Магия чисел

     Для кого-то сочетание слов "магия чисел" просто красивая фраза, относящаяся к разряду фантазии, и приятная на слух. Кто-то считает это самой настоящей абракадаброй, рождённой в воспалённой голове какого-нибудь уставшего математика. Кто-то банально не верит в саму природу такой магии и называет чистой воды шарлатанством, на котором зарабатывают деньги нумерологи, астрологи и прочие прохиндеи, запудривая мозги доверчивым обывателям. А есть категория граждан, реально погружённая в этот удивительный мир каббалистических знаков и других "козьих морд", переформатированный могущественнейшим волшебником до состояния чудесного абсурда напополам с откровенным безумием. Эта категория граждан - страдальцев, граждан - мучеников довольно многочисленна и постоянно пополняется, несмотря на столь явную угрозу для своего психического здоровья. Из года в год, из века в век... Как вы уже догадались, речь идёт о студентах технических ВУЗов, добровольно и сознательно погрузившихся в это  наказание на пять лет. А дальше, как повезёт... И я, волею судеб, был в их числе.

     Нельзя сказать, что при поступлении в этот институт я совсем не представлял себе обозначившуюся на горизонте профессию. Прекрасно знал о многочисленных вычислениях, с которыми неизбежно придётся иметь дело. Собственно, они и составляли самый смысл этого ремесла. Без них никуда и это следовало принять, как данность, что я и сделал при поступлении после многочасовых терзаний и сомнений. Скажу больше - непрерывная работа с цифрами, их уравнивание и приведение в должный вид мне, поначалу, даже нравилась! Есть в кропотливой работе с большими массивами данных своя прелесть, которая способна затянуть и увлечь. А эта искренняя радость от правильного значения, полученного в результате многотрудных вычислений! Разве есть, что-то более чистое и неподдельное!?

     Нас загрузили с первых же занятий и не давали расслабиться до самого выпускного. Мы, строго говоря, и не знали другого ритма и нагрузки! Приняли её, как должный и вполне справедливый удел, а потом и втянулись. Потом и слезами обливались, но корпели над учебниками и не видели смысла в такой глупости, как возмущение. Иногда позволяли себе немного погоревать и побухтеть  о несправедливости судьбы, терзающей нас, не в пример, более жестоко, чем коллег - смежников из соседнего института. Не более... С течением времени, юношеский задор и ощущение собственной значительности от первых успехов в перелопачивании неподъёмных гор данных, сыплющихся изо всех щелей, стали постепенно трансформироваться в неясное чувство тревоги, подкреплённое наблюдениями за окружающими... Постепенно, постепенно... Неясность стала рассеиваться, и начали вырисовываться знакомые очертания самой обыкновенной паники, от которой с этой подводной лодки уже не убежать, не скрыться... Так и рисуется образ обезумевшего слабака и трусишки, вылезающего с выпученными глазками из торпедного аппарата на километровой глубине. Через секунду эти глазки окончательно лопаются, а сам он превращается в бесформенную массу под чудовищным давлением...

      Проявления этой "математической болезни", когда цифры, алгебраические знаки и тригонометрические формулы из надёжных помощников и верных союзников в деле постижения науки самым мистическим образом перерождаются в коварных предателей и бессовестных подставщиков, я заметил давно. С первых дней обучения дурацкие ляпы и забавные нелепицы встречались на каждом шагу и не только у студентов, у которых и без математического анализа голова идёт кругом, но и у закалённых в мозговых баталиях преподавателей. Некоторые оговорки, описки и неграмотная перестановка знаков с места на место носили характер дружеской подколки и невинного чудачества старенького профессора, решившего на склоне лет подшутить над молодыми оболтусами в аудитории. На таких пустяках никто не зацикливался и после недолгого добродушного смеха все возвращались в привычное рабочее состояние.

     Но были самые настоящие наваждения, ставящие в ступор всех присутствующих и приводящие не только студентов, но и преподавателей в состояние самой настоящей истерики. Не сразу, постепенно и вкрадчиво... После долгих и безуспешных попыток разобраться в проблеме, которую никто не видит, но отчётливо чувствует. Все понимают, что написанное - полный бред, ведущий в тупик, но, в чём конкретно этот бред заключается, никто долгое время понять не может. Все беснуются, но найти червоточину не получается... Плюются слюнями и ругаются матерными словами, до драки дело доходит, но... Одним словом, наваждение.

     Интересно наблюдать за товарищами, попавшими под воздействие этой магии! Увидел "зависшего" студента над тетрадкой с таблицей и не подающего признаки осознанной жизни? Знай - он в омуте "цифрового зазеркалья"... Кстати, имеет смысл уточнить, хотя, различие в поведении не очевидное и различимое, только, натренированному преподавательскому глазу. "Статуя" физически присутствует в аудитории, но её дезориентированный мыслительный процесс происходит не на этом конкретном стуле и не за этим конкретным столом, а в сферах, далёких от текущей реальности. Человек, "очарованный" цифрами, занимается не работой над порученным ему заданием - он работает над самим собой. Расплывшиеся пятна на тексте от капающих слёз из его опухших глаз красноречиво говорят о серьёзности и безуспешности усилий. Идёт титаническая борьба со своими комплексами и сомнениями, смысловое зерно, которых, однако, он самостоятельно вычленить не может. Чувствует, но в упор не видит... Он до головной боли близок к разгадке, но ухватить эту вертлявую бестию не в состоянии.

     Любители всего непонятного и необъяснимого разделяют магию чисел и магию цифр. Понимаю, что данная разблюдовка не является строго академической и прикладного применения, к сожалению, не имеет. Она интересна пытливому и стороннему исследователю, а страдающей  персоне в конкретный безвыходный момент на неё глубоко и смачно наплевать... Хотя, если бы человек заранее понимал, что сформированные в его ребусе числа, состоящие из цифр, имеют определённые закономерности в построении, то он бы быстрее разглядел лучик света в конце своего туннеля. Студент, не вооружённый этим знанием, жалок и морально неустойчив.
 
     На первый взгляд, эта классификация с цифрами и числами эфемерна и непостоянна, но имеет глубокие смысловые корни. Поэтому, не стоит ограничиваться только "первым взглядом"...  Обязательно нужно проанализировать свои мытарства и блуждания в потёмках по замкнутому кругу после того, как изматывающее наваждение спадет, и задача благополучно разрешится. Нужно чётко понимать и осознавать всю неизбежность этого проклятия - впереди тебя ждут, скорее, поджидают и другие столкновения с математическим "волшебством". Делай выводы и соответствующие "зарубки" на лбу, стели соломку на всём своём пути к знаниям.

     Знатоки понимают, что простая дискалькулия к нашему феномену не имеет никакого отношения. И ученическая "запарка" тоже не всё объясняет. Кроме того, нужно смириться с тем, что "магия чисел" - болезнь заразная и в особо напряжённые моменты работы над обширными массивами математических данных способна "увлечь" не только простых студентов, но и преподавателя, который на свою беду попытается вам помочь разобраться в коварных цифровых  колонках и столбиках.

     Вспоминаю, как наша группа под руководством известного профессора занималась приведением в надлежащий вид "портянки" многоуровневых вычислений, которые должны были закончиться конкретным и заранее известным результатом. Сначала двое студентов настолько углубились в проблему, что, казалось, погрязли в ней навсегда. Они провозились с ней всё отпущенное время и совершенно отчаялись. Им на выручку бросились все освободившиеся одногруппники и тоже благополучно увязли по самую макушку. Учебная пара была завершающей, поэтому бились до самого вечера без перекуров... Передрались и переругались, но в поиске загадочной ошибки не приблизились, ни на миллиметр. И фигурально, и буквально - пытались увязать данные по расстоянию... Перед всеми присутствующими на этом "мозговом штурме" замаячила реальная перспектива провести ночь в стенах родного института.

     Наш научный руководитель сжалился над нами перед самым уходом домой, когда на улице стало совсем темно. Подошёл, поинтересовался нашими "успехами" и... на два часа "погрузился" в эти самые "успехи"! Десять человек разбирались с этим мороком в течение пяти часов... Профессор аж вспотел от напряжения и досады! Много мы услышали от него не совсем профессиональных терминов... С совершенно новой стороны раскрылся человек, не таким уж он оказался нелюдимом и затворником!
 
     "Добили" мы, в конце концов, эту злосчастную "портянку". Ошибка была в самом начале вычислений. Там, где уже искать перестали... Неправильно сложили два иррациональных числа, запятая "заблудилась"... Не нужно было профессору обещать нам общую переэкзаменовку, если он найдёт ошибку за десять минут...


Рецензии
Ошибка в самом начале, причём лично твоя - Л. Толстой говорил. Когда понимаешь, что твоё дерево не живое - приходится возвращаться, а прошлого нет. Но семя где-то лежит и ждёт тебя

Гулкая   29.09.2023 08:44     Заявить о нарушении
Л. Толстой много чего наговорил… даже, наболтал. Художник. Творец ненужных обобщений.
А прошлого нет у того, кто не жил и продолжать не собирается.

Митрофан Игнатьевич   29.09.2023 10:07   Заявить о нарушении
первый освободил рабов крестьян, это ж ерунда

Гулкая   29.09.2023 10:23   Заявить о нарушении
Не ерунда, что они были.

Митрофан Игнатьевич   29.09.2023 11:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.