Сказ Лживая правда. От деда на ночь

Добро пожаловать в мир моих произведений.
Все мои произведения созданы человеческим разумом. Это полёт моей фантазии, идущий от моего чистого и горячего сердца. Никакой ИИ или иные программы не участвовали в создании моих книг. Добро пожаловать в мир живой человеческой души.
Ваша Ирина Жалейко
 
Спешу обрадовать своих читателей. Работа над моим сборником "Сказов" закончилась (ISBN 978-5-0059-7673-4). Я рада, что выдержала книгу для аудитории 12+.
 
В этот сборник вошли мои авторские произведения. Все сюжеты целиком и полностью плод моего воображения. Они шли из глубины моей души, моего сердца. Этот жанр я избрала не случайно. Ведь сказки -- это то, что выдумано. Рассказ -- это то, что происходит здесь и сейчас, и больше соответствует современности. Но именно жанр "сказы" позволяет погрузить читателя в чарующую атмосферу прошлых времён. Вы узнаете, как в старину говорили наши предки и какие имена давали своим детям.
 
Книги автора можно приобрести на сайтах издательств Ridero / ЛитРес / OZON / Amazon / Wildberries / МТС Строки / Bookmate / Читай-город.


Часть первая - Вступительная



На дворе стемнело. Ставни на окнах закрыли, и стали в доме готовиться ко сну. Дед присел на скамью, застеленную для сна, на клюку опёрся и задумался о чём-то. Младшие детишки на печке укладывались да расшумелись.

– А ну, цыц! — цыкнул на них старец. — И ночью от вас спокою нет.

Зашикали малявы друг на друга, под одеялом устраиваясь.

– Деда, а деда, расскажи нам сказку на ночь, — крикнул самый бойкий внучок.

– Ну, слушайте, — ребятня враз притихла. — Когда-то давным-давно случилась эта история, — начал сказ старец. — То не сказка, а быль. Из-за лживой правды чуть судьбы людские не поломались.



Часть вторая



Время было полуденное. На весенней полянке щебетали птицы. Бабочки перелетали с цветка на цветок. Но всю эту красоту не замечали двое, сидящих под развесистым дубом. Они всё никак не могли наговориться друг с другом.

– Пора идти, Родогор, — попыталась слезть с колен юноши девушка. — А ну как искать кинуться?

– Я так не хочу отпускать тебя, Беляна, — парень уткнулся лицом в её волосы, вздохнув родной запах. — Однажды ты станешь моей женой. Никому тебя не отдам. Слышишь? Никому, — парень посмотрел на девушку своими синими как небо глазами.

– Слышу, — улыбнулась ему девушка в ответ. — Вот минет мне через два месяца четырнадцать лет, сватов зашлёшь, коли не передумаешь, — хитро глянула она на него своими зелёными-презелёными глазами.

– Я своему слову верен и на ветер его не кидаю. Поди, уже девятнадцать лет мне, а слова кривого я ещё никому не давал, — насупился Родогор. — И недолго Далемиру осталось тобой верховодить. — Беляна увидела нездоровый блеск в его глазах. — Со мной рядом идти по жизни будешь. Со мной.

– Так ведь на всех игрищах он пока мой командир, а не ты, Родогор, — погладила девушка парня по лицу. — Да и те игры, так, забавы детские. Так что не придумывай себе пустого.

– А я и не придумываю, — попытался отшутиться парень, но его щёки покрылись румянцем, выдавая его чувства с головой. — Один поцелуй мне напоследок подаришь ли? — улыбнулся он.

Беляна прильнула своими девичьими устами к его щеке, а затем быстро отстранилась, смущённо теребя косу. Родогор ласково на неё посмотрел, погладив рукой по волосам.

– И правда, пора идти, — сказал юноша, снимая девушку с колен и на ноги поднимаясь.

Беляна была девушкой стройной, что лань, едва ростом плеча Родогора доставая. Светло-русая коса искрилась золотом на солнце. На ногах лапоточки простые. Сарафан белый цветами затейливыми по подолу вышит. Она страсть как рукодельничать любила. Мастерицей такой славилась, что на всю округу о ней наслышаны были.

Вот и на Родогоре сегодня красовалась белая косоворотка, вышитая Беляной красивым узором, поясом домотканым подпоясанная. Штаны льняные кроя простого босы ноги едва прикрывали. Родогор подхватил сапоги, что поодаль лежали. Несмотря на свой юный возраст, он уже вымахал выше своего отца, знаменитого на всю округу краснодеревщика. Сила в его руках была не по лета;м, потому что очень любил к своему дядьке в кузню ходить, помогая ему и двоюродным братьям своим. В страду работы там было невпроворот.

Отец у Беляны умер ещё по молодости, когда на дикого зверя в лес ходил. Знатный охотник, говорят, был. Да, видать, медведя повстречал в тот раз, а разминуться с ним не сумел. Так мать её вдовой и осталась, а Беляна без отца. Долго ли, коротко ли, но её мать Есислава второй раз вышла замуж за вдовца Властислава. Так у Беляны сразу братьев и сестёр сводных прибавилось. Теперь по их дому бегала целая гурьба. Ведь у её отчима от первой жены пятеро детишек осталось мал мала меньше.

Подрастал и брат её сородный Любослав, что мать её от отчима опосля народила. Беляна в нём души не чаяла. Бойкий да шустрый. А уж как подрос, так за сестру свою старшую всем обидчикам кулачком грозился. Хоть и семь лет ему на ту пору минуло, а уже и защитником её стал. Сызмальства обучался он ратному делу у родича, воина бывалого. Меч в руках держать мог, да и руками отпор дать. Среди сверстников не каждый в шутовских поединках супротив него выйти хотел.

Беляна Властислава долго поначалу отчимом называла. Но со временем поняла, что его сердце мужское в ней дочку родную видит. И оттаяла постепенно. Батюшкой стала величать. Мир да лад в их доме был. Никто из детей не был обижен. Все досмотрены, всем любви да ласки родительской хватало.

Жили Родогор и Беляна в разных селениях, что в полдня пути друг от друга стояли. А ежели напрямки через лесок, так и вовсе час с небольшим пёхом. Вот и праздники общие завсегда устраивали, там Родогор с Беляной и сошлись, как подросли оба. А теперь тайком от всех в рощу ходили, чтобы наедине друг с другом побыть да пошептаться. Последние месяцы отсчитывали, как Беляна в невестину пору входить станет. Жизни друг без друга уже и не представляли. Вот и сегодня разошлись влюблённые по своим делам, назначив новый день встречи.


Часть третья



Время летело. Лето в свои права вступило. Первые грибы да ягоды пошли. Страда в самом разгаре была. Беляна с Родогором редко в ту пору виделись. Всем дел в доме да по хозяйству хватало. Лишь порой редкими встречами себя и радовали. Они ждали Купалов день, когда несколько селений вместе собирались возле большого проточного озера. Молодёжь хороводы водила. Влюблённые парочки за руку через костёр прыгали, а потом по лесу папарать кветку искали. Девушки на женихов гадали да венки в воду кидали. Чей венок поплывёт далеко и не потонет, значит, поджидать ей сватов. А вот ежели венок тонул, то не судьба была в этом году лю;бого сыскать.

Возле озера в день бога Купалы гомон да шум стоял. Костров зажгли вдоль одного берега много, чтобы всем места хватило. Чай в округе пять селений было. Все вместе тот день отмечали. Расстелили покрывала чистые да снеди разной поставили. Взрослые всё больше там сидели да на молодёжь глядели, счастью их радуясь. И про стариков не забыли. Завалинки им поставили да столы угощениями уставили. Этот праздник он же для всего люда веселье. Каждый хотел там побывать, да не каждому нужды было в тот день через костёр прыгать.

А уж молодёжи в этих пяти селениях подрастало, что и не сосчитать. И девицы на выданье красавицы. А рядом с ними и хлопцы молодые да неженатые хаживали. Кто уже зазнобу к своему сердцу присмотрел, тот на других и глаз не поднимал. А чьё сердце молчало, те в горелки играли. Вдруг там кого и высмотрят. Девушки на парней поглядывали. Мимо них стайками хаживали да глазками в них постреливали. Расшитые сарафаны из сундуков достали покрасивше, чтобы издаля было видать, какая мастерица идёт. Косы яркими лентами заплели, а поверх голов у каждой венок из цветов красовался. Парни в косоворотках нарядных да в сапогах хромовых[3] также мимо них важно расхаживали. Кудри свои светлые приглаживали да на девчат пристально смотрели. Те смущались от их взглядов. У кого лицо румянцем зальётся, та глаза и отведёт. А кто и бойко им в ответ взглянет, взор свой не отводя. Шутки да прибаутки меж ними так и сыпались. Ребятня малая с визгами да смехом друг за другом носилась, в общий ход праздника веселья добавляя.

А уж как Беляна на этот праздник принарядилась. Сарафан зелёный, что трава, надела, подол цветами красными вышитый. Рукава рубахи белой и вовсе узором глаз радовала. Помогла матушке братьев да сестёр принарядить на праздник. Пару раз на Любослава прикрикнула да подзатыльников отвесила. Да всё шутя и любя. Тот только над словами сестрицы веселился да подшучивал. И сам опосля сборов помог ей на лугу цветов красивых нарвать для венка. Беляна сплела не один, а целых два. Любослав всё пытался дознаться, кому это она второй венок сделала. А та лишь отшучивалась да смущённо краснела.

Беляна со своими на праздник пришла да всё высматривала кого-то. Матушка с отчимом её к подружкам отпустили, а сами с малыми детишками к взрослым отправились. А возле костров на полянке молодёжи уж собралось к тому времени, что места свободного не осталось. Подруженьки Беляну кто на хороводы тащил, а кто в горелки играть за руку тянул. А та знай отнекиваться, второй венок к груди прижимая да в толпе кого-то выглядывая.

Родогора в этот день дела в доме задержали. Он, нахмурившись, короткой тропой сквозь лес отправился, пока его семья в обход озера к празднику шла. Кудри свои золотые по дороге поправляя, как ими за ветку задевал. А те всё одно растрепались. Сам от ходьбы румянцем на щеках покрылся. И уже совсем рядом был шум праздника, когда Родогор остановился на одной из полянок. Одёжу в порядок привёл. Косоворотку, что ему Беляна вышила, поправил. Сапоги от травы очистил. Только волосы непослушные вокруг головы разметались, никак укладываться не хотели. Он махнул на это дело рукой да и хотел было уже отправиться ко всем на поляну, как из-за куста ему навстречу вышел Далемир.

– Куда ты так спешишь, Родогор? — усмехнулся Далемир, во рту соломинку пережёвывая, с одного угла рта в другой её перегоняя. — Уж не к Беляне ли торопишься? — даже под светом луны было видно, как его глаза зелёные холодом сверкали.

– Тебе какое дело, куда я путь держу, Далемир? — гордо плечи расправил Родогор. — А ежели и к ней, то не твоя забота, — да не менее холодным голосом ответил.

– Так уж и не моя? — зло спросил Далемир.

– Ты ей родич дальний. Так что забудь про мою Беляну, — с вызовом сказал Родогор.

– Я ей настолько дальний родич, что и сватов заслать право имею. И не твоя она, Родогор. Она ещё жениха себе не выбрала. Имя его своему отцу да матери не назвала, — сплюнул соломинку под ноги Далемир. — Не хаживал бы ты к ней.

Встали они супротив друг друга, гневно глазами сверкая. Далемир Родогору в росте не уступал. Да и силищи в нём немерено было. И за плугом постоять, и коня за узду удержать. Да и воином славным он слыл. Никому спуску в поединках шутовских не давал. Да вот только в тех потешных боях всё никак Родогора одолеть не мог. За что порой злился, на своих сотоварищах гнев вымещая. Но из-за чего ярился, никому не говорил.

– И кто мне запретит это делать? — подойдя вплотную к Далемиру, сказал Родогор.

– Да я и запрещаю, — сузив зло глаза, проговорил Далемир. — Моей она будет. Я уже с отцом своим о сватах говорил. Тот мне добро дал. Так что шёл бы ты назад к себе в село да в наше больше не хаживал, — грудью своей Родогора от себя отпихивая.

– Хотел бы я видеть тех сватов. Как моя Беляна тебя кочергой огреет да за порог вышвырнет. Не на твою она сторону встанет, — сказал Родогор, того назад от себя грудью своей отпихивая.

И, словно два петуха, сошлись на поляне два добра молодца. Да борьба та всё одно неравная была. Родогор быстро Далемиру руку за спину закрутил да лицом в землю уронил.

– Мне Беляна слово дала, что моей будет. И ты нам третий лишний. Так что иди и подогоняй в горелках другую девицу. А нам поперёк дороги не становись, Далемир, — сказал Родогор, руку тому опуская.

– Тебе, значит, слово дала? — с издёвкой сказал Далемир. — А что же она мне тогда тело своё девичье показала. И моей назваться при этом обещалась, — засмеялся он, штаны отряхивая да на ноги вставая.

– Врешь, гад! — закричал Родогор, хватая его за грудки. — Врёшь!

– Да? — удивлённо поднял брови Далемир. — И родинку её в виде солнца на правой груди не она мне сама показала? — зло проговорил он Родогору в лицо, увидев его удивлённый взгляд. — А ты, как я посмотрю, и знать о ней не знаешь. Забудь, говорю, сюда дорогу. Она моя, а не твоя. Понял! — скинув руки Родогора со своей рубахи, сказал Далемир. — Мне не веришь, так сам у неё спроси, — а затем Далемир стал описывать изгибы обнажённого тела Беляны с издёвкой да ухмылкой, как она сама к нему при этом прижималась да на ласки его отвечала.

Но Родогор не стал его речи поганые до конца слушать и, не сдержавшись, кулаком ему по лицу ударил. Бил в пол силы, да, видно, злости накопилось за этот разговор много. Далемир упал как подкошенный, а Родогор через него перешагнул и быстрым шагом к кострам направился.

Долго ли, быстро ли, но увидал он Беляну свою и к ней направился. Та обрадовалась ему, венок протянула, но наткнулась на злой взгляд. Родогор, ничего не говоря, схватил её за руку и повёл подальше от людей к кромке леса. Беляна чуть за ним поспевала. Они вошли в лес и отправились к небольшой поляне, что была со всех сторон скрыта от глаз людских густым орешником. Луна освещала всё вокруг, словно днём. Лес затих на ночь. Ни ветра, ни шороха. Лишь гомон от праздника доносился сюда, нарушая тишину.

– Покажи мне своё тело без одёжи, — жёстко сказал Родогор, развернув Беляну к себе лицом и отпуская её руку.

– Что? — она удивлённо посмотрела на него. — Почто тебе меня рассматривать? Да и не женаты мы ещё, — засмущалась Беляна.

– Раз прошу, значит, надобно, — зло сказал Родогор.

– Не покажу, — сказала Беляна, придя в себя.

– Не покажешь, значит? Тогда расскажи-ка мне, есть ли у тебя родинка где приметная? — глядя ей в глаза, нахмурился Родогор.

– Есть, конечно. Мне маменька все уши прожужжала, что она мне на счастье Богами дадена. Она на правой груди у меня с рождения. В виде солнца с лучами, — Беляна стала рубаху свою развязывать да и приоткрыла часть девичьей груди. — Вот, посмотри. Видишь? Словно само солнце мне отметину сделало.

Родогор взглянул на родинку. А та и впрямь круглая была, а от неё лучиками линии расходились. Будто это солнце ребёнок малый ей на груди и нарисовал. Лицо Родогора побелело, что полотно белёное. А под светом луны так и с покойником недолго было перепутать.

– А ведь я тебе верил! А ты хвостом налево круть да направо верть. У-у-у, — Родогор руку поднял, да резко опустил, Беляна аж отшатнулась.

– Да за что ты мне такие слова обидные в глаза бросаешь?

– Не хаживают в сваты за порченым товаром. Не надобен купцам плод червивый, а надгрызенный и подавно. И ты меня не жди. Знать тебя от ноне не желаю. И видеть больше не хочу. И не ищи со мной встреч. Не сойдёмся мы, — сказал Родогор и прочь с поляны зашагал.

Беляна ничего не поняла, следом за ним кинулась, за руку его хватая. Тот развернулся и оттолкнул её от себя. Беляна споткнулась и упала на траву.

– Сказал, за мной не ходи. Значит, не ходи, — и скрылся в кустах.

Беляна поднялась, ушибленное место потирая. А сама вся в слезах стоит. Ничего не понимает, что произошло. Вот счастье так счастье ей та родинка принесла. Она венок второй при падении уронила, да так назад и не подняла. Отправилась Беляна на берег озера. А там везде подружки венки пускают. Смех стоит да радость. У кого венок не тонет, та счастливой встаёт. А у кого вода его подхватит да дальше понесёт али и вовсе потопит, ту подруженьки подбадривают. Что в другой раз повезёт. Да и сказки всё это. Да придумки бабушкины. Беляна ото всех в камышовой заводи спряталась и тихо заплакала, на воду глядя. Там её Любослав и отыскал.

– Что, сестричка, уже второй венок суженому своему отдала? Так, поди, и не признаешься мне, кто он, — весело заговорил Любослав.

– Нет у меня больше суженого, братик. Нет, — Беляна свой венок кинула в озеро, развернулась и со всех ног домой припустила.

Любослав ничего не понял, глядя вслед убежавшей сестре. А сам на воду взгляд перевёл. А венок-то на середину озера вынесло. И попал он в проточное течение. Долго стоял Любослав, на венок сестры глядя. Всё думал, что в водовороте потонет. Ан-нет. Не потонул. И отнесла его вода к другому берегу, аккурат где село Родогора находилось <...>.


Ирина Жалейко copyright, Республика Беларусь, г. Новополоцк.
 
Сборник «Сказов» (ISBN 978-5-0059-7673-4) можно приобрести на сайтах издательств Ridero / ЛитРес / Amazon / Wildberries / Google Play. В сборник вошли все 10 сказов.

В печатном варианте 1-я книга моей Саги есть в магазине «Читай-город»
 
  Полные ознакомительные фрагменты всех книг моей Фантастической Саги «Воины Света» можно почитать на сайте Проза.ру или Автор Тудей.


Все ссылки доступны на моей главной странице Проза.ру


Рецензии