Неувола

Вайно Мансо
Из книги «Uusikirkko – kylat kujasineen »
Перевод Марии Рюткёнен и Александра Боева.

"Neuvolaast mie neuvotteli
itselleei kulia.
Kirjavala kirkassilm;
lupais miule tulla.”

Для большинства жителей прихода Усикиркко, более того, для  большинства населения  Карельского перешейка  деревня Неувола была хорошо  знакома.
Если  вы сами   не бывали в деревне, то слышали о ней  от тех, кто бывал  там и помнил  .
Деревня названа в честь  горы  Неуволанмяки, на которой  она когда-то была построена. Название горы переводится ,как  «совет». ( Полезно , прежде  осмотревшись по сторонам, посоветоваться перед началом  большой драки. Что и было учтено силами обороны Финляндии , построившими  на холме в начале 20-х годов  наблюдательную  вышку)

 Высокая  Неувольская  гора  видна из далека из Айрикалы и из Куутерсельки .( Даже  со стороны залива, с дамбы, ясно  просматриваются  на горизонте, стоящие рядом  вершины  Неувольской и Пухтоловой гор.)  Любой, поднимавшийся  на гору , мог разглядеть  всю деревню  и окружающую её природную красоту, как бы  с высоты птичьего полета.
На юге  был виден Финский залив ,  очертания Кронштадта,  в  ясную погоду  побережье Ингрии. На севере виднелось Каннельярви, на востоке Райвола, на западе Усикиркко и озеро Ваммельярви   среди множества  других безымянных озер, высоких  холмов, церквей  и  высоких общественных зданий.  Одним словом -  многие километры  самых красивых  мест Карелии.  ( Разделяя с автором восторг, скажу ,что не знаю на перешейке другой такой панорамы ,такого изумительного кругового обзора . К сожалению, деревья разросшиеся за прошедшие годы, закрыли  панораму и что б  теперь  что то  увидеть надо  взгромоздиться  на весьма не ненадёжную наблюдательную вышку финских сил самообороны )

Поездки к соседям и сельская жизнь

Район деревни Неувола это холмистая  местность с плавными  ложбинами  между холмами. Дома деревни  были расположены вдоль проходившей  через деревню дороги  от  Ваммелярви до Сюкияля и  дороги, шедшей  в ближайшую   Кирьявалу и деревню Расватту (Сопки),  расположенную  примерно в четырех километрах на шоссе  Выборг-Териоки.  ( Заглохшая ныне, эта  дорога в Кирьявалу и Расватту проходила   через центр холма мимо школы по крутому и каменистому спуску, с которого некоторые оголтелые  «воссики»  бывало,    съезжали  в район нынешней конюшни  на одних передках телеги )

С холма шла дорожка  к молельной комнате. Между ней и  главной дорогой был небольшой пруд - место , от которого холм получил свое название Лужа . Рядом с прудом рос могучий  древний дуб, который украшал центр деревни.
Дорога, разделяя деревню пополам, делала крутой поворот на 90 градусов влево, и шла дальше около километра вдоль горы Кююняряйнена ( холм у дома  Жаворонкова ) до самой границы волости .
Длинна всей деревни составляла около двух километров. В том месте, где грунтовая дорога от  холма  Расимуса  поворачивала резко в сторону холма Кююняряйнена , начинались тропинки , ведущие в Кирьявала и к лесным участкам Неуволайнена,  а дальше в Расватту  шли болотные  тропинки . ( Современной  дороги шедшей от конторы к кочегарке и далее к пруду не было)
До  грунтовой дороге Териоки - Выборг из села Неувола было четыре километра пути, а до центра деревни, где была церковь (д.Уссикирко ) было около 13 километров. До железнодорожной станции Мустамяки из деревни было около трёх километров . Неувола граничила с запада и севера с Ваммельярви, на востоке с Каннельярви и на юге с Кирьявала.

Большинство  жителей деревне зарабатывали на жизнь  работая на  небольших семейных фермах, получая дополнительный доход от продажи различных продуктов на Выборгском и Териокском  рынках.
Район  Неуволы , как и все  Карельских  Канн, с хорошими почвами ,  теплым и долгим летом был очень пригоден для земледелия.
При царском правлении сельское хозяйство в деревне в какой-то степени отошло на второй план, ибо мужчины  деревни  работали на различных  работах в Санкт-Петербурге, в основном «воссиками» ( извозчиками) .
Летом в  деревне дачники предлагали  её жителям много работы.  ( Количество дач в волости Уусикиркко – в селениях Куутерселькя, Сюкияля, Неувола, Кирьявала и Ваммельярви было 222 дачи и 34 незастроенных участка. )         
После 1918 года развитие  в  сельского хозяйства , пошло в деревне довольно бурно. С приходом независимости крестьяне   стали проявлять самостоятельность и предприимчивость.
Обитатели  дач  привезли с собой опытных садовников и  их трудовые навыки передавались  местным жителям – энтузиастам  садоводства.
Помимо сельского хозяйства, лесное хозяйство было также важным источником  доходов. Дерево продавалось в  виде  бревен , шпал, шахтной крепи , сырья для производства бумаги. Этот заработок не был постоянным , по тому что лесозаготовки производились  силами лесовладельцев.

Наиболее  успешным торговым предприятием в деревне был расположенный в двухэтажном здании магазин Расимуса . Там же  располагалась швейная мастерская , заказывавшая ткани в  предприятии оптовой торговли « Саво-Карелия» в Выборге. В мастерской Расимуса ткани  кроились по соответствующим лекалам и  раздавались деревенским женщинам ,   сшивавшим их дома  в готовые изделия.  За тем готовая продукция  возвращалась   оптовику « Саво-Карелия»  в  Выборг .

Школа и могила    (каков стиль!)

Примерно в полукилометре от дороги, прорезавшей  деревню, находилась школа -   красивое   оштукатуренное двухэтажное здание, в котором кода-то жил писатель Максим Горький.
В Неуволе был сформирован самостоятельный школьный округ, в который входили села Кирьявала и Неувола. Улла Маннонен  была  учителем  начальной школы , учителем средней -  Мария Тююнеля . Ближайшие гимназии были расположены в Териоках  и Выборге, но обучение в них  создавало большие трудности.
Учителей и  школьников  живо интересовала располагавшаяся  на территории школы  частная гробница  госпожи   Александры  Горбик,  в которой находились  забальзамированными тела  мужа хозяйки , её сестры , какого- то родственника  и русского писателя  Андреева, перезахороненного  в 20-е  годы на кладбище в Метсякюля .( О том что произошло со склепом и с остальными находившимися в склепе усопшими ,  автор не сообщает) 

Работа общественных организаций и референдум

Общественная жизнь Неуволы  активизировалась с началом независимости. Одновременно были созданы  организации гражданской обороны и Лоттасвярд относящиеся к  отделению гражданской обороны и Лоттасвярд в Ваммельярви. Национальный подъем был высок, и организации работали активно. У женщин, к тому же, была возможность стать членами независимой организации Марты.

В 1920 году деревне основали общество работников сельского хозяйства, которое в начале своего пути очень активно действовало. Сельхозработники собирались в старой усадьбе, которая была официальным местом сбора. Наряду с сельхозобществом был  организован  молочный кооператив в здании по приёмке молока, в центре деревни. Всё вокруг находящиеся молочные фермы везли свою продукцию на пункт приёмки, а затем уже в Выборг на молокозавод «Валио».

Уже в начале столетия в деревне была организована добровольная пожарная дружина. Из Петербурга был доставлен ручной насос и брандспойт, который хранился в хозяйственной помещении на случай пожара.( напротив пруда, через дорогу) Оборудованием дорожили, поскольку оно стоило для жителей деревни не малых денег по тем временам.

 В  Неувола  существовало молодёжное общество, которое организовывало тематические вечера в своём здании. В результате проведённого референдума  большинством голосов  здание было передано Союзу  рабочих ,закрепившим за собой здание клуба как место для собраний. Молодёжное общество упразднили, а члены общества с 1930 года  были причислены  к Молодёжному обществу Ваммельярви, где активно работали в его рядах.

Мужики больше не собираются на крыльце магазина Вилле Маннонена в Луосанмяки, чтобы обсудить деревенские новости  ,не слышно  весёлых голосов в саду Рашевских - любимого места  сбора молодёжи  и лишь мысленно поднимаются  жители Неуволы , на деревенскую гору, любоваться необозримой  красотой родных мест.

В 1939 году в деревне Неуволе  проживали :

1.Туртиайнен Юхо, Тильда и их сын Урхо. (дом Шонина, перестроен)
2. Расимус Тахво, домовладелец, в доме проживали Лииза Маннонен н ее дети: Суома и Арви. (дом Шопыриной, перестроен)
3. Кююняряйнен Пекка. ( на этом месте новодел)
4. Кярня Юхо Аапрами и Ида Кярня. (дом Лаухова А., перестроен)
5. Кярня Юхо Аапрами (1889 - 12.9.1939), его жена Ида и их дети: Тууликки Олави, Кюлликки, Эско и Калеви. ( дача «Утренняя заря» находилась здесь, рядом с домом Шелёхина)
6. Маннонен Пааво и Улла. (дом Кондратьева)
7. Тойвонен Херман и Аннамария и их дети: Ялмари, Вяйнё, Тююне, Юхо, Урхо, Хилья, Артту, Вильё и Эса. (дом Лемехова)
8. Дом принадлежал Антти Химанен, в доме проживал управляющий фермой и его жена.
9. Хаапанен Матильда и Микко. (дом Лаухова И.)
10. Дом Фондовой биржи Карельского перешейка. В доме проживали: владелец магазина Петтери Кяхёнен, его жена Айли и трое их сыновей.
11. Тахво Расимус - домовладелец, в доме проживал Пётр Крутов. (дом Жоржина)
12. Дом акционерного общества потребительской торговли, нежилой.( предположительно магазин Вилли Маннонена )
13. Маннонен Алина и ее дети: Сайма, Лилья, Тойво, Лаури, и Рауха. (дом Овчинникова)
14. Молитвенный дом.
15. Дом, принадлежащий Тахво Расимус, где жили сотрудники его магазина. (дом Калиничева)
16. Дом, принадлежащий Тахво Расимус, где жили сотрудники его магазина.
17. Дом, принадлежащий Тахво Расимус, где жили Хелми Никки и ее сын Матти.
18. Дом, принадлежащий Тахво Расимус, где жили Иван и Зинаида Стельмахер и человек по фамилии Растас.
19. Дом, принадлежащий Херману и Майе Пихканен, в котором проживали Каарло и Айно Растас и их дети: Олави, Пентти, Уско, Рейё.
20. Маннонен Пааво и Тиина и их дети: Хилья, Айли, Олави и Пентти.
21. Маннонен Вилле и Май а и их дети: Сельма, Вяйнё и Эркки.
22. Нежилая собственность Общества ипотеки. (предположительно магазин Расимуса .слышал рассказ старожилов о том, что после Финской войны энквдшники приводили в это здание задержанного финна )
23. Растас Тааветти и Хелена, а так же их дети: Майа, Айно, Каарло и Мари.(дом Осякина)
24. Расимус Тахво и Аннамари и их дети: Калле, Вяйнё, Хилья, и Лахья (дом Пачкаева)
25. Маннонен Йоонас и его дети Айно и Эдвард.
26. Маннонен Анни и Йоосеппи проживали в доме, принадлежащем Маннонен Майе.
27. Кююняряйнен Вильё и Айно и их две дочери (дом Хабаровой)
28. Дом, принадлежащий Хиетанен Йоонасу и Эльзе, в котором проживали Вильё и Хилья Румпунен и их дети: Харри и Раймо.
29. Кююняряйнен Катри и ее дети: Пекка, Хилья, Лайна.(дом Поздняковой Т.,перестроен )
30. Сеппянен Микко и Ристина. (дом Жаворонкова)
31. Золотогоровы Александр и Екатерина и их дети: Мария, Вера, Микко, Алексей и Варвара. (дом Яхонтова)
32. Пихканен Херман и Мария и их дети: Лилья, Хеимо, Тайми, Кауко, Калерво, и Хельга. (б.сельсовет, здание перестроено)
33. Хиетанен Йоонас и Эльза и их дети Сайма, Эйно, Эйнари, Тойво, и Эстер. (дача Куприной-Иорданской, позже дом Мутовкиной)
34. Пуса Оскари и Анна и их дети: Айно, Рооза, Туови и Сиири.
35. Хиетанен Саламон и Аннамария их дочь Кюлликки. (дом Кинчина)
36. Кесаранта Матти. (дом Ушанова)
37. Тойвониеми Фабиан и Мария и их дети: Вилхо, Ауне и Элли.(дом Серова)
38. Дом, принадлежащий Тахво Расимус, в котором проживала Екатерина Темирязева. (дом Заломова, перестроен )
39. Смотровая вышка.
40. Маннонен Калле и Айно и их дети: Эмиль, Мартта, Аарне, Тойни, и Рейно.

Добавлю к сказанному по русски.

Прошло  60 лет, со  описываемого  времени   и  деревня  широко разрослась окрест мощным борщевиком новодела . Из  сорока    домов  довоенной  постройки  в  своём первоначальном виде осталось не более полутора  десятков . 
В  20 годы  большинство  русских  дач    были разобраны и перевезены вглубь Финляндии, дома финских крестьян  -  перестроены  , сгнили  или  сгорели.
 
 В  военное  время  , деревня  практически не пострадала .
 В 1944 году звено штурмовиков ГСС капитана Полагушина, предполагая  что там могут находиться опорные пункты, разнесло в щепу несколько  строений  на высоких фундаментах (дом Т.Поздняковой , магазин Расимуса и дом на месте нынешнего картофелехранилища). Во время боевых действий была разрушена одна из стен дачи В.Крита (разобранной  впоследствии на дрова) ,а вот дачу Д.Бедного спалил  поселившийся в ней передовой колхозник Осип Кузнецов.
В период 1941-44 г.г. , около десятка  новых  типовых  сборных  домов построили финны.(дом Раковой, Чернова, Ильиной  и др.)

«…22 марта 1950 г. было принято постановления Совета Министров СССР ,первый пункт  которого  гласил: «Обязать Ленинградский облисполком сселить в течение 1950—1952 годов 2400 хозяйств колхозников, расположенных на хуторах, в колхозные селения.
Практически все районы не выполнили плана, лишь в Рощинском районе руководители «правильно поняли важность проведения мероприятий по сселению хуторов, систематически контролировали и обеспечили перевыполнение установленного колхозам плана по жилищному строительству».
Секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) В.М.Андрианов не сомневался в успехе: «в конце года мы должны будем доложить товарищу Сталину, что его указание по сселению хуторских хозяйств выполнено с честью…»

Дома  из Айрикалы, Мютиниеми и Ваммельярви были  перевезены  и без какой либо системы поставлены в деревне. Процесс гуртования  колхозников  , под  неусыпное око председателя сельсовета Ивана Уксусова,  финансировался путём  получения на строительство  тягостно возвращаемых ссуд ,  растянувших  послевоенную нищету  ещё  на 10 лет .
Переселение, эвакуация , блокада ,возвращение и ещё одно переселение  - мыкались , как при печенегах .
Потом началось укрупнение, освоение, интенсификация - в деревне понастроили бараков, в конце концов, перегородили её заборами дачных участков ; в результате , сегодня, « лишь мысленно поднимаются жители Неуволы , на деревенскую гору», из-за высоких заборов « любоваться необозримой красотой родных мест».





               

      


Рецензии