Контрреволюция одна

Вспомним, разговор доктора Борменталя и Шарикова за столом во время обеда у профессора Преображенского.
- Ну-с, что же мы с вами предпримем сегодня вечером? - осведомился он у Шарикова.
Тот, моргая глазами, ответил:
- В цирк пойдем лучше всего.
- Каждый день в цирк, - благодушно заметил Филипп Филиппович, - это довольно скучно, по-моему. Я бы на вашем месте хоть раз в театр сходил.
- В театр я не пойду, - неприязненно ответил Шариков и перекосил рот.
- Икание за столом отбивает у других аппетит, - машинально сообщил Борменталь. - Вы меня извините... Почему, собственно, вам не нравится театр?
Шариков посмотрел в пустую рюмку, как в бинокль, подумал и оттопырил губы.
- Да дурака валяние... Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция одна.

****

Действительно, в чем-то Шариков прав - далеко не во всех театрах ставят хорошие (во всех смыслах) постановки. И сейчас и раньше. Непонятно чему они могут научить, тем более всякие неокрепшие умы.
Первая мировая война в разных уголках страны – явление, безусловно, разное. Одно дело, например, на западных границах империи, в Царстве Польском, Северо-Западном крае или на Волыни, где шли упорные позиционные бои. И совсем иное - в глубоком тылу, в самом центре Империи. Например, в первопрестольной, где мирная жизнь продолжалась. Здесь не вводилось военное положение, еще не было смертоносных бомбежек, а нижним чинам разрешалось даже … ходить в театры!
Ну, а что? Войны в Москве нет, а военных в городе полно. Пусть себе развиваются…
6 октября 1916 года и.д. Московского коменданта генерал-майор Тарасий Григорьевич Горковенко издал приказ по войскам Московского гарнизона за №282 , в котором категорически запретил нижним чинам посещать увеселительные вертепы, в особенности те, где продавался алкоголь. Собственно, в условиях войны это было и понятно: страна в напряжении – тут не до танцев и вообще не до развлекательного жанра, куда были занесены оперетты, фарсы, маскарады и даже базары. Да еще и с выпивкой!
Поразительно, но одну из своих самых знаменитых оперетт, «Королеву чардаша»,  венгерский композитор (т.е. подданный страны-врага!) Имре Кальман написал в самый разгар Первой мировой войны. Первая постановка состоялась в «Иоганн Штраус театре» в Вене 17 ноября 1915 года, а в следующем году оперетта спокойно перешла линию фронта и оказалась в стане противника, в России. Здесь, чтобы этот дерзкий прорыв не был столь очевиден, название решили изменить и вот уже более 100 лет, оперетту Кальмана у нас традиционно называют «Сильва» - по имени главной героини, звезды будапештского варьете «Орфеум» Сильвы Вареску.
Посещать нижним чинам театры разрешалось. Правда, далеко не все, а лишь благонадежные и утвержденные высоким военным начальством. То есть там, где ставился правильный репертуар, соответствующий обстановке и с должными выводами (это, как Вы понимаете, в основном оперы - «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина»).
В число благонадежных попали, помимо Императорских, еще и частные театры, среди которых - оперный театр Сергея Ивановича Зимина, театр Константина Николаевича Незлобина, русский драматический театр Федора Адамовича Корша и Московский Художественно-общедоступный театр.
Кроме того, радение генералов за моральный облик русского солдата не ограничился перечнем лояльных заведений. Мало просто ходить – нужно и честь знать! Точнее, место. Нечего нижним чинам делать в первых рядах – занимайте места на «галерке».

****

Вот полный текст этого приказа:
«… Воспретить всем нижним чинам посещать:
а) Театры, где даются оперетки, фарсы и театры-варьете; публичные благотворительные балы; танцевальные вечера, маскарады и базары, где бы таковые не устраивались;
б) все рестораны, трактиры, пивные, гостиницы, клубы, кафе-рестораны, кофейни, скетинг-ринг и вообще все заведения, где продаются спиртные напитки и имеются бильярды;
в) бега и скачки; в театрах и цирке быть в фойе;
г) во всех синематографах занимать места в 1 и 2 рядах (задние места) и места в ложах, где таковые имеются;
д) курить на улицах и в публичных местах.
Допускается посещение нижними чинами театров: Императорских Большого и Малого, Зимина, Незлобина, Художественного, Корша, цирков, концертов в Дворянском собрании, зала Консерватории и Народных домов, причем все нижние чины, как рядового, так и унтер-офицерского звания могут занимать в означенных театрах, кроме мест в партере, амфитеатре партера, лож бенуара и бельэтажа.
В цирках все места, кроме лож, кресел и стульев 2 – 5 рядов.
В Дворянском собрании разрешается занимать места на хорах и за колоннами. В зале Консерватории – только места на балконе. В Народных домах могут занимать места не ближе 7 ряда…».


Рецензии