Край родников и сильных женщин
Моя бабушка, по папиной линии Мария Ивановна Новикова, статная, красивая женщина, родилась еще в 19 веке. Работящая, да и как не трудиться, было 4 детей, всех надо было накормить, одеть. Первый муж рано ушел на войну, приходилось самой пахать, подрастающие дети тоже трудились, помогали по дому.
Смотрю на бабушку свою. Серьезный вид, и твердый овал.
В душе давно себя корю. Ведь на портрете ее не узнал.
Такая - юная, и с длинной косой. Нежные руки похожие на крылья.
Может когда-то девчонкой босой. Бабушка милая не впадала в унынье.
Юная бабушка – кто целовал, ваши красивые губы?
Но, а сегодня губы тверды, точно похожи на трубы.
Руки большие и ласковый взгляд, к нежным ласкам готовы.
В юности женщины так не глядят. Милая бабушка - Кто Вы?
Может принцесса, а может швея. Нет, ты простая старушка.
Милая бабушка, ты ведь моя, в тайнах моих ты подружка.
Новикова Мария Ивановна проживала в деревне Каменная Гора, Карачевского района, Вельяминовского сельсовета. По левую сторону от дороги был карьер по добыче мела, тут же у дороги родник с холодной очень вкусной водой. Почему деревню назвали Каменная Гора, наверно потому, что она раскинулась на горе, и была видна издалека. Родники здесь повсюду, из них вытекала река, да и рекой ее особо не назовешь, так ручеек, который можно просто перепрыгнуть. Деревня относилась к колхозу " Путь к Коммунизму", как и все колхозники, Новикова Мария Ивановна трудилась на земле. Техники еще не было, обрабатывали землю сохой, плугом, пользовались боронами, молотилками, телегами. Мария Ивановна воспитывала 4 детей. Муж умер в 1919году, когда у нее был сын Иван и дочь Александра. После войны много осталось в России пленных: Поляк, Австрийцев, их заставляли восстанавливать дороги. Так Мария Ивановна приняла пленного австрийца, одной в колхозе с детьми было трудно выживать. От которого родила два сына, в 1926году Николая – моего отца, в 1929году Леонида. В 40 году муж - австриец умер от водянки.
Давно, давно в 26году, в деревне, в старенькой избушке
Родился мальчик маленький, под присмотром старенькой старушки.
Зима суровая была, задули сильные метели.
Мальчишку, Колей нарекли, и в церкви местной окрестили.
В деревне Кондрево проживали Солдатенковы: Ирина Ивановна с мужем Павлом Дмитриевичем и детьми. У них было два сына и дочь Елена. Елена Павловна, родилась в 1909 году – моя бабушка по маминой линии. Когда произошла революция, ей исполнилось 8 лет. Семья жила в Юзовке - теперь Донецк. Революция, потрясения в стране, разрушили их хорошо налаженную жизнь. 1918год для Юзовки (Донецк) был страшным. Восстание, вспыхнувшее 20 ноября, было жестоко подавлено казаками атамана Краснова. Расстрелы шли без остановки днем и ночью. Любое появление казаков оборачивалось жестокой резней. В городе бесконечные очереди за хлебом, паника и хаос.
Захватив, что могли, они с детьми бежали на родину Арины, - в деревню Кондрево, Карачевского района. Семью встретили пустые стены в их новом жилье. Не было на что голову положить. Только печь русская и деревянный стол с лавками. Стали жить, как все. Вступили в колхоз, дети пошли в школу. С радостью становились пионерами. Костя старший хорошо играл на гармошке, молодежь шла к ним потанцевать.
Первый парень на деревне, гармонист наш, хоть куда.
Заиграет на гармошке. Нет работы нам тогда.
Собирает молодежь. Весь сбегается народ.
Песни пляски до утра. А на зорьки спать пора.
Гармонист наш первый парень хоть сыграть, хоть спеть для нас.
Мне такого не к чему, будут липнуть все к нему.
Заиграет на гармошке. Все девчата тут как тут.
Не дадут побыть немножко. Гармониста уведут.
На одном из вечеров Закатов Василий и увидел красавицу с шикарной по пояс рыжей косой Елену. Веселая, заводная, она его сразу покорила. Вскоре со своим сундуком переехала к Василию в дом на Коммуну. Елене понравились эти красивые места с лугами и родниками. Елену с радостью приняла мать мужа - Марфа. Она видела, что сын любит и счастлив, а это главное для матери, когда счастлив ребенок. Свекровь все хозяйство взяла на себя. У Елены и Василия появились на свет: сын Михаил, и две дочери Капитолина – моя мама, и Александра.
Коммуна примыкала к центральной улице деревни Чернево - зеленая улица от большака спускалась к реке Снежка. Начало река Снежка берет в Вельяминово, там родники превращались в небольшую реку. В реку Снежку впадали воды из родников Каменной Горы и Нового Света. Эти два ручейка опоясывали деревню Чернево с двух сторон. По берегам Снежки раскинулись деревни Хотеньшина, Юрасово, Дарьино. На всем протяжении река становилась шире и постепенно перешла в Снежить, которая протекает в городе Карачеве, а затем впадает в Десну, в городе Брянске.
В 17-19 веках Чернево входила во владения помещиков Хотяинцевых, Неплюевых, Чирковых. Деревня Чернево входила в приход сел Вельяминово и Юрасова. От районного центра города Карачева в километрах семи, это в сторону села Вельяминово. За мостом дорога идет в гору, начинается большак - широкая деревенская улица, вновь отстроенная после войны. Земля колхоза" Путь к Коммунизму". Хаты все крытые соломой с дворами сзади для скота. Позади дворов огороды по двадцать пять соток, а за ними колхозные поля.
В январе 1924 года Пленум ЦК РКП(б) объявил Ленинский призыв в партию. Народ горячо отозвался на этот призыв. Из мещанско-купеческого района Карачевский превращался в социалистический район с новыми предприятиями, школами, клубами, жилыми домами. С 1923 года начался подъем в жизни школы.
Мой отец Новиков Николай Иосифович закончил 7 классов в 1940г. На Каменной Горе школы не было, вся детвора собиралась утром и шла полем в деревню Чернево. В Чернево была школа с 1 по 4 класс. С 5 класса все пожелавшие ходили в Вельяминово, там была школа до 7 класса. Николай вступил в комсомол.
Если с 1937 года в Карачеве работал драматический театр, летний и зимний театр, парк, танцплощадка для молодежи. В деревнях молодёжь собиралась в хате и под гармошку танцевали, пели. По деревням стали проводить электричество. В то время проводилась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности. В стране было создано общество «Долой неграмотность». Николай Иосифович в свои 15 лет обучал взрослое население деревни грамотности…
Жизнь, как море, и как буря. То затихнет, то молчит.
То бушует, словно споря, или что-то говорит.
Что с ней спорить, все напрасно. Лишь любуюсь красотой.
Я живу, дышу – прекрасно! Раб на веки только твой.
Перед нею на колени, я готов всегда упасть.
И любить до слез, до боли. Наслаждаться ею всласть.
В1959 году колхозникам начали выдавать паспорта, из деревни стала уезжать молодежь. На селе оставались только пожилые люди, и те, кому бежать было некуда. Началось «Великое переселение народа».
История еще первого тысячелетия нашей эры напоминает действующий вулкан в момент извержения. Народы, как лава, накатывались на Европу, изменяя и обновляя ее облик. Вероятная версия о резком похолодании на севере Восточной Европы и в Азии, что и вызвало переселение народов из этих регионов в Центральную и Западную Европу. Восточная Европа – территория современной России, Украины, Белоруссии переживала свое «Великое переселение народов», оно длилось целых 20 веков, начиная со скифов и кончая монголами.
Так что во все времена народ искал, где ему лучше. Что видел молодой человек, молодая семья в деревне? Только работа на земле. Хата без удобств, а в городе совсем другая жизнь.
Мое детство босоногое, я провела в деревне с мамой и отцом.
Когда я буквы выводила в школе, была я шустрая и общем молодцом.
Мой папа с мамой все трудились в поле.
Мы жили дружно, ели кашу с холодцом.
Но скоро жизнь переменилась что ли, мы в город переехали с отцом.
Отец и мама все трудились на заводе. А я училась в школе, как всегда.
Года промчались, словно половодья. Я городскою стала навсегда.
А что деревня? 1964году стали колхозникам выплачивать пенсии. Крестьянам разрешали держать скот, выросли личные земельные участки, можно было получать кредит на строительство собственного дома.
С деревней мы никогда не теряли связь, там жили наши родственники, и самый важный человек, наша бабушка Лена.
Мы с бабушкой милой ходили на луг. Пасутся там овцы, коровы.
Нас всех угощали парным молоком. Чтоб были все дети здоровы.
Давно все забыли деревню и луг. И запах травы и навоза.
Нет бабушки нашей, остался лишь пух. Да слышан гудок паровоза.
Деревня давно заросла лебедой. Все стали давно городскими.
Побыть бы сейчас в деревне с тобой. Но стали совсем мы другими.
Лето, свобода, поездка в деревню у бабушки!
Мы никогда не ощущали, что мы в гостях. Жили всегда дружно. В селах детей приучают к труду чуть ли не с пеленок. Хоть я городская, но каждые каникулы проводила у бабушки в селе. Так вот, дети помогали по хозяйству уже лет с 5. Им доверяли подмести во дворе, дать воды или еды живности. А чем старше они становились, тем больше работали, и в огороде, в том числе в поле. Погулять мы собирались с деревенскими детьми только после девяти часов вечера. Гуляли полночи, потом спали до 11дня, а деревенские уже с утра на ногах. Конечно, бывали такие исключения, когда деревенских детей и днем отпускали родители, и на речку ходили искупаться и так пообщаться выходили.
На деревне нет секретов от соседей, знают все друг про друга всегда.
Кто кого пригласил на беседу, у кого вдруг случилась беда.
Утром гонят коров вместе в поле, или с дойки идут все гурьбой.
Дети учатся вместе все в школе, я в деревне лишь летом с тобой.
Когда мы подросли стали помогать, ворошили сено, заготавливали вместе с взрослыми торф. Торфом в деревне топили печи. Это был тяжелый труд. Торф необходимо было заготовить до Троицына дня. Ведь далее следовал другой, более важный этап сельскохозяйственных работ - косовица трав и сушка сена. К заготовке торфа крестьяне приступали после завершения всех посевных и посадочных работ, обязательно попросив Господа Бога, чтобы послал им на время работ на болоте теплые и солнечные денечки. На «торфяные» работы собиралась вся деревня: и стар, и млад. Обычно выезжали на место целыми семьями. Здесь люди проводили весь световой день: от раннего утра до позднего вечера. Здесь же они ели, пели песни, в минуты отдыха вели разговоры о житье -бытье. Здравствуй лето золотое. С птичками, цветочками.
Я надену платье голубое. Пойду за грибочками.
Летом травка зеленеет. Шмель в траве жужжит.
Летом солнышко так греет. Ручеек журчит.
Я люблю свою сторонку. Мой любимый, отчий край.
Я жила здесь и ребенком.
Даже где – то на чужбине, ты его не забывай.
Летом дети отдыхают. Молоко в деревне пьют.
Об уроках забывают. Всем не надо нам уют.
По траве идем, мы босы. Хлеб едим с горбушкою.
Не плетем с утра мы косы. Спим мы ночью хорошо.
Хоть стреляй из пушки нам…
В сёлах держали коров, коз, овец, лошадей, и заготовка сена на зиму была насущной необходимостью. Сенокосная пора начиналась с Петрова дня (12 июля по новому стилю). На деревне считался одной из приятнейших сельских работ. На сенокос выходили целыми семьями. Мужчины обычно косили, женщины и дети ворошили, сгребали и складывали в стога сено. Погода жаркая, надо сено до вечера переворошить и высушить. Потом в копну сложить. Никогда не знаешь, какая погода будет. Скошенную траву женщины немедленно разбивают, то есть растрепывают рукоятками граблей для того, чтоб солнце и ветер могли лучше ее просушивать. Разбивка эта производится целый день под палящими лучами солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребают в валы, то есть длинные гряды, а из них уже образуют копны. Женщины имеют обычай для работы в лугах надевать на себя не только чистое белье, но даже одеваться по-праздничному. По окончании сенокоса устраивался праздник. Наша семья дружно учувствовала в сенокосах. Отец с дядей Мишей косили, а мы все ворошили и сушили сено. По окончании сенокоса около бабушкиной хаты вырастал большой стог сена. Значит, корова на зиму будет обеспечена едой, но на этом не кончался труд на деревне. Мы помогали полоть огород, бегали на луг собирали щавель. Но бывали дни, когда с утра лил дождь, гремел гром, и сверкала молния. Бабушка всех детей прятала в чулан, который был в сенцах без окон. Все сидели тихо в темноте на постели. Постель была бабушкина, она в жаркую погоду на ней отдыхала. Здесь же стояли бочки с мукой, пшеницей, салом. Молния всегда выбирает короткий путь к земле. В грозу опасно прятаться под деревьями. На высоких зданиях устанавливают металлические громоотводы, которые отводят молнию в землю. Однажды в грозу мы бегали около крайнего дома и видели, как молния ударила в реку. Заканчивается дождь и на небе появляется радуга. Такая красота. Отчего бывает радуга? Оказывается, когда через дождь просвечивают солнечные лучи, мы и видим радугу, потому что каждая капля дождя служит крохотной призмой. Дождевые капли разлагают свет на разные цвета, создавая радугу. Цвета в радуге всегда расположены в одном порядке.
Я давно, по сути, городская. Но в душе скучаю по селу.
А сегодня на селе чужая. До меня нет дела никому.
Маму вижу в детстве я у печки. И отца на тракторе всегда.
На столе мы зажигали свечки. Лампочек в деревне не было тогда.
До чего же вкусная похлебка. В печке утомилась так за день.
Быстро с хлебушком в прихлёбку. Разморило, обуяла сразу лень.
Как приятно вспоминать деревню. Запах сена, и коров, пасущих на лугу.
А деревня лишь осталась тенью. Босиком по травке я бегу.
Лето – это шум благодатного дождя, утренние туманы. Летние дни наполнены пением птиц, жарким дыханием ветра, ароматом цветущего разнотравья и голубизной бездонного неба.
О детстве можно говорить много, оно как у всех беззаботное, летом родители нас отправляли в деревню к бабушке.
Вспоминаю деревню и бабушку нашу. По утрам возле печки колдует она.
Мы проснемся, готовы оладьи и каша, наедимся с тобою сполна.
Все проснулись и гуси, и куры. А корова пасется давно на лугу.
На деревне не фальши, не скуки. Надышаться никак не могу.
Сено косят, какое блаженство. Полежать нам с друзьями в стогу.
Как прекрасно ушедшее детство, окунуться в него я опять не могу.
Каждое лето мы ездили в деревню к бабушке. Набирались сил перед учебой. Это были не забываемые дни.
Как ни хороши каникулы, но первое сентября все-таки желанный день. Он наполнен новизной и радостью встреч. Хочется поскорее увидеть старых друзей, узнать новости. Заканчивалось лето, мы загорелые, отдохнувшие возвращались домой.
Свидетельство о публикации №220031301731