Странные сближения. Посвящается А. С. Пушкину

   
    После торжественной церемонии награждения медалью Александра Сергеевича Пушкина к 220- летию со дня рождения, я в каком - то возбуждённом, мятежном состоянии духа брела по Москве в своих думах. Ноги сами привели меня к его памятнику на Тверском бульваре. Где же взять цветы? Я оглянулась,
и увидев старушку, продающую цветы, направилась к ней.- Это с дачи, дочка, бери, редкие цветочки. Ему?- она кивнула на памятник.– Да, ему!- Вот и хорошо! Не пожалеешь. И старушка с радостью протянула мне цветы. Это были "анютины глазки". Надо же? Любимые цветы ещё одного моего любимого поэта Николая Рубцова...какие дивные строки он написал о них  :
 "По утрам умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой,
И спросил я: — А как назывались? —
И мерещилось многие дни
Что-то тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
Назывались — «анютины глазки».
 Грустно, но божественно!Вселенская трагедия написана в этих строчках.
 А ещё это мамины любимые цветы,и любимые цветы Марии Александровны - старшей дочери Пушкина. Я вдруг вспомнила её портрет: красивые волосы убраны
этими цветами и на поясе тоже букетик.Анютины глазки – христианский символ воспоминаний и размышлений.Вот и воспоминание подкатило.Я взяла их,других не было.Подошла к памятнику и положила цветы на уголок пьедестала.Погладила прохладный гранит.-Здравствуйте, Александр Сергеевич, вот, я к вам зашла. Захотелось побыть здесь.Присела на скамейку рядом с памятником, достала медаль и стала её рассматривать,поглаживая пальцами такое родное и любимое с детства изображение. Вспомнила историю создания памятника скульптором Александром Опекушиным. Конкурс на него был анонимный, и после объявления победителя вышел самозванец. Опекушин в суде доказывал потом своё авторство по предварительным рисункам и эскизам.
  Когда же всё это началось? - задумалась я.С детства,конечно!Вспомнила, как папа учил меня любить книгу и великую русскую литературу.С ним я делала первые шаги, погружаясь в жизнь литературных героев, в мир их чувств и переживаний. Он приучал меня относиться к чтению книги,как к священнодействию. К этому я готовилась серьёзно: всегда мыла руки,приводила себя в порядок, торжественно садилась за стол, и, затаив дыхание,открывала страницу книги, вдыхая её аромат, погружаясь в иное измерение.
 Он впервые читал мне сказки Пушкина о «Рыбаке и рыбке»,о старике и старухе, живших у самого синего моря,и мы с ним разбирали поведение любящего деда и его сварливой старухи, которой так трудно угодить.Как я жалела старика, а её поведение мне казалось недостойным.Разбирали значение слов - дворянка, столбовая дворянка, царица морская.Тогда он мне не сказал,что мы тоже принадлежим к древнему роду столбовых дворян по маминой линии. Бабушка Лена( Елена Михайловна Аристова) росла в большой и дружной семье, но наступили страшные времена, кто не уехал, оказались в беде. Лену успели спасти, выдали срочно замуж за бедняка и отправили подальше от дома. Даже в церковной книге о венчании не была указана её фамилия, а только имя и отчество, так батюшка записал Лену. В приданое она получила только две большие серебряные ложки, а потеряла всё, включая родителей и семерых любимых братьев. Дворянство стало пропуском в бездну... Всей уцелевшей роднёй поклялись молчать,чтобы сохранить жизни детей, так как в истории семьи горя и утрат уже было сполна.С царицей морской было проще, жизнь её проходила в сказке...
 А ещё,мы разбирали «по полочкам» поучительную сказку о «Золотом петушке».  Сколько мудрости в его сказках! Папа рассказывал о Пушкине, что это наш самый
великий поэт и его непременно надо любить,читать,и гордиться, что он НАШ! А я рассматривала его портрет с любопытством, удивляясь странной растительности
на его лице,-бакенбардам,потому что в наше время таких я не видела в окружающих мужчинах.-Почему у него такие полоски волос с кудрями по бокам?"- спрашиваю я папу.- Они называются бакенбардами или баки, это была такая мода во времена Пушкина,да и раньше.Кстати, мода много раз на них менялась,то исчезала, то возвращалась.Он доставал альбом и показывал мне разные бакенбарды,которые носили, как символ мужской свободы,независимости и непокорности в разные эпохи.-Посмотри в альбоме о фресках Помпеи,и ты увидишь их уже и у Александра Македонского. Вот и в конце X VIII века они вошли в моду, и весь XIX век были завидным украшением щёк друзей Пушкина- Дельвига,Давыдова и Кюхельбекера. Их носили гусары,полководцы, генералы, многие писатели, музыканты,художники, поэты, учёные.- А сегодня их почему не носят? -  интересовалась я.- А у нас другая мода, и сегодня их редко кто носит, может,чтобы выделится чем-то из толпы,- говорил отец.Мне было очень интересно знать обо всем. Но баки Пушкина мне нравились больше, чем у всех других,они его действительно украшали, делали романтичным. И ещё,когда в красивой руке поэта я видела гусиное перо,которым он писал свои сказки, мне казалось, что я слышу, как оно скрипит свою волшебную мелодию. Перья были предметом моей зависти. Я всегда хотела научиться писать ими, и когда на улице находила такое драгоценное перо,выпавшее у птицы,то считала ,что судьба мне подарила царский подарок, приносила домой,срезала кончик, для удобства, макала в чернильницу и писала.В нашем доме папа не писал перьями,а вот Дмитрий Геннадьевич Годнев,наш сосед, известный литератор и преподаватель древней русской литературы,любитель "Слово о полку Игореве" - только ими писал. Представляя,как ими писал Пушкин,я уже тогда полюбила его стихи.Да, всё начинается с детства,и любовь к Пушкину тоже.
  Я сидела на скамейке и вспоминала свои значимые «встречи» с Александром Сергеевичем,«странные сближения»- как он говорил.Это так естественно было в моём положении.Вспомнила одно из первых «сближений» с поэтом: как я играла в школьном спектакле «Дубровский» по его повести,главную героиню Машу Троекурову,дочь помещика,и очень хорошо почувствовала её.Ставил спектакль настоящий режиссёр из театра,друг нашей учительницы по литературе - Розы Львовны Евилевич,учителя от Бога,как говорят о таких,чьи уроки я обожала.А ещё,много лет спустя,в Париже,моя туристическая группа поздравила меня с днем рождения неожиданным подарком- подарив лаковую миниатюру работы палехского мастера- прекрасный портрет Пушкина. Он и сейчас мне очень дорог,и я его передарила сыну,как семейную реликвию.Такое передают по наследству.
Я задумалась,и не заметила,что рядом со мной присела женщина вся в чёрной кружевной одежде,в красивой небольшой руке она держала веточку, где-то
я уже видела эти руки - промелькнуло в голове. Она тоже о чём - то думала сосредоточенно.Я стала незаметно её разглядывать.Стройная,с прямой спиной
балерины или наездницы, вся словно в трауре, было что - то  притягательное в этой незнакомке,она притягивала моё внимание к себе.Черты лица все удлинённые,как на лицах с портретов Эль Греко.Мне она напоминала кого - то бесконечно знакомого, я мучительно не могла вспомнить кого. Она развернулась ко мне и заговорила: – Вы
сейчас вспоминаете свои встречи с ним… -  и она кивнула на Александра Сергеевича, улыбнувшись мне.-Да,- сначала растерялась и удивилась я. Но, потом
сама ответила себе."Очевидно,все здесь вспоминают свои духовные касания с поэтом,- подумала я.Это естественно.Сидишь,смотришь на него,вспоминаешь что-то своё,просишь совета,мысленно беседуешь…"- Это правда, что вы писали сочинение о нём при поступлении в университет, и вам несправедливо поставили за одну описку тройку, – продолжила она.-Да, так было.Но я узнала об этом позднее на три года, и на всю жизнь запомнила ту описку в стихотворении «В Сибирь» - написала «Оковы тяжести падут» вместо «Оковы тяжкие»."Но,откуда она знает?Ведь этого никто не знал,я сама узнала намного позже,хотя очень удивлялась,за что мне тройку поставили,ведь я всегда писала на хорошие оценки.Через три года,мне один преподаватель открыл секрет,что я могла опротестовать эту оценку и получать стипендию,а я постеснялась беспокоить членов комиссии.
 -  А за что мне так снизили оценку? – спросила я.- Просто ты принадлежала к интеллигенции,а желательно было зачислять детей рабочих и крестьян.
Такая была установка,- ответил он.Когда писали сочинение,я проверяла двум парням их сочинения незаметно,они сели рядом,я исправила у них по 25 ошибок, если не больше,и удивилась,что они поступили с такими знаниями.Они меня задёргали,и меня чуть не выставили за дверь.Им поставили тройки,и они были счастливы,и мне тоже.У них было море ошибок,но они были ещё коммунистами,да после армии,и им полагались привилегии.Вот такая история была.Но,я все равно поступила.Ребята меня много раз благодарили,что помогла им поступить,особенно один,- Саша,до последнего дня вспоминал этот экзамен.
 - Но,откуда это вы знаете?– Это он мне сказал,-и она посмотрела на Александра Сергеевича.- Да- а-а ? Вот как!"Он что - же,всё про меня знает?"-подумала я.
    Я вспоминала свою незабываемую встречу в Ярославле с поэтом,когда бродила по вечернему городу и случайно забрела в темноте в нежилой район,который готовили под снос.Кругом был снег.Я увидела красивое старинное здание и приостановилась, разглядывая его.Уходящая красота!Рядом с ним заметила тени и какой-то свет,идущий,очевидно,через забор.Что-то толкнуло меня подойти к этому месту,и я обнаружила лаз в заборе,одна доска отодвигалась…Когда я заглянула во двор,то просто потеряла дар речи!Двор весь пылал!Я созерцала огненную реку,которая устремлялась к центру двора,к стоящей фигуре.Эта река огня создавалась горящими свечами,воткнутыми в снег.Их было очень много,и все они словно стекались к фигуре.Сразу я не поняла кто это,детали напоминали что-то знакомое,но… От такого зрелища у меня дух перехватило,я просто остолбенела. И тут свечи, будто услышали моё желание разгадать эту тайну,выбросили больше света на фигуру…- передо мной стоял Александр Сергеевич Пушкин,вернее скульптура без пьедестала скульптора Опекушина,копия памятника с Тверского бульвара.Я потеряла дар речи от увиденного и замерла,тихо наблюдая за всем происходящим во дворе.Какие-то люди,скорее тени,молча приходили сюда, ставили свечки,и, постояв немного, растворялись, незаметно, исчезая в темноте. Откуда здесь памятник? И что это за таинство?Так и осталось тайной.Домой я добралась не помню как,двигаясь какой - то птичьей походкой, что - то шептала из его стихов,строчки поэм, не обращая внимания на прохожих… Меня потряхивало и шатало.Я постоянно думала об этом чуде, которое мне удалось увидеть в эту ненастную ночь.Только придя домой,я вспомнила,что это был день памяти поэта …,взяла томик его стихов, и выпив за светлую память Александра
Сергеевича рюмку любимого ликёра, так и просидела до рассвета, листая и прижимая книжку к себе.Судьба подарила мне свидание с ним в этом огненном дворе.Судя по свечам,сюда приходили многие, и хранили эту тайну сообща,чтобы власти не забрали на переплавку памятник.Тогда во дворе я никого так и не увидела,только горели свечи и двигались тени.
    Моя собеседница на скамейке продолжала:"Я здесь частый гость,особенно бывала раньше до 7 марта 1919 года,каждый день,в любую погоду.Он для меня самый близкий человек,я с ним много беседовала пока сидела на скамейке.Вспоминала детство,родных.Я помню ещё тепло его рук,смех,шутки и поцелуи…
Как весело он играл со мной, подбрасывал в воздух,передразнивал меня,я смешно картавила и очень его любила." Я смотрела на даму и не могла вымолвить слово. "Что это? Наваждение?" - Может, я схожу с ума... - Вы чем - то даже похожи на него,- рискнула отметить я, заметив искорки в её глазах и что - то ещё
непередаваемое.- Он был нежным отцом,я это помню. А я - та самая Машка, Маша, Машенька, его старшая дочь,его «беззубая Пускина», как он шутил. Имя получила в честь бабушки отца - Марии Алексеевны Ганнибал. В голове сразу всплыла фраза Пушкина:«Жена моя имела неловкость разрешиться маленькой литографией с моей особы».Она была похожа на него,и на свою маму тоже,как замечали потом многие
современники. Она помнила его смутно.Остальные дети его не помнили, были ещё слишком маленькие,Наталье младшей было всего 8 месяцев, когда его не стало.
- Так вы,его старшая дочь Мария Александровна Гартунг? Та самая Машенька...? Я слышала про вашу грустную историю жизни.Как жаль, что всё так случилось. - Да, жизнь часто бывает несправедлива.Меня уже не удивляло присутствие рядом со мной
дочери Пушкина,я рассматривала её лицо,и видела,что по нему вовсю гуляет его улыбка, лукавство глаз,его черты я видела совершенно определённо, но была ещё какая - то стать от мамы, и нежность во взгляде,поворот головы, осанка, прямая спина… Она ни разу не согнулась. Экзотические завитки выбились из - под
вуали,и так она совсем стала похожа на своего отца в этот момент.Я созерцала перед собой необыкновенную женщину,с удивительной судьбой,излучающую море обаяния, дочь великого поэта! Ведь не случайно Лев Толстой взял её прототипом своей героини - Анны Карениной, её внешние черты.Был в ней какой - то редкий магнетизм и шарм. - А я видела ваш портрет в музее Л.Н.Толстого.Он мне понравился.Я долго его рассматривала, искала сходство... Там вы
в лиловом платье и в волосах, и на поясе-  анютины глазки . - Это мои любимые цветы,- сказала она. -Эту работу написал Иван Макаров, когда вам исполнилось 28 лет ,в 1860 г. Да? Счастливчик! Писать портрет дочери самого Пушкина! -  У меня мало портретов, этот любимый. Я там в жемчужном ожерелье,мама подарила мне своё, в таком принято было ходить на балы молодым девушкам. Другие украшения не
разрешались юным особам.Так меня и писал художник.Он писал и нашу красавицу, принцессу Наташеньку.Я вспоминала, что именно в 28 лет она вышла замуж за
26 летнего генерал- майора Леонида Николаевича Гартунга,очень порядочного и честного человека,управляющего Императорскими конными заводами в Туле
и Москве.Брак был бездетным,но жили дружно 17 лет до рокового момента. Из - за  ложного обвинения в хищении казенных денег, он застрелился прямо в суде.
Позднее его оправдали,посмертно. Так в 45 лет она осталась вдовой, одна, и без средств к существованию. Воспитывала одиннадцать детей брата Александра,после ранней смерти его жены, а позднее ей назначена была Александром II пенсия в 200 рублей. Скромно жила пока Советская власть не отобрала и это. Она оказалась без средств и крова над головой. Её приютила сестра её бывшей горничной.Многие просили за неё, видя её бедственное
положение. Сохранилось даже письмо баронессы Врангель, которое она написала Луначарскому с просьбой «помочь единственной в живых дочери великого поэта Пушкина». В конце 1918 года нарком просвещения Анатолий Луначарский ходатайствовал о персональной пенсии для Марии Александровны, «учитывая заслуги поэта Пушкина перед русской художественной литературой».Но деньги пришли
слишком поздно,кажется,в первый раз,когда её уже хоронили,или за месяц до этого.Умерла в полном одиночестве от голода,в маленькой комнатушке в Москве в Собачьем переулке, где - то затерявшемся среди переулков на новом Арбате, в возрасте 86 лет.Каждый день приходила на Тверской бульвар к памятнику своего отца на свидание, и сидела на одном и том же месте до темноты в любую погоду - и в снег, и в дождь,и в ветер,беседуя с ним. Вспоминала,как была на открытии памятника.Её многие замечали там.Поэт Николай Доризо, ежедневно наблюдавший за ней,посвятил стихи:
                "Во всей России знать лишь ей одной,
                Ей,
                одинокой
                седенькой старухе,
                Как были ласковы
                и горячи порой
                Вот эти пушкинские бронзовые руки."
               
 Она прожила сложную жизнь,полную разных событий -как приятных,так и трагических.Детство с родителями было счастливым и безоблачным.Её все любили и баловали.Даже отчим, милейший Пётр Петрович Ланской,за которого вышла Наталья Николаевна почти через восемь лет после смерти Александра Сергеевича,души в ней не чаял,любил её,как родную дочь, впрочем,как и остальных детей.Многие отмечали её веселый нрав,красивый смех, юмор, ум и обаяние.В девять лет она свободно говорила, писала и читала по - немецки и по-французски,была прекрасной наездницей, рисовала,вышивала,занималась рукоделием, музыкой. Позднее Мария Александровна успешно училась в привилегированном Екатерининском институте.Она всегда любила литературу, интерес к которой прививала её мама,прекрасно играла в шахматы и на фортепьяно, имела хороший вкус и красиво одевалась.Даже в нищете сохраняла достоинство,следила за своим внешним видом,чтобы не напоминать древних старух.Каждый день делала причёску у знакомого парикмахера.Так закончилась жизнь бывшей фрейлины Двора Её императорского Величества, любимицы Великого Поэта - Машеньки Пушкиной.
Я смотрела на неё,и мне она нравилась всё больше и больше.Я глаз не могла от неё отвезти."Как же в ней много от отца!Внутренний свет,лучезарность, и сквозь улыбку проглядывала грустинка о чём – то безвозвратно ушедшем…"
     Вспомнила,как побывала на месте дуэли на Чёрной речке в Петербурге. Я там любила посещать магазинчик художественных товаров, приобретала
хорошие краски,кисти,сангину,лаки для рисования.В последний раз зашла там в кафе с таким же названием «Чёрная речка». Заказала что - то, и бокал красного вина. Сижу, все подробности вспоминаю последней дуэли, и не только этой. Ах, как он был горяч не в меру,порой задирист даже, очень обидчив,раним...и моментально загорался,вспыхивал,готовый сразу стреляться… Друзья часто выручали его,спасали от этих дуэлей,иначе их было бы куда больше.Ну,а дуэль с Зубовым? Разве такое забудешь? Какой-то просто фарс!Так рисковать своей жизнью!Ведь жизнь на волоске, а он легкомысленно ест черешню!Всё на грани.Ну, как мальчишка,и никакого страха. На меня,помню,это произвело огромное впечатление,и я даже стих написала.

Ах, Александр Сергеич! Саша!
Все вспоминают ту дуэль -
...Фуражка полная черешни,
в лице спокойствие и лень.
Ты выбираешь поспелее,
спокойно ягодку берёшь,
смакуешь, косточку плюёшь!
Все в шоке.Зубов тоже. Боже!
 
Совсем стреляться вам негоже!
Твой не заряжен пистолет.
О! НЕТ!
Да, Саша, это твой сюжет.
Таких дуэлей- двадцать девять
могли бы  точно описать,
но, слава Богу, что сумели
друзья предотвратить,
-  их пять!
10.02.2013
     Обычно я всегда там долго бродила, передумывала многое
о его жизни, вспоминала Наталью Николаевну,последнюю дуэль.Я её "видела" уже не первый раз.Представляла, как все было.И камень -подсказчик о том событии тут. Мне казалось,что тут остались следы, и я вглядывалась в снег,словно
искала каких-то доказательств.Иногда всё неожиданно затягивал туман, холодало,и меня начинало трясти от холода,всё чернело вокруг, звуки какие - то, птицы,
ворон каркает, жутко.Разное мерещилось.Добиралась домой в каком - то сомнамбулическом состоянии,не помня,как,словно сама у барьера стояла...
 Вот,речка Чёрная лежит
вся в скорбном траурном уборе.
К барьеру тихо... он, как лёд,
подходит,смерть рядом идёт,
он знает роковой исход,
но всё же пистолет берёт,
ему Дантес смерть приготовит.
   А в последнее моё посещение,я долго сидела у окна в кафе и смотрела на улицу. Перед глазами плыла сцена той роковой дуэли.Темнело, дул ветер,
мела поземка,какие - то люди двигались вдалеке у речки, пошёл сильный снег, а на сердце было тяжело.Вдруг, мне показалось,что если я сейчас выскочу туда на снег к нему,то смогу предотвратить всё,и изменить ход событий, и не будет убийства. Спасу его.В порыве я решительно вскочила, бокал с красным вином опрокинулся на белую скатерть. Алая струйка побежала в сторону окна.Из груди вырвался крик отчаяния. Я застыла,глядя на её кровавый след, подняла глаза, и увидела за стеклом Александра Сергеевича так неожиданно близко,буквально в полуметре от себя,он рукой дотронулся до стекла и медленно сползал по нему в снег… Я стояла
остолбеневшая, и чуть не потеряла сознание."Опоздала!"- пронеслось в голове.Я закрыла от ужаса глаза,а когда открыла,то всё исчезло. В этот момент я пожалела, что нет машины времени,чтобы что - то изменить,а так хотелось!
С тех пор давно не была на Чёрной речке.Вот такие у меня были встречи - касания с Александром Сергеевичем.Моя собеседница смотрела на меня с теплом и
вниманием,ей ничего не нужно было говорить, она всё считывала с меня, как с раскрытой книги, и видела то,что и я.Мы обе глубоко вздохнули
одновременно с сожалением об одном, я думаю. "Ну, что, пора прощаться. У вас сегодня особый день,поздравляю! Была рада вас повстречать," -
сказала она. "Взаимно!" - ответила я."Продолжайте его любить и навещать. Он будет рад. И меня не забывайте. Успеха вам!"- она широко улыбнулась мне и махнула веточкой.- А мне пора в Донской монастырь уже," - сказала моя
собеседница и пошла к памятнику, чтобы возложить веточку своему отцу. Я встала, чтобы поблагодарить, и стала укладывать медаль в сумочку,которую держала всё время в руках, подняла глаза,но она уже исчезла." Ей бы подарить её любимые
цветы,"- подумала я. Но, ни её, ни старушки с цветами уже не было.Но,что это было? Мне всё показалось?"- подумала я, и взглянула на памятник.На уголке пьедестала рядом с моим букетиком лежала её веточка… .
   Когда я начала писать про это,то отметила, что на календаре была дата смерти Марии Александровны,7 марта.Вот тебе и "странные сближения"...
Она ушла из жизни 7 марта 1919г. и похоронена на Донском кладбище.А ещё,что тоже удивительно, - мы родились с ней в один день - 31 мая...у нас одна нумерология.
* На фото -дочь А.С.Пушкина,- Мария Александровна .
 
07.03.2020.
   
   


Рецензии
Я восхищён, приятно прочитать,
И есть что подчерпнуть, чего не знал!

Понравилось!

Зелёная!

Варлаам Бузыкин   22.03.2024 16:53     Заявить о нарушении
Спасибо,Варлаам, за визит и отзыв! рада такому приятному отзыву. С теплом души-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   22.03.2024 17:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.