Подарок к Пасхе

Детей у  бабушки моей было   тринадцать человек.  Когда  дедушка  ушёл на войну, она  ухватилась за голову. Что же делать с такой оравой  ей, теперь одной?

 Да ещё  в такое  страшное время.   Но  через  голову не  прыгнешь, детей обратно не запихнёшь.  А женщина  русская  найдёт выход из  любой ситуации. Недаром же про неё пишут: Коня на скаку!   И в горящую избу!

Родителей  к тому времени  у них с мужем уже не было.  Сестра и брат её, так же, как и она  бедствовали сами. Поэтому надеяться на них  не приходилось.

Родной брат  дедушки жил справно. Имел даже пасеку, но  невестку  недолюбливал, чего и не скрывал, ещё когда брат был с семьёй рядом. Теперь же об этом и  мечтать не стоило, даже. 

Мать( бабушка моя) старалась, хоть чем - то накормить детей. Продавала односельчанам  свои старинные, доставшиеся от  её бабушки  платки, юбки, кофты.  Отрывая, можно сказать с кровью от себя. Больно уж  жалко  было эту  женскую роскошь. Да и память же.

Но жизнь детей дороже и она  радовалась тому, что их  покупали в это  страшно трудное время.  Выменивая  на свои наряды  муку, крупы, а иногда и сало, или жир, она  умудрялась всё это  растянуть, как можно дольше. Добавляя во  все  блюда:  толчёную  лебеду, лопухи  высушенные и перетёртые. Да  благо родилась  кукуруза( варили мамалыгу), картошка, репа, столовая  и сахарная свёкла. 

Тыква выручала  семью на ура.   

Летом,  пока  мать была на работе,   дети паслись, можно сказать на лугу, как  животные  травоядные.  Ели всё подряд, чтобы только не чувствовать голод.

Осень   приносила  долгожданную  сытость, одаривая  людей  урожаем.

Зима замораживала холодом, но  насытившись  тыквенной кашей, дети спасались  на печке. 

Труднее всего, была весна. Особенно ранняя. 

Зима не неделька, подбирала все  припасённые  запасы и людям  в пору было, хоть ложись и помирай.

Вот  и в эту весну  семья  моей бабушки  бедствовала просто  нещадно.  Самые маленькие дети, сидя на печи  отковыривали  от стен глину и ели.  Двое малышей умерло от несварения.   

Самая  голодная  весна  была в сорок третьем.  Как раз  немцы отступали. А отступая,   выгребали  у местного населения  просто всё подчистую.  Что не могли  унести с собой,  сжигали, поливали  керосином, травили мышьяком.   

Так и их  хату  спалили, набив  прежде  всяким  имуществом, а их  всех выгнали в сарай.  Когда хата горела,  и  взрывались, специально оставленные  там  патроны,  из  оконных проёмов вылетали  штуки  материи,  сапоги, иконы, пальто. Но немецкие  солдаты, находясь, тут же  неподалёку стреляли во всех, кто осмеливался  подползти, чтобы взять что нибудь, что  вылетало из огня. 

Хата сгорела  со всем этим добром и немцы отступили.  Да и,  не только  хата бабушки сгорела таким образом.  Несколько   жилых объектов   солдаты   спалили с награбленным. 

Немцы ушли, а местным  жителям  впору умереть  голодной смертью. Завтра Пасха, а у бабушки  в сарае шаром покати, не за что зацепиться. Одни  голодные  детские глаза   перед  ней.  Плачет она в три ручья, сидя  на завалинке,  но этим  делу не  поможешь. Собака  прижалась к ней, дрожит от холода и от голода. Виляет хвостом, слушая  причитания  женщины. А потом  отбежала от неё, посмотрела  на хозяйку и убежала  со двора.

Бабушка, выплакавшись, закрыла калитку, радуясь, что хоть  один  голодный рот отбавился и  проверив   детей, пошла в село, хоть что нибудь  добыть  съедобного. Мало ли кто чем поделится.

Плохо - хорошо, но  ей  удалось в  этот раз   прийти домой  с  тройкой  картошин и горстью  крупы, а это означало, что похлёбка,  сдобренная  сухой крапивой и сушёными очистками картофеля на ужин у её детей будет сегодня.

А завтра, что Бог даст. 

Утром,ни  на что не надеясь,  выйдя  во двор,  бабуля  просто не верила своим глазам.  По среди двора, на земле  лежал окорок  свиной, а их пёс - Трезор сидел с ним рядом, высунув  свой яркий  язык, с которого ручьём стекала слюна.   

Где он взял  это  мясо, никто не заморачивался   даже.

Пасху праздновали до самого лета, отрезая  по кусочку   солонины( окорок посолили) и готовя  травяные супы,  из ( конятника, лебеды, ширицы,  борщевика)  на этом бульоне.
 
Кости  варили  неоднократно, пока из них  выделялся  мясной  дух. 

Все дети её( дедушка не вернулся с войны. значится   пропавший без вести)  пережили войну и дожили до  преклонного возраста. 

Один из них  мой папа.


Рецензии