Поэт не для всех
Немногие понимают эти стихи. Не часто находятся те, кто, открыв его книжку, без труда войдут в разномерность нестандартных строк, в разъятую емкость его поэтического мира.
И не мудрено.
Нужно обладать синтетическим восприятием, способностью ассоциативно мыслить, иметь недюжинный запас исторических, философских, религиозных, художественно-эстетических, литературоведческих и прочих познаний, владеть аллюзорным восприятием, чтобы получить код доступа в его эстетическую обитель.
Попробуйте-ка! Много ли найдется таких в век, выразимся деликатно, опрощенного цифрового сознания!
Но лиха беда начало!
Прикоснемся к нескольким строкам стихотворения Анатолия Лямина, – речь о нем – обнажим их тайну.
Над обреченностью мечтаний
Уже ушедшего ума
Вознесся бег воспоминаний
И вмиг исчезла суета.
Ломка эстетического пространства начинается с первой строки, где свершается лобовое столкновение взаимоисключающих понятий «обреченность» и «мечтаний». Мечта потому и мечта, что свободна, вольна, устремлена в будущее, связана с надеждой на лучшее. Иной она не может быть по определению. Иначе это не мечта, а вымученная фантазия о неотвратимом.
Но в устах поэта – она «обреченная», то есть, заранее приговоренная к предопределенному, неизбежному финалу. .
Кем? Ответ в следующей строке: приговором «Уже ушедшего ума».
Вмиг рисуется образ дряхлого старца, утратившего желание и волю жить, но, определенно сохранившего «душу живу», погруженного в прошлые грезы, безнадежно пытающегося возродить былые дерзновения, вероятно, неосуществленные.
Две строки – и перед нами целое повествование о пролетевшей жизни человека, желающего постичь непостижимое, познать непознаваемое…
Однако следующая строка все переворачивает с ног на голову. Оказывается, в «ушедшем уме» дряхлого старца, утратившего желание и волю жить, но, определенно сохранившего «душу», погруженного в прошлые грезы, так вот, – оказывается, в этом уме «Вознесся бег воспоминаний». То есть, эмоциональное сознание его активно, динамично, полно картин минувшего.
Не терпится узнать, воспоминаний о чем, о каких событиях этой угасающей жизни? Больших, малых, крупных, поворотных или малозначительных? Ждешь – обычный, логически ожидаемый в таких случаях прием – описания этих событий. Здесь нет этого. Поэт предоставляет читателю самому рисовать их, указав параметры поиска строкой: «И вмиг исчезла суета».
Стало быть, речь идет о таких картинах, всплывающих в памяти лирического героя, которые вырывают его из суетной картины обыденности, возносят над ней.
Какие это картины – земные потрясения, небесные видения, – и предоставляется определить читателю.
Поэт понуждает мыслить, включать воображение, интеллект.
Да, это непросто.
Но, если поднапрячься, откроется нестандартная, многомерная, необжитая художественная ойкумена.
Предлагаю читателям выполнить эту работу самим – раскрыть смысл нижеследующих строк и всего стихотворения в целом.
Я крался праведностью троп
Насмешливыми днями,
Надеясь снять искусство славы
Исчезновением причин
Под повседневной гиблостью забытых обещаний.
Над гребнем праведностью
над усыплением зарниц
Взлетает участь подземелья
Богов, титанов, черных магов
И наших бедных озорниц
Пришедшей смуты прежних лиц
Условья падшие таит
Заслуженных мечтаний.
В бою погибших веселит
Обрядом созданных познаний.
Возникнет сталь над закаленностью страданий
Прольется тягостная высь давно уснувших прозябаний
Беспечных вызовов моих…
Николай Владимиров,
профессор МГУКИ
Свидетельство о публикации №220031300560