Финская литература литература финского народа
В начале 16 века у финнов появилась письменность. Это связано с Реформацией (Финляндия в то время входила в состав Швеции). Историки считают, что первые печатные книги на финском языке издал епископ М. Агрикола; его считают отцом финской литературы. Агрикола выпустил в 1542 году «Азбуку»; в 1548 году финский перевод Нового завета. Он упоминал и о героях карело-финского народного эпоса (Вяйнямейне). В 18 в. Т. Юслениус стал печатать на латинском языке свои сочинения о жизни и быте финского народа. Во 2-ой половине 18 века в Финляндии получает распространение идеология просветительского рационализма. При участии Х. Г. Портана в Турку в 1770 году возникло просветительское общество «Аврора», при котором с 1775 года издавалась первая газета на финском языке. От этого периода сохранилось немного образцов финской литературной поэзии (К. Ганандер, Х. Акрениус).
В 19 веке Финляндия была присоединена к России. В первой половине 19 века финская литература развивается под знаком просветительских традиций. Писатели – Я. Ютейни, К. Готлунд, своими произведениями обращаются к жизни. В это время вырабатываются единые нормы литературного языка. В городе Турку возникает романтическое направление («туркуский романтизм»).
В 1830 году в Хельсинки возник литературно-философский кружок «Субботняя беседа», где было создано «Финское литературное общество», которое содействовало собиранию фольклора, изданию литературных произведений. Фольклорист Э. Ленрот осуществил по собранным им материалам издание народного эпоса «Калевала» (1835). Освоению фольклорного наследия способствовала поэзия Рунеберга, который перевел песни многих народов. Связь литературы с общественной жизнью считал главным показать в своих статьях Снельман. В середине 19 в. в Финляндии были произведены реформы национальной культуры – расширены права финского языка, появились школы, где преподавание велось на финском языке. Возникли новые журналы и газеты, был основан финский национальный театр. Основоположником новой финской литературы считается А. Киви – зачинатель драматургии и романа. Событием этого времени стали исторические романы Ц. Топелиуса, поэзия и драматургия Ю. Векселля, которые писали по-шведски. В рассказах Топелиуса, которые охватывают события шведско-финской истории, переход от средневековья к новому времени.
Ощущение традиционных устоев народной жизни присуще творчеству Киви, которое связано с крестьянской культурой и фольклором (трагедия «Куллерво»). В этом произведении показано развитие, которое возникает на стыке двух эпох, разных состояний мира. В другом произведении автора – романе-сказке «Семеро братьев»(1870), Киви сумел с определенной долей комизма показать исторические формы жизни.
В конце 19 века реализм становится главным направлением, отодвигая романтизм на второй план (Минна Кант, Ю. Ахо, К. Лейно). В их литературе появились новые темы – жизнь городской среды и окраин. Наибольших успехов писатели-реалисты достигли в области прозы и драматургии: пьесы М. Кант «Жена рабочего»(1885), «Дети горькой судьбы»(1888); психологические романы Ахо «Дочь пастора»(1885), «Жена пастора»(1893). Реалисты пишут об обыденных явлениях, заботясь, прежде всего о художественной объемности характеров. В литературной жизни Финляндии этого времени возникает новое направление – неоромантизм (лирик Э. Лейно, Л. Онерва, В. Килпи). Неоромантики призывали к искусству больших обобщений, к философскому пониманию человека и общества. Тенденция этого течения определила особый род героев – бродяг и странников, людей, ведущих богемный образ жизни («Песнь об огненно-красном цветке» Линнанкоски, «Маталэна» Лехтонена).
В 20-е годы в Финляндии возникла группа «пламеносцев». В их творчестве можно было видеть некоторые надежды творческой интеллигентности. В 30-е годы эта группа распалась. Многие обратились к общественным проблемам (поэзия К. Вала, П. Хаанпяя).
В 50-е гг. получили распространение модернистские течения. Особенно это касается поэзии. В прозе укрепились позиции реализма. Новый расцвет переживает социальный роман. Основные темы: трагедии войны (романы В. Линна «Неизвестный солдат»,1954 и «Здесь под северной звездою», 1959; документальные книги П. Ринтала «Лейтенант разведки», 1963 и «Слуги в седле», 1964). Значительным событием в реалистической драматургии послевоенных лет были пьесы Вуолийоки (цикл пьес о «женщинах Нискавуори»).
Финские поэты
Мартти Ларни – поэт и романист. В его прозаических произведениях сильна остросатирическая направленность. Стихи Ларни относятся к раннему периоду его творчества. Он изображает свременников (сборник «Перелетные птицы»).
Участь матери
«На пасмурном кладбище сыро и глухо,
У гроба приютского шепчут с тоской
Две бедных старухи,
Да поп толстобрюхий
Читает негромко за упокой.
Напутствовать нищую долго не надо.
К тому же куда-то торопится поп.
Скупому обряду
Могильщики рады –
Землей поскорее засыпали гроб.
Пустеет погост. Ковыляя убого,
Уходят старушки с попом.
Одна по дороге
Сказал: «Немногим,
Должно быть, известно о том,
Что наша покойница все свои силы,
Всю душу растратила лишь на детей…»
Вилье Каява – поэт и романист. В его поэзии преобладают философские раздумья и лирика природы (сборники «Строители», «Суровая земля», «В синеву неба»(1959).
Вилье Каява
Мост
«Был мост через реку, и надпись гласила:
«Запретная зона!»
Ночь наступила. Один пешеход преступил запрет
И границу.
Его часовые схватили.
Его расстреляли.
Но его бессмертную мысль
Подхватил и понес вольный ветер
Из страны в страну и от сердца к сердцу…»
Писатели-прозаики
Алексис Киви (Стенвалл), (1834-1872). Родился в семье портного, учился в Хельсинском университете. Жил в деревне недалеко от Хельсинки. Часто болел. За два года до смерти окончил роман «Семеро братьев» (1870). Образец финской реалистической прозы. В романе писатель рассказал историю семерых деревенских парней, перед которыми встал выбор – разделить тяжелую участь крестьянской общины или заняться охотой в лесах. Они занялись охотой. Но вскоре поняли, что это занятие похоже на заманчивую сказку и они возвратились к суете цивилизации.
Юхани Ахо (1861-1921). Был сыном пастора. Работал журналистом. Впервые выступил в печати в 1884 году – повести «На постоялом дворе», «Железная дорога». В повести «Раздавленный миром» (1894) писатель обрисовал трагическую жизнь. Лирической взволнованностью отмечена дилогия Ахо, состоящая из романов «Дочь пастора» и «Жена пастора» - о нелегкой доли женщины, которая нашла в себе силы в борьбе за свое счастье.
Отрывок из карело-финского эпоса «Калевала»:
«…Золотой мой друг и братец,
Дорогой товарищ детства!
Мы споем с тобою вместе,
Мы с тобой промолвим слово.
Наконец мы увидались,
С двух сторон теперь сошлися!
Редко мы бываем вместе,
Редко ходим мы друг к другу
На пространстве этом бедном,
В крае севера убогом.
Так давай свои мне руки,
Пальцы наши вместе сложим,
Песни славные споем мы...»
Карело-финский эпос «Калевала» Лист1
Карело-финский эпос «Калевала» Лист 2
Карело-финский эпос «Калевала» Лист 3
Карело-финский эпос «Калевала» Лист 4
Свидетельство о публикации №220031401868