Кино и немцы

    Всего единственный раз в жизни довелось по душам поговорить с ветераном Великой Отечественной войны, летом 90-го года на нижней Печоре, в Медвежке, ближайшем к легендарному Пустозерску населённом месте.

    Звали дедушку Корнилием Ефремовичем Тирановым, и разговор не только о войне у нас был, а обо всём на свете, приехали мы с напарницей в Медвежку именно к нему, поскольку он был в нашей археографической картотеке, и по плану университетской археографической экспедиции мы и работали.

    Описали его книги, уговорили напеть нам на магнитофон духовные стихи. Дедушка был вдовый, была приходящая по хозяйству родственница, но жил он один, общению был рад, и о чём только мы с ним не беседовали.

    В том числе и о его впечатлениях от Европы. Спустя почти полвека он не забыл то, что там увидел, и прежде всего - храмы.

    - А у нас храмов нет, как собаки живём.

   Напомню, Пустозерск -  место сожжения протопопа Аввакума со товарищи, печорские староверы - безпоповского согласия, хотя единоверческий храм был в Усть-Цильме при РИ, но Корнилий Ефремович его уже не застал и попал в Европу в составе Красной армии, мобилизованный по приказу.

   Далеко бежали от властей староверы, но от советской власти трудно было спрятаться и скрыться, и на большинстве домов в печорских старовероческих поселениях, старых, вековых, домов, красуются красные звёзды по числу погибших из семьи солдат.

   Когда мы вернулись в Усть-Цильму, меня ждала там телеграмма о смерти бабушки Марфы, военной вдовы, и всю дорогу в самолёте я учила наизусть заупокойные молитвы из новенькой кириллической книжицы, отпечатанной в Рижской староверческой типографии, подарил кто-то из стариков, узнав о моём горе.

    На поминки отец собрал своих и маминых сослуживцев-друзей-родных, бабушку незадолго перед смертью они с мамой забрали к себе, а я как раз в то же лето привезла из воронежской деревни, где купили дом родители мужа, старинную икону Тихвинской Божией Матери из этого дома.

   Ввалилась сразу из аэропорта к родителям и прямо к иконе, бух на колени, и громким голосом отпечатала выученную молитву. Вы, дескать, нехристи, сразу за стол и водку, а я не так.

   На самом деле родители были крещёными, бабушки в детстве покрестили и мать, и отца, а вот нас с братом не дал им крестить отец, сами крестились взрослыми.

   Запомнилось это и вспомнилось сейчас, когда посмотрела разом несколько западных фильмов про Вторую мировую и задумалась, с чем сравнить - с советским кино о войне или вот с этим давним воспоминанием.

   В советских фильмах мудрые генералы руководили храбрыми солдатами и назывались фильмы соответственно - эпопея "Освобождение", например. Один военный фильм на "Беларусьфильме" я и сама отработала помрежем, точней, послевоенный, про детский дом для сирот войны, военный эпизод, с немцами, в нём всего один был, но запомнился ярко: и как одевали костюмеры в красивую форму Вермахта артистов, и мотоциклы.

   Эпизод был такой: фашисты в белорусской деревне на одном берегу Припяти, а на другом партизаны, и партизанский командир (Дмитрий Матвеев) смело в разгар бела дня переправляется в челне через Припять под видом обычного рыбака и угрожает местному коллаборанту (Аристарху Ливанову).

   Ливанов отличный актёр, красивый, но в нашем фильме играл суетливого приспешника зла, а Дима Матвеев - ясного сокола. Фашистов играли молодые белорусские артисты, на среднем плане вполне сходящие за "настоящих арийцев", статных, светловолосых и голубоглазых.

    Потом на том месте, где валили фашисты яблони, в нашем фильме красовался после войны бюст Сталина, а яблоневый сад герои картины: директор детдома (бывший партизанский командир Мирон), учительница (бывшая подпольщица) и военные дети-сироты, - сажали в другом месте, в чистом поле. И так называлось наше кино, "Сад".
   

   Ну а не стало СССР - пошло другое кино, про смерш и загранотряды, я его не смотрела, читала только разгромные рецензии, а смотрела более оптимистичные фильмы о войне, вроде "В августе 44-го" или "Брестской крепости".

   Хотя, казалось бы, какой оптимизм может быть в "Брестской крепости"? А такой, что герои умирают, но не сдаются. Оба фильма белорусские.

    И вот недавно посмотрела "Дюнкерк"(2017-го) и " Враг у ворот" (2001-го). "Дюнкерк" потому, что понравился у Нолана "Интерстеллар", а "Враг у ворот" из-за Джуда Лоу в роли русского снайпера Василия Зайцева.

    Деньжищ - сразу видно, что потрачено немеряно, и если у Нолана вся суть в том, чтобы дать картину "ужаса и хаоса войны"(с), что вполне ему удалось, то у Жан-Жако Анно в блокбастере про Сталинградскую битву, показанную в разрезе дуэли двух снайперов, советского и немецкого, кино не только про войну, но и про любовь на войне.

    В "Освобождении" тоже была любовная линия, играли героев- любовников красивые и талантливые советские артисты Лариса Голубкина и Николай Олялин.

   Но и Джуд Лоу (Василий Зайцев) с Рейчел Вайс (Татьяна Чернова) красивые и талантливые, а что откровенная сцена в казарме и прочая клюква возмутила волгоградских ветеранов войны вплоть до того, что они написали в Госдуму петицию с требованием фильм к прокату в РФ запретить, так никто их не послушал, поскольку в обеих столицах фильм сделал хорошие сборы и понравился молодёжи. 

    В моём восприятии тоже лавстори перекрыла негатив от развесистой клюквы в первых сценах фильма, где гонят на убой комиссары с генералами бедных русских солдат.

   А когда баланс плюсовой, то хочется как-то оправдать авторов и сказать, что не со зла они всё напридумывали, просто "так видят". Любовный треугольник между учёной, свободно читающей по-немецки еврейской девушкой Таней, недавно потерявшей зверски убитых фашистами родителей, евреем-комиссаром Даниловым (Джозеф Файнс) и русским снайпером Василием Зайцевым (Лоу), пишущим по-русски с грамматическим ошибками, дан завлекательно, хотя, кого их двоих выберет Таня, можно было сомневаться только при ином кастинге.

   Прочла в одной рецензии, что Василий Зайцев Джуда Лоу похож на Алёшу, героя Владимира Ивашова из "Баллады о солдате", такой же ясноголубоглазый. Не факт, тем более, что "Баллада" чёрно-белая. А вот на нашего Мирона из "Сада" точно похож, такой же сокол, хоть и  более грязный и небритый, в советском кино не принято было портить имидж героя такими деталями.

    Про других героев, включая "майора Кённинга", противника Василия Зайцева, неохота писать, потому что процесс повешения оным майором Саши Филиппова, реально существовавшего сталинградского лазутчика, хоть и предусмотрительно не показан в кадре, только сам факт, но возмутил даже невзыскательную меня. Зачем это надо было режиссёру, я понимаю: чтобы немецкий снайпер Кёниг стал чудовищем в глазах зрителя, и тот разделил пафос убившего его советского снайпера Зайцева.

   Кино-то не для нас одних снимали и премьера на Берлинском фестивале была. Но всё равно уж очень топорно получилось, что снайпер по совместительству и гестапо, немцы-то, небось, тоже клюкву не любят.

   В финале Зайцев находит в госпитале Таню, у лавстори - хеппи энд. Да и в целом русские молодцы: в начале фильма показана целиком коричневая Европа и сказано, что в Сталинграде решалась судьба войны.

   Другое дело, что свести всё к дуэли немца-аристократа и русского крестьянина - ход не то что пропагандисткий, а из комиксов. Ну да что с них взять, с киношников.

   У Нолана в "Дюнкерке" всё гораздо запущенней, "война глазами дезертира" получилась, может, и достоверной по части паники, но это не вся правда о войне. Хотя задача фильма - показать спасение английской армии в самом начале войны, и если по картинке есть претензии, не так всё на самом деле было: больше судов и военных и гражданских принимали участие в эвакуации запертых немцами в Дюнкерке отступивших до самого побережья французов-голландцев-англичан, и больше самолётов сражались над проливом, и больше было порядка на берегу, - то к пафосу претензий нет, меня эта операция "Динамо" впечатлила, не знала о ней раньше, а узнала - позавидовала.

   Англичане спасли большинство своих солдат и офицеров, 338 тысяч спасли и  всего 68 потеряли, только каждого шестого. Dunkirk spirit, единодушное сплочение народа перед лицом страшной угрозы, на русский переводится как "всё для фронта, всё для победы", и нам хорошо известно.

  Недавно одноклассник спросил меня, зачем я  смотрю лабуду вроде "Чернобыля" HBO или подобных фильмов о войне. Ответ простой: за неимением гербовой пишут на простой, за неимением хорошего кино приходится смотреть то, что есть. Взять и совсем отказаться нет сил, с детства люблю кино, волшебный мир грёз.

   Что советские фильмы о войне тоже были пропагандистским продуктом - мы ведь отлично понимали, "кино и немцы" - старое выражение, которое не мешало их смотреть и любить. И вот кино изменилось, а привычки остались. Корнилий Ефремович из Медвежки в кино не ходил и судил о войне по личным впечатлениям, ну а я уже по кино, и теперь только одно с другим и могу сравнивать.

   Раньше кино, в том числе о войне, было человечней, а сейчас просто зрелище - факт прискорбный. Для детей это вредно, тупицами вырастут, если одни зрелища за душой. А старушек вроде меня этим уже не испортишь, и если подвести черту - горько, что наши властители своих солдат меньше жалели, чем их властители их солдат, и никакая пропаганда с той или другой стороны этот прискорбный факт, увы, не отменит.

Вот и всё кино.


Рецензии
Здравствуйте, Наталья!
Интересная и важная тема.
Никакое художественное кино не может передать страданий и ужасов войны. Лишь документальная хроника это показывает, но, конечно, лишь то, что успевали снять военные кинематографисты.
Но всё равно должны быть фильмы о Отечественной войне 1812 года, о Великой Отечественной войне. Пусть в них много прикрас, но это хорошее предостережение: "Смотрите, как падают убитые люди, как вздымается земля от бомб, как горят города и деревни! И не жалейте сил бороться, чтобы ничего подобного не случилось, чтобы не плакали ваши матери и отцы; чтобы не были сиротами ваши дети".
Я читаю военные мемуары. В них больше правды.
Факт, что советские вожди не готовили СССР к войне; вместо того, чтобы улучшать модели самолётов, танков, стрелкового оружия и т.д., занимались "чисткой" офицерского состава Красной Армии...Согласна с Вами: не жалели людей.
Всего доброго!

Лариса Прошина   13.03.2020 19:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, за отзыв. Я, конечно, тоже читаю о войне, не только кино смотрю.

Хотя не всегда могу дочитать солдатские мемуары, недавно недочитала воспоминания Николая Никулина, уж очень, невыносимо, тяжело. А генеральские меня и не особо интересуют, я же не стратег. Есть такой специальный литературный термин, "лейтенантская проза", это когда написали свою войну те, кто рядом с солдатами воевал, из белорусских авторов это прежде всего Василь Быков, вот это для меня, пожалуй, самый приемлемый вариант, в беллетристике всё-таки есть какой-то катарсис даже когда погибаюи все герои. Они же литературные, их не надо хоронить.

А в реальности, когда по сей день поисковики за свой счёт солдатиков подымают- перезахоранивают, а государству всё недосуг - уж слишком всё безысходно.И если не можешь ничем помочь реально, лучше очередную киносказку посмотреть.

Наталья Чернавская   13.03.2020 22:13   Заявить о нарушении