Венок Набокова

Эссе

     Прозаик и поэт Владимир Солоухин в своём предисловии к томику стихов Владимира Набокова вообразил с ним встречу: «Он, возможно, спросил бы, какой из романов я ценю больше других, а я ответил бы, что больше всех романов ценю его стихи». А в конце предисловия написал так: «Когда же начинаешь говорить о поэте Набокове, иногда удивлённо переспрашивают: «Как? Разве он и стихи писал?» Да, Набоков писал великолепные стихи» (1) С несомненным пониманием «поэтической кухни» Набоков однажды написал о рождении стихотворения. Вот об этом, с небольшими, впрочем, отступлениями, и пойдёт речь.
     Главному герою романа Набокова «Дар», издавшему свою первую книгу стихов, один знакомый по телефону сказал: «…хочу вас поздравить… Как – вы ещё не знаете? (…) Ну, в таком случае возьмите себя в руки и слушайте, я буду читать: Только что вышедшая книга стихов до сих пор неизвестного автора, Фёдора Годунова-Чердынцева, кажется нам явлением столь ярким, поэтический талант автора столь несомненен. – Знаете что, оборвём на этом, а вы приходите вечером к нам, тогда получите всю статью» (2)
     Поэт тотчас перечитывает свою книгу («около пятидесяти двенадцатистиший, посвящённых целиком одной теме, – детству»), комментирует их (примерно десятую часть книги), вспоминает о тех или иных событиях  детства, ярко представляет когда-то им пережитое… «В заключение добавим… – размышляет герой, – Что ещё? Что ещё? Подскажи мне, моё воображение. Неужто и вправду всё очаровательно дрожащее, что снилось и снится мне сквозь мои стихи, удержалось в них и замечено читателем, чей отзыв я ещё сегодня узнаю? Неужели действительно он всё понял в них, понял, что кроме пресловутой «живописности» есть в них ещё тот особый поэтический смысл (когда за разум зашедший ум возвращается с музыкой), который один выводит стихи в люди?» (3)
     Далее, по дороге в гости Фёдор Константинович  размышляет о себе с восторгом: «А всё-таки! – Мне ещё далеко до тридцати, и вот сегодня  – признан. Признан! Благодарю тебя, отчизна, за чистый… Это, пропев совсем близко, мелькнула лирическая возможность»
     И вот эта возможность начинает реализовываться: «Благодарю тебя, отчизна, – вихрем неслось в его голове, – за чистый и какой-то дар. Ты, как безумие… Звук «признан» мне собственно теперь и нужен: от рифмы вспыхнула жизнь, но рифма сама отпала. Благодарю тебя, Р о с с и я  (разрядка Набокова – Г.К.), за чистый и…  второе прилагательное я не успел разглядеть при вспышке – а жаль. Счастливый? Бессонный? Крылатый? За чистый и крылатый дар. Икры. Латы. Откуда этот римлянин? Нет, нет, всё улетело,  я не успел удержать».
     Спасаясь от дождя  «в круглом киоске у трамвайной остановки», он не прерывает (его несёт!) «творческого процесса»: «А странно – «отчизна» и «признан» опять вместе, и там что-то упорно звенит. Не соблазнюсь». «Ливень перестал», и Фёдор Константинович, находясь в этом отрешённом состоянии, продолжил путь: «Как пьяных, что-то его охраняло, когда он в таком настроении переходил улицы» (4)
     Далее Набоков описывает  пребывание героя в гостях.  И, что удивительно, кроме нескольких «ничтожных»» замечаний о стихах Годунова-Чердынцева («Мне больше всего понравилось о детских болезнях» и т.п.), серьёзный о них разговор так и не начался.  Хозяйка всего лишь попросила поэта что-нибудь прочесть («У вас верно есть новые стихи, правда?»), но он читать отказался: «Ничего у меня с собой нет, и я ничего не помню, – несколько раз повторил Фёдор Константинович» (5)  Поэт  был подавлен и разочарован: «уж слишком ярко он было вообразил успех своей книги». (6)
     В таком «срезанном» настроении Фёдор Константинович возвращается домой. Перед входной дверью парадного он вдруг обнаружил, что забыл ключ от замка. Будить швейцара постеснялся и «начал шагать по панели до угла и обратно». «Улица была отзывчива и совершенно пуста. Высоко над ней, на поперечных проволоках, висело по млечному фонарю; под ближайшим из них колебался от ветра призрачный круг на сыром асфальте. И это колебание, которое как будто не имело ровно никакого отношения к Фёдору Константиновичу, оно-то, однако, со звенящим тамбуринным звуком, что-то столкнуло с края души, где это что-то покоилось, и уже не прежним отдалённым призывом, а полным близким рокотом прокатилось: «Благодарю тебя, отчизна…», и тотчас обратной волной: «за злую даль благодарю…». И снова полетело за ответом: «…тобой не признан…». Он сам с собою говорил, шагая по несуществующей панели: ногами управляло местное сознание… Фёдор Константинович уже заглядывал во вторую качавшуюся, за несколько саженей, строфу, которая должна была разрешиться ещё неизвестной, но вместе с тем в точности обещанной гармонией. «Благодарю тебя…» – начал он опять вслух, набирая новый разгон…» (7) На этом месте «работы души» входная дверь отворилась. Герой, прошмыгнув в подъезд, кинулся наверх.
     «Когда же он лёг в постель, только начали мысли укладываться на ночь, и сердце погружаться в снег сна (он всегда испытывал перебои, засыпая), Фёдор Константинович рискнул повторить про себя недосочинённые стихи, – просто, чтобы ещё раз порадоваться им перед сонной разлукой; но он был слаб, а они дёргались жадной жизнью, так что через минуту завладели им, мурашками побежали по коже, заполнили голову божественным жужжанием, и тогда он опять зажёг свет… и предался всем требованиям вдохновения. Это был разговор с тысячью собеседников, из которых лишь один настоящий, и этого настоящего надо было ловить и не упускать из слуха. Как мне трудно, и как хорошо… И в разговор татой ночи сама душа нетатот… безу безумие безочит, тому тамузыка татот…» (8)
     «Спустя три часа опасного для жизни воодушевления и вслушивания, он наконец выяснил все, до последнего слова, завтра можно будет записать. На прощание попробовал в полголоса эти хорошие, тёплые, парные стихи.

Благодарю тебя, отчизна,
за злую даль благодарю!
Тобою полн, тобой не признан,
и сам с собою говорю.
И в разговоре каждой ночи
сама душа не разберёт,
моё ль безумие бормочет,
твоя ли музыка растёт… –

и только теперь поняв, что в них есть какой-то смысл, с интересом его проследил – и одобрил. Изнеможенный, счастливый… ещё не веря в благо и важность совершённого, он встал, чтобы потушить свет».  (9)
     Так разворачивается процесс созидания стихотворения для читателя. Автор же, разумеется, сначала написал восьмистишие, а потом выдумал (а где и правду написал!) сам творческий процесс, неумолимо «влекущий» читателя к законченному стихотворению. Здесь нетрудно увидеть аналогию с плетением «венка сонетов». Его пишут с использованием стихов последнего, заготовленного заранее 15-го сонета, так называемого магистрала. Первая его строка начинает первый сонет, который оканчивается второй строкой магистрала. Она же начинает второй сонет, который оканчивается третьей строкой магистрала, и т.д.  Отталкиваясь от готового стихотворения, выплетает своеобразный венок и Набоков – из прозаических стеблей и листьев, с вкраплением цветочных лепестков (отдельные стихи), с цветком стихотворения в конце: необычная проза, отменные стихи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1)Владимир Набоков. Капля солнца в венчике стиха. С. 7 – 9. М.: «ЭКСМО-ЭКСПРЕСС». 2000
2)Владимир Набоков. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3. С. 9. М.: «Правда». 1990
3)Там же. С. 26
4)Там же. С. 28
5)Там же. С. 47
6)Там же. С. 49
7)Там же. С. 50
8)Там же. С. 51
9) Там же. С. 52


Рецензии
В этот чарующий литературный пейзаж, где рождается и расцветает стихотворение Федора, хочется погружаться снова и снова. Спасибо что вспомнили о Великом романе!

Денис Ганин   30.10.2020 11:51     Заявить о нарушении
+
А я уж было стал сомневаться: кому это может быть интересно?
Спасибо, Денис! Утешили старого кулика

С благодарным поклоном,

Георгий Валентинович Куликов   30.10.2020 12:36   Заявить о нарушении