Вверх по лестнице, ведущей вниз

Когда женщина хочет любить и быть любимой…

В Московском областном театре драмы и комедии, который в этом году отметит 90-летие со дня своего основания, на втором этаже фойе открылась Малая сцена. На ней уже идут репертуарные моноспектакли по повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего», где в роли главного героя Аксентия Поприщина блистает заслуженный артист РФ и режиссёр этой постановки Александр Смирнов и «Исповедь фанатки» о судьбе Эдит Пиаф по пьесе заслуженной артистки Московской области Ирины Рыжаковой, которая  с самозабвенным вдохновением исполняет роль легендарной французской певицы.    

«Четвёртая стена» появилась в Ногинске
На Малой сцене этого областного театра недавно прошёл моноспектакль по пьесе болгарского драматурга Майи Праматаровой «Не убивайте эту женщину!». Его поставила главный режиссёр Московского театра «Четвёртая стена», лауреат правительства Москвы в области культуры, лауреат международной премии «Виват, Маэстро!» Валентина Козлова.
Перед моноспектаклем состоялась пресс-конференция для местных журналистов. В ней участвовали: драматург, эксперт Болгарского института культуры в Москве Майя Праматарова, режиссёр театра «Четвёртая стена» Валентина Козлова, исполнительница главной роли, заслуженная артистка России Светлана Потанина, заслуженный работник культуры Московской области, директор Московского областного театра драмы и комедии Юрий Педенко, главный режиссёр этого театра Елена Цыплакова и председатель клуба студентов и аспирантов «На Мосфильмовской» Сильвия Войславова.          
Майя Праматарова рассказала журналистам о себе и своей профессиональной карьере. Родилась она в Софии. Высшее образование получила в Университете Санкт-Петербурга, а затем окончила Московский государственный институт театрального искусства (ГИТИС). Десять лет назад её пригласили в Бостон для чтения лекций в Еврейском культурном центре для русскоязычной аудитории. Одной из тем её лекций стала судьба замечательной русской актрисы, ученицы Станиславского Аллы Низимовой, покорившей в прошлом столетии Нью-Йорк и Голливуд в Лос-Анжелесе. История Аллы Низимовой трансформировалась в пьесу, в которой главным персонажем стала русская актриса Ада Адамова. Вдали от Родины, в новой культурной среде, на новом для неё языке, она пытается не потерять себя в профессии и профессию в себе. Но если Алла Низимова стала звездой, добившейся восхитительного успеха в США, то Ада Адамова предстаёт перед зрителями как невостребованная увядающая актриса, не заслужившая особого признания за океаном. В день своего пятидесятилетия она оказалась в своей квартире одна, ожидая мужа-продюсера, который так и не появляется. На протяжении полуторачасового действа Ада с эгоцентричным волнением переосмысливает перипетии своей судьбы, вызывая  сочувствие у зрителей.
Как и все произведения Майи Праматаровой, её пьеса была написана на родном болгарском языке. Впоследствии драматург поселилась в Бостоне, а сейчас живёт в Нью-Йорке. Её пьеса была переведена на английский, французский и русский языки. По признанию драматурга, при переводе её пьесы «кое-что исчезает, а что-то и приобретается».
- Я – счастливый автор, - сказала она на пресс-конференции. – У меня нет плохих исполнителей главной роли… Когда я присутствую на репетициях своих произведений, я - либеральный человек. Режиссёр и актрисы могут привносить в них что-то своё, личное…   
   Спектакль по этой пьесе болгарского драматурга с успехом шёл в Бостоне, Нью-Йорке на Бродвее, Торонто, Монреале и в других городах. В 2012 году он добрался и до России. Правда, если в пяти странах мира он шёл под названием «Убейте эту женщину!», то режиссёр театра «Четвёртая стена» Валентина Козлова изменила это название на «Не убивайте эту женщину!». При изменении названия она сослалась на русский менталитет, который якобы не приемлет печальных финалов как в театральных, так и телевизионных постановках. Насколько мне известно, американские женщины (особенно домохозяйки) тоже не приемлют картин и телесериалов, где отсутствует традиционный heppi end. Так что ссылки на менталитет, на мой взгляд, не столь основательны. Разумеется, лучше оставлять у зрителей надежду на благополучный исход, даже если в жёстких реалиях «тронутого» на деньгах мира он весьма призрачен. Для этого, пожалуй, и создаются такие «сказки для взрослых», как художественные кинофильмы «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова или «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Я помню, как одна из наивных зрительниц в журнале «Советский экран» в 1980 году спрашивала у создателей фильма «Москва слезам не верит»: «В какой электричке едет Гоша?» Безусловно, обаятельному актёру Алексею Баталову блистательно удалось создать чуть ли не идеальный образ советского мужчины. Только в реальной жизни таких идеальных героев едва ли сыщешь. И, наоборот, слишком реалистические картины того же Андрея Звягинцева или Юрия Быкова («Дурак», «Майор», «Сторож») отталкивают многих зрителей, которые хотят видеть если не в жизни, то, по крайней мере, в искусстве какой-то позитивный смысл и не приемлют печальных или дурных, на их взгляд, финалов.   
    Популярная песенная эстрада 70-80-х годов прошлого века тоже вовсю старалась настроить людей на позитивный лад. Помните песни того времени, которые и сейчас иногда звучат по радио и с эстрадных площадок? «Не надо печалиться, вся жизнь впереди. Вся жизнь впереди – надейся и жди». На что надеяться? И долго ли ждать? Земная жизнь всех людей имеет свойство заканчиваться и не только в глубокой старости, но и раньше. «Завтра будет лучше, чем вчера», - уверяют людей эстрадные певцы. А они сами-то уверены, что завтра будет лучше, чем вчера? Зачем они пудрят мозги людям какой-то «птицей завтрашнего дня», которая «крыльями звеня, выберет меня»?               
Немецкий философ Артур Шопенгауэр в своём эссе «О страдании мира» (1851) утверждал, что жизнь сама по себе мучительное страдание и бесконечный траур. «Сегодня плохо, а завтра будет хуже», - писал он в своём философском трактате. Ему, кстати, вторит современный российский режиссёр Владимир Хотиненко, который как-то убеждённо заявил: «Жизнь человека – это страдание. А мы, люди искусства, должны облегчать это страдание». И люди искусства, по мере своих творческих сил, облегчают земные страдания зрителей и так называемого «простого человека», который склонен к посещению театральных постановок, кинотеатров или ежедневных посиделок возле телевизионного «зомбиящика». И сейчас в этом ящике телевизионные каналы, словно соревнуюсь между собой, предлагают непритязательной публике всевозможные пропагандистские, псевдопатриотические и развлекательные шоу и другие программы. Вероятно, создатели этих программ надеются или даже уверены в том, что «плебс их, не поперхнувшись, схавает», а градус его любви к Отечеству и ненависти к внешним и внутренним врагам возрастёт. И что люди хотя бы на время отвлекутся от мрачных мыслей, которые навевает им суровая явь их зыбкого пребывания в вечном окружении внешних и внутренних врагов и их злонамеренных козней. У вас не создаётся впечатление, что создатели подобных дешёвых телепрограмм народ за быдло держат? Нет? А за кого? Приведу приватный разговор по мобильному телефону сотрудниц двух телевизионных каналов. Одна другую спрашивает: «Ты видела вчера эту муру?.. Ведь полная херня!.. А рейтинг-то, рейтинг какой – аж зашкаливает!..»               
Майя Праматарова как драматург будто бы заочно вступает в спор с Шопенгауэром, утверждая своей пьесой, что в жизни не всё так плохо, как это порой кажется, тем более в состоянии депрессии. Её героиня признаётся, что «депрессия – это стратегия выживания». «Если одолевает тоска, - говорит Ада Адамова, - то задвинь шторы и предайся…» Она не договаривает. Чему предаться? Догадываетесь? Сексу? Тем более, что  чуть позднее она со сладострастием вспоминает: «В воздухе витал аромат чувственности и секса!..» Или, быть может, она хочет предаться репетиционному творчеству? Но тогда зачем закрывать шторы?.. Творчество – это и есть жизнь, а всё остальное – среда обитания, в которой мы вынуждены временно пребывать свой краткий земной срок на планете Голубой, зарабатывая какие-то грёбаные деньги для своего долбанного существования. А вы можете сделать свою жизнь не долбанной? Можете? Так сделайте!..   
«Мечты сбываются, если их правильно сформулировать, - считает Ада Адамова. - Жизнь не сводится к одному единственному мужчине», - продолжает откровенно рассуждать  героиня пьесы. Она даже сравнивает мужчин со ступенями лестницы, которая, как это ни странно, ведёт не вверх, а вниз…

Как рождался спектакль и о чём он?
Как рассказала на пресс-конференции заслуженная артистка России Светлана Потанина,  этот спектакль рождался несколько раз. Читку пьесы Майи Праматаровой актриса впервые услышала в Центре Мейерхольда в Москве. Затем судьба устроила ей встречу с драматургом в стенах Болгарского культурного института, где в мае 2012 года был показан эскиз пьесы «Убейте эту женщину» в постановке Дарьи Денисенко. Далее спектакль жил и менялся, включая его название. 16 октября 2015 года на сцене театра «Четвёртая стена» в режиссуре Валентины Козловой состоялась премьера новой трансформации этого моноспектакля  с новым названием – «Не убивайте эту женщину!»
    Следует сказать несколько слов об исполнительнице главной роли. Светлана Потанина  родилась в Иркутске, где и окончила в 1982 году театральное училище. В 1988 году окончила ГИТИС (курс Э. Быстрицкой и А. Бурдонского). Она работала в Семипалатинском русском драматическом театре имени Фёдора Достоевского, Иркутском драматическом театре имени Охлопкова, Ставропольском краевом драматическом театре драмы, Кемеровском драматическом театре имени Луначарского и Московском областном Камерном театре. В настоящее время Светлана Потанина является актрисой театра «Четвёртая стена», а также с 2015 года играет в спектаклях Московской драматической труппы «Блуждающие звёзды». За свою богатую творческую карьеру актриса участвовала в реализации 46 проектов, включая съёмки в различных телесериалах. Снималась она и в одном из телесериалов, который, как режиссёр, ставила народная артистка России Елена Цыплакова. Позднее Елена Цыплакова при случайной встрече со Светланой Потаниной поинтересовалась: чем сейчас занимается актриса? Та ответила, что играет в моноспектакле «Не убивайте эту женщину!» по пьесе Майи Праматаровой «Kill this woman!». Елена Цыплакова пригласила её показать в Ногинске этот моноспектакль на малой сцене Московского областного театра драмы и комедии. В анонсе для журналистов значилось, что это - «глубокая по содержанию, остроумная, романтичная и непростая история любящей женщины».
- Ничего не случилось, кроме того, что мне впервые стукнуло пятьдесят, и к этому событию я оказалась не готова, - с этих слов героини начинается моноспектакль. Это – экспозиция, завязка пьесы. И что делать, если все тебя бросили в такой день? Перед зрителями предстаёт женщина-актриса, которая не реализовалась в профессии и осталась в этот день одна со своими воспоминаниями и переживаниями.
Малая сцена, как правило, создаёт ощущение более близкого и доверительного контакта актёров со зрителями, делая их как бы тайными соучастниками происходящего. А что же происходит на сцене, скромно украшенной столиком с вазой роз, книжным шкафом, стульчиками, комодом, на котором стоит телефон, фотографиями в красивых рамках и всюду развешанными цветными воздушными шариками? Мы слышим рассуждения и мысли вслух женщины, которая хочет, прежде всего, любить и быть любимой.   
- Если тебе не дано быть красивой, надо хотя бы красиво выглядеть, - здраво рассуждает героиня, прихорашиваясь перед зеркалом в ожидании мужа. – Куда подевался твой талант? – спрашивает Ада саму себя. – Да никуда! Он при мне!.. Просто сцена переехала в гостиную… -   и зрители понимают, что актриса склонна, как и многие из нас, к самооправданию. Это не мы виноваты, что так неудачно сложилась наша судьба. Это неблагоприятные обстоятельства привели нас к тому, что мы в итоге имеем. – А бывают ли актрисы бывшими? – сама себе задаёт вопрос Ада Адамова. – Артист – существо пластичное, - констатирует она. - Я – актриса… Вы думаете, что я несчастна? – обращается она к зрителям. – Почему? Почему на мой день рождения Адамова нет дома?..
И, действительно, почему? И мы, зрители, пытаемся понять: где же её муж? Его уже несколько раз спрашивали по телефону, а Ада, не зная, где он находится, отвечала, что его нет дома. Адамов задержался на работе? Это, как говорится, один колер. Или он пребывает у очередной любовницы? Это – другой колер. Мог бы всё-таки позвонить домой и придумать какое-нибудь правдивое оправдание своего отсутствия в такой день. А, может, его хватил инфаркт или инсульт на той же никогда неубывающей работе или на любовном ложе – это третий вариант, оправдывающий отсутствие мужа на юбилее супруги. Но все эти возможные ходы драматург и не собиралась использовать, сосредотачиваясь на душевных переживаниях стареющей актрисы и, по сути, полу-брошенной жены. Да, конечно, её муж, если он не умер от сердечного приступа в постели молодой любовницы, ещё вернётся домой. Надо же ему будет как-то объясниться с Адой, забрать кое-какие свои личные вещи. Или, возможно, он останется с супругой и между ними всё будет, как прежде: размолвки, ссоры, измены, примирения…      
- Хорошо бы заплакать, - говорит актриса. – Разучилась, - сетует она на саму себя и со злостью выкидывает праздничные розы вместе с вазой в мусорный бак. И бьёт кулаком по воздушным шарикам, и они на наших глазах лопаются.
- Трагедия не в том, что жизнь заканчивается, - с горечью констатирует актриса, которую, по-видимому, уже разлюбил муж. – А в том, что она заканчивается, не завершившись…  Зло – это отсутствие любви!..  Женщина страдает, когда не чувствует себя любимой!..
   Стоп! Вот в этих выделенных мною жирным шрифтом словах актрисы, пожалуй, и заключается идейный смысл содержания пьесы и спектакля. Их даже можно было бы вынести в заголовок статьи. Ада, как и многие женщины, хочет любить и быть любимой, а если любовь уже прошла, испарилась?.. Но это ещё не финал.
- Адамов, а что значит смерть? – вспоминает свой давнишний разговор с мужем Ада.
А тот ей якобы отвечает:
- Смерть надо заслужить… Смерть может утолить любую страсть…
    Стоп! Это что: новый поворот в пьесе? Ада Адамова задумывается о самоубийстве?
    Успокойтесь, господа-товарищи и люди ещё не определившиеся со своим гражданским и социальным статусом. Мрачного конца с самоубийством героини не будет. И не потому, что догматы православной или иной религии не приемлют самостоятельного решения человека (как известно, раба божьего) оборвать свою опостылевшую ему жизнь. А что в этом дурного? Когда человек рождается, его никто не спрашивает о желании появляться на свет божий. Но в зрелом или, тем более, дряхлеющем возрасте, он вправе сам решать, когда и как ему отойти в мир иной. И, насколько мне известно, у проповедников буддизма Бодхидхарма, Падмасамбхавы и Гаутамы и других просвещённых сторонников этого религиозного учения самоубийство таковым не считается, а называется «уходом».
    В финале анализируемого нами спектакля актриса Ада Адамова успокаивается и под чарующую мелодию саксофона молча и красиво танцует сама с собой.   
Послушаем, что говорит о своей жизненной позиции и по поводу своей героини заслуженная артистка РФ Светлана Потанина:
 - Если бы у меня была возможность сказать что-то самое важное каждому человеку на планете, я бы сказала: "Цените то, что имеете". Никогда не знаешь, какой поцелуй станет последним, какой упрёк больше не будет высказан, какой разговор больше никогда не повторится, c кем больше никогда не поспоришь и куда больше никогда не вернёшься. Никогда не знаешь, чем закончится очередная история в твоей жизни, но пока она длится, цени каждый момент, каждую секунду, каждый миг… Улыбнись, даже если тебе очень плохо, больно и хочется плакать, улыбнись по-настоящему, с искренней радостью, расправь плечи и выпрямись, как будто ты счастлив и горд и хочешь петь от счастья. Тело поверит и возрадуется, может, не сразу, но очень быстро, оно просто не умеет по-настоящему страдать, когда ты искренне улыбаешься. А вслед за телом опять возрадуется душа… Никогда не возвращайся в прошлое… Оно убивает твое драгоценное время… Истории не повторяются… Никогда никого не жди… Не стой на месте… Иди только вперед и не оглядывайся… Люди, которым ты нужен, обязательно тебя догонят…
Майя Праматарова на пресс-конференции призналась журналистам, что её любимый писатель - Антон Павлович Чехов. Ей близка чеховская философия и, в частности, утверждение писателя о том, что мы живём прошлым или будущим, но не настоящим. А надо жить настоящим!.. И, пожалуй, в её пьесе можно найти чеховские мотивы. Помните, как один из чеховских персонажей говорит: «Это не вода из крана капает. Это жизнь из нас каждый день по капельке вытекает – кап-кап, кап-кап…» И героиня пьесы не хочет,  чтобы жизнь из неё каждый день по капле вытекала. Она хочет жить не прошлым и будущим, а настоящим - оставаться в профессии, иметь полноценную личную жизнь…   
    Отрадно было журналистам слышать от болгарского драматурга и о том, что в американских книжных магазинах не всегда можно найти произведения Льва Толстого, Фёдора Достоевского или Ивана Тургенева, но Антон Чехов на книжных полках американских магазинов всегда присутствует…
Главный режиссёр театра «Четвёртая стена» Валентина Козлова, поставившая за свою профессиональную карьеру уже более пятидесяти театральных постановок, заявила о том, что она является почитателем моноспектаклей и иногда сама в них играет. По её мнению, малая сцена придаёт моноспектаклю ощущение камерности, фокусирует внимание зрителей на перипетиях судьбы главной героини, на её душевных порывах и чувственных переживаниях. Так, о режиссёрской интерпретации драмы «Убейте эту женщину!» сама Майя Праматарова отозвалась так: «Я и не думала, что моя пьеса может быть такой!..»   
    После пресс-конференции Майя Праматарова подарила всем журналистам изданную Болгарским культурным институтом в Москве книгу «Современная болгарская драматургия». В ней опубликованы пьесы современных болгарских драматургов. Оказывается в маленькой по своей территории Болгарии много авторов, которые пишут пьесы. Это Георги Господинов, Димитр Динев, Елена Алексиева, Здрава Каменова, Майя Праматарова, Малин Крыстев, Оля Стоянова, Румен Леонидов, Элин Рахнев, Христо Бойчев, Димитр Касабов и Йордан Славейков. И их пьесы идут не только в театрах Болгарии, но и других странах мира. А большая по территории Россия почему-то обмельчала на новые имена драматургов. Вот и в Московском областном театре драмы и комедии накануне Международного женского дня в марте прошла премьера спектакля «Пять вечеров» по лирической драме ленинградского драматурга советской эпохи Александра Володина, поставленного заслуженным артистом РФ и режиссёром Александром Смирновым. А где же современные вампиловы, шукшины, розовы, арбузовы, гельманы? Где, в каких провинциальных городах и весях они притаились и когда представят на театральных отечественных и зарубежных сценах свои  драматургические произведения?            
На снимке: заслуженная артистка России Светлана Потанина в спектакле "Листки из сожжённой тетради".
    
12.03. 2020


Рецензии