Шепот волны. 24 Татьяна Дума

 24

 Возможно, не только судьба моей семьи, но и судьбы тысяч других семей, надвигающаяся Перестройка основательно изменила. До нее было совсем близко. Пока страна жила в эпоху новых назначений и очередных похорон. Конец эпохи Леонида Ильича Брежнева, которого я видел однажды в Артеке, унес с собой социальную стабильность. Многие назовут  позднее время Брежнева застоем. Мне все видится иначе. Это было время, когда множество проблем государство взяло на свои плечи. Отсутствие частной собственности, почти полное, освобождало людей от множества забот. Это сейчас понятно. Проблемы, конечно, были, но были и пути их решения. То, что произошло позднее, считаю страшной трагедией, закрепощением души. Мне есть с чем сравнивать.

 Я сидел в полумраке комнаты. Море стонало. От порывов ветра вздрагивали стекла. Да, все соответствовало тому периоду, о котором писала Леля. Тогда я не знал, что ее переживания начались значительно раньше.
Она навестила тетушку Лизы, а вернее тетушку ее матери, сразу по возвращению домой. Я помню, как радостно она собиралась, отправляясь к ней с подарками и сувенирами.  Встретились они тепло, но разговор сразу перешел с обсуждения впечатлений от поездки  к разговору о нас с Лизой. Возмущения ее матери их особенно не волновали.  Они понимали, что адмирал не позволит ей обидеть Женю. Вопрос заключался в другом. Наша любовь не могла их не радовать, если бы не одно обстоятельство. Мы оказались родственниками. У наших матерей был общий отец. Истории известны браки кузенов и кузин, об этом не раз они читали в романах, но кровные узы ничего хорошего не предвещали.  Они понимали, что для нас  с Лизой такое известие будет трагедией. По общему мнению, было принято решение – нас хотели мягко разлучить в надежде, что молодость многое забывает. Лиза будет оканчивать школу в Ленинграде. Леля оттягивала момент сообщения об этом. Причину такого решения нам сообщать не хотели, на этом настояла мать Лизы. Найти правдоподобное объяснение не получалось. Жизнь сама его предложила.
 
 Адмирал отправился на рыбалку с друзьями на катере. Это происходило множество раз. Этот стал роковым. Они исчезли, через неделю поисков удалось обнаружить катер. Людей там не было. Адмирал ушел в море навсегда.
До меня и сейчас, когда я узнаю из дневников Лели столько подробностей моей жизни, о которых я не знал раньше, не сразу дошло – адмирал был и моим дедом. Теперь мне понятен его интерес ко мне. Он беседовал со мной во время путешествия, расспрашивал о моих планах, что тогда меня удивило. Теперь я знаю хотя бы одного своего деда. Не могу сказать, что меня это беспокоило в юности. У меня были родители, отец и мама, хотя я и жил с Лелей. У многих сверстников не было и этого. Получается, что все рассказы тетушки о жизни семьи до революции имеют отношение и ко мне. 
 
 Я вспомнил забавный случай, произошедший в то давнее лето. Мы были в Эрмитаже и проходили мимо зала, в котором были развешены портреты военных, умноживших славу России. Я предложил Лизе посмотреть внимательнее на этих смелых людей. Лиза как-то смущенно предложила мне свой вариант, но я настоял на  своем. Почти сразу меня поразил один портрет. Изображенный генерал очень походил на адмирала. Я тут же рассказал об этом Лизе. Еще большее удивление вызвало совпадение фамилий. Лиза сказала,  что это простое совпадение, фамилия распространенная, и, убыстрив шаг,  пошла дальше. Теперь я понимаю – в галерее висели портреты наших общих с Лизой родственников.


Рецензии