Гегель и Герцен

  Из книги А . Герцена "былое и думы".   

«Середь этой междоусобицы я увидел необходимость ex ipso fonte bibere* и серьезно занялся Гегелем. Я думаю даже, что человек, не переживший «Феноменологии» Гегеля и «Противуречий общественной экономии» Прудона, не перешедший через этот горн и этот закал – не полон, не современен.
    Когда я привык к языку Гегеля и овладел его методой, я стал разглядывать, что Гегель гораздо ближе к нашему воззрению [революционеров]**, чем к воззрению своих последователей [консерваторов (ранний Белинский)]**, таков он в первых сочинениях, таков везде, где его гений закусывал удила и несся вперед, забывая «бранденбургские ворота». Философия Гегеля – алгебра революции, она необыкновенно освобождает человека и не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий, переживших себя. Но она, может с намерением, дурно формулирована.» (А. Герцен «Былое и думы»)

Примечание от редакции:

Фразы о «камне на камне» могут вводить в заблуждение относительно философии Гегеля. Ибо с одной стороны историческое усвоение завершающей формы Логики в первом моменте, сначала, имеет перед собой ложное представление о законсервации существующих политических и религиозных форм (Белинский). Следующим моментом является понимание революционности этого метода и отрицания костных и мертвых, лишённых разума напластований; творческое и практическое понимание диалектики (Герцен, Бакунин, Бауэр, Маркс, Энгельс, Ленин и пр..). Это второе также как первое характеризуется часто своей черезмерностью, выходом за логическую систему и перегибом в обратную сторону. Третий момент есть познание ложности как одной, так и другой односторонности, есть усвоение всей системы как имманентной целостности религии и государственного, политического понятия, революции и реформации, теологии и науки, традиции и модерна; сложность, которая для понятия  развивается до тотальности, прежде, в подготовительных, в первых, сначала в односторонних ступенях. Только в третьем моменте, - дело которого и составляет сегодняшний день,- достигается полное усвоение диалектической философской Системы, единологическое политическое понятие и соответственно этому истинная унификация мiра.

* Ex ipso fonte bibere. Пить из самого источника, т. е. обращаться к первоисточнику (Цицерон, "Об обязанностях")

** Скобки ред. «Встающий на ноги Гегель».


Рецензии