Кто и как разваливает наше образование?

Кто и как разваливает нашу систему образования?
"Ломать - не строить" - всем известная поговорка очень хорошо "ложится" на нашу систему образования. Смотрим вокруг - только дурак не заметит, что система рушится. Кто виноват? Что делать? Кто виноват, мы, на нашем уровне можем определить - тут все ясно: разваливают ее искусственно, методично, поэтапно, видно кто. А вот что делать? Уйти из образования? Выход, конечно, но трусливый, надо что-то делать, бороться!

В статье опишу 5 шагов, или этапов развала образования как системы с проекцией на учительство, то есть на среднее образование. Вы можете не соглашаться (но тогда конструктивно спорьте в комментариях), либо согласиться - тогда с Вас "лайк" и подбадривающий комментарий "в тему". Долго каждый шаг расписывать не буду, все, кто читают мой блог - люди грамотные, творческие, "додумать" сами и домыслить сможете.
;Подрыв авторитета учителя 1;;

Когда наши зарплаты (учительские) "ниже плинтуса", когда мы не то, чтобы получаем столько же, сколько техслужащие, кассиры, чернорабочие и т.д, а даже меньше, то наши дети, наши ученики, их родители, в целом общественность не может не заметить, что мы по факту - неудачники, ведь те, кто ушел в бизнес, как завещал "дядя Дима", в основном, процветают и смеются над теми, кто остался в школе учительствовать. Мы работаем за идею (которую мы себе сами придумали), а они - за деньги, "на себя", на свою семью, радуются жизни и своим успехам.

"Педагога нужно унизить", - вот как задумано кем-то свыше. Ведь у педагога униженного и оскорбленного возникает обида на систему, снижается творческая инициатива, ему не хочется пересиливать себя и заниматься пусть и интересной работой (а иначе в учительстве нечего делать, если так не считаешь), но унизительно-оплачиваемой. Как можно служить системе, которая тебя унизила? Ответственные учителя с обостренным чувством справедливости не смогут это сделать.

А раз учитель нищий, да еще и злой, то он совсем плохой, и уж точно не авторитет ни для кого. Наш адский труд должен быть оценен по достоинству - это первый шаг выхода из кризиса. Но его делать никто не собирается.
;Бюрократия и канцелярщина2;;

Педагог - человек изначально творческий. Это даже не обсуждается, что есть простые роботы-исполнители (это удел современной администрации). Учитель не может без "придумок", даже плохой учитель что-то иногда, но "креативит". Что сделать, чтобы не было времени и сил у учителя заниматься тем, что действительно нужно в профессии? Правильно, создать "мышиную возню", чтобы учитель был погружен в написание отчетов, рабочих программ, характеристик, планов, конспектов и прочей ненужной лабуды.

В армии траву заставляют красить и копать траншею "отсюда и до вечера". Педагог - профессия умных людей, такие глупые просьбы мы делать не будем, а вот написание "очень нужных и важных" документов - сделаем, мы же люди дисциплинированные.

Мы бы выпутались, мы бы смогли, мы бы успели и то, и другое, но две причины не дают нам этого сделать:

    постоянно меняется форма этих бестолковых отчетных бумаг
    все надо сделать срочно, вчера уже сдать, хотя сказали об этом сегодня (особенно у администрации)

;Либерализация и демократизация в образовании3;;

Либерализация плотно осела в сознании учеников и их родителей, которые считают делом чести "научить учителя как надо учить". Прав - полно (но только не у учителя), а обязанностей все меньше и меньше. Это случайно? Сомневаюсь.

Вообще, что-то новое человеком всегда воспринимается через сопротивление (подсознательно), обучение новому всегда связано с насилием, ведь нам приходится выходить из зоны комфорта, перестать жалеть себя и начать пересиливать себя изучать то, что, возможно, не пригодится больше никогда.

Современный ученик - очень ленивый ребенок (в основном). А мы ему еще кучу прав выдаем и возможностей, "лазеек", чтобы не учиться. Вспоминается с улыбкой и уважением система обучения в старые времена, когда горох и розги были методами воспитания. Без этого, к сожалению, нельзя всех обучить всему (как позволяет себе требовать от нас начальство)
;Развал интеллектуальной общей атмосферы4;;

Установка: отчислить нельзя, учить нужно всех - что в школе, что в вузе, что в аспирантуре (наверное). А учитывая предыдущий пункт (либерализация) то у нас "на выходе" из школы часто получается неуч. Какие там ФГОСы, какие внеурочки и УУД? Нам бы читать и писать некоторых научить, спасая от него других учеников, что хотят учиться.

А это "древняя мысль", когда, в элитные школы можно поступить только умным и подготовленным детям чем плоха? Почему в лицеях и гимназиях сейчас сидят ребята, которые вообще не хотят, не могут учиться, у кого ОВЗ, ЗПР и другое? Общий интеллектуальный фон падает, а педагоги знают, что в умный коллектив достаточно запустить одного деструктивного лидера (в основном, они не мотивированы на учебу), и весь коллектив снижает свою успеваемость, портится. Реже коллектив исправляет хулигана.

Про вузы и профессоров - отдельная тема. Там еще все хуже. Какие студенты приходят сейчас учиться!? Причем получают дипломы в итоге и потом работать идут, и попробуй не взять еще его - в суд побежит жаловаться и права отстаивать. Советская система: не тянешь - сиди и готовься, подтягивайся, потом приходи. Сейчас мы говорим спасибо за то, что вообще к нам идут учиться: за ученика в школе деньги платят в зарплатный фонд, в вузе, по-моему, какая-то такая же система "подушевая" (поправьте, коллеги из вузов).

А потом они придут нами управлять и руководить, "рулить" нашей же системой образования, и так "по кругу".;;;
;Кадры решают все. Руководящие особенно5;;

Здорово придумано: поставить у руля того, кто рулить не умеет. Может где-то видел, как другие ездят, что-то слышал в общих чертах представляет, но явно "не в теме".

Не про наших ли это управляющих? Директора сейчас, в основном, "хозяйственники", администрация - "бумагописцы и отчетодатели". До детей дело есть только учителям, но и у нас, согласно пункту 2 про бюрократизацию, времени на них все меньше и меньше.

У нас в области, например, министр - главный бухгалтер по своему высшему образованию, в школе ни дня не проработала. В команде у нее (замы) тоже кто-то из вузов перешел, кто-то из администрации города, кто-то просто с улицы взят по блату. Учителей среди них нет, что часто видно по "обязательным просьбам" в письмах на электронке (об этом в другой статье).

А какие они еще все "с характером" всегда. Куда подевались руководители спокойные, рассудительные, размеренные, справедливые, обученные и компетентные? Никто не идет "рулить", или таких не осталось больше людей?
В заключение...

Вот сижу я в корабле этом, под названием "система образования" простым матросом и думаю: на скалы мы напоремся когда-то, потонем всей командой, или куда-то приплывем (а Вы, кстати, видите, куда мы плывем вообще?) О развале никаком же ничего нигде нет - все замаскировано и завуалировано, скрыто от обычных глаз. В СМИ ничего о модернизации, инновации, реформации - все хорошо, все спокойно. Только учителей "полоскают" регулярно на телевидении и в газетах, а система хорошая, всем нравится, ученики у нас на мировых олимпиадах выигрывают по всем предметам.

Комментарии3

Михаил Туркин
Вы абсолютно правы.
Ольга Осипенкова
Во всём согласна с Вами. У нас директор - бывший штабной военный. В образовании НИЧЕГО не понимает. "Руководит" школой с 2006 года. Успешно развалил некогда лучшую школу города. С трудом дорабатываю - не могу уйти. Надо выпустить ребят.

Раиса

Мы пришли к тому,к чему шли долго и методично.Всем "наверху" было наплевать и на зарплату учителя,и на его сверхзанятость,и нравственную деградацию подрастающего поколения,и на всеобщее обнищание народа!Вот мы и получили то,чего и следовало ожидать!А сейчас почти что "крах" системы образования!Сейчас уже "рубят сук, на котором сидят":...
Вам может быть интересно


Рецензии