Возрожденная красота

Недавно мне попалась одна книжка из серии «Зодчие нашего города» об архитекторе Чарльзе Камероне, автор Г.К. Козьмян.  Замечательное исследование творчества великого зодчего. Это он создавал интерьеры многих залов и комнат Екатерининского Дворца, был автором галереи в Царском селе, названной в его честь, по его проекту разбит парк в Павловске. Конечно, я была там. Но теперь мне захотелось рассмотреть детали, о которых я узнала из книги.

И вот: Царское село, Екатерининский дворец. В 2019 году восстановлен Лионский зал - один из лучших интерьеров, созданных Чарльзом Камероном, разграбленный и сожжённый фашистами.

Мебель и красивейший уникальный паркет из 12 сортов дерева с перламутровыми вставками был вывезен в Германию, камины разбиты, остальное сгорело. Сгорел и лионский шёлк изумительного ярко-желтого цвета с рисунком тончайшей работы. Были уничтожены работы прекрасных мастеров итальянских, французских, русских, немецких, английских. Варвары не имеют национальности, они были и остаются. У них не дрогнет рука, уничтожая красоту, сотворенную чужими руками.

Каких неимоверных усилий и средств стоило воссоздать этот шедевр. Паркет был возвращён из Германии и восстановлен, шёлк закуплен во Франции, а остальное сделали талантливые и заботливые руки мастеров-реставраторов. Потребовалось 74 года.

Шёлк солнечно-желтого цвета на стеновых панелях с изящным затейливым рисунком обрамлён темно-синим лазуритом. И это волшебное сочетание так радует глаз и душу.

Лазурит - единственный непрозрачный камень чисто синего цвета и разных его оттенков от небесно-голубого до сине-фиолетового. Азур по-персидски голубой. А ещё его называли ляпис-лазурь.

В отделке лионского зала использовался бадахшанский лазурит, месторождение которого находилось высоко в горах Афганистана и строго охранялось. Проникновение чужаков на эту территорию каралось смертью. Рабочих приковывали к камню цепями на всю жизнь. Камень считался священным и высоко ценился ещё в древнем Египте.

Долгим и трудным путём доставляли его в Россию, хотя и в России он тоже встречается на Байкале, например. Но Байкальский лазурит более светлый и потому менее ценен.

Темно- синий лазурит с вкраплениями пирита (звездчатый) можно увидеть в Исаакиевском соборе, там две колонны из этого камня. В Эрмитаже есть большие вазы из лазурита. Они не бросаются так в глаза, как малахитовые. Но вот мы подошли поближе, экскурсовод посветила фонариком, и камень заиграл. Это было очень красивое и завораживающее зрелище. Представьте себе этот зал вечером, когда горят свечи. Их неровный свет отражают вазы. Пиритовые крапинки загораются, как звёзды на ночном фиолетовом небе. Волшебно.

Наверное, и Лионский зал был прекрасен в сумерки: игра золотого цвета и насыщенного синего.

Конечно, мне захотелось увидеть знаменитый паркет, созданный И.  Киммелем и И. Шульцем. Но на полу было какое-то покрытие. Пока разглядывала интерьеры, моя группа уже перешла в следующий зал.  Где же паркет? А потом вспомнила: в книге говорилось о том, что Камерон очень переживал за него и на зиму просил укрывать суконными покрывалами. Значит его укрыли на зиму. Надо непременно приехать сюда летом.

Прошлым летом в Екатерининский Дворец было не попасть, его осаждали толпы китайских туристов, стремящихся попасть в Янтарную комнату и сделать там селфи. Для китайцев янтарь священный камень. Не попасть было даже в парк.

Сейчас их нет. Во Дворце тихо и спокойно, можно слушать экскурсовода и не спеша разглядывать интерьеры.

Замечательно изящен и изыскан Арабесковый зал, тоже детище Камерона. Он восстановлен в 2010 году. Зал украшает мраморный камин.

В Белой столовой мейсеновский фарфор, это первый фарфор, произведённый в Европе.

В Малиновой гостиной камин, на керамических плитках которого картинки из журнала мод того времени.

Янтарная комната кажется драгоценной шкатулкой. Она тоже была вывезена сначала в Кенигсберг, а потом в Германию.
Ее долго искали, но нашли только комод и мозаику на аукционе в Германии. Решили восстановить. Восстанавливали зал 24 года.

130 картин в картинном зале подбирались по формату. Этот зал тоже восстановлен.

От великолепного Китайского зала после войны остались только стены. Удалось частично спасти его уникальную коллекцию.

Во время экскурсии меня не покидало ощущение прикосновения к красоте. Как же мы должны быть благодарны людям, которые ее возродили. Это реставраторы. Они более, чем художники. Художник свободен в своём творчестве, а реставратор, лишенный этой свободы, должен понять замысел автора и воплотить его. Он не имеет права вносить в замысел автора свои коррективы, он должен подавить в себе всякое тщеславие. Это очень трудно для творческой личности. Хотелось бы, чтобы их имена не были забыты.
Мне кажется, они должны стоять в одном ряду с теми, кто создал эти шедевры.
Реставрация Царского села ещё не закончилась.

До сих пор продолжается реставрация в Павловске, который тоже сильно пострадал во время войны. Спасению Павловска и восстановлению его мы обязаны многим людям, но в первую очередь Анне Ивановне Зеленовой, директору Павловского дворца-музея с 1941 по 1979 год. Под ее руководством в августе 1941 года проводилась эвакуация наиболее ценных экспонатов Павловского Дворца, упаковывались и прятались скульптуры. Всю блокаду она находилась в Ленинграде.

В феврале 1944 года Зеленова прибыла в Павловск сразу же после его освобождения. Зрелище было ужасающее. Казалось, это конец прекрасному Дворцу и парку. Некоторые руководители даже предлагали оставить руины как памятник фашистскому варварству.
Но все-таки решили восстановить. Людям нужна красота, она делает их добрее.

Сначала нужно было разминировать парк и Дворец.
Эту опасную операцию проводили девушки 16-17 лет. Многие из них погибли, подорвавшись на этих минах.
Затем собирали по окрестным деревням уцелевшую мебель, посуду, предметы интерьера. Из-под руин извлекали части убранства дворца, по которым затем восстанавливали интерьеры.
Реставраторы трудились, не жалея сил.
А.И. Зеленовой был всего 31 год, когда она разработала методику восстановления дворцово-паркового ансамбля.
В 1979 году Дворец в Павловске признали отреставрированным. Сразу после этого ее отстранили от должности. Это было для неё ударом. Она умерла в 1980 году от сердечного приступа. Можно сказать, что она отдала Павловску свою жизнь. Такие это были замечательные люди. Они несытно ели, жили в коммуналках, не имели порой элементарных удобств, а мечтали о восстановлении дворцов. И не только мечтали.

Когда сейчас читаешь о бесконечных взятках, хищениях и миллиардерах, неизвестно откуда взявшихся, видишь за высокими заборами дорогие коттеджи-дворцы и развалившиеся избы в заброшенных деревнях, смотришь по телевизору, как собирают деньги на лечение больных детей и тратят бешеные деньги на пластические операции,  на рекламу и бездарные пошлые передачи, становится стыдно за наше поколение. А сумели бы мы вот также бескорыстно и самозабвенно трудиться, чтобы вернуть людям радость? Неужели сохранённая и подаренная нам красота не пробуждает в людях добрых чувств?


Реставраторам.

Светло в Лионском зале, как на солнце,
Блестящий желтый шёлк и синий лазурит.
В восторге сердце учащенно бьется,
Душа, танцуя, в воздухе парит.

Глазам не унести с собою красоту,
Напрасны многочисленные фото,
По залам, опьяненная, бреду,
Благодаря творцов за их работу.

Не только их, кто диво сотворил,
И воплотил фантазии в реальность,
Но и всех тех, кто чудо - воскресил,
Из пепла и руин, имевших вид печальный.

Война ушла. Развалины вокруг.
Прекрасные дворцы разграблены,  разбиты.
Трудились, не жалея сил и рук,
Чтоб воссоздать. Они не знамениты.

Их кропотлив и благороден труд,
И как скромны и нетщеславны эти люди.
Гармонию убитую вернуть -
Подобно подвигу. Давайте помнить будем

Их имена, напишем на доске
На в’езде в Пушкин, Петергоф и Павловск,
Они причастны к этой красоте,
Они нам подарили этот праздник:

А. Кедринский, А. Лебединская, А. Кочуев, А. Виноградов, В. Богданов, Р. Слепушкина, Е. Кудряшов, Ю. Шитов, Я. Казаков, А. Белов, Л. Любимов, В. Журавлев, Б. Лебедев, А. Дашкевич, В. Андреев, В. Сазонов, Н. Репин, И. Алексеев, В. Курбан и многие многие другие.


Рецензии
"В отделке лионского зала использовался бадахшанский лазурит, месторождение которого находилось высоко в горах Афганистана"
Я был в горном Бадахшане, но не афганском, а таджикском.
А лазурит - чудесный камень, у меня был в коллекции, когда я жил в Ташкенте.
Спасибо за интересный рассказ, дорогая Людмила!

Рефат Шакир-Алиев   03.01.2022 22:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Рефат! Лазурит, действительно, очень красив. Я бы хотела побывать и в Таджикистане и в Узбекистане. Это другой мир. Но теперь вряд ли.

Людмила Петрова 3   10.01.2022 20:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.