1980. УРАЛ. Кусать очень хосется!

ЧЕМ СОВЕТСКИЙ ОФИЦЕР ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦАРСКОГО?
ЦАРСКИЙ ДО СИНЕВЫ ВЫБРИТ И СЛЕГКА ПЬЯН.
СОВЕТСКИЙ ОФИЦЕР СЛЕГКА ВЫБРИТ...(1980).

... ГЛАВА ИЗ РОМАНА "ДЕСЯТЬ ЛЕТ В ОДНОЙ ШИНЕЛИ".
Публикуется отрывок по просьбе нашего удаленного
в Брест (Нормандия) друга, бывшего советского
офицера и автора ПРОЗЫ Романа-Роберта РАССВЕТОВА.

...Военным, особенно советским офицерам, праздники -
что лошадям свадьба: морда в цветах, а зад в мыле!
Наш 966-й ракетный полк (город-герой Нижний Тагил-40) продолжает нести боевое дежурство по охране мирного труда советского народа. Не будь у нашей страны АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ (ракет с кассетными ядерными боеголовками), алчные соседи, которые нас и за людей давно не считают, ДАВНО БЫ с восторгом вторглись в нашу Сибирь, кладовую планеты! КАК это было в 1918 году, когда 14 держав антанты и ки тайские хунхузы напару с японскими живодерами вволю пограбили Сибирь.
Китайцы давно зарятся.
Сейчас они сожалеют, что пятьсот лет назад, в малый ледниковый период, ушли с Амура в теплые края! Японцы спят и видят, как им подарят или продадут кремлевские правители не только Сахалин и Курилы, но и Камчатку!
 Про турок и говорить не чего - они русский Крым считают своим,
 неправедно отторгнутым. А уж как бесится Америка - слов нет!
Приближается 23 февраля - самый нелюбимый военными праздник.
 Сначала парад и торжественное мероприятие в клубе, может даже концерт из голосистых официанток и поварих. Они в массе своей с Украины, приехали с мужьями-прапорщиками на Урал из-за квартир. В Харькове, Одессе и Львове квартиру можно ждать годами, если не десятилетиями. На Урале прапорщикам квартиру дают сразу. Особенно механикам-водителям на МАЗ-547 - весом в 88 тонн (машина-агрегат плюс твердотопливная ракета с 3 ядерными боеголовками).

Прежний командир полка полковник Гагулаев наконец УБЫЛ В РОДНОЙ АУЛ - в горах Чечни или Дагестана, и все вздохнули свободно - наконец-то рабочий день офицера будет  заканчиваться не в 24 часа, а хотя бы в 21.00
(по приказу министра обороны - в 18.30).
Вместо горячего чечена командиром полка назначен холодный мариец -
 бывший начальник штаба полка майор Вахрушев.
Меня он невзлюбил с самой первой встречи.
 Я был самым старым в полку лейтенантом. Делать военную карьеру я не собирался в силу ряда сложившихся и от меня совершенно независимых обстоятельств (и в силу почтенного для лейтенанта возраста - в мои годы майорами ходят), а робкие попытки СМЕНИТЬ специальность (начальник клуба, начальник лаборатории, начальник пилорамы -должность старлея до пении) или место службы быстро и решительно пресекались.
 Отчасти в этом был виноват я сам -
"вовремя не прикинулся дурИком",
 как потом говорили  мне опытные и ушлые офицеры возрастом далеко за тридцать лет. Потому как по доброте душевной первые два года (больше просто нечем заняться на дежурстве в течение семи суток на подземном ракетном комплексе 8К64У) я решал трем-четырем старым капитанам  контрольные и курсовые работы - они заочно учились в Харьковском политехническом институте. Без партбилета и диплома о высшем образовании нечего было и думать о майорской должности и звании МАЙОР!

Я тогда брался с тоски за любую работу! И вскоре дошло до того, что на меня штабные взгрузили всю писанину. Кроме меня был еще студент-лейтенант выпускник казанского авиационного института Виктор Зиновьев из Казани, но он решал исключительно те задачи, что не мог осилить я - линейную алгебру, теорию вероятности, сопромат и теоретическую механику.
 К тому же он брал плату только коньяком (из буфера - а там напитки благородные, но с солидной наценкой), а я решал и писал исключительно бесплатно, если не считать кулек сухарей и пакет чая, которым пользовалась вся моя дежурная смена. Дошло до того, что я писал начальнику штаба помимо "Плана боевых действий" и расписаний ЕЩЕ и письма его родичам -
для меня даже сделали отдельный стол
 и поставили  там пишущую машинку.
 И всем офицерам (кроме командира полка Савенка) запрещено было ближе пяти метров подходить ко мне (так как я работал с совершенно секретными документами).
И вот однажды начальник штаба дал мне почитать письмо с его родного хутора:"Дорогой наш сынок! Письма твои читаем всем хутором. Нам всё ясно и понятно. Наконец-то ты к сорока годам поумнел и научился писать письма!"
Он хохотал, а мне было по-настоящему стыдно -
 даже не знаю за что...

Замполиты (три человека - они менялись каждый год в полку) три  веревки порвали, когда тянули меня, как быка на бойню, в партию. Наконец им это надоело, и они доложили командиру дивизии, и генерал сказал: Ну не хочет в партию вступать - пусть помрет лейтенантом!
И меня оставили в покое.
Правда, потом я раза три ИЗУМЛЯЛ генерала, когда в мундире капитана или  майора представал пред его изумленными очами! И он с трудом, но сдержался!
А куда ему было деваться?!
Приехала в полк комиссия из министерства обороны. И тут же проверка физической подготовки офицеров. Белый-белый как снег капитан Мыкола Гасько из службы ракетного вооружения хватает меня за грудки:
"Ты где шастаешь? Пошли на стадион! Сдашь за меня физподготовку!"
Деваться некуда - надо Мыколу выручать.
Мыкола готовится к поступлению в академию!

Надеваю капитанский китель, рапортую полковнику из московской комиссии:
- Капитан Гасько. Служба ракетного вооружения! Разрешите приступать?
Подхожу к перекладине, делаю подскок - подтягиваюсь 10 раз, потом три  раза выход силой и семь раз подьем переворотом.
Не надо усердствовать!
 Ведь никто не поверит, что Мыкола с его пузом
столько раз подьем переворотом сделал!
Четверка ему обеспечена.
Соскакиваю с перекладины, отхожу в сторонку - чувствую умоляющий взгляд секретаря парткома капитана Валентина Девяшина. В прошлом году он провалился на экзаменах в военно-политическую академию - не смог назвать 12 принципов морального кодекса строителя коммунизма!
В этом году ему предоставили вторую и последнюю попытку поступить в академию. Значит, надо Валентину сдать проверку министра обороны на отлично.
Пропускаю семь человек и подхожу к перекладине.
Сиплым голосом рапортую полковнику:
- Капитан Девяшин, секретарь парткома полка.
Полковник, человек бывалый, возрастом далеко за 50 лет, шутит:
- Водку холодную пил, капитан?
- Водки у нас нет. Только спирт. Но я непьющий!
- А чего так?
- Да в  детстве в деревне не научили, а теперь поздно.
- И то верно - партейцы спирт должны другим отдавать!
Отработал я по полной, аж пот пробил.
Полковник изумляется:
- Первый раз встречаю такого секретаря парткома! Двадцать раз подьем переворотом! Ну ты, капитан, даешь! Правильно - коммунисты всегда должны быть первыми!
   Мне не до его похвал - мне бы теперь  водички выпить.
И хорошо бы умыться, чтоб конем не пахло.
Идем с капитаном Девяшиным в общежитие.
Тут же вылетает как в задницу осой укушенный
 пропагандист полка майор Рубин.
- Ты где шляешься, лейтенант? Пошли скорее!

Я снимаю мундир капитана и отдаю его Девяшину.
Майор Рубан снимает свой мундир и сует мне. Сам остается в рубашке с погонами.
- Лейтенант, после того, как помоешься, прямо в майорском мундире беги в спортгородок. В моем мундире, понял? Я тебя там подожду. Давай живо!
На тебя вся надежда - не дай опозориться как в прошлом году!
Я пулей влетаю на второй этаж к сержанту Рябинину и прошу у него воды.
Выпиваю кружку, потом он сливает мне на шею и руки.
Надеваю мундир Рубана и выбегаю на улицу.
Это называется "картина Репина - сушим весла!"
Прямо перед входом в гостиницу стоит зеленая "ВОЛГА" командира дивизии.
Генерал о чем-то беседует с дежурным по полку.
Краем глаза замечает меня - назад бежать поздно.
Прошмыгнуть не удастся - слишком близко он стоит.
Я решил стать и ждать, что будет дальше!
Наконец генерал выяснил все, что надо, и своим огромным корпусом поворачивается ко мне - лицо его мгновенно из серьезного, как и подобает большому начальнику, становится сияющим и радостным:
- Кого я вижу! Какие люди! Надо же - а ты время даром не терял, как я вижу. Всего за день из лейтенантов стал майором! Да Юрий Гагарин в космос слетал, чтоб майором стать из старших лейтенантов! А ты в мирное время на земле стал. Так что скажешь, Петруша?!
- Иду сдавать физподготовку, товарищ генерал-майор. За майора Рубана. А то он опять может перекладину опрокинуть, как в прошлом году!

... С тех пор прошло пару лет.
Генерал еще пару раз встречал меня в чужих кителях, но молчал - а кому охота получить выговор от представителей министра обороны за своих неумелых подчиненных?! А выговор ЗАДЕРЖИТ В ДИВИЗИИ на год как минимум.
С майором Вахрушевым я встречался редко, но каждая встреча стоила ему литра полтора крови по его собственному признанию. Он любил устраивать публичные разносы! А я за словом в карман не лез -
взыграла донская дурная натура.
И каждый раз наш разговор заканчивался с ним на том, что все офицеры рядом прыскали со смеха (они БОЯЛИСЬ ему достойно ответить, а мне терять было нечего), и майор Вахрушев шипел, но так чтоб все лейтенанты и капитаны слышали:
 "ТЫ так и помрешь лейтенантом! Это тебе не раз говорили. Запомни - в армии честным и умным быть не нужно, а нужно быть тупым и исполнительным!"
Да и как не запомнить, если три мои встречи с главнокомандующим ракетными войсками , бывшим танкистом, генералом армии Владимиром Федоровичем ТОЛУБКО (одна - курсантом, две -лейтенантом) начинались и заканчивались именно этими словами!
- Я знаю, - майор говорил тихо, при этом глаза у него (от природы) смотрели в разные стороны, за что тут же получил кличку МАЙОР КОСОЙ, - ты всегда выкрутишься. Если честно, то я тебе даже немного завидую. Я еще не встречал в жизни своей, хоть и прожил почти половину, таких людей. Молчать! Не возражать! И отвечать на мои вопросы!
- Так как отвечать, если вы ничего не спросили?
- Я думаю, лейтенант. Я хочу задать тебе такой вопрос, чтоб ты не отвинтелся! Не открутился! Смотреть мне в глаза! И отвечать четко, ясно и без двойного толкования! Ты всё понял, лейтенант?
- Так точно, товарищ майор. Разрешите один вопрос?
- Ну, раз один, то можно! - Майор даже улыбнулся.
- А в какой глаз смотреть?!
Вся канцелярия, полная офицеров, рухнула от смеха...

С тех пор очень полюбил меня майор Вахрушев!
А уж как меня обожал новый замполит полка майор Тюленев -
 словами не передать, только делами.
А дела были печальными - "Каменный карьер - три человека.
 Угольный склад - два человека..."
И всегда туда непременно попадал я.
 Правда, вскоре прибегал ТРЕТИЙ МАЙОР,
командир третьей боевой ракетной группы и забирал меня.
Работа - работой, но расписание и план боевых действий надо кому-то писать.
 А я за три года ОТУЧИЛ всех командиров самостоятельно что-то писать.
Я сам писал, а они лишь подписывали готовый документ и ставили печать!
Но замполит наш был не дурак и при первой же возможности, когда я не был на боевом дежурстве или старшим машины, он непременно отправлял меня ОТВЕТСТВЕННЫМ ПО ДИВИЗИОНУ. Эта должность не предусмотрена ни одним уставом, ни одним приказом, ни одним письменным документом.

Напрасно газета "Красная звезда" много лет вела войну!
Назначил командир или замполит ОТВЕТСТВЕННОГО -
и может спать спокойно. Если что случится в дивизионе
или в полку, всегда есть с кого спросить.
 А то и под суд отдать.
 А чтоб ответственные (как правило в звании лейтенанта или старшего лейтенанта) не сбежали домой или "на хутор бабочек ловить", им вручалось боевое оружие - штык-нож от автомата Калашникова!
Я попадал в ответственные по дивизиону довольно часто.
Потому что в мое дежурство НЕ БЫЛО ПРОИСШЕСТВИЙ.
НЕ то что серьезных или чрезвычайных, а вообще никаких.
Просто я подзывал пару сержантов
или рядовых из числа солдатских авторитетов и говорил, что НАПИШУ ПРО НИХ В ГАЗЕТУ "Красный боец". Было такое веяние тогда - в дембельский альбом ВКЛЕИТЬ СТАТЬЮ СО СВОЕЙ ФАМИЛИЕЙ. За статейку в газете они что угодно сделают!
 Особенно если это - кавказцы, узбеки или хохлы.
Вспомните фильм "МАКСИМ ПЕРЕПЕЛИЦА"!
Как там всем селом читали статью из военной газеты...
Ведь после статьи в окружной военной газете "КРАСНЫЙ БОЕЦ"
солдат начинает "рубиться" (иначе свои  зашугают) - и становится отличником боевой и политической подготовки, вступает в партию, получает звание сержанта.
 А из деревни или из аула
родичи ему сообщают: "Сынок, служи так и дальше, наш председатель пообещал тебе портфель после армии, все ж начальником каким-никаким будешь - бригадиром или кладовщиком, а не то что как мы всю жизнь в земле ковыряться!"

...23 февраля в нашем полку прошло скучно и постно.
Ничего необычного не случилось, но в наш ракетный полк нагрянула комиссия из Москвы. Народ в массе своей уже привык - как праздник, так обязательно или проверка, или боевая тревога, или вечерняя поверка.
 Обязательно начальство постарается испортить настроение!
Наш бывший полковник Гагулаев "выжимал все соки из народа",
 чтоб поскорее поставить полк на боевое дежурство и отчалить в родной аул!
 И потому все офицеры трудились с 9 часов утра до 24 часов ночи.
 Солдаты спали - им положено 8 часов отдыхать!
 Вынь, положь и не греши! И прапорщики тоже спали -
за исключением людей из дежурной смены, но этим вроде как положено по боевому уставу ракетных войск. А офицеров - не жалко: "Вас палкой в училище никто не гнал! Сами выбрали военную тропу!"
 И  спорить с командирами, а тем более с замполитами и особистами - все равно что лаять на Луну! После ухода Гагулаева все офицеры полка ожидали, что служба войдет в привычную колею - с 9.00 до 18.00 часов и с семью выходными в месяц!
Однако новому командиру надо получать очередной чин,
 еще одну звезду на погоны, а с недовольными офицерами
 разговор короткий : "Партбилет - на стол!"
Я был единственный беспартийный офицер в дивизии, не считая
 тех, кого уже раза три выгоняли из кандидатов в члены партии!

Самое обидное для них - попадались или сыпались они на пустяках.
Один пошел в трусах и майке мусор ночью выносить, а вернулся в чужую квартиру. Утром проснулся в обьятьях чужой жены, а утром пришедшему с дежурства мужу-прапорщику морду набил за оскорбление супруги (которая ночью приняла в постель чужого мужика, приняв его за своего мужа).
 Другой лошадь приучил к куреву и браге.
Третий вообще полковника-чечена чуть до кондратия не довел - попытался расплатиться в ресторане "Вечерний Тагил" за шампанское свои половым членом!
Замполиты обьясняли это переутомлением и нервным срывом,
 НО просили потерпеть еще немного!
 Один командир получал более высокий пост или очередную звездочку, на его место заступал другой и продолжил "выжимать все силы", мотивируя такой ритм и службу с 9.00 до 24 часов военной необходимостью - "техника военная серьезная, требует вниманья день и ночь!", а на вполне законный вопрос -
 "А КОГДА НАМ ОТДЫХАТЬ?!" -
следовал вполне ожидаемый ответ:"На том свете!"
Дошло до того, что в присутствии самого командующего армией
 (генерал-полковник Иван Андреич Шевцов) управление полка
 (одни офицеры - от капитана до подполковника) четко и громко
прошагало и еще более громко, С ВЫЗОВОМ, дружно спело -
"МЫ ТАК ДАВНО, МЫ ТАК ДАВНО, МЫ ТАК ДАВНО НЕ ОТДЫХАЛИ!"

Скандал был грандиозный, командир дивизии генерал-майор слег в госпиталь с очередным инфарктом  (они у него случались семь раз в год - обычно после ЧП в дивизии), а у майора Вахрушева было прединфарктное состояние.
Запевалу не нашли, но службу укоротили -
она заканчивалась теперь в 21 час с копейками
 вместо желанных для начальства 24.оо часов!
Все офицеры в полку ожидали от комиссии устных экзаменов и зачетов на технике, или хотя бы выездов ракетных установок из укрытий в тайгу на пару суток!
Однако мороз на улице стоял такой, что собаку даже палкой из дома не выгонишь. И потому комиссия ограничилась до обеда просмотром документов - у каждого командира группы в обязательном порядке имеется 22 общих тетради, где документально отражается каждый шаг солдат и сержантов.
 Есть даже рабочая тетрадь, где раз в неделю отписывается информация - какие письма получил солдат, что в них говорится, какие у него мысли.
Мало ли что - невеста замуж вышла, а он ночью с поста с автоматом сбежит и потом в деревне много народу перестреляет!
 А кто виноват? Командир, потому что вовремя не отследил ИЗМЕНЕНИЯ в поведении и настроении солдата! И замполит - согласно 6-й статье НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ!
После обеда (домашний борщ с диким кабаном и солеными грибами, а нам борщ с жирной свининой и жареный хек) всех офицеров собрали в клубе и какой-то полковник долго-долго (часа три, не меньше - кое-кто в зале даже успел заснуть) рассказывал офицерам о агрессивности американского империализма и происках китайского гегемонизма, а потом замполит полка начал от  каждого дивизиона поднимать по одному офицеру, чтоб они  выступили  и поддержали курс дорого Леонида Ильича Брежнева и его ленинского ЦК на усиление боевой готовности под девизом "Порох держать всегда сухим!"

От третьего дивизиона, как и следовало ожидать, майор Тюленев поднял меня - в зале началось всем заметное оживление. Выступающий о чем-то спросил командира полка майора Вахрушева, тот ответил и помрачнел, а я услышал лишь конец фразы"...будущий поручик Дубровский".
Я решил доконать "майора Косого"!
И сказал при мерно так:
 "Как вы все давно и хорошо знаете, китайская армия полна решимости захватить наше Приморье с рекой Амур и озеро Байкал. И потому китайцы ежедневно готовятся воевать и потому усиленно тренируются с утра до ночи, как и мы с вами. НО голодные и не выспавшиеся солдаты могут и косяка дать. Вот, недавно, по сообщению ЖЕ МИНЬ ЖИ БАО, китайская подводная лодка столкнулась с нашим пограничным бронекатером в протоке Казакевича -  наш катер получил вмятину в борт, а гребцы-китайцы, все пять тысяч, заработали грыжу и теперь МИД Китая требует с нас деньги на их лечение в клиниках Германии, потому как они  считают эту протоку и два ост рова на Амуре  исконными китайскими землями!"
Дикий хохот был мне в ответ.
Полковник вытер слезы и сказал:
"Вы все тут, я вижу, люди с юмором,
 так что закончим нашу беседу!"

ВСЕ офицеры отправились на автобусах домой (праздник праздновать - как приказал генерал), а нас семерых оставили ЗАЛОЖНИКАМИ. Нам вменялось дежурить всю ночь, до утра не смыкая глаз.
А ВДРУГ КАКОЙ-ТО СОЛДАТИК ВЗДУМАЕТ СБЕГАТЬ
НА БАСЬЯНОВСКИЙ КОРДОН ЗА БУТЫЛКОЙ ВОДКИ?!
Каждый год в дивизии хоронили семь-восемь таких беглецов, которые в глухую ночь в метель бегали на кордон - туда добегали, а вот назад не все возвращались. Некоторых находили по весне, когда сходил снег...
В 23 часа мы все семеро ОТВЕТСТВЕННЫХ -
от лейтенанта до майора медицинской службы полка майора татарина Айраса Гараева - собрались в канцелярии моего третьего дивизиона. Я вытащил из портфеля банку сгущенки, дежурный  по дивизиону сержант СМИРНОВ принес заранее припасенную буханку белого хлеба, мы поставили электрочайник и через пять минут я разрезал буханку на 8 частей (в том числе и на сержанта - "В банде все равны") -
и на пару минут все замолчали. Только чавкали!
Майор Гараев возжелал облизать банку,
на что начальник автотракторной части
 полка майор Лузиков сказал:"Гляди -
язык не обрежь, а то будешь дважды обрезанным!" 
МЫ еле утихомирили взрывного по характеру Гараева -
просто я попросил его не орать и не привлекать внимания командира и замполита, которые ночью вернутся и проверят ЧЕМ МЫ тут занимаемся.

Ясное дело, мне никто не поверил!
Целый час все спорили, пока не кончились силы.
Тут пришел дежурный по полку башкир Гриша Суюндуков,
 который путь от старлея до капитана преодолел за 15 лет!
Ему осталось до дембеля всего 5 месяцев, и он постоянно просил меня замолвить слово перед новым командиром, чтоб тот дал ему возможность дослужить до пенсии.
Гриша зашел, увидел нашу толпу и спросил:"Что за сборище?!"
Татарин майор Гараев решил пошутить:
"Да новость обсуждаем - всех нерусских из армии выгоняют! Они в Афгане предателями оказались. Вот и думаем - кого первого у нас выгонят."
Гришу чуть удар не хватил.
Пришлось успокоить его и выдать военную тайну - мне рядовой Ерема пообещал при нести огромного жареного индокура! Со склада дивизии выделили десяток таких "мамонтов" для московской комиссии, но она не осилила и половины.
 Хитрый Ерема, дежурный по кухне как бывший шашлычник из Крыма, умыкнул пару жареных птиц - одну отдал на сьедение солдатам, рабочим по кухне, а вторую пообещал в полночь принести нам с Серегой Старцевым.

"УЖ ПОЛНОЧЬ БЛИЗИТСЯ, А ГЕРМАННА ВСЁ НЕТУ!"
Уж полночь близится, а Еремы всё нету.
 Но никто не уходит, даже дежурный по части Гриша Суюндуков, который честно говорит:"Я уйду спать, а вы всю птицу сожрете! Как в прошлый раз, когда сайру в масле замели! А мне из всего ящика оставили всего одну банку!"
Я давно заметил странность - худые люди много жрут.
Именно жрут, тупо глотают, а не наслаждаются вкусом еды.
Прошло еще полчаса.
Ожидание стало невыносимым.
После чая всем жрать захотелось еще сильнее -
как Осе Бендеру - "После вдовушкина чая я безумно хочу жрать!"
"Может Ерема тебя обманул?!" -
 Все говорят и сами не верят.
Я был командиром взвода разведки ЗА ОТСУТСТВИЕМ общевойсковых командиров всего три месяца (потом командиров - капитанов из полыхающего Афгана начали в нашу и соседние ракетные дивизии слать чуть ли не десятками), но за это время успел прославиться мой взвод своими дикими выходками.
Ведь я же нес БОЕВОЕ ДЕЖУРСТВО по семь суток подряд вторым номером на боевом ракетном комплексе в машине подготовки и пуска 15В116, а солдатами рулил Ерема и еще пара "отпетых негодяев" (как говорил про них замполит), а самого Ерему я спас от трибунала (за порево чужих жен некоторых больших начальников из дивизии и обязательной драки с ними, когда они заставали солдата-любовника в постели дома - А НЕХРЕН ЯВЛЯТЬСЯ РАНЬШЕ ВРЕМЕНИ).
Ерема перед призывом в армию (он успел закончить техникум в Крыму) наверняка списал себе года три - уж больно ушлый, опытный и грамотный он! Не по годам сообразительный. Так обычно поступали узбеки и азеры - после армии институт надо закончить, вот и приходится по бумагам омолаживаться, чтоб остаться секретарем комитета комсомола или бригадиром комсомольско-молодежной бригады.
Болтать и руками водить - это не навоз
 вилами кидать или в земле колупаться!

Настроение у всех упало, огонь в глазах потух.
И я хорошо читаю: Сидим мы с тобой, Петруша, зря!
И вдруг стук в окно! Что за шутки?
 Какой дурак в час ночи в пятидесятиградусный мороз шатается по полку?!
Майор Гараев громко орет:"Кому не спится в ночь глухую?!"
Я посылаю дежурного сержанта проверить, кто там стучит нам в окно.
 Он уходит и через минуту уже стучит в дверь канцелярии.
"Да ты не головой, а головкой постучи!" - Кричит майор Гараев, голодный и потому злой. Заветный жареный индокур где-то потерялся.
Дверь открывается -
явление Христа народу -
к нам вваливаются два майора,
замполит Тюленев и командир полка Вахрушев, с мороза синие.
- Ну вы и спите! Мы чуть не замерзли! Какой дурак брусом дверь в казарму заклинил? - Они еле ворочают языком. - Хорошо хоть окно на первом этаже и снегу всего по пояс!
Я сижу за столом, вроде как старший, а все остальные (два майора, три капитана и три лейтенанта) сидят сбоку у приставного стола.
- А вы чего тут все разом собрались?! - Первым отогрелся замполит Тюленев.
- В карты играете? Или водку пьете? - Подает голос оттаявший Вахрушев.
- Изучаем новую конституцию Союза ССР. - Все молчат, отвечаю один я. Терять мне нечего - из партии не выгонят беспартийного, в академию мне не поступать, звездочка на погоны мне не светит (по указанию генерала), а все остальные еще на что-то надеются.
Майор Гараев мечтает перейти в госпиталь - там рабочий день с 9 до 15 часов и два выходных! Майор Лузиков мечтает поступить в академию. Старший лейтенант Шура Дураков хочет перевестись в Пермь, там у него брат командир полка.
- Конституцию СССР?! - Замполит Тюленев понимающе переглядывается с командиром полка - мол, дурочку господа офицера запустили!
Не укладывается в голове такое -
 восемь офицеров (из них два начальники полковых служб и два офицера штаба полка) в час ночи сидят в канцелярии, и БЕС ПАРТИЙНЫЙ ЛЕЙТЕНАНТ что-то им напряженно вдалбливает в головы.
 Что-то интересное!
Иначе бы тот же дежурный по полку старый капитан Суюндуков
 и его заместитель давно бы спали согласно графика!
И потому в первую очередь замполита заинтересовало -
 ЧТО ТАКОГО ВАЖНОГО может им сообщить лейтенант,
 если  они в час ночи собрались у него в казарме
 и чуть ли не в рот смотрят!
По глазам вижу - замполит хочет знать масштабы этой тайны!
Но я молчу. Молчат и все остальные.
Наконец замполит не выдерживает:
- Леня, ты прав! - Говорит он командиру полка.
- Ну еще бы! Кто б сомневался! - Хмыкает тот.
Я приказываю майору Гараеву:
- Товарищ военврач первого ранга, подайте мне портфель!
- Как прикажите, ваше благородие! - Говорит он и подает мне портфель.
 Первого октября на строевом смотре в связи с началом нового учебного года генерал вдруг устроил смотр офицерам полка. Я как раз был ОТВЕТСТВЕННЫМ по дивизиону и потому стоял в ботинках.
 Наверное, единственный из всех офицеров,
 если не считать дизелиста капитана Артемова, который мечтал уволиться и потому круглый год ходил в ботинках, наплевав на все указы и приказы - в Харькове у него жила в прекрасной трехкомнатной квартире 75-летняя мать, ветеран войны, которая от большого ума написала письмо Леониду Ильичу Брежневу (вместе с ним воевала на Малой Земле) с просьбой перевести сына с Урала в Харьков.
Все генералы словно взбесились - как могла через их головы???
Капитана Артемова хорошо отодрали и сказали,
 что никогда он не получит перевод в Харьков!
 И потому он забил на службу - в надежде,
 что его выгонят из партии, разжалуют в лейтенанты и НАКОНЕЦ уволят.
На тот момент противостояние продолжалось уже год!
 МЫ с ним ходили за грибами - он был спец по грибам и лекарственным травам.
Я стоял (1 октября) в первом ряду - и потому генерал сразу обратил на меня внимание - обрадовался как старому знакомому. И поспешил ко мне!
- Опять шуткуешь, лейтенант? Или ты еще не читал приказ о переходе на зимнюю форму одежды? Ах, да, тебе некогда - конспектируешь подряд 36-й том товарища Ленина?
- Да нет, - ответил я, - просто меня не доставили домой. Бензин экономят!
- Ты всегда найдешь выход из положения. Сдается мне, что ты не тот, за кого себя выдаешь. Два товарища, с которыми ты якобы окончил училище, не совсем уверены, что это ты. Сильно умный. И борзый. Так себя наши лейтенанты не ведут.
- Не уверен - не наливай! Так говорит мой командир подполковник Рулерт  Иванович Горшенин.
- Причем тут Горшенин, когда речь о тебе?!
- А вы три года назад обещали ему дать отпускной в Харьков!
- Да вы что?! - Взвился генерал. - С ума посходили? Майор Семисоха просится в Харьков, майор Шармай, капитан Бедункевич, капитан Артемов. Там медом намазано что ли?! А чего ты за них зад рвешь?!
- Так мне терять нечего. И к тому же я дал слово офицера и дворянина...
- Ты что ли дворянин?! - Взвился потомок польских аристократов.
- Я ж во дворе вырос - значит дворянин!!

С тех пор Гараев и еще некоторые офицеры ко мне обращались "Ваше благородие", естественно, при боевых выездах и при  дежурстве в тайге, чем всегда изумляли проверяющих из Москвы или Оренбурга (штаб армии).
Майор Гараев подает мне портфель, я вынимаю оттуда пустую бутылку очень дорогого французского коньяка (купленного в Москве за очень большие деньги) и говорю:
- Вы опоздали! Мы без вас выпили!
- Леня! - Вопит замполит. - Да он издевается над нами! Ну, погоди, я еще разберусь с тобой! Мы все знаем - и как ты в Ташкенте книжку "Интегральные схемы" издал и получил гонорар в 1500 рублей! И как ты в Харькове за 4500 рублей подрядился писать воспоминания одному большому полководцу! Конечно, при таких доходах водку пить не будешь. И друзей коньяком будешь угощать. Ладно, потом с тобой поговорим!
    И они, полные негодования от чужих тысячных гонораров (а книжку в Ташкенте издал мой полный тезка, но кому я что-то докажу, если меня периодически печают газеты и присылают регулярно гонорары - местные и центральные типа "Сельская жизнь" или "Советская Россия", которые согласны печатать любого, кто грамотно преподнесет им материал да еще новый).
Дверь с шумом раскрывается - влетает весь синий Ерема:
- Командир, извини, думал, что околею - эти два барана у вас тут торчат и торчат! И что можно в час ночи выяснять, да еще под праздник?!
   ВЫ видели КАК голодная толпа лесных разбойников набрасывается на еду?!
Так и здесь было примерно то же самое.
- Кусать осень хосется! - Майор Гараев начал первым.
  Через пятнадцать минут от жареного индокура (и десятка соленых огурцов) почти ничего не осталось.
- Жаль, что хлеба маловато! - Сказал майор Гараев.
- И коньяка не было! Хотя бы армянского! - Добавил старлей Серега Старцев.
- Ты это, начальник, - сказали мне два хохла из штаба полка (фамилии не назову), - в следующий раз как заступать будешь ответственным, нам шепани, - мы к тебе в смену перепишемся! Весело с тобой - не заметили как и ночь прошла!

СПАСИБО ВСЕМ, КТО СМОГ ДОЧИТАТЬ ДО КОНЦА ЭТОТ НУДНЫЙ ТРУД!
ЧТО БЫЛО, ТО БЫЛО. ЕСЛИ Б ЭТО БЫЛА НЕПРАВДА, Я МОГ БЫ ПРИДУМАТЬ
БОЛЕЕ УМНЫЙ РАССКАЗ, ГДЕ ВЫСТАВЛЯЛ БЫ СЕБЯ ГЕРОЕМ, А НЕ "МАЛЬЧИКОМ
ДЛЯ БИТЬЯ", С КОТОРОГО УРЫВАЛСЯ ВЕСЬ ПОЛК - ПОТОМУ КАК ОФИЦЕРЫ В
ПОЛКУ БОЯЛИСЬ ПОВТОРИТЬ МОИ РЕЧИ И ДЕРЖАЛИСЬ ОТ МЕНЯ ПОДАЛЬШЕ.
ДАЖЕ СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ СЕРДЮКОВ (МОЖЕТ РОДСТВЕННИК ПУТИНСКОГО
МИНИСТРА ОБОРОНЫ), КОТОРЫЙ СВОИМ ЧЛЕНОМ (ПОЛОВЫМ - КСТАТИ,
 ДОВОЛЬНО ДЛИННЫМ И ТОЛСТЫМ, КАК ОПРЕДЕЛИЛА КОМИССИЯ) В РЕСТОРАНЕ
ПОПЫТАЛСЯ РАСПЛАТИТЬСЯ ЗА ШАМПАНСКОЕ С МОЛОДЕНЬКОЙ ОФИЦИАНТКОЙ, И
И ТОТ ПРИНАРОДНО ЗАЯВИЛ, ЧТО ОН НЕ ЖЕЛАЕТ СИДЕТЬ РЯДОМ СО МНОЙ!
 МЕНЯ ТЕРПЕЛИ В ПОЛКУ, ПОТОМУ ЧТО
Я БЫЛ НЕЗАМЕНИМ (В НЕКОТОРЫХ ОБЛАСТЯХ).
 УВОЛИТЬСЯ МНЕ УДАЛОСЬ ТОЛЬКО
ПОСЛЕ ПИСЬМА БРЕЖНЕВУ, ГДЕ НАЗВАЛ ЕГО ПРЕЕМНИКОМ ЮРИЯ ДОЛГОРУКОВА
(ГЛАВУ КГБ СССР ЮРИЯ АНДРОПОВА, ЧТО ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ ВСЕМ РАБОТНИКАМ
ТАЙНОГО ФРОНТА) И УКАЗАЛ ОСОБО, ЧТО ПОСЛЕ ЕГО СКОРОЙ СМЕРТИ (Я ДАЛ ЕМУ
ЕЩЕ ТРИ ГОДА ЖИЗНИ - ВМЕСТО ОДНОГО В РЕАЛЬНОСТИ, ЧТО ЕМУ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ) НАЧНЕТСЯ ПОДГОТОВКА К РАЗВАЛУ СССР СОГЛАСНО ПЛАНУ АЛЛЕНА ДАЛЛЕСА, ОПУБЛИКОВАННОМУ В РОМАНЕ АНАТОЛИЯ ИВАНОВА "ВЕЧНЫЙ ЗОВ". МОЙ НАЧАЛЬНИК ПОЛИТОТДЕЛА И ВНУК МИНИСТРА ОБОРОНЫ СССР ГЕНЕРАЛ-МАЙОР УСТИНОВ НЕ ПОЛЕНИЛСЯ И ОТВЕЗ ДЕДУ МОЕ ЛИЧНОЕ ДЕЛО С ТРЕБОВАНИЕМ НЕМЕДЛЕННО УВОЛИТЬ ЛЕЙТЕНАНТА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ СТАТЬ НОВЫМ МЯТЕЖНЫМ "КАПИТАНОМ ТРЕТЬЕГО РАНГА САБЛИНЫМ!"
 ... ВЕСЬ РОМАН "ДЕСЯТЬ ЛЕТ В ОДНОЙ ШИНЕЛИ" - ТРИ ТОМА.
ТРИ НУ ОЧЕНЬ КРУТЫХ ИЗДАТЕЛЬСТВА ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ ИМ ЕЩЕ ПРИ
РАННЕМ ПУТИНЕ. С ОДНИМ БЫЛ ДАЖЕ ЗАКЛЮЧЕН КОНТРАКТ - ДЕЛО ТАМ
ДОШЛО ДО СИГНАЛЬНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА. А ПОТОМ СЛОВНО ПО КОМАНДЕ ВСЕ
СТАЛО. И В ОТМЕСТКУ ИМ Я ВЫВЕСИЛ КУСКИ ЗДЕСЬ, НА ПРОЗЕ.
 ПУСТЬ НАРОД ЧИТАЕТ БЕСПЛАТНО - ЕСЛИ
ХВАТИТ У НЕГО СИЛ, ВРЕМЕНИ И ТЕРПЕНИЯ,
ПОТОМУ КАК ОДНО ДЕЛО ЧИТАТЬ АНЕКДОТЫ,
И СОВСЕМ ДРУГОЕ НУДГУ ПРО ЧУЖУЮ ЖИСТЬ...


Рецензии
"ЦАРСКИЙ ДО СИНЕВЫ ВЫБРИТ И СЛЕГКА ПЬЯН.
СОВЕТСКИЙ ОФИЦЕР СЛЕГКА ВЫБРИТ..."

Григорий Аванесов   14.03.2020 23:43     Заявить о нарушении
И этим всё сказано!

Петр Евсегнеев   15.03.2020 01:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.