Правда и фантазии о Великом крае Глава 41

Правда и фантазии о Великом мире Глава 41 (начало).
Вести из внешнего мира.
Власть в России со времен Петра Первого, или, скорее, его сестры Софьи, стала противоположной своим подданным. Рюрики были Датчанами. Затем правили татары. За ними пришли немцы. Власть оторвана от народа. Попытаемся понять этот трагический факт на нескольких примерах.
Наполеон был истинным французом. Черчилль – британцем, включая такую национальную особенность, как любовь к выпивке в виде пива и виски. Гитлер казался быть истинным арийцем, глубоко уважая Тевтонский орден и Вагнера. Нация их любила и почитает до сих пор.
В России власть была оторвана от населения; они существовали в разных плоскостях. Любви не было, только привычка подчиняться, воспитанная татарским  игом.
Но были исключения из этого правила. Депутата Государственной думы Гучкова любили и уважали. Смелость казаки ценили. Гучков стрелялся, даже будучи депутатом.
Гучков был консерватором; никакого парламентаризма и свободе Польше. Но, переборщил; стал сторонником введения военно-полевых судов. И это борец за идею!? Уехал в Париж, и там плохо кончил. Военно-полевые суды, по сути, не могли быть справедливыми. После решения об их введения был убит Столыпин; возможно, это была справедливая кара.
Важно, что расстреливали простых людей, мальчиков, не понимающих за что. В результате, зрело озлобление.
Люди, подобные Гукову, привели к власти большевиков. Либералы,  подобные ему  потеряли доверие.
Поступь Революции.
В Алтате большинство сельской молодежи было малограмотно, а то и вовсе неграмотно. Дети, как правило, прекращали учебу уже на втором году. Научились мало-мальски читать да писать, и хватит. В хозяйстве нужны были не грамотеи, а работники.
При всем этом в Алтате, как и в других селах, не хватало учителей.
Молодежный возраст был принижен. Из-за нужды в рабочих руках ребят женили в 17 – 18 лет. После этого их к холостой молодежи уже не пускали. Парни часто еще безусыми становились тятями.
С юных лет женщины впрягались в ярмо перегруженных домработниц  и раннего материнства.
Царская семья.
Решили двигаться к Алтату через лес. Кто в тайге не бывал, тот настоящего леса не видал; свернешь направо или налево с тропинки, и нет тебя. Но наши друзья хорошо ориентировались. К вечеру вышли на пригорок, где и решили заночевать.
Все быстро заснули, только школьники сидели, не имея сил оторваться от звездного неба. С полной луны спустился луч, по которому сошла Изида.
- Вы все в поисках приключений дети мои?
Сережа хотел ответить, но из леса появилась фигура, вид которой ввел Богиню Луны в бешенство. Вышла здоровая баба в джинсах и майке. Вася прошептал:
- Это Парвати, но…
Изида подняла голос до верхнего сопрано:
- Я чего-то не въехала; тебя чего не долечили, или перелечили? Где твое сари?
- Сари сейчас не в моде.
- А что это за морда на брюхе твоем?
- Джим Моррисон.
Из леса появилась третья фигура в юбочке и с колчаном на шее.
- А таких не лечат: им надо рубашки смирительные одевать, делать лоботомию всего мозга.
- Ах, Артемидочка. А зачем тебе юбочка? Здесь все свои.
- Угомонитесь. Ребята есть чего перекусить?
- Выпить взяли в деревне, конечно не нектар, но…
- Лей первача. С вами научишься пить, что попало, как говорит мой сын.
- Так Карлесон?
- Он Бог, только прикидывается дурачком. Что вы задумали?
- Я понимаю, что это безумие, но я не позволю совершиться убийству.
- Время в нашей власти, ты повернешь его. А теперь Вася, грей суп и чай. Будем пить и веселиться.
Вести из внешнего мира 2.
Трудно понять, почему после революции возникло противостояние между городом и деревней. Оно началось гораздо раньше, и продолжается до сих пор. Слово «деревня» является оскорбительным, но почему? И это в стране крестьян!
Ответить на этот вопрос, труднее, чем забраться на Эльбрус; попробуем уцепиться за отдельные факты.
1917 год – разгар войны. Крестьяне не получают промышленных товаров, и в честь этого отказываются поставлять хлеб. В результате возникают хлебные очереди в центральных городах.
Эсеры (социалисты-революционеры), главная партия крестьянской демократии воспринимают это как предательство. А они – неонародники, наследники идеи о власти крестьянства на Руси.
В этот момент в больных головах родилась новая идея. Сибирские крестьяне еще не знали, что учить их жизни будут рабочие, а тех профессиональные революционеры. Тут народники неожиданно сошлись с большевиками, что им будет дорого стоить. Но профессиональных лгунов не жалко.
Поступь Революции 2.
Исконная смелость и стойкость сибиряков за себя и товарищей оборачивалась иногда, при выпивках, в тяжкое зло и горе. В большие праздники, когда появлялось вино и самогон, наиболее горячие головы затевали драку. Порой были и убитые.
На 2400 жителей Алтата от такой дикости каждый год погибали один-два человека. Но эти преступления относились к людям более зрелого возраста.
Абсолютное же большинство молодежи жило дружно и для тогдашней малограмотной деревни довольно культурно.
Большинство сельской молодежи, и «интеллигенция» были между собой переплетены самыми различными ближними и дальними родственными и бытовыми связями. Все были на виду друг у друга, все были более или менее своими. Различия же между жителями села по их экономическому положению воспринимались молодежью, тогда как искони бесспорное явление.
В летнее время по воскресеньям молодежь собиралась и гуляла в центре села мимо потребительского общества, у моста и на мосту через Алтатку и особенно на горе в молодой роще, откуда открывался вид на все село.
Собираясь в круг, парни и девушки пускались в пляс, топали, и в такт припевали частушки. Лишь поздно вечером ребята расходились под гармонь, напевая:
Мы по улице идем,
Не ругайтесь, тетушки,
Любим ваших дочерей,
Спите без заботушки
Поступь революции 3.
Революция принесла не только кровь и горе, а пробудила в народе новые силы, позволившие поднять страну, и дать отпор фашистам.
Летом в деревне отдыхали только вечером. Зимой же времени свободного становилось больше, а собираться было негде. В жилых домах могли проходить лишь вечерки и посиделки с небольшим числом людей, да и то не всегда.
Новая жизнь будила инициативу. Она подсказывала молодежи выход на широкие просторы. В этих условиях компания Димы нашла  свое первое призвание. Организовали самодеятельность и постановку спектаклей.
Уже первое представление привлекло массу зрителей. Театр ломился от желающих попасть в него. Кто не смог проникнуть в зал, тот смотрел или только слушал спектакль через двери из коридора и через окна с улицы. Для премьеры выбрали пьесу А.П. Чехова «Медведь» с участием двух лиц.
Ваня играл роль грубого помещика, старого холостяка и женоненавистника, а Гоша женскую роль не менее задиристой помещицы соседнего имения.
Однажды после охоты помещик был вынужден заехать к этой строптивой соседке. Они разговорились о собаках. Она настаивала на своем: «Нет, мой «Отгадай» лучше вашего «Откатая»!  Между ними возник такой ожесточенный спор, что они решили стреляться.
Противники с пистолетами  стали в противоположных  углах комнаты, крикнули: «К барьеру!» и бросились… в объятия друг друга.
Гоша в своем женском костюме, с высокой льняной прической и румяными щеками, и в споре и в объятиях был исключительно смешной. Зрители были в восторге. Смех и хохот доходили до слез.
После спектакля выступил хор. Публика притихла. Песни у нас и любят, и много их знают. Мы спели, для нашего села еще новые, народные и революционные песни:
На слова Н.А. Некрасова –
В полном разгаре страда деревенская;
Доля ты, долюшка, долюшка женская:
Вряд ли труднее сыскать…
На слова А.С. Пушкина –
Сижу за решеткой в темнице сырой,
Вскормленный на воле орел молодой…
Революционную,  про каторгу –
Спускается солнце за степи,
Вдали расстелился ковыль.
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.
Идут они с бритыми лбами,
Шагая вперед тяжело,
Угрюмо надвинуты брови,
На сердце раздумье легло…
и любимую песню В.И. Ленина –
Вы жертвою пали в борьбе роковой
За жизнь его, честь и свободу…
На этом первый показ самодеятельности закончился. Песни тоже понравились. Мелодия их была еще печальная. Но жизнь начиналась хорошая, интересная.
Все были довольны. Однако вскоре, при первом конфликте с Финляндией, Гоша вступил добровольцем в Красную Армию и уехал на запад.





Рецензии