Миша Тоноян

Друг-это враг, подпущенный на смертельно близкое расстояние....
                (народная мудрость)

Я познакомился с Мишей Тонояном во время сдачи вступительных экзаменов. После демобилизации из армии я приехал в город Орёл поступать в школу милиции. 
Миша Тоноян внешне не был похож на настоящего армянина. Он был мелкий, тщедушный, без чёрной щетины на лице, да ещё и рыжий. Впрочем, для горских народов это вполне типичная ситуация. Среди них встречаются даже блондины. Например — Харатьян.
Принадлежность к гордой нации абреков Тонояна выдавал лишь орлиный нос, да возмущённый орлиный клёкот, если Мише казалось, что кто-то покушается на его мужское достоинство.
Как и большинство невысоких мужчин Миша страдал комплексом неполноценности по поводу своего роста, поэтому выбирал себе женщин крупных, с большими титьками и задницами. 
Все его подруги были в основном с местной ткацкой фабрики и проживали не так далеко, в общаге, через две остановки.
Несмотря на свой горский менталитет, говорил он с ними всегда мягким воркующим голосом.  Как опытный обольститель он  действовал на уровне голоса и слуха. В этом же был убеждён и его земляк Серож Товмасян, который говорил, что таким образом он завлекает девушек в ловушку.
Несмотря на удалённость Армении от нашего российского городка у нас всё-же училось несколько уроженцев этой солнечной республики. Это неудивительно, поскольку армянская диаспора вторая по распространённости после еврейской.
Армяне есть везде. Думаю, что если где-то на другой планете будет обнаружен человек, он наверняка будет армянином.
Сходство с евреями  подтверждает ещё и  тот факт, что армяне, как и евреи, делятся на торгашей и мыслителей. Миша Тоноян был предпринимателем. Он вечно то-то менял, перекупал, продавал. У него всегда были деньги. После стипендии мы иногда сидели в ресторане. Миша всегда успевал заплатить первым. Небрежным жестом он ронял официанту деньги на стол и произносил неизменную фразу "Сдачи нэ надо!»
Я считал Тонояна своим другом. Мне он казался хорошим парнем. Не жадный и без карьерных амбиций. Во всяком случае, когда очередного «залётчика» после двойки или пьянки разбирали на комсомольском собрании, он никогда никого не осуждал с трибуны. Вряд ли я сейчас смогу вспомнить о нём что-то плохое.
В выпускной характеристике ему написали:«Политически грамотен,
принципиален, морально устойчив… Пользуется авторитетом товарищей…»
В общежитии наши кровати стояли рядом.
После выпуска мы все получили распределение и разъехались по разным городам СССР.
Через несколько лет я уволился из милиции, несколько лет занимался бизнесом,  а потом уехал из России. Вопрос чем заняться на чужбине не стоял. Я взялся за перо. За 18 лет написал роман, восемь повестей и три научных монографии.
Я стал писателем. На мой взгляд весьма неплохим.  Лучше всего у меня получалось  описывать чужие пороки.
Много лет я ничего не слышал о своём кавказском друге. Он нашёл меня сам, через 30 лет после выпускного.
Его голос был по прежнему мягок и даже приобрёл какой-то бархатный тембр. У него всё было хорошо. Он уже много лет жил в Монголии и имел там серьёзный бизнес. Поставлял из России в Монголию бензин и солярку. Имел сеть автозаправок в своём городе. Из-за трудности произношения я не запомнил его названия. Совсем недавно он прилетел из Китая, где договорился со своим деловым партнёром об инвестировании в свой бизнес миллиона долларов США. Я слегка завидую своему приятелю, "Живут же люди".
Мы хорошо попрощались, обменялись адресами. Я пообещал приехать в гости к Тонояну в Монголию. Он ко мне в Германию. Через два дня он позвонил мне
снова. Я как раз прилетел в Россию к маме.
-Слюшай. - Сказал он своим бархатным голосом. - Я через неделю буду в Новосибе. Мы можем увидеться.
Ровно через семь дней мы встретились в ресторане. Тоноян подъехал на чёрном мерседесе представительского класса, за рулём был водитель в пиджаке с галстуком. Миша благоухал дорогим парфюмом,  был элегантен и напоминал молодого Березовского. Такой же деловой, успешный, энергичный. Чёрные джинсы, водолазка, слегка мятый, чёрный пиджак. Я предложил выпить водки за встречу.
Тоноян был нетерпелив, он безостановочно посматривал на часы. Я лишь позднее сообразил – машина была взята на прокат. Каждая минута простоя увеличивала арендную плату.
-Я заехал буквально на десять минут.- сказал Тоноян слегка грассируя. Извини, большой бизнес требует издержек.
Он вновь, словно невзначай глянул на часы. Массивный «роллекс» на его руке вероятно должен был демонстрировать респектабельность и надёжность своего владельца. Ему это удалось.  Миша чрезвычайно располагал к себе.
– На таможне застряли мои топливозаправщики. Выручай брат. Срочно надо заплатить 16 тысяч евро, а китайские деньги придут только через неделю. 
Если не заплачу вовремя, потеряю большие деньги и репутацию. Это важнее.
Я как завороженный, молча кивнул.
– Спасибо брат. Я знал, что ты не откажешь. Для тебя, так же как и для меня дружба понятие святое!
Через час моя секретарша пришлёт тебе номер счёта, а ты постарайся сегодня-завтра перегнать на него деньги. Через неделю я тебе всё верну.
Потом я понял, что несмотря на свой житейский опыт, я так и остался наивным
человеком прошлого столетия. Слова о дружбе на меня действовали как звуки флейты на змею.
В тот же день я отправил деньги. Прошёл месяц...два...полгода. Тоноян звонил мне почти каждый день. Говорил:
– Мамой клянусь! Завтра отправлю деньги!  Сегодня важная встрэча. Сдэлка вэка. Прости брат!
Через год я начал подозревать плохое. Тоноян звонил мне всё реже и реже, но всё обещал... обещал. Завтра иду в банк.... Уже сейчас сижу в очереди. Его фантазия была безгранична.  Он даже прислал мне сообщение, что прилетает ко мне. Я как дурак полдня прождал его в аэропорту.
С тех пор прошло пять лет. Мой друг, теперь уже бывший, так ничего мне и не вернул.
С каждым днём у меня росло чувство непонимания, обиды, безнадёжности и на фоне всего этого, семейные неурядицы.. В уме я каждый день подсчитывал, сколько всего мог накупить на потерянные деньги.
Наконец, я сказал Тонояну, что я всё понял, он крыса и я скоро опубликую о нём книгу. Потом  выслал ему черновик рукописи. После этого он впал в гнев и заклекотал словно орёл, «Я уже приготовил тебе деньги, но ты сам всё испортил. После этой книги и твоих слов, я тебе ничего не отдам».
В тот же день он заблокировал мой телефон. А мне сразу стало легче. Исчезло непонимание того, что происходит.   
Частный детектив по моей просьбе нашёл информацию о Тонояне. Оказалось, что он никогда не занимался серьёзным бизнесом. Всю жизнь приторговывал, врал, пускал пыль в глаза, занимал деньги у друзей и родственников. Отдавать естественно не спешил. Однажды кредиторы вывезли его в лес и обещали прикопать, если он не вернёт деньги. Тоноян испугался, бросил жену с двумя сыновьями и сбежал в Монголию, где женился на бывшей проститутке из Казахстана  Айнагуль Жапар.
От её бывшего мужа ему досталось наследство. Убогая заправка, представляющая из себя лёгкая постройку 16-18м2, да две колонки- для дизеля и 92-80 бензина, даже без навеса. Рядом располагалось хранилище, кубов на 150-200. Офис представлял собой частный, даже неотделанный дом-сарайчик. Отделанной в нём была только небольшая пристройка.
Вот и всё. Король оказался голым. У него не было ничего своего. Взятый напрокат автомобиль, часы «Роллекс» с китайской барахолки. Только долги.
Давно уже подмечено, что у многих негодяев было тяжелое детство, а потом,  повзрослев, закомплексованные с детства, они словно мстят обществу за свое прошлое. У меня нет претензий к Михаилу Тонояну. Я даже благодарен ему за бесценный опыт. Он помог мне понять, что для таких людей как Миша Тоноян не существует понятия дружба.
 В этом нет ничего необычного. Некоторые отрицают даже существование Бога.
Но я знаю точно, может быть, Бога уже и  нет. Но Иуды никуда не делись!..


Рецензии
Если есть Иуды, значит Бог есть, и это точно! Если сильно блестит, то это точно не золото!
Всю жизнь отгребаю от себя всякое говно, но на то оно и говно что бы периодически оно прилипало к моим подошвам... Вот так то мой друг Серёга!
А Тоноян книги не достоин, жалкий он уж больно тип, такие способны обманывать только друзей и близких им людей... шакал в общем.

Успехов тебе писатель, здоровья, и веры! В жизни нашей ещё есть порядочные люди, красота и любовь, и это очень важно!
Твой друг Анатолий Бай.

Анатолий Бай   22.05.2020 11:02     Заявить о нарушении