Царев Аифал Абрамович. 1912-1942. 131 осбр. Кавказ

Из цикла «ЦАРЕВЫ ДЕТИ». Глава 3. АИФАЛ

 
На первой фотографии надпись сделана его рукой «На память (брату)…… Цареву Николаю Абрамовичу от Царева А.А. (и его жены)…Лидии и от Мамочки. Фот. 22/I 1941г. Спасск».
Вторая фотография на карточке в РГАСПИ, сделанная в июле 42 года. Их бригада вела отвлекающие бои для выхода 39 армии, попавшей в окружение под Ржевом. Между этими фото всего один год разницы. Трудно поверить , что это один и тот же человек.
         
Меня всегда спрашивают, какой национальности твои дяди. Это ведь надо же было попу православным русским крестьянам, отцы которых родились на Тамбовщине (ныне Рязанская обл.), дать такие имена: Абраму имя в метрической книге записано Авраам, сыновьям уже в Сибири - Аифал и Философ. Дед, чтоб бабушка не забыла, на печке углем написал имена сыновей (как она читала неграмотная – не знаю). В семье их звали "Фалка" и "Филка".

    Я помню у бабушки треугольники писем, написанные карандашом с вычеркнутыми названиями населенных пунктов. Она не умела читать, и я перечитывала их ей, но ничего не запомнила по малости лет. После ее смерти мама почему-то сожгла весь бабушкин архив!!!

         ОТ Аифала осталось только три фотографии, подпись на последнем фото  и запись в списке потерь 131 ОСБР за 1942г. Писем и других документов нет.
Но вот удача. В 1942 году незадолго до гибели, он вступил в партию, и  в РГАСПИ нашлась его карточка.

         Аифал Абрамович Царев родился в 1912 году в Сибири с. Калтан ныне Кемеровской обл. в семье крестьянина Царева Абрама, переселившегося в эти места в 1908 году.
 
         В семье из шести человек детей он был вторым сыном. Закончил четыре класса церковно – приходской школы (других в деревне Калтан не было).
С 28 по 31 год работал в колхозе "Память Ильича" кладовщиком. Затем перебрался молодой парень на шахты Прокопьевска строгальщиком на 2 года, и снова вернулся в родной колхоз, где работал бригадиром МТФ (молочно-товарной фермы). С ноября 34 года  2 года служит в армии в Приморской группе , 40 стрелковая дивизия на Дальнем востоке. Последующие 4 года он работает инструктором стрелкового спорта в с. Кузедеево в Осоавиахиме (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Эти общества позже стали называться ДОСААФ (сохранив ту же роль). Большое количество мальчишек перед призывом в армию прошло через эти общества, получая бесплатно права на вождения машин.

 В 39 году  женится на Капогашевой Лидии Гавриловне, и перебирается с ней в Спасск, где устраивается начальником караула в охрану лагерей Гулага, где и проработал до начала войны, однажды прервав эту работу с февраля  1940 г на семимесячные сборы в 121 зсп в ЗапСибВО (по словам мамы его призвали на Финскую войну, но не успел - война закончилась в марте 1940).  Детей завести не успели. По словам сестер: «Он был спокойный, серьезный, работал в колхозе, а после армии жил и работал в Спасске». Для бабушки Аифал был любимым сыном, и она мечтала доживать с ним свой вдовий век.
      Жена Лидия дружила с моей мамой -  я видела ее один раз. Ее судьба мне не известна.      

        Война занесла Аифала на Кавказ, вряд ли в мирной жизни он побывал бы там.
Жизнь до войны была сурова и тяжела для крестьянства, поэтому он ушел в Осоавиахим работать за «получку». А чтобы содержать семью подался в ВОХР. Крестьяне денег в колхозах не получали, только палочки (трудодни). Моя мать Александра вспоминала, что муки не было, и вместо зерна сеяли кукурузу на своих участках на хлеб, но ее было мало. (Зерно сеять не разрешали). Лапшу для супа делали из лепешек, которые пекли из яиц и горсточки муки.

        Начиная с 30-х годов, начались гонения на сколь-нибудь исправных крестьян. В школах, по воспоминаниям моей мамы, детям внушали, чтобы отцы отдали хлеб. Активизировавшийся, после революции, всплеск коллективного хозяйствования в виде ТОЗОВ (товарищество по совместной обработке земли) и пр., был на корню задушен, всех загоняли в колхозы.

       Был изгнан с насиженного места его дядя Яков Егоров (родной брат его матери, моей бабушки) с пятью маленькими детьми, у отца отобрали амбар. В торговых лавках ничего не было, да и купить было не на что.
 
      Одежды было очень мало. Мама всегда «хвастала», что для фотографий она брала блузки или платья у подруг во время учебы в Педучилище в 1938г.


              ВОЙНА

     В июле 41 его направляют на Дальний Восток, в 25 армию в 641 батальон аэродромного обслуживания.

    В феврале 42 переводят в Уральский Военный Округ на формирование 131 отдельной стрелковой бригады командиром отделения – сержант.

      
    Первая половина 1942г. учебные лагеря Свердловской обл., Белоярский район.      Окончательное формирование бригады проводилось с 5.02.1942 по 26.02.1942 в Бершетских лагерях Молотовской (Пермской обл.). Срок формирования был небольшой, поэтому вряд ли условия пребывания  в этом лагере были для них такими, как описывали его ряд курсантов.
 
      Дальше Калининский фронт (второй эшелон), строительство разных оборонных объектов. В боевых действиях бригада не участвует.

     Первое боевое крещение, да простят меня читатели за шаблон, подо Ржевом в июле 1942. Там попала в окружение 39-я армия, часть 41-ой и 11–ый кавалерийский корпус. Бригаду отправили в район Нестерова, где бригада почти месяц вела бои, чтобы помочь окруженным вырваться из котла. Сама тоже несла потери и немалые, но долг свой выполнила, не отступила от заданного рубежа. АИФАЛ ЖИВОЙ. Бригаду вывели по причине больших потерь на переформирование и пополнение.

          КАВКАЗ. ЭЛЬХОТОВСКИЕ ВОРОТА

       В августе бригаду перебрасывают эшелонами по степям на Кавказ, в Грозный. Немцам нужен Иран и нефть Баку и Грозного. Там ее окончательно формируют и срочно перебрасывают к Эльхотовским воротам.

      Есть такое место на Кавказе - Эльхотовские ворота, рассекают они Сунженский хребет рекой Терек. Через эти ворота проходит Военно-Грузинская дорога. С одной стороны ворот к северу: с. Эльхотово, с другой стороны на юг в горы с. Карджин. Дальше в горы справа от дороги с. Ардон, а дальше дорога идет во Владикавказ (Орджоникидзе).

      Природа, окружающая Военно-Грузинскую дорогу, всегда вызывала чувство восторга у многих великих писателей. Известный географ и ботаник А.И.Краснов писал: “Путешествие, совершенное поперек Кавказа, по всей Осетинской дороге, стоит длительного странствования по целому ряду государств и местностей. Военно-Грузинская дорога представляет громадное количество интересных объектов для наблюдений и таких, какие нельзя проследить ни на одном из Кавказских маршрутов и в эстетическом отношении эта дорога не оставляет желать ничего лучшего”.

       В 1827 году по ней ехал во Владикавказ и Тифлис Пушкин А.С. В своем «Путешествии в Арзрум» он пишет: "Первое замечательное место есть крепость Минарет. Приближаясь к ней, наш караван ехал по прелестной долине, между курганами, обросшими липой и чинаром. Справа сиял снежный Кавказ, впереди возвышалась лесистая гора, за нею видны следы разоренного аула, называвшегося Татартупом.." Это место недалеко от с. Эльхотово. Сейчас там стоит знак с изображением Поэта.

      Эдельвейс – альпийский цветок, необычайно красиво цветет только в горах. Так гитлеровцы обозначили одну из основных своих операций Второй Мировой Войны по захвату Кавказа.

       Чтобы сократить расстояние до Баку немцы решили пройти к нему через Владикавказ. А самая короткая дорога через Эльхотовские ворота.

       Немцы подобрались к ним 28 сентября 42года. Откинув справа 37-ую армию, слева пробиваясь на Грозный и воюя с 9 и 44 армиями, они устремились в ворота. Попытки прорвать ворота они предпринимали по 4 октября. Взяли с.Эльхотово, а дальше пройти не смогли.

       Вряд ли я могла бы описать сражения в этих воротах так, как сделал Карпов В.В. в романе «Полководец»[1].

       «Но противостояли здесь не просто люди, а воины! Бойцы, которые … обладают душевной прочностью, чтобы не испугаться, не утратить боевого духа».
 
      Я горжусь бойцами, сдержавшими эту лавину. Среди тех, кто встал на пути врага и Аифал со своими товарищами. Перечень частей, отстоявших ворота смотри в [2]. Потери с нашей стороны были громадными. Но немцы оставили попытку прорваться к Владикавказу через Эльхотовские ворота.

      Аифал не попал в список награжденных. Нет у меня награды, которой я могла бы гордиться за своего дядю. Но разве в наградах тех, кто стоял рядом с ним, нет его участия? Воюют не одиночки, и потому можно сказать, что и он обеспечивал эту победу, маленькую в размерах фронта, но такую важную, для поднятия духа солдата, для придания уверенности в его скорейшей победе.

       Вчитайтесь в строки письма командира роты 1 ОСб старшего лейтенанта  Александра Александровича Топунова (найти такие письма – большая удача»:

      «Пишу письмо в землянке на командном пункте. А враг все кидает бешено мины и снаряды, свистят пули. Но я уже привык, потому что не первый раз уже, эти игрушки надоели.

     Дорогой товарищ! Врага бьем, как бешеных собак, а он все лезет. Не считается ни с какими потерями, ни в людях, ни в технике, но все равно накормим. Недалек тот день и час, когда напьется и накушается его вшивая башка. Вооружены мы хорошо. Кавказ взять не дадим!...

    Обули, одели меня по-зимнему тепло. Погода у нас в горах установилась холодная. Питание хорошее. Мне присвоено военное звание <стар лейт>. Но в одном не завидно, что здоровье мое становится неважнецкое, но думаю, что его хватит до полного уничтожения вшивой фашистской армии, а после если останемся живы, то будем лечиться». Октябрь 1942,ППС 1776, Топунову А.А[3].

     Аифал тоже наверное писал жене так, как Топунов: «Вспомни же наши прошедшие годы, всю нашу жизнь, которую мы прожили: в…., и мне так становится жалко и обидно и, в то же время, становиться в моей груди, в моем сердце все больше и больше ненависти к фашистским извергам, которые разрушили нашу мирную жизнь»

       «Дорогие мои, очень я об вас соскучился. Даже не могу представить в своих мыслях, чтобы вы поняли, какое у меня беспокойство и тоска о вас. Но, видимо, ничего не поделаешь. Родина находится в опасности, враг все лезет в сердце нашей Родины, хочет отобрать Кавказ, не считается ни с какими потерями, но ему это не удастся. Вскоре будет задушен, отброшен и разгромлен! Пишите письма, адрес старый.
      Тапочка, но нам повидаться с тобой вряд ли придется. Прощай дорогая, не вспоминай плохим своего мужа.
Привет ... и всем колхозникам. Прощай, твой муж.»

       Немцы все же дошли к Владикавказу через Нальчик. Оставалось 15 км. Но взять не смогли. 27 октября был взят Ардон.
 
      А Бригада Аифала два месяца стояла на Сунженском хребте, не давая врагу пройти к Грозному, но и не ведя активных действий.

      Чем они занимались: строили свои укрепления, вели разведку и артиллерийский обстрел немецких укреплений.

                АРДОН

      В конце ноября началось наступление в 9-ой армии по всему фронту от Владикавказа до Эльхотово. Первые неудачи заставили командование спешно менять планы и перетасовывать боевые части, выводя одни (потерявшие большое количество людей) и заменяя их другими.
 
       Бригаду Аифала перемещают под Ардон 2 декабря. На пути четыре заболоченных речки, две дороги, одна из них железная и слева высота 387,7, и где-то передний край обороны немцев.

       Бригада, не зная ориентиров, всю ночь блуждает в поисках своей первой линии. А когда утром началось наступление, то артиллерия, расстреляв все!!! свои снаряды по точкам боевого охранения немцев, оставила нетронутым их передний край.
 
       А бойцы бригады, встав в полный рост, пошли на пулеметы и на эту высоту, которую они так и не смогли взять за 5 дней боев. А немцы их спокойно расстреливали со своих укрепленных позиций. И не тронутыми остались эти две дороги, которые иногда пересекали наши бойцы, а потом отходили назад. И танки, которые должны были их поддержать, застряли в болотах, закрывая проход для остальных. И артиллерия соседней бригады не была уведомлена для поддержки их наступления и пр.пр.

       Спросите, откуда я это придумала. Есть ДОКЛАД «Об итогах проверки организации наступательного боя и выявления причин невыполнения 9-ой армией боевых задач, поставленных опер директивой №0258/ОП и боевым распоряжением №0304/оп Северной Группы Закавказского фронта»  [4]. В этот доклад вошли описания злоключений 11 стрелкового корпуса, в том числе и 131 ОСБР.

      7 декабря, в результате танковой атаки противника («до 10 танков из района высоты 381,7 и до 15 танков из района Ардон»), Аифал, его командир Топунов [3] и еще 370 бойцов его бригады, «налюбовавшись» Главным Кавказским хребтом, так и остались под Ардоном.

       Пушкин проехал от Эльхотово до Владикавказа за 4 дня, сейчас этот путь занимает 4 часа. Для Аифала и его товарищей путь от Эльхотово до Ардона длился 72 дня.

       В мае 2019 году недалеко от Ардона в районе Мичурино на месте, где стоит пушка, открылся мемориальный комплекс, на котором выбито имя моего дяди.

       Алина Акоефф, человек – везде. Благодаря ей, и другим участникам установки памятника, имя моего дяди появилось на этом мемориале 9 мая 2019.

        Примечание

1. Название бригады менялось в документах: первоначально на Калининском фронте 131 отдельная  курсантская стрелковая бригада (ОКСБР) или даже (ОКСБ), на Кавказе 131 Отдельная стрелковая бригада (ОСБР), в документах встречается (сбр).

2. 29 мая 1918 года объявляется обязательный набор на военную службу в РККА лиц в возрасте от 18 до 40 лет. В 1925 году принимается Закон об обязательной военной службе. Устанавливается ежегодный призыв в армию. Срок службы устанавливается в армии для красноармейцев 2 года, для младшего командного состава авиации и краснофлотцев во флоте 3 года.
 
3. Заместитель (помощник) командира взвода отвечает: за обучение, воспитание и воинскую дисциплину личного состава; за внутренний порядок во взводе; за несением службы личным составом; за внешний вид каждого солдата и сержанта. Он подчиняется командиру взвода, а по вопросам поддержания внутреннего порядка и старшине роты, и является прямым начальником солдат и сержантов взвода.

4. В похоронке указано место захоронения Аифала : Юго - Восточная окраина с. Зильги Северо-Осетинской АССР.

           Источники

1. Вся информация получена из Баз: ОБД Мемориал, Память Народа и Подвиг народа. Журналов боевых действий (ЖБД) бригады за 1942 год в базе нет. Есть сведения  о ней в журналах БД армий: 9, 37, и 41 в разные отрезки 1942 года, в отдельных оперативных документах: распоряжениях, отчетах, донесениях и в оперативных картах. Подробно (текст прилагается в моей работе «131 отдельная  стрелковая бригада. Кавказ 1942)» http://www.proza.ru/2020/01/27/1932).

2.  Перечень воинских частей, закрывших Эльхотовские ворота:
 19-ая стрелковая бригада (которая была практически полностью там истреблена)
 131-ая отдельная стрелковая бригада
 Один батальон 337-ого гвардейского арт. полка
 84-ая морская бригада (отдельная стрелковая бригада)
 75-ый отдельный танковый батальон
 Один батальон 10-ой стрелковой бригады.

3. На сайте https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1422611/ нашла письма Александра Александровича Топунова (1913 года рождения). Призван на фронт Тереньгульским РВК Куйбышевской области. Старший лейтенант, командир роты 1 ОСб, 2 стрелковая рота, погиб 7.12 там же, где и мой дядя Аифал с одного батальона. Топунов А.А. похоронен на площади в братской могиле с Карджин на жд ст. Дарг-Кох. Письма на сайт присланы Татьяной Самойловой

4. Доклад «Об итогах проверки организации наступательного боя и выявления причин невыполнения 9 армией боевых задач, поставленных опер. директивой №0258/ОП и боевым распоряжением №0304/оп Северной группы Закавказского фронта» С докладом можно познакомиться на моей странице в произведении "131 Отдельная стрелковая бригада. Кавказ.1942"
               


Рецензии