Парильщики русских бань объединяйтесь

 

Фотографии для коллажа предоставлены  А. Давыдовым.

      Баня без пара как песня без баяна.


                - 1-
                Предбанник вместо предисловия.

     Для многих  русских писателей и поэтов баня была не только целительницей тела, но и источником вдохновения.   Пушкин А.С. с детства полюбил русскую баню и Сандуны посещал неоднократно. Великий русский писатель Л.Н. Толстой тоже был почитателем банных омовений, массажей и не только.
    Смею предположить, что Александр Сергеевич в  поэме "Руслан и Людмила" отобразил свои  юношеские впечатления о    Сандуновских банях, построенных в 1808 году:
«…Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане.
Уж волны дымные текут
В ее серебряные чаны,
И брызжут хладные фонтаны;…»

     Баня,  не только  место для помывки,  это особого рода  единение  людей.  В нашей мужской банной братии собираются все сословия вологжан; от ползунков до глубоких пенсионеров, потёртых временем  «секонд-хендов», с клюшками. Среди них нередко встречаются прапорщики,  лица  офицерского состава разных родов войск, МЧС,  других  «надзорно-подзорных» органов и мытарей  современной России.
     Здесь, в предбаннике, вы ещё вполне   можете лицом к лицу столкнуться с «товарищами» из  КГБ  и МВД советских времен и даже с  «обмылками»  тайных смотрящих за советской жизнью граждан.
    Однако, когда на тебе из одежды  только банная шапка  и шлёпанцы, да для прикрытия зелёный веник в руке, всяк входящий в баню,  забудь  про свои регалии.   
    Вход в баню  с самого с ранья, а выход, когда ты уже  отпарен и омыт друзьями-единоверцами, по мере сил или ползучести.
 А если вдруг,  кто-то из доморощенных корытников  не верит мне, заходите сами с утреца   в любую вологодскую общественную  баньку; хоть на Советском, а хотите,  на Солодунова,  да хоть и в Лукьянове.
        Милости просим… сами всё увидите и на себя примерите  животворящую силу парилки.
  С первого раза осознаете, что это вам не пыхтение в ошмётках мыльной пены   в своём персональном корыте, будь хоть оно и джакузи .
    Мужики! А ведь этот Фома – «пловец бревном» в домашней ванной, не верит мне.
    Так слушай же  и читай.   Я поведу свой  сказ из парилки  на Советском.
    Эта баня, как заедешь в Вологду, сразу  от вологодского вокзала наискосок, метров  восемьсот пешком, только ты,  как бы  старым вологодским  говором,  сказал  Лёнчик, в миру Бурков Леонид Гаврилович:   -«паря мотри, ни куды не сворачивай, так и дуй к нам премиком с вещами. Веник мы найдем и упарим тебя по самое-самое не могу».
     Когорта  вологодских парильщиков , испытанная  паром и веником, истёртая мочалками и размятая  пупырчатыми    рыбацкими перчатками, формировалась со времен раннего СССР. Однако, процесс ротации её  рядов и по сей день  пополняется за счёт наших сыновей и внуков. Даже правнуков  с молочными зубками прадеды уже приучают к русскому жару-пару.
    В  бане «На Советском»  бывал и парился  с друзьями-писателями наш вологодский  поэт Николай Рубцов. А после баньки они плавно перемещались в ресторан «Поплавок». который в ста метрах от бани; 
«…В том ресторане мглисто и уютно,
Он на волнах качается чуть-чуть,..
…Вникаю в мудрость древних изречений
О сложном смысле жизни на земле.
Я не боюсь осенних помрачений!
Я полюбил ненастный шум вечерний,
Огни в реке и Вологду во мгле…»
 «Вечерние стихи» Н. Рубцов.
  Теперь  тот «Поплавок», в котором  бывали  мы, и  тоже дегустировали вино «Золотая осень», давно уже прикрыт, но всё ещё качается на Вологде реке.
  Так же  как Рубцов с  друзьями, не нарушая   традиций прошлых поколений, собравшись  в бане, мы ведем неспешный, бывает шумный, и веселый разговор.


                -2-
                Вологодские бани в фас и профиль.


 «Баня без пара, что щи без навара»

   До 1994 года мы, с сыном и соседом по дому,  в выходные дни ходили в баню на улице Мира.    Это настоящий «Банный дворец»,  построенный ещё при Сталине, числился за железнодорожным ведомством.  Для профилактики заболеваний тифа, оспы и других болезней, в военное время в бане  проводились санитарно-дезинфекционные помывки  пассажиров.
  В этой бане  с большими залами,  как на Казанском вокзале, по выходным и в будние дни мылся весь город.   В парилку помещалось до ста парильщиков разом, которых обслуживала огромная печь  с двумя каменками.
     Горбачёвская перестройка порушила   всё и всех «умыла» на новый лад.   Баню на улице Мира в  годы перестройки слегка подремонтировали, навели  косметику, устроили бассейн-«Лягушатник», а в конце концов прикрыли и отдали на откуп частным предпринимателям. А  ведь  могли бы сделать из этой бани  совершенный  Храм омовений для вологжан – «Вологодские сандуны».   
   Однако, увы, этот банный дом-красавец  в наши дни только  внешним видом  радует  туристов, которые спрашивают : - Это что  за Дворец был в прежние времена?
     Городская мэрия,  «радея» о народе по принципу «черного кобеля не отмоешь до бела»  и, мотивируя  неспособностью  содержать городские бани из-за обезжиренности  бюджета,  прихлопнули таки  бани на Мира и, особо почитаемую, Веденевскую баню.
Эта баня имени купца Веденеева, притулившаяся у речки Золотухи, известна в Вологде   задолго до  « времен Очакова и покорения Крыма», аж с первой половины XV11 века. Последний раз она  перестраивалась в 1883 году. 
    Под прикрытием « необходимости капитального ремонта»,   чиновники Вологды  вознамерились было протащить решение  о ликвидации   бани и на Советском проспекте, но вологжане взбунтовались  и не допустили  такого святотатства, отобрать  у народа эту «иордань  омовения».
     Бои местного значения  за чистоту тела, души и помыслов  горожан  Нижнего и  Верхнего посада, Заречья и Лукьянова завершилась полюбовно.  Бани на Советском, на улице Солодунова и в Лукьянове сохранились и продолжают греть и парить   народ.   
    Для подрастающего поколения парильщиков, правды ради, я должен сказать, что власть, в промежутках между выборами,  ремонты в банях всё-таки учинила: сложили новые печи, чище стало в раздевалках ,в моечных и парилках. Даже комнаты, как бы для отдыха, соорудили. Берегите теперь наши бани и традиции молодёжь!
    Бани-то нам оставили, но цены на билет подняли неоднократно и многократно.  Советскую цену  15 копеек за вход, вырастили, как лимон из семечка, до 300 рублей, что характерно,  новое повышение опять  назначено с первого апреля 2020 года.
     Ага, сейчас. Нашли чем  запугать. В советские времена  тоже бывали повышения  цен на водку и золотые изделия. Ну и что? Народ ту же  запел:
«Была три, а стала пять — всё равно берём опять!
Даже если будет восемь — всё равно мы пить не бросим!
Передайте Ильичу — нам и десять по плечу»
  Что касательно золота,  так наше банное сообщество ни тогда, ни сейчас золотой лихорадкой не колбасило.
 В перестроечные  времена  на общий стол в банном буфете мы выкладывали  селедку и чёрный хлеб,  не на серебряное блюдо,  а на газету «Красный Север».  И сегодня  в  закутке для отдыха  не на золоте едим, а вполне обходимся пластиковой посудой.
 

                -3-               

                Как я оказался в бане на Советском.


 «Вылечился Саня- помогла бедолаге баня»

       За три месяца до  чёрного дня советской страны,  в мае 1991 года,  с меня "содрали подковы", и по болезни, с учетом выслуги лет,  с облегчением вычеркнули из штатного списка личного состава воинской части. Сняли со всех видов баланса: денежного и вещевого довольствия  и отправили в отставку на пенсионное доживание.   
     Однако, последствия 27  календарных лет службы не заставили себя долго ждать и напомнили о себе неожиданно и больно.         
    Однажды, сентябрьским вечером в 1993 года,  я в  бессознательном состоянии оказался в больнице Водников.  На моё счастье, дежурным врачом больницы был хирург Копейкин Валерий Владимирович.  Осмотрев меня, он понял, что практически имеет дело с не жильцом  на этом свете. На всякий случай спросил у меня, кем же я по жизни был.
    Я  прохрипел полушёпотом , что служил  офицером.
    Когда Валерий  узнал, что,  аккурат тогда, когда шёл яростный 1969 год нашей «вековой дружбы» с китайцами, какой-то чёрт в погонах, не прошло и полгода после серьёзного оперативного вмешательства хирургов в мою  жизнь, загнал служить меня  туда, где и Макар с телятами не бывал -  на самый высокий памирский участок китайской границы, он  попытался взбодрить меня:  - Ну, парень, держись. Да, неужели мы  дадим  тебе   помереть из-за какого-то перитонита.  Будем резать!
- Валяйте, чего уж теперь, режьте, вам же  Гиппократ  благословил  нож в руки. Не первый раз, проходил это, знаю:
«Меня резали резаки
Я на столике лежал.
Кровь урезная бежала
Подо мной наган лежал».
      Как-то так в первый раз и было со мной на Памире в 1968 году.
      Всю ночь напролёт, не менее восьми часов  хирурги валандались с моими потрохами, вытаскивая меня с того света.  Много дней и ночей прошло на грани двух миров, прежде чем я очнулся.  Первое, что увидел на телеэкране….  как из окон  Белого дома в Москве  валит  чёрный дым.  Не поверил, но осознал, что  Родина наша в огне у самого  края беды, и дал себе зарок:  - «а помирать мне  рановато». Из последних сухожилий  стал выживать и понял, что только в бане оживу.    В полуобморочном  состоянии, при весе в 62 кг.,  я собрался и  приплёлся в баню, чтобы смыть с себя «больничный запах карболки с хлоркой,  почистить  «копоть-сажу» с  зачахшего Отечества,  осевшую на  сердце, и   душу свою хотя бы отогреть.
                ***
    Зашел в раздевалку и вижу, на лавке, справа от входа, разместился мой «крестный»- хирург Копейкин Валерий Владимирович.  Он встретил меня как живого  радостно у входа.  Валерий тут же познакомил  со своими приятелями Давыдовым Александром  и Сергеем Калининским.
    Так, на пятидесятом году жизни, началось моё вхождение,  в «круг первый»   банного сообщества на Советском.


                -4-
                Люди и традиции бани на Советском.

 
 «Баня без веника – что клумба без цветов.»

   Саше и Сергею в то время не было ещё и сорока лет. Могу лишь предполагать, как я был представлен Валерием его друзьям, но приняли они меня в свою кампанию тепло и с доверием.
     В следующий раз я уже шёл в баню, зная  своё  место «на банном шестке» в нашей «автономке».  Эти  места негласно числятся за нами уже более четверти века. Каждый из парильщиков первой смены всякий раз  занимает насиженное им место.
    Во вторую смену, после 12 часов дня-  приходит   «футбольная БРИГАДА»  Евгения Журина- в миру руководителя музыкальной группы «Сборная Союза».
     В годы «буйных» перемен каждый искал свою дорогу в новой жизни. Саша Давыдов в то время тоже не был исключением из правил смутного времени.    В умной голове  Давыдова каждую неделю рождались  грандиозные  планы на жизнь,  но большинство из них не укладывались в прокрустово ложе дикого капитализма новой России,  по  причине поражённости его  мышления  «метастазами» советского отношения к делу, честности и простоты на доверии.    Давыдов   уберег себя от лукавого,  освоив все виды бизнеса от программирования до лесопиления,  но открыл  свой  янтарный берег  в семейном быте.
    За эти годы, без отрыва от банных процедур, Александр Николаевич перестроил дом в деревне,  по своему хотению возвёл  собственную баню, развел рыбу в своём пруду, в теплицах у него наливаются соком помидоры, и всё это в яблоневом саду его Эдема.  И что характерно,  он стал   дедом и совершенно не посадил печень.
    Давыдова по жизни и в бане  всегда окружают  добропорядочные  друзья-товарищи:  Сергей Калининский-он же «Сирожа», Сергей Якимов. В  числе близких Саши были, к сожалению безвременно ушедшие из жизни, Андрей Коровин и «Полкарпыч» -Смирнов Виктор Поликарпович.
Особая дружба связывает   Давыдова с Сергеем Калининским. Серёжа замечательный друг, имеющий  свой стержень  характера с особым мнением.
 Многолетняя дружба, парилка, общие дачные темы и даже   дегустация в бане  российских и зарубежных   марок  пива , в том числе  вологодских:  «Первушин», «Дед Андрей» и других, довела Сашу и Сергеях до производства собственных  авторских коллекций вин.  Теперь  Давыдов  с  Калининским  дегустируют на нас свои авторские, выдержанные временем, коллекции.  Сегодня они  конкуренты  на ниве виноделия, но не в ущерб их дружбе.   
     В компании  Саши и Сергея  я оценил не только их  человеческие и нравственные качества, но и постиг божественный ритуал паренья и  омовения по их супер программе.
«…Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищением мытье.
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее….»
Так о  бане пел Владимир Высоцкий и я с ним безоговорочно согласен .
    В баню каждый идет со своим веником и, входя в парилку, вносит его как личный банный крест.
    Как-то, по недогляду нашего старшины,  нашёлся среди нас  знаток-«доброхот» банного дела, который решил услужить обществу и поддать нам парку. Зашел в парилку, развёл горчицы в ковше и наподдавал на каменку, но, осознав, что его будут «выносить благодарность в грудную клетку и промывать кость мозга», смылся тихонько в свой закуток. Когда ему  парильщики со стажем стали внушать его за учинённую  проказу, он же выкрутился тем, что, дескать, мы сами виноваты;  только сырость развели, а  подождать, пока аромат горчицы уляжется, терпения не хватило.
    После такого безобразия  парное дело взяли в свои руки  Белкин Виктор и его соратник Владимир Валентинович Чухалов.  Тоже, та ещё неразлучная по жизни парочка. Когда они  в бане, весело  всем, что характерно, и им тоже.   Витя и Володя и по сей день были, есть и будут ( есть) нашей организующей и двигающей силой в этом ответственном деле- выйти из бани  в своем теле.
   Кто-то им всегда  помогает готовить парилку;  кто-то сушит, другие подметают листья и смывают пот и осыпавшийся с аксакалов песок жизни, но дирижирует процессом, конечно, Витя, только Витя Белкин.
    Без команды «предводителя общества», пока он веник из ручки двери в парилку не вытащит, ни одна …да, да, и носу своего туда не сунет.   
     А уж когда вся братия рассядется на полкЕ, начинается рай и блаженство для души и тела. И тут,  при полном    безмолвии, вдруг  разносится голос  Лёнчика- (в парилке он  «Градусник») :   А чё, поддать- то ноне не кому?
    Смех и шутки  оживляют минутную тишину.
   Сразу же, как чёрт из табакерки, появляется  доморощенный острослов с  байкой последнего писка:
   -Мужики!  Я вот гляжу на вас, а на ум мне мысль упала,  в природе оказываются, не только летом на пляже нудисты водятся, но и зимой  в парилке. Гляньте вокруг  себя.
   Тут же оратору вторит другой шутник:-   Это они здесь лета дожидаются.
    В следующий заход в парилке начинаются показательные  сеансы  мастерства виртуозов веника. Тут  у каждого своя манера, своя специализация от отца к сыну.  По спине распластанного тела иногда гуляют сразу  четыре веника, над другим лежачим, как опахало над индийским магараджей, летают два веника: берёзовый и пихтовый, иногда можжевеловый. И так, кто во что горазд, а горазды здесь все. 
    Русский поэт Николай Асеев в своих стихах будто бы о нашей парилке написал:
«…Зеленый веник, терпкий банный дух.
Поддать, еще! кричу я с верхней полки,
А в теле - раскаленные иголки,
И, жаркой не выдерживая порки,
Как черт от ладана бежит недуг…»
    После того, как разрумяненная публика отдышится, побалуется горячим чаем, начинается вторая часть банного балета-омовение распаренных тел.
    Наша компания придумала «пенную атаку». Это  «изуверское СПА»  выглядело так:  всё тело, привлечённого к экзекуции, с головы до пяток «препарируют» и растирают до белого каления пупырчатыми рыбацкими  перчатками, в которых  разделывают крупную рыбу на тралфлоте.   В это время  «товарищи по пытошной процедуре» вспенивают до молекул горячую воду в тазиках и по команде;  встречно один от пяток, другой от головы, залпом обливают ещё неостывшего дружбана и  сразу же окатывают «страдальца» ледяной водой.  Блаженство умытого беспредельно. Адреналин из него,  с потоком пены и воды,  стекает на пол. И это «групповое омовение»  производится над каждым возжелавшим.
    Для благополучного  завершения  банного дня, каждый из своих запасников вытаскивает всё, что припас  на десерт. Начинается  пиршество тем, «что друг  из дома принес».     Тут вам и пиво с водочкой, по суворовской заповеди « после бани, хоть порты продай, но сто грамм выпей», а на закуску  рыбка,  огурчики и  хлебушек с сальцем.
   За общим столом в бане  никто  не лишний, даже тот, кто  присел к столу, даже не имея своего стакана.

                ***

     Весьма интересный персонаж нашей компании   Лёнчик - Бурков Леонид Гаврилович.  В  ситуации, требующей разрядки,  он  своевременно внесёт  свои «пять копеек» и поднимет градус настроения своим острым слогом, используя в своем лексиконе, почти утраченные в  современной речи, стародавние русские слова.
    Ленчик открывает банку своих фирменных солёных огурчиков и предлагает застолью: -  Подано, так отведайте.
-Лёнь, вилок-то нет, как достать-то их? За столом же  не журавли собрались.
- Прямо так, пёрстами и выпрастывайте их из посудины на волю.
    Когда на столе наблюдается присутствие отсутствия  стаканов, Лёнчик, взяв бутыль шампанского в руку, бросает клич: - Отзовитесь горнисты.
    Общение с ним обволакивает   теплом его души. «Добра та речь, где про баньку, да про печь».   
    Тем и прекрасен отдых в бане, что не просто пришёл, веником опахнулся, помылся  и смылся.
    Каждое посещение бани -  это предчувствие  праздника встречи с  людьми, с которыми каждую неделю паришься.   Это  радость общения  друг с другом. Доброе слово порой  греет и радует не меньше, чем банный жар.
    Сергей Калининский приходит  в баню всегда с  новостями недели и приносит свои фирменные бутерброды с рыбкой и, конечно, чай не как у всех, а с полезными травами.    В  те давние годы, когда цены росли как на дрожжах , а продукты ещё надо было найти где купить, Сергей всегда давал точную подсказку: где, что и по чём. Казалось бы, мелочь, а информативное  знание «по чём овёс ныне», значение имеет всегда.
    Витя Белкин и его закадычный  друг Чухалов Володя не только «создатели правильного Ташкента в Сахаре»,   но и закопёрщики мероприятий по случаю дней  рождений, важных праздничных  событий с шашлыками  прямо у бани.  И вообще, любители создать праздник для друзей.
В День геолога бывало, друзья Белкину с утра звонят:
    - Витя,  сегодня в  баню приходи, попаримся!
  Он, вполне серьёзно,  вторит в тон звонарю: - Не, я в этом году уже мылся! 
    Если  Володя Чухалов «после «пинты» выпитой» запел: - Ты уехала в знойные степи, я ушёл…, значит, сегодня отмечаем по полной программе  День геолога. Будем вспоминать  похождения Белкина по тропе жизни  в годы молодые, или о  восхождение  на Мархотский перевал в пору его геологических изысканий. 
  Ну, а когда уж «гиря до полу дошла» и Володя затянул: «Черный ворон, чёрный ворон…, то пора брат, пора,  сматываться по домам, пока «черный ворон» не подкатил за нами.


                -5-
                Баня-  наша песня.

«Баня все грехи смоет»
 
Так было  в нашей дружной компании, когда в 1994 году пловом под водочку  отметили мой полусотенный юбилей, как заново рожденного в бане на Советском. Так  с переменным успехом продолжалось наша банная жизнь  до начала   второго десятилетия третьего тысячелетия.  В 2000 году мы  компанией дружно отметили 50-летие Белкина. Потом, в 2005 году всем банным кагалом  дружно завалились в «Зелёный луг» на юбилей Александра Николаевича Давыдова.
     Под самый Новый 2020 год мы с Якимовым Сергеем в нашей веселой  компании  весело отметили 130 лет на двоих.  Мне-75 годков и четверть века как я обретаюсь в бане на Советском, Сергею - его  55-летие. Пройдя свой путь до половины, Якимов буквально прошёл сквозь огонь и воду, а затем, как к  матери родной,  прильнул к бане телом и душой.


                -6-
                Как наши годы летят.

«Только в бане имеет смысл менять шило на мыло»

     Вот как-то не заметно мы, ветеранская банная гвардия, с годами начали слегка утихомириваться. Правда, нашу бодрость состояние духа теперь в нас поддерживает  команда  молодёжи нового времени.  Сегодня  им переданы бразды воеводства в парилке.
     Вот и у меня уже не адреналин в ботинки стекает, а песок  с меня в парилке осыпается, чтобы не поскользнулся на мокром полу. Но не будем  о грустном.
     Пока есть хоть один глаз, как последний сексуальный орган мужика, зри  женщин.  Находясь на диете, даже в моём возрасте  полезно смотреть меню  для повышения  тонуса.   
    Баня и Женщина в ней,  водила рукой не только Льва Николаевича Толстого, но и Чехова, Бунина, Василия Ивановича Белова,  а уж кистью-то  накладывала  сочные мазки на полотно рукой множества великих, и не очень, художников от эпохи Возрождения и до наших дней.
   С некоторых пор я стал редким гостем  в нашей золотой роте, но  пока ещё не   «persona non grata».  Так сказать, пенсионер «по вызову». Вот и в этот раз звонИт мне Давыдов и спрашивает:
-Саша, ты же обещал, что 23 февраля в бане будешь. Мы пришли, а ты где?
- На Пошехонке я. ( Пошехонкой в Вологде называют городское кладбище.)  В этот раз я  казался всего лишь в больнице на Пошехонском шоссе.
  -Ну, вот,  хрен в томате, - осознав иронию  и юмор моего иносказательного смысла, Саша спросил, - а когда  придешь?
- В первый день Весны, как последний снег на голову.
Дед сказал, дед пришёл и попал на День рождения нашего товарища Евгения.
    Первого марта, в день моего пришествия на встречу с  банной  братией,   мы  отмечали Евгению  47 лет,  а ведь   четверть века назад, когда я  присоединился к нашей компании,  Давыдову и Калининскому ещё и сорока не было, а теперь уже и им???
    Поздравляя Евгения,  я пожелал ему и в  75  быть и чувствовать себя как сегодня в 47.


                -7-               
                Послесловие после бани.

«… Загоняй поколенья в парную
И крещенье принять убеди,-
Лей на нас свою воду святую -
И от варварства освободи!...»
«Баллада о бане» В.С. Высоцкий.

     Несколько лет назад мой сын Алексей был в Москве и устроил себе экскурсию в  Сандуновские бани. Банщик важный  в кожаном  переднике, как рубщик мяса на рынке, за 1800 рублей попарил Алексею спину.  А всё  банное удовольствие, с пивом, легкой закуской и воблой, обошлось ему в пределах  шести тысяч рублей, за место в зале «для плебса среднего класса».
    После возвращения в родные пенаты, я  самолично отпарил сына в  фас - фасад и в полный профиль  в нашей  бане двумя вениками  Он блаженно  кряхтел и хрюкал, и подвел резюме:  - Папа, а ты меня отпарил гораздо лучше, чем сандуновский банщик, по-настоящему  распарил тело и  достал  до костей,
- Так ты мне, что, хочешь денег дать по сандуновской таксе  или предлагаешь банщиком  в мужское отделение высшего разряда Сандунов?
- Нет, батя, уж лучше денег дам, чем  тебя за ними в Сандуны отправлять. Так мне будет спокойнее …, да и накладно будет к тебе в Сандуны мотаться.
    Сандуновские  бани, до моего сына  посещали многие известные писатели-поэты: Пушкин, Толстой, Гиляровский.  В Сандунах   даже снимались эпизоды   художественных фильмов.
     Сегодня же  Сандуновские бани, по его мнению, -  это аристократическая  помпезность лестниц, бассейнов, внутреннего  убранства залов и высший шик индивидуальных кабин.
     Наверное, во времена А.С. Пушкина и  Л.Н.Толстого, А.П.Чехова  Сандуны  выглядели значительно скромнее.
    «Ещё задолго до того, как Гонецкий переделал Сандуновские бани в банный дворец, А. П. Чехов любил бывать в старых Сандуновских банях, уютных, без роскоши и ненужной блестящей мишуры», — свидетельствует в книге «Москва и москвичи» В. А. Гиляровский.
                ***
    Наша же вологодская  старорусская сторона на провинциальных банях от веку держится. Кто строил бани на Руси,  Петр Первый от податей освобождал.
    Вологодские бани на Советском, на Солодунова, конечно, не Сандуны, но из века в век настоящие народные чистилиша  души и тела.
   А  вологодские парильщики  и без передников,  вне конкурса, за такую плату дадут фору любому московскому банщику,  и  за милую душу   отмассажируют и отпарят  друг друга,  покажут высший класс мастерства владения веником, как японский самурай мечом «катана»
                ***
     Ну, коли так, то давай же, Чухалов, запевай,  для начала   разогреем связки, а наш банный хор  тебя поддержит:
    «И всё же, с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны, на сердце запеклись,
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.»

     Если ты сегодня в бане, значит, жив, а пока  живой смерти нет. «Но пасаран».

     Уважаемый читатель, а ты ходишь в баню?  Если нет, то пойди ты в баню. Вас уже там ждут.


Рецензии
Сашенька, уж если ты пишешь, то оторваться нельзя.
Отлично.
А фотоколаж — нет слов
Будь ты мне здоров и ходи в баню.
С теплом
Рита

Маргарита Давыдова   14.03.2020 15:52     Заявить о нарушении
Есть,быть,Ленингадская Жемчужинка Израиля. С улыбкой завтра из этой бани, Саша. Привет от Вас от единоверцев-парильщиков передам, они и сами читая увидят географию читателей.

Александр Жгутов   14.03.2020 17:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.