Единое и Бесконечное у Платона

ЧАСТЬ 1.

"Единое через число проецирует себя в Бесконечное, а Бесконечное сворачивается в Единое через число".
(с) приписывается Платону

М-мм... пробую на вкус это высказывание. Сказано эффектно.

Итак:

"Единое через число проецирует себя в Бесконечное".

Замечу:

Проецирует в виде Конечного, потому что только так можно спроецировать себя "через число", "в виде числа".

Если бы число имелось в виду "бесконечное", то тогда его и упоминать не надо было бы, и высказывание выглядело бы так:

"Единое проецирует себя в Бесконечное".

Для Платона "число" это то, чем можно "мерять", т.е. "находить границы", т.е. атрибут (и демиург) "Конечного".

"Конечное" присутствует в высказывании, но прямо не упоминается. Это составляет первую часть "эффектности", о которой я говорю. Вторая часть "эффектности": В высказывании задается 2 вектора движения, противоположных, прямой и обратный - это "проецирование" и "распроецировние" ("собрать - разобрать", "полюбить - разлюбить", "спроецировать - распроецировать"), и по этой причине остаются лишь 2 полярных состояния - "единое" и "бесконечное", а "конечное" исчезает.

В высказывании первое предложение понятно и верно: "Единое через число проецирует себя в Бесконечное". Но второе предложение "Бесконечное сворачивается в Единое через число", с учетом того, что здесь в неявном виде (но в обязательном порядке) присутствует Конечное - уже не так верно.

Для того, чтобы лучше понимать, уточним: под Единым понимается Абсолют, Бог, - по тем временам концепция авангардная и противоречащая устоям, т.е. это, фактически, "отрицание богов", за что и был немного ранее казнен Сократ. Поэтому говорилось "Единое".

Итак, прямой ход: "Бог через число проецирует себя в Бесконечность".

Обратный ход: "Бесконечность распроецирует (сворачивает) себя в Бога через число".

Все вместе эффектно - туда-сюда, кратко, круто!

Но вторая часть - это поэтическая метафора. Как сколько-нибудь серьезное утверждение это неверно. Дело в том, что Бесконечность не может распроецировать (свернуть) себя в Бога. Для этого она должна быть Богом, а точнее мощнее Бога, потому что способна породить Бога, т.е. Бог является лишь одним из результатов ее деятельности.

Плюс мы забываем здесь о Конечном, присутствующем в обязательном, но в не явном виде в первой части. А оно должно присутствовать и во второй части. Потому что Бесконечное является лишь "вместилищем" всего того, что проецируется в виде Конечного, местом, где через число проецируется Бог (Абсолют, Единое).

А "Конечное, заполняющее Бесконечное и являющееся проекцией Бога, Абсолюта" - это и есть Бытие. Именно так понимал Бытие Парменид за 100 лет до Платона.

Бытие - не сворачивается в Бога.

Бытие, как сумма Конечного, помещенного в Бесконечное - не сворачивается в Бога. (Ни через число, ни как).

Хотя, разумеется, является проекцией Бога.

А так, конечно, эффектно сказано: "Единое через число проецирует себя в Бесконечное, Бесконечное сворачивается в Единое через число. Мы крутые, мы непобедимые, бла-бла-бла". ...Последнее - это цитата из Шварценеггера, его перевод с арабского в аналогичной ситуации, "Правдивая ложь" называется фильм.


ЧАСТЬ 2.

Меня спрашивают:

Получается, что назад дороги нет, даже для Бога? Единое погружается через Число в Бесконечное, тем самым становясь Бесконечным, а затем, само возвращает себе, через себя-число в виде Себя Бесконечного?

Отвечаю:

Да, получается так. Только вперед! Детство кончилось, к природе не вернуться, обратно не родиться. Можно выйти только на новый уровень ( = родиться в новом пространстве), войти в природу на уровне новых эко-технологий, стать открытым и непосредственным на новом уровне мудрости.

У Бога то же самое - был желудем (единым) - прошел через рост стебельков, листиков, веточек, миллионов листе-веточек (многое, бесконечное) - стал простым дубом "крона+ствол" (единым).

Я имею в виду, что мир человеческих сознаний (сейчас) соответствует "многому, бесконечному", а впереди (в результате развития духа, сознания, просветления) - стадия "единое" на новом уровне, стадия "уничтожения, которое не-уничтожение (всех живых существ)" (с) Алмазная Сутра, стадия, равная уровню "Бог, становящийся опять Единым на новом уровне развития частных (человеческих) сознаний".


ЧАСТЬ 3.

Поиск по первоисточникам показывает: Платон так не говорил. Наиболее близкие к цитируемому высказыванию слова Платона находятся в диалоге "Филеб".

В этом диалоге (Филеб, 16 с) Платон в лице Сократа рассуждает о едином и множественном.

Один из моментов диалога, который нужно понять, осознать, чтобы двигаться дальше - это:

"...с помощью некоего Прометея вместе с ярчайшим огнем древние, бывшие лучше нас и обитавшие ближе к богам, передали нам сказание, гласившее, что все, о чем говорится как о вечно сущем, состоит из единства и множества и заключает в себе сросшиеся воедино предел и беспредельность [12]". (с) Платон "Филеб", 16 с

То есть нужно понять, что такое "предел" и "беспредельность"? Причем, понять, что они есть такое в понимании именно Платона и Сократа?

К этому абзацу есть примечание:

_ "[12] О пределе и беспредельном см.: Парменид, прим. 26. Подробную трактовку беспредельного у Платона, а также предела в толковании Аристотеля дает Р.Бёри в приложении к своему изданию "Филеба" (Bury R.G. The Philebus of Plato. Cambridge, 1897). См. также: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С. 254-274. Здесь беспредельное определяется как непрерывное становление, являющееся общим фоном для устойчивых структур. Предел – это принцип устойчивости, ограниченности, оформленности. Беспредельное можно также понять как материю, а предел как форму, что и было сделано впоследствии Аристотелем". _

Я утверждаю, что под "пределом" понимается "результат развития процесса", "завершенный объект, возникающий при окончании процесса", "конечное состояние системы, возникающее при завершении процесса". Под "беспредельным" понимается "процесс развития, не имеющий конечного результата", "принципиальное отсутствие завершенного состояния, объекта, конца процесса".

Предел - это то, где заканчивается изменчивость.

Исследуем дальше.


ЧАСТЬ 4.

Бытие, по Платону - это очищенное разумом чувственное восприятие природы, т.е. представление о ней, как о системе объективных законов (сущностных связей, отношений), нечто сродни нашим представлениях о числах и геометрических фигурах, которые являются "идеальными объектами", абстракциями.

Но мало того.

Во-первых, Платон верит в то, что эти объекты существуют в действительности, а не только в нашем сознании, и что мы не "конструируем" эти объекты, а начинаем "видеть" их внутренним зрением, "воспринимать" своей душой, в тот момент, когда она устремляется к божественному, нераздельному, высшему, проникающему в суть вещей. В этот момент душа "устремляется туда, где сияют истина и Бытие". (с) Платон, Государство, VI, 508 с.

Во-вторых, Платон знает, что Бытие существует объективно, а также знает, что ничто вокруг, на что ни упал бы взгляд, Бытием не является (такова же и концепция дао), но все есть Бытие, точнее - за всем преходящим, что мы видим (ощущаем, воспринимаем) вокруг, стоит Бытие как фон, фундамент и основа, а видимое, преходящее, является лишь проекцией Бытия, непреходящего, видимого лишь внутренним взором, мысленным взором.

"Нужно отвратиться всей душой от всего становящегося, тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание Бытия". (с) Платон, Государство, VI, 508 с.

ЧАСТЬ 5.

"...о чем говорится как о вечно сущем, состоит из единства и множества и заключает в себе сросшиеся воедино предел и беспредельность [12]. Если все это так устроено, то мы всякий раз должны вести исследование, полагая одну идею для всего, и эту идею мы там найдем. Когда же мы ее схватим, нужно смотреть, нет ли кроме одной еще двух, а может быть, трех идей или какого-то иного их числа, и затем с каждым из этих единств поступать таким же образом до тех пор, пока первоначальное единство не предстанет взору не просто как единое, многое и беспредельное, но как количественно определенное". (с) Платон "Филеб", 16 с

Платон не исследует "сросшиеся воедино предел и беспредельность", т.е. не ныряет в зону где "А = А и, одновременно, А не = А", т.е. в зону диалектической логики. Формула "А = А и, одновременно, не = А" представляет собой "закон тождества для диалектической логики".

Платон остается в зоне формальной логики, где "А всегда = А", и где поэтому окружающий изменчивый мир нужно рассматривать как "находящийся в становлении", а постоянное, не изменчивое нужно выносить за пределы обитаемого мира, за пределы материального мира, в некий идеальный мир, в специальный мир неизменных идей.


Александр Клейн
14 марта 2020

Продолжение темы:
Александр Клейн. Объект как срез потока в Диалектической логике
http://www.proza.ru/2020/03/16/1451


Рецензии