Давид Бурлюк, или Последний из будетлян

В литературной линейке легендарной серии «ЖЗЛ» вслед за Валерием Брюсовым и Черубиной де Габриак  появилась еще одна яркая фигура  из «Серебряного века».
Давид Бурлюк - легенда русского авангарда в живописи и поэзии. Когда-то его имя было у всех на слуху, гремело можно сказать. Потом его погребли пески времени. Спросите у сегодняшней молодежи про Бурлюка. Вряд ли ответ будет вразумительным. Скорее всего, опрошенные пожмут плечами. Стоит ли осуждать их за подобное неведение?
История «будетлянства», начиная с тридцатых годов  прошлого столетия, была вычеркнута из контекста русской словесности.
А между тем «будетлянство», как самобытный аналог европейского футуристического движения, возникло в Российской империи, (не без влияния итальянского поэта-футуриста Маринетти), в 1910 году.
Сам термин «будетлянство», образованный от словоформы «будет», был сформулирован и введен в оборот Велимиром Хлебниковым. Летом того же года, «будетляне» во главе с Давидом Бурлюком стали называть себя группой «Гилея». Тогда же сложилась знаменитая «будетлянская квадрига» - Давид Бурлюк, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Велимир (Виктор) Хлебников.
«Давид Бурлюк был старшим в нашем братском будетлянстве; он значительно больше нас знал жизнь искусства, полнее насыщен был теоретическими познаниями, остро владел установившимся, точным вкусом и потому, по существу, являлся нашим учителем». (Василий Каменский)
«Он был хорошим поваром футуризма и умел «вкусно подать» поэта. Фигура нужная  в каждом течении, полезный работник. Маяковского он поднес на блюде публике, разжевал и положил в рот. Себя считая, конечно, талантом Бурлюк умел держать во втором ряду». (Вадим Шершеневич)
«И —/как в гибель дредноута/от душащих спазм/
бросаются в разинутый люк —/сквозь свой/до крика/ разодранный глаз/лез, обезумев, Бурлюк./ Почти окровавив исслёзенные веки,/вылез,/встал,/пошел/и с нежностью, неожиданной в жирном человеке/взял и сказал:/«Хорошо!»
(Владимир Маяковский –«Облако в штанах»)
«Давид Давидович очень разговорчив. Обыкновенно он сыплет словами – образными и яркими. Он умеет говорить так, что его собеседнику интересно и весело. Записывать свои мысли он не любит, и мне кажется, что всё записанное не может сравниться с его живым словом. Это – замечательный мастер разговора».(Алексей Кручёных)
Именно Бурлюк подсказал Алексею Кручёных его знаменитый «Дыр бул щыл»: «А давайте вы напишите стихотворение из полностью  придуманных слов?».
«Плодовит он был необычно и мог за день написать десяток картин и столько же стихотворений». (Вадим Шершеневич).
«Манеры его были солидны, неторопливы, увесисты. Голос самоуверенный, возглашающий «истину», этим он сильно отличался от размашистых движений рук Маяковского, жестов горлана и бунтаря». (Владимир Милашевский)
Давид Бурлюк не был ни горланом, ни бунтарем, при том что среди «будетлян» - это непререкаемый локомотив эпатажа.
Его отличали от остальных молодых, талантливых, вздорных собратьев по «футуристскому цеху» - эрудиция и интеллект; чутьё на все новое с хорошим вкусом; умение безошибочно находить таланты( главная заслуга – открытие Маяковского как поэта); невероятная удачливость (как бы иначе выжил в кровавой гражданской бойне, а потом в эгоистической Америке); фантастическое трудолюбие и плодовитость.
Автор книги «Давид Бурлюк: Инстинкт эстетического самосохранения» Евгений Деменок постарался проследить все непростые житейские перипетии  отца «русского футуризма» от «портрета художника в юности» до «осени патриарха».
Давид Бурлюк – одноглазый художник вулканического темперамента, небесталанный поэт, мемуарист, организатор и ведущий  творческих вечеров (турне кубофутуристов),  опередивший на целый век нынешних юрких концертных топ-менеджеров, - прожил долгую жизнь: «пятьдесят на пятьдесят». Первая половина была яркой будетлянской, футуристической, а главное, русской. Вторая – американская, с коротким транзитом через Японию, возможно артистически отчасти успешной, но родина была утеряна навсегда.
Жил он долго. Пережил всю «квадригу» - Хлебников умер в 1922 году в возрасте 36 лет; Владимир Маяковский застрелился в  1930 году в возрасте 36 лет; Василий Каменский – парализованный после инсульта, забытый почти всеми –умер в 1961 году в возрасте 77 лет. Давид Бурлюк ушёл последним в 1967 году 84-летним.
Роз в его могилу Родиной брошено не было. Стихов не издано. Русский футуризм к тому времени давно почил в бозе…


Рецензии