Уговор дороже денег!

Сёма очень любил сладкое. Мармелад, шоколад, зефир, пирожное, мороженое, но больше всего он любил конфеты. Он с нетерпением ждал каждый Новый год, так как знал, что бабушка купит ему подарок, мама тоже купит подарок, папе на работе выдадут для него новогодний подарок, а если повезет, еще и на новогоднем утреннике в детском саду сам Дедушка Мороз вручит ему подарок.
Но, к сожалению, Новый год еще не скоро, а все конфеты уже закончились. Сёма каждый вечер с сожалением смотрел на пустую вазу и расстраивался.
И вот как-то вечером, когда они с папой ждали маму с работы, она пришла домой с полными сумками продуктов. Сёма выбежал в коридор и стал с интересом в них заглядывать.
– Любопытная Варвара! – воскликнула мама, а потом добавила, обратившись к папе: – Муж любимый! Иди сюда, принимай сумки, неси их на кухню и разбирай.
Папа с легкостью подхватил обе сумки и понес их.
Сёма вприпрыжку последовал за ним.
Помидоры, огурцы, сыр, хлеб и другие продукты – все это папа доставал из сумок как из рога изобилия.
Когда содержимое второй сумки было почти разложено по своим местам, Сёма неожиданно увидел в руках у папы целый пакет шоколадных конфет.
– Ура! – закричал он, – вот они, мои любимые шоколадные конфетки!
Мама вошла на кухню и произнесла:
– Да, Сёма, я купила конфеты, но кушать ты их будешь после садика. Договорились?
– Сразу все? – с удивлением спросил Сёма.
Мама с папой переглянулись.
– Конечно, нет, только по одной конфете, зато каждый вечер, – ответила мама.
– Как же так? Мне будет мало одной конфеты, – возмутился Сёма.
– Хорошо, тогда жди до следующего Нового года, – произнесла мама.
– Ладно, – буркнул Сёма, – договорились. – А потом поинтересовался: – А сегодня мне конфета уже положена?
– Да, бери и кушай на здоровье! – ответила ему мама.
Позднее мама разложила конфеты по двум вазам. Одна осталась стоять в гостиной на столе, а другую мама убрала в кухонный шкаф.
Мама, действительно, каждый вечер после ужина разрешала Сёме брать из вазы конфету и съедать её. Но Сёма был совсем недоволен таким уговором с мамой.
«Что же делать? – думал он. – Если брать конфеты из вазы в комнате, то мама заметит, что их становится меньше. Если съедать конфеты и класть фантики обратно, то я останусь без конфет».
И тут его осенило: «Я буду брать по конфете из вазы, которая стоит на кухне в шкафу. Фантики буду сворачивать обратно и класть в вазу. Мама не заметит, она не любит конфеты. А потом я вырасту, пойду работать и куплю конфеты. Пустые фантики выкину, и мама ничего не узнает», – решил он.
«Очень хорошо я придумал! – радовался Сёма, – я очень умный мальчик и всех перехитрю».
По вечерам, когда мама принимала ванну, Сёма на цыпочках прокрадывался на кухню, ставил стул, открывал дверцу шкафа, доставал конфету и съедал ее. После этого он сворачивал фантик и клал его обратно. Все это он делал очень быстро, ведь мама в любой момент могла выйти из ванной комнаты, а папа – пойти на кухню попить воды.
Сколько это продолжалось, неизвестно, но вот однажды в дверь позвонили.
Мама открыла дверь и увидела на пороге свою лучшую подругу, тётю Свету.
– Что, не ждали меня? – как всегда, шутя, воскликнула она. – А я шла мимо и решила вас проведать и попить чаю с конфетами!
Слово «конфеты» так напугало Сёму, что он от неожиданности крикнул:
– У нас нет конфет! Есть только для меня – по одной на каждый вечер.
Тетя Света засмеялась:
– У вас – и нет конфет? Это что-то новенькое!
– Сёма, твои конфеты мы трогать не станем. Я достану другие, из шкафа на кухне, – успокоила его мама.
Тут Сёме стало совсем худо, и он воскликнул:
– Я, мама, тебе не говорил, но я видел мышей, которые таскали наши конфеты с кухни.
Женщины рассмеялись.
– Какой ты, сынок, смешной, – промолвила мама. – Видимо, когда вырастешь, станешь писать юмористические рассказы, у тебя хорошо получится.
«Ну, все! – произнес про себя Сёма, – не успел я вырасти, пойти работать и купить конфеты, которые съел».
Чайник весело засвистел.
– Ну, где обещанные конфеты? – спросила тетя Света у мамы.
– А, точно, сейчас достану! – поднимаясь со стула, сказала мама.
Сёма, чувствуя, что весь его хитрый замысел сейчас будет раскрыт, спрятался в углу за шкафом и стал прислушиваться.
– А мыши у вас точно есть! – произнесла тётя Света. – Да какие умные! Конфету съедают, фантик сворачивают и оставляют в вазе.
Мама все поняла и сказала:
– Видимо, этот мышонок будет наказан. И целый месяц проживет без сладкого.
Встав из-за стола, она пошла в гостиную и принесла оттуда вазу, в которой остались три последние конфеты.
Когда мамина подруга ушла, мама зашла к Сёме в комнату. Сёма сидел на полу, спрятав голову в колени, и плакал.
– Ну, что ты плачешь? – поинтересовалась мама. – Я тебя не ругаю, не наказываю, а ты плачешь. Пойми же, ты не меня обманываешь, а себя. Ты скушал конфеты не у меня, а у себя.
– Страшно не то, что ты съел конфеты, – продолжала она, – а то, что ты нарушил наш с тобой уговор. А уговор – дороже денег. Так раньше говорили на Руси. И тому, кто его нарушал, больше не верили и никаких важных дел с ним не имели. Потому что честное имя было дороже любых денег.
И мама грустно спросила:
– Как я могу сейчас тебе доверять? Вот ответь мне, пожалуйста.
Сёма поднял голову и посмотрел на маму.
– Доверяй мне, пожалуйста, я больше не стану нарушать наш с тобой уговор. Я же не хотел оставить вазу без конфет. Я хотел их купить потом, когда вырасту, как папа, и заработаю денег. – Сёма вздохнул.
– Хорошо, – произнесла мама, – я запомню твои слова, что с первой своей зарплаты ты купишь нам с папой конфет. Договорились?
– Да, мама, договорились! – воскликнул Сёма.
– Но наказать, тебя, Сёма, я все равно должна, чтобы ты не забывал и всегда помнил о том, что УГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


Рецензии