Иконы это красота

    Нравилось русским князьям брать в жёны иноземных красавиц. То из Англии, то из Литвы, а чаще всего – из Византии. Вот и черниговский князь Всеволод, сын Ярослава Мудрого, высмотрел себе невесту в Константинополе. Его избранницей была Анна, дочь императора Константина IX.  В 1046 году,   отпуская дочь на Русь, император благословил её древним, чудотворным образом Богородицы с младенцем. Церковники утверждают, что  это прижизненный образ Божьей Матери, написанный евангелистом Лукой.

      Сын Всеволода, Владимир Мономах, перенёс икону в Смоленск, где её поставили в Успенском соборе.  Икона на Руси обрела особое почитание .Списки с неё разошлись по всей стране.

    Имелся такой список и на Маковне.  Престольным праздником  этой симпатичной деревни являлся день почитания Смоленской иконы Божьей Матери.  10 августв, на Смоленскую прибывал на Маковно весь окрестный люд. На луг за житницей выносилась большая, метр на метр. икона Смоленской Божьей матери, украшенная гирляндой из вереска с включенными неё крупными желтыми цветами, и поп начинал махать кадилом и править службу.

     Такой большой и богатый образ Богородицы появился в деревне ещё до революции.  Крестьяне сбросились по рублю, вручили собранные деньги трём степенным мужикам и отправили их в Питер за иконой. Посланцы свою миссию выполнили исправно. Маковно обзавелось уникальной иконой.

     На Маковне не было не только церкви, но и часовни, поэтому икону поставили в избе наиболее уважаемого мужика, Ивана Мангарыша. Настоящая-то фамилия Ивана была Васильев, а Мангарышом его прозвали по фамилии местного богача Мангарышова, который взял подростка Ивана на патронирование (считай в батраки) из петербургского сиротского дома.

      Регулярно на лето приезжала к Ивану из Ленинграда его дочь с детьми Лёшкой и Ниной. Детям в дерене после хмурого города было раздолье и радость.  Они в лугах собирали цветы, ходили по землянику, искали белые на опушках Мосягинского бора, удили рыбу на Олешонке, купались в озере.  Лёшка ещё в шкоу не ходил, но уже бвл просвещённым: он точно знал, что бога нет. Об этом и по радио говорили, и огольцы дворовые внушали.  А Нинка была дура дурой. Она верила в бога. Она по вечерам перед сном шептала, стоя у иконы, бабушкины молитвы.

      Лёшка решил перевоспитать сестру и стал ей внушать, что она напрасно молится богу. Бога нет! Сестра нв такие грешные слова в ужасе округляла глаза и предупреждала брата, что за это  бог его накажет. Лешка решил предметно доказать сестре отсутствие бога.

     -- Вот смотри, я сейчас плюну на икону и мне ничего не будет

      -- Лёшенька, не смей. Ты, что! Богородица накажет.

     -- Не накажет. Никакой Богородицы нет.

     Лёшка набрал слюней полон рот и плюнул на образ. Плевок попал на одеяние Богородицы и пополз по нему вниз.  Нинка была в ужасе

     -- Вот видишь. Ничего не случилось. А ты говорила: накажет, накажет.

      Для закрепления достигнутого Лешка ещё наз  плюнул на икону. Нина сбегала на кухню, взяла там тряпку, которой начала энергично стирать плевки. После чего она стала молится, прося Богородицу простить её беспутного брата. Наверное Богородица её не услышала или не захотела прощать негодника.

       Плевки судьба возвращала Лёшке сторицей, и жизнь его была не жизнь, а сплошная турбулентность. Особенно припекла в девяностые. Жена больна, с детьми проблемы, денег ни на что не хватает.  Оставалось либо вешаться, либо идти грабить.  Он пошел в церковь. Зажёг свечу и долго стоял перед образом Богородицы, прося прощения, защиты и помощи.     Простила Всемилостивая. Отошло. Кончилась чёрная полоса. Жизнь потихоньку стала налаживаться. Открывались новые горизонты

       А прошлое стиралось и забывалось. Стирались не только воспоминания, но и вещность. Так не стало симпатичной деревни Маковно. Вместо неё мозолит глаза пустошь, поросшая ивняком и ольхой. И иконы смоленской Божьей Матери не стало.  Куда-то пропала как пропала и первоначальная, древняя Смоленская икона Богородицы.

       Когда в 1941 немцы вошли в Смоленск, она ещё стояла в Успенском соборе, о когда наши освободили Смоленск, иконы в соборе уже не было. И где она сейчас находится никто не знает. Скорее всего украшает чью-либо частую коллекцию.

        Сейчас в Успенском соборе Смоленска находится   список середины шестнадцатого века, который прежде висел над воротами Смоленской крепости.

         Православные верят, что Смоленская обязательно объявится. И вот тогда русскому народу сразу станет жить легче.  « Чудаки эти русские, -- подумал Алексей, -- Выросшие на русских сказках, они все мечтаю о разных скатертях-самобранках, о волшебной щуке, о золотой рыбке. А в жизни всё просто так с неба не падает. Вот и иконы. Очень им надо заниматься нашими проблемами. Да и возможностей таких у них нет»

    И Алексей вспомнил исторический факт:  в день Бородинского сражения обнёс крестный ход Москву Смоленской иконой Божьей Матери в компании с Иверской и Владимирской. Не помогло. Вошли французы в Москву.

      Па жизни Алексей усёк, что полагаться на иконы особенно он стоит, но и плеваться на них ни в коем случае нельзя. Хотя Алексей всегда удивлялся тому. что православные поклоняются иконам. Ведь, что такое икона?  Это раскрашенный кусок дерева. Какая в этом куске святость,  откуда?  И вообще,  икона это типичный кумир. А в Писании сказано: «Не сотвори себе кумира.»

       Странно, но в христианстве много отступлений от библейского канон. И самое главное отступление --  это отрицание обрезания. Господь в Библии четко потребовал проводить на восьмой день после рождения   обрезание каждого младенца мужского пола как знак завета,  договора  о взаимодействии между богом и верующим. Иудеи в этом вопросе слушаются Бога, а христиане – нет. Почему? 

  Священника бы об этом спросить. Тот ответит, тот наговорит кучу доводов. Хотя предмет вопроса от этого яснее не станет. Тёмное это дело религия. Но на иконы плеваться не надо. Хотя бы потому, что они красивые.

       У Алексея осталась от бабушки икона  Божья Матерь Купина неопалимая. Так это целый мир. Кого и чего там только нет. Разве можно обидеть такую икону?


Рецензии