4. Восхищение, гордость и страх

ВОСХИЩЕНИЕ, ГОРДОСТЬ И СТРАХ

(Продолжение)

При таком вот «чумном» состоянии флота и во время военного противостояния  на Балтике король Густав II Адольф решил устроить большой морской «пир» и 16 января 1625 года подписал контракт с голландским судостроителем Хенриком Хюбертссоном на постройку большого королевского военного корабля «ВАСА» - по названию и в честь династи шведских королей, к которой принадлежал.

Голландец Хенрик Хюбертссон считался очень опытным строителем кораблей потому, что до этого создал множество однотипных парусников с традиционными конструктивными характеристиками. А то, что некоторые его «детища» в штормовых условиях опрокидывались и тонули, так опрокидывались и у других, столь же опытных, и Хенрику это в вину не ставилось, а «списывалось» на роковую неизбежность стихии. А потому представленный им королю столь же традиционный, правда в размерах необычно увеличенных, проект «Васы» не вызвал у Густава ни возражений, ни опасений; и был утвержден и принят к исполнению, как самый крупный и тяжеловооруженный корабль на Балтике, будущий символ величия династии Васа в Северной Европе, короля Густава II Адольфа и шведского морского  господства в этой части мира.

И дело закипело.
1625-й, год подписания контракта, был посвящен в основном, заготовке и доставке на верфь материалов. В частности, для строительства корпуса гигантского по тем временам корабля было найдено, отобрано самых стройных, срублено и свезено на переработку более 1000 дубов. Собственно, создавать корабль, то есть строить корпус, рангоут, а также отливать  для него пушки начали весной следующего, 1626 года.

В работах на верфи «Шеппсгорден» и многочисленных мастерских, в том числе и по внешнему художественному оформлению корпуса  королевского фрегата было занято более 400 лучших мастеров: плотников, столяров, пильщиков, канатчиков, парусников, кузнецов, стекольщиков, резчиков по дереву, художников, маляров, позолотчиков...

В следующем, 1627-м году Хенрик Хюбертссон умер, и работы завершал судостроитель здешней верфи Хайн Якобссон. Осенью корабль спустили на воду со стапелей в заливе Нюбрувикен. К началу 1628-го «Васа» был в целом готов. 16 января, ровно через три года после подписания контракта на его строительство, король Густав посетил верфь,  осмотрел корабль и остался очень им доволен.

Ещё бы! Король на протяжение всех трех лет часто бывал на верфи, следил за ходом работ, высказывал «мудрые» советы и требования... Воплощенная в реальность «военно-морская сказка» покойного голландца Хенрика не могла не восхитить и не потешить честолюбие любого короля любой морской державы на Балтике!  Полная длина, включая бушприт, — 69 метров. Ширина по бортам — 11,7. Высота от киля до клотика грот-мачты (центральной, самой высокой) - 52,5 метра. Водоизмещение 1210 тонн. 10 больших парусов. 4 палубы. 64 пушки в два ряда-этажа по бортам. Полный экипаж— 145 человек и возможность взять на борт 300 солдат. А еще великое множество раскрашенных и позолоченных резных скульптур на носу и особенно корме, «вскинутой» над водами на 19 метров!..

К лету 1628 года королевский корабль «Васа» был отбуксирован к королевскому дворцу и пришвартован к береговой причальной «стенке». У всех видевших его он вызывал восхищение, гордость и страх.

Построенный для того, чтобы впечатлять, он вызывал восхищение пламенеющими желтым, красным, синим, фиолетовым цветом более 200-ми резными орнаментами и 500-ми резными скульптурами: библейских богов, греческих и римских императоров, шведских королей и героев, идущих в бой воинов Гедеона в сияющих красно-желтых плащах; бородатых тритонов, смеющихся чертей; пышнотелых русалок, вульгарных женщин с пухлыми  бёдрами и грудями в эротических разнеженных позах разгула обнаженной плоти;  голеньких ангелочков с красными щечками и золотыми волосами; мужественных львов, готовых к прыжку... А вот королевский герб, увешанный виноградными гроздьями, апельсинами и лимонами. И все это в кроваво-красных, ядовито-зеленых и иссиня-морских тонах и стиле голландского и немецкого ренессанса, раннего барокко и... буйной демонстрации богатства и излишеств сильных мира сего.

Построенный для того, чтобы символизировать величие шведского флота на Балтике, он вызывал гордость огромностью форм, «бесконечной» протяженностью корпуса, изяществом бушприта с двумя парусами, высотой тройных гордо вскинувшихся фок, грот и бизань мачт, густотой лиан шкот и вант такелажа.

Построенный для того, чтобы демонстрировать военную силу шведского флота на Балтике, он вызывал страх обилием пушек и мортир в два этажа от носа до кормы по обоим бортам. Морские страны, имеющие собственный флот, на протяжение всех трех лет ревниво следили за строительством королевского корабля, и посол Дании в Стокгольме Эрик Краббе в письме, отосланном на родину, подробно перечислял количество пушек и мортир под круглые ядра весом в 24, 3 и 1 фунт для стрельбы по корпусу и корабельным надстройкам, а также имевшиеся в боекомплекте кугели и штангенкугели для разрушения палубной оснастки и уничтожения экипажа из-за свойственной им хаотично-«броуновской» траектории поражения.

Такая вот получилась огромная, очень красивая и очень дорогая для страны и казны «игрушка» потешить королевскую спесь Льва Севера Густава II Адольфа.

(Продолжение с следующую пятницу)


Рецензии
Построили будущий подарок потомкам. Очень интересная история.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   13.03.2020 10:51     Заявить о нарушении
А потомки еще столько сил приложили, чтобы его принять! Об этом - впереди.
Благодарю за внимание.
Успехов!
Жду в будущую пятницу.

АНАТОЛИЙ

Анатолий Вылегжанин   13.03.2020 21:04   Заявить о нарушении