их не шуметь, а чем нибудь заняться, и дать выспаться остальным.  Над костром уже висело ведро закипающим чаем, ребята искупавшись в реке готовили завтрак подшучивая друг над другом. Последний  засоня вылез из палатки с чем его непременно поздравили ребята и мы принялись за утреннее чаепитие с бутербродами. Время до обеда пролетело незаметно, и я отобрав тройку мальчишек сказал им, - Вчера нас кормила женская половина нашего туристического отряда, сегодня мы мужчины приготовим для них уху на обед, ну, что за дело. Повесив ведро над костром с водой, мы занялись чисткой рыбы складывая  вычищенную в большую чашку, чисткой небольших налимов я занялся сам и аккуратно вытащив из них печень освободил её от мешочков желчи, хотя её было не много, я всё же решил воспользоваться ею для улучшения вкуса ухи. Вода в ведре закипела и я опустил туда начищенную ребятами картошку и ждал когда она немного сварится, после того в уху была добавлено пшённая хорошо промытая крупа, дождавшись того, что крупинки стали развариваться, я опустил в уху первую самую мелкую часть рыбы из уклеек, окуньков и плотвичек, дав им почти разварится, я вытащил остатки рыбёшек и положил их на тарелку. Затем я опустил в в уху вторую часть рыбы более крупную и подождав того момента, когда глаза варящейся рыбы побелеют, вытащил её из ухи, и разложил на другую тарелку. Ребята собрались вокруг костра и внимательно наблюдали, как их физрук готовит для них уху, и конечно же примечая и запоминая каждое моё действие. Я опустил в ведро самую крупную часть пойманной нами рыбы и ждал пока не побелеют глаза у варящейся рыбы и затем вновь вытащил её на тарелки не давая ей основательно разварится. Вытащив из ведра сварившуюся налимью печень, и положив её в чашку, дав ей немного остыть я растёр её ложкой до состояния кашицы и растворил в ведре с ухой, она не утонула в юшке, а расплылась по ней образовывая токую плёнку. Заправив порезанным луком и посолив, я попробовал на вкус уху и дал ей ещё немного провариться, накрыв крышкой, и попросил ребят не добавлять в огонь больше хворост. Затем сняв уху с огня и поставив ведро на наш импровизированный стол, я открыл крышки и посыпал варево чёрным перцем. Взяв в руки половник и чашку я начал по ней стучать и призывать ребят на обед, запахи ухи плыли над нашей полянкой и они не заставили себя долго ждать, расположились вокруг нашей скатерти самобранки и протягивали чашки мне для того чтобы я наполнил их вкусно пахнущей ароматной ухой. - Ты смотри, сказала мне после обеда Инна Васильевна, ведро пустое, каждый съел по две три порции, да и я сама пару чашечек проглотила и не заметила как, такой вкуснятины я ещё не едала. -Инна Васильевна, - ответил я,  - Природа, да и все мы принимали не посредственное участие в приготовлении этой ухи, да плюс ожидание чего-то необычного, плюс ночная рыбалка с визгом и смехом. Я думаю это надолго отложится в их памяти, эти два чудных летних вечера у костра запах и вкус тройной ухи.
 12.03.2020г.


Рецензии