Цепная реакция или человеческий фактор

   Деньги, деньги, деньги… Какие я только денег в своей жизни не видел: и фиолетовые, и красные, и синие, и зелёные. И был я с деньгами и бедным, и миллионером. А в 1995 - 1997 годах сбылась мечта всех граждан бывшего СССР - всем удалось хоть немного да побывать миллионерами, не почувствовать себя миллионерами, а побывать. Ну а что, булка хлеба – 3000 рублей, масло сливочное – 22000 рублей, бутылка пива – 7000 рублей, а авиабилет до Москвы из Новосибирска стоил от 130 000 до 300 000. И деньги носили в сумках и барсетках пачками: сотками, двухсотками,  пятисотками и т.д. Самая большая купюра была 500 000 рублей, а средняя заработная плата составляла 800 000 – 900 000 тысяч рублей. Вот так. А к чему я всё это, да потому, что вспомнил одну очень забавную историю, произошедшую со мной не то в 1996 году, не то в 1997 году.
  В те годы я работал в одной очень известной  Новосибирской фирме менеджером и какой-то период заведовал финансами. И вот как-то однажды, в пятницу, во второй половине дня, мой шеф информировал меня о том, что мы с ним летим в славный город Москву и необходимо отправить секретаршу Надежду Андреевну за авиабилетами, а для этого ей нужно выдать пятьсот тысяч рублей. Так как секретарша находилась рядом, я её тут же подозвал, достал деньги из выдвижного ящика стола, отсчитал: сто, двести, триста, четыреста, пятьсот,и на глазах у четырёх человек выдал ей, как мне казалось, пять пачек по 100 000 рублей. Секретарша, дама около шестидесяти лет, очень аккуратная и исполнительная, взяла деньги, положила их в сумочку и с водителем уехала в авиакассы. Через час она вернулась и отчиталась за покупку двух билетов и сдачу. Заканчивался последний рабочий день недели и мы, подбивая кассу, вдруг обнаружили, что денег в кассе значительно больше, чем должно быть, то есть в кассе лишние деньги.
  Конечно, лишние деньги — это не плохо, но для нашей фирмы это непорядок. Значит, где-то произошёл сбой и надо понять, где.
  «Деньги любят порядок», – говорил мой шеф.
  Компьютеров в те времена ещё не было и вся реализация, уход и приход записывались в учётную тетрадь или торговую книгу. Но, так как за финансы отвечал я, то  мне  и нужно было выяснить, откуда взялась лишняя сумма денег. Просматривая записи и одновременно вспоминая и анализируя события, я в какую-то секунду замер и на моей лысой голове выступил пот от осознания того, что я понял, откуда взялась лишняя сумма. Я ещё раз спокойно всё пересчитал и, подойдя к шефу, рассказал ему о том, что произошло. Шеф просмотрел мои записи, поулыбался и подозвал секретаршу.
- Надежда Андреевна, выслушайте нас, пожалуйста, и, главное, не волнуйтесь, вы ни в чём не виноваты, просто мы хотим кое-что выяснить. Расскажите, как вы покупали билеты в авиакассе.
  Надежда Андреевна заволновалась, руки её тихонько задрожали и лицо заметно покраснело.  Шеф тут же соскочил с дивана, подошёл к ней и аккуратно приобняв пожилую женщину, начал её опять успокаивать словами:
- Да вы не беспокойтесь, всё нормально, просто мы хотим услышать, как вы покупали билеты.
- Ну как, как? – заговорила Надежда Андреевна. – Евгений выдал мне деньги, и мы с Васей поехали в кассы на улицу 1905 года. Я подошла к окну и подала ваши паспорта и деньги.
- Надежда Андреевна, а сколько Евгений вам выдал денег?
- Пятьсот тысяч, все же видели и вы в том числе, – посмотрев на шефа, сказала Надежда Андреевна.
- А вы точно помните, что пятьсот?
- Ну да, пять пачек по сто тысяч.
- А вы цвет пачек помните? Действительно тысячные?
  Надежда Андреевна опять покраснела и заволновалась.
- Вы что, считаете, я совсем что ли? Не помню какие деньги брала? Я хоть и старше всех вас, но я же пока в своём уме.
- Да понимаете в чём дело, я вот тоже смотрел, как вам деньги выдавали, и мне тоже показалось, что это были тысячные пачки.
- Ну, да, а какие ещё?
- Да вот, дело в том, что Евгений вместо тысячных купюр выдал вам сотки, то есть вместо пятиста тысяч выдал пятьдесят, вот так.
Надежда Андреевна на секунду замерла, как будто оцепенела и произнесла:
- А как я тогда билеты купила?
- Так вот и мы  хотим узнать, как вы билеты купили? Вспомните, пожалуйста, нам всем интересно.
  Вокруг нас уже собрались все работники компании и внимательно слушали.
  Надежда Андреевна задумалась, присела на диван и, уже успокоившись, рассказала, что подала в окошко паспорта, потом точно так же, как я, отсчитала пачки - сто, двести, триста тысяч и подала кассирше. Та, в свою очередь, пропустила их через счётно-денежную машину, отсчитала сдачу и, оформив билеты, выдала в окно.
  Выслушав Надежду Андреевну, шеф посмотрел на ребят,  присутствовавших при выдаче денег секретарю, и все подтвердили, что это были тысячные купюры. После этого шеф посидел, подумал и вслух произнёс: «А ведь в авиакассе наши паспортные данные». После этого он дал мне команду отсчитать из сейфа деньги, которые необходимо вернуть в кассы Аэрофлота, и прокатиться туда с Надеждой Андреевной, чтобы  их вернуть.
  С полным пакетом соток, двухсоток и пятисоток на сумму больше двухсот тысяч, мы почти перед самым закрытием появились в кассах Аэрофлота. Надежда Андреевна показала, в каком окне она покупала билеты, и я, взяв пакет с деньгами, подошёл к этому окну. Окошко было зашторено, и я деликатно постучал по стеклу. Никто не отозвался. Я постучал более настойчиво. Шторки раздвинулись, и я увидел строгое лицо работницы:
- Вам что? – спросила она, и тут же добавила, – Закрыто. Не работаем.
- А кто сегодня работал на этом месте?
- Ей сейчас некогда. Что вы хотели?
- А можно её позвать?
- Молодой человек, ей сейчас не до вас, вы уж поверьте.
- А я думаю до меня, – с этими словами я достал пакет с деньгами и показал женщине. Та пару секунд пялилась на пакет и медленно опустилась в кресло и, как мне показалось, даже выдохнула.
- Минуту, - сказала она, соскочила с кресла и исчезла.
Через минуту появилась очень приятная молодая женщина и, подойдя к окну, вопросительно посмотрела на меня.
- Возьмите, пожалуйста, пакет. Это ваши деньги, – произнёс я.
  В это время к окну подошли ещё две женщины, и я, извинившись за ситуацию, объяснил, что моя компания возвращает деньги, которые по стечению обстоятельств мы должны авиакассам. Деньги были пересчитаны, оприходованы и все остались довольны.
  После этого я спросил у кассирши, как так получилось, что она их считала на счётно-денежной машинке и не увидела разницу в деньгах.
- А если бы мы не вернули деньги, то как? Хотя, вы бы нас по паспортным данным нашли.
 Кассирша улыбнулась и ответила:
- А мне и сейчас кажется, что я тысячные купюры считала. Понимаете, сегодня то ли день такой, что-то случилось с компьютером, и он ваших паспортных данных не сохранил. А недостачи мы компенсируем тем, что скидываемся деньгами всей сменой. Вот что, Евгений, если в следующий раз вам нужны будут билеты, звоните мне в любое время дня и ночи, – и она подала мне свою визитку.
  Я посмотрел на визитку и, чтобы уж совсем сгладить ситуацию, глядя в глаза девушки, с улыбкой спросил:
– А что, Анечка, даже ночью можно позвонить? А как же муж?
- А мужа можно и подвинуть, – так же глядя в глаза, мягким голосом, с улыбкой ответила она.
  Вернувшись в фирму, я обо всём доложил шефу. Он внимательно посмотрел на меня и изрёк:
- А с вами, Евгений, нужно держать ухо востро!


Рецензии