Стыд

(Недодуманное и почти бессвязное, можно воспринимать как фрирайтинг. Придумал себе такой проект: писать на протяжении дня по пару абзацев в час на какую-нибудь тему. Сегодня думал про стыд, отправной точкой была одна тоненькая мысль из прослушанного утром влога).

Стыд всегда побуждает скрывать что-то и испытывать по поводу этого дискомфорт. Стыд приводит к одиночеству, но к одиночеству второго порядка или к внутреннему одиночеству. Т.е. у человека продолжается обычная социальная активность, он встречается с людьми, общается, но есть сфера жизни, в которую ему стыдно впустить кого-то, ему стыдно открыться перед ближним в этом.

Если ты не общаешься с людьми даже по пустяковым вопросам – у тебя внешнее одиночество, одиночество первого или верхнего порядка. Таких людей мало. Если же у тебя с виду все в порядке, ты веселишься, легко говоришь с ближними о поверхностном, но не можешь перед ними открыться – у тебя одиночество второго порядка, внутреннего. А это проблема уже очень многих, если не почти всех людей.

Так действует центробежная сила греха – разъединяя, в том чиле, через чувство стыда. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт.2:25). В первом обществе из двух человек чувства стыда не было – не было постыдного, не было вещей, которые хочется скрыть, не было одиночества. Стыдно обычно бывает в одиночку, если тебе стыдно на людях, хочется скорее скрыться. То, из-за чего бывает стыдно, разъединяет.

Кстати, понял, что не так на картине Брейгеля-ст. «Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии» (1565). Мне все казалось, что здесь чего-то недостает, а теперь ухватил это. Я не вижу, чтобы этой женщине было стыдно. Это одна из главных эмоций в этой ситуации, и на картине изображены другие эмоции, но эта – нет. Или этой женщине и вправду не было стыдно (текст у Иоанна ведь не говорит об этом)?

Возвращаясь к теме. Стыд управляет человеком, как минимум в том, что сковывает и ограничивает сферы, в которых мы можем открыться. Т.е. лишает свободы.

Когда стыдиться есть чего, а стыда нет, дело плохо. Бесстыдный открывает, выставляет напоказ, не скрывает то, что стыдливый скрывал бы. При этом бесстыдный практикует эти вещи, продолжая разрушать свою личность.

Стыд управляется совестью (контрольно-измерительная система которая может быть настроена правильно или неправильно, но сейчас не об этом). Стыд показывает, что у нас не так и какую часть жизни надо изменять. Это красный цвет лампочки совести.

Свободный человек – тот, кому нечего стыдиться и нечего скрывать. Это человек, который вышел на свет. Это вовсе не значит, что он пустит тебя во все покои своего внутреннего мира, но если куда-то не пустит, то не из чувства стыда. Узнать этих людей можно по ноткам естественности и благородства в создаваемой ими атмосфере.

Но такому свободному человеку нечего стыдится потому, что недавно ему было стыдно, и он использовал чувство стыда по назначению – для выдавливания гнойника постыдного. Выходить на свет – больно для привыкших к самооправданию глазок. Сбрасывать фиговые листки и поворачиваться к ближнему уязвимостью – страшно. И целительно. Надо выпустить из рук то, что понарошку, чтобы взять то, что настоящее.

Общение со свободным, у которого нет скелета в шкафу, который распахан и прополот стыдом, – праздник мысли и духа. Говоришь с тем, кто по субботам не ходит в баню совести, – а из-под закрытой двери недоговоренности тянет затхлостью и косностью. Жалко человека, у которого душа отвыкла распрямляться и свободно вдыхать.

Путь к свободе – в правильной работе с сигналами, подаваемыми чувством стыда. Неправильных видов работы с ними много, но вот один из них. Внутренно понимая, что он неправ, или смутно догадываясь об этом или понимая, что это очень вероятно, человек заглушает позыв к пристыженности, сохраняя мину уверенного в себе и правого – из гордости и желания доминировать.

Мы несовершенны, значит, регулярно ошибаемся и согрешаем, значит, при правильной настройке совести должны регулярно испытывать приступы стыда. Простой проверочный вопрос: как давно я испытывал жгучий стыд? Было ли мне стыдно в этом месяце? И дополнительный вопрос: как давно я делал стыдные поступки? Совпадут ли ответы на этот и предыдущий вопросы?

Одно из первых или первое мое воспоминание о чувстве стыда такое. Когда я был маленьким, по телевизору показывали плачущих от голода африканских детей. Мне показалось, что они смеются, и я тоже засмеялся. Меня строго оборвали взрослые: чего ты смеешься, они от голода умирают и плачут. Меня долго передергивало от воспоминания об этой ситуации.

И тогда, кажется, сразу стало очень, очень плохо. Это был стыд, от которого было физически плохо. Во-первых, жалко было тех детей. Во-вторых, я вообще не знал, что положено делать в такой ситуации, как исправить свой смех, как отмотать ситуацию назад или сделать так, чтобы все признали его недействительным, перестав считать меня ребенком, способным засмеяться при взгляде на голодающих детей.

Вывод меня взрослого из этого воспоминания обо мне маленьком: помогай сегодняшним маленьким людям рядом с тобой в таких ситуациях, учи их переживать чувство стыда и направлять его в правильное русло, учи профилактическими разговорами вне постыдных ситуаций и аккуратными указаниями во время таких аварийных ситуаций. Это отдельная область родительской компетенции, о которой надо думать и которую надо в себе развивать. На сегодня все.

13.03.2020


Рецензии
Знаю одну Даму, ей стыдно одно и тоже платье одеть пару раз. Казалось бы, тоже стыд, а какая большая разница! Спасибо за искреннее мысли.
С уважением.

Римма Ромашич   05.08.2020 15:22     Заявить о нарушении