Как появились волчьи стаи на флоте

Мои постоянные читатели знают, что по окончанию Хабаровского медицинского института я три года прослужил на подводной лодке начальником медицинской службы. Причем служил на дизель-электрической подводной лодке послевоенной постройки, скопированной с немецкой субмарины, которые считались одними из лучших во Второй мировой войне. С тех пор меня интересует все, что связано с подводным флотом,  и участием моряков-подводников, особенно в годы Второй мировой войны. И интересными найденными в Интернете материалами стараюсь делиться со своими читателями, теми, кого тоже интересует эта тема.

Первая мировая война показала, насколько опасным оружием может быть подводная лодка. В отличие от своих противников, Германия быстро оценила возможности субмарин. В сентябре 1914-го владычица морей Великобритания вздрогнула от гибели трёх броненосных крейсеров, потопленных U- 9 Отто Веддигена за полчаса. Но если это была пощечина гордым англичанам, то удар под дых немцы нанесли островитянам спустя месяц, когда подлодка U- 17 впервые в мировой истории потопила торговое судно. С этого момента подводники кайзера начали беспощадно истреблять торговое судоходство Антанты.

На протяжении трёх лет на морях и океанах шло широкомасштабное избиение «купцов», которое получило название «тоннажная война». Британия долго не могла найти средство против подводных лодок, которые практически поставили её на колени подводной блокадой. Остановить «подводную саранчу» англичанам помогли американцы. С их помощью британское Адмиралтейство наконец-то ввело систему конвоев. Это резко сократило потери торговых судов.

В немецком флоте быстро нашлись люди, которые поняли: атаки караванов судов одиночными субмаринами большого успеха не сулят. Поэтому командующий подлодками кайзера фрегаттен-капитан Бауэр предложил свести лодки в группу для нападения. Проверить теорию на практике в Первую мировую немцам не довелось.

Между тем пресса и народная молва приписали изобретение  нападения нескольких субмарин на конвой, названных  «тактикой волчьей стаи»,  немецкому адмиралу Карлу Дёницу, вначале войны командующим подводными силами Третьего Рейха, затем главнокомандующему всем военно-морским флотом Германии, и в конце войны ставшему приемником Гитлера в должности канцера, совершенно забыв Бауэра.

Тем не менее, недооценивать роль Карла Дёница в разработке тактики «волчьих стай» было бы грубой ошибкой. Став в 1935 году командиром флотилии подлодок «Веддиген», Дёниц развил активную деятельность по внедрению тактики совместных действий. Согласно его мемуарам, именно это время можно считать рождением «волчьих стай»:
«Командир флотилии высказал свои первые соображения по поводу разработки тактики подводных лодок. Сосредоточение подводных лодок против общей цели обусловливало необходимость тактического взаимодействия между подводными лодками, выполняющими ту или иную задачу в определённой операционной зоне. Задача состояла в том, чтобы отыскать противника, донести о нём командованию и атаковать его возможно большим числом подводных лодок.

Так, конец 1935 года стал годом рождения групповой тактики подводных лодок, поднятой позже до степени подлинного искусства. Развитие её прошло через целый ряд этапов. Вначале за образец приняли действия миноносцев в разведке и охранении. Для выполнения задач поиска и перехвата противника подводные лодки стали действовать завесами. При обнаружении противника подводная лодка посылала донесение и атаковала его, а остальные лодки шли ей на помощь. Этот метод оправдывал себя лишь в случае, если противник уступал подводным лодкам в скорости хода. Чтобы сделать его более эффективным, за разведывательной завесой располагали одну или несколько групп подводных лодок, которые должны были уничтожить обнаруженного противника.
В ходе бесконечных учений и манёвров тактические приёмы отрабатывались в самых разнообразных вариантах. Постепенно пришли к круговому расположению подводных лодок, при котором лодка, первой заметившая вошедшего внутрь круга противника, следовала за ним, поддерживая контакт, а лодки, располагавшиеся на обеих боковых дугах, образовывали группу поддержки. Накопленный опыт находил своё отражение в постоянно пополнявшихся и уточнявшихся документах о тактике подводных лодок».

Когда в первый раз применили тактику «волчьей стаи»?

Предвидя новую войну с Великобританией, Дёниц оказался одним из немногих офицеров кригсмарине, ратовавших за приоритетность развития подводных сил и увеличения численности лодок в их составе. Его усилия в привлечении внимания к тому, что в будущем конфликте с «владычицей морей» совместные действия подлодок будут основной тактикой в борьбе с конвоями, остались безуспешными. Поэтому с началом войны такая тактика не получила мгновенного применения, несмотря на то, что англичане ввели конвойную систему уже в сентябре 1939 года. Однако, в океане плыло немалое число одиночных торговых судов, доставляющих в Англию все необходимое.  Многие из них стали  легкой добычей немецких подводников, которых было не так  много. 

Отдельно нужно отметить, что в первой «волчьей стае» руководство лодками осуществлялось непосредственно на месте. Функции координатора действий группы были поручены командиру U- 37 корветтен-капитану Вернеру Хартману. Однако последний не справился с задачей, что дало Дёницу основания для сомнений в правильности подобного решения. Практика руководства на месте просуществовала до июля 1940 года, а в дальнейшем все координационные функции «волчьих стай» осуществлялись только централизованно штабом подводных си .

Замысел Дёница заключался в следующем. Лодки должны выстроиться в линию, образуя завесу на пути конвоя. Как только одна из них обнаружит противника, то немедленно сообщит своим «коллегам». После чего субмарины устремятся к конвою и совместно его атакуют. Такая тактика получила название «волчья стая». И правда, действия лодок напоминали волков, идущих на зов вожака, чтобы рвать «стадо» торговых судов, охранявшееся противолодочными кораблями — «овчарками». Ещё до начала Второй мировой Дёниц провёл несколько учений в Атлантике. Тогда роль конвоя играла плавбаза, а субмарины учились совместно выходить на неё в атаку.

Термины «волчья стая» и «тактика волчьей стаи» появились во время Второй мировой войны. Они стали общепринятыми выражениями и используются для характеристики действий немецких лодок против конвоев в Северной Атлантике. Этот тактический приём имел довольно краткую, но очень яркую историю, благодаря чему интерес к нему не угасает. Попробуем разобраться с наиболее частыми вопросами по этой теме, возникающими у любителей истории.

Что такое «волчья стая»?

«Волчья стая» — это тактика, используемая группой подлодок для совместного поиска и нападения на конвои торговых судов. Так они могли добиться большего результата, чем поодиночке. Принцип действия был прост: подводные лодки занимали позиции, выстраиваясь в линию, пересекающую предполагаемый маршрут конвоя. После установления контакта с колоннами вражеских судов заметившая их лодка начинала преследование. Стараясь не потерять противника из виду, она сообщала координаты, курс и скорость конвоя в штаб подводных сил.

Зная местоположение лодок на каждый день, штаб руководил операцией, направляя на полной скорости к обнаруженному конвою субмарины с ближайших позиций. «Преследователю» (лодке, первой обнаружившей конвой) не рекомендовалось индивидуальное нападение на противника до подхода остальных субмарин группы. Он должен была удерживать контакт и служить маяком, наводящим на врага другие субмарины.

Собравшись вокруг конвоя, «волчья стая» начинала атаку противника в ночное время, координируя свои действия со штабом подводных сил, который следил за обстановкой, получая доклады от командиров субмарин. Лодки совершали нападение в надводном положении, самостоятельно выбирая цели и имея полную свободу действий. Максимальной эффективности такая атака достигала, если субмарине удавалось прорваться за охранную линию эскортных кораблей и оказаться рядом с конвоем или внутри него.

Я долго думал, почему именно такая тактика приносила наибольший успех. Потом в мемуарах командира немецкой субмарины, одного из немногих, кто воевал с 1941 года до конца войны и остался живой, Вернера Герберта, прочитал, что кораблям охранения, которые обычно располагались вокруг  конвоя, в ночное время,  при множестве взрывающихся торговых судов и танкеров,  трудно заметить невысокую рубку субмарины,  плавающей среди судов конвоя в позиционном положении.  Радары и гидролокаторы не помогают найти  такую лодку. У командира же атакующей лодки хороший обзор, лучше, чем в перископ,  лодка может идти под дизелями быстрее, чем в подводном положении, и экономить электроэнергию, которая потребуется в дальнейшем, когда в подводном положении лодка будет уходить от преследования кораблями охранения конвоя. 

Почему тактика получила такое название?

Как ни удивительно, сами немцы никогда не называли подобную тактику «волчьей стаей» — они именовали её Rudeltaktik, что можно перевести как «групповая тактика» или «тактика стаи».

Термин Wolfpack, или «волчья стая», использовался англичанами. Тактика групп немецких подлодок действительно напоминала действия стаи волков: для серых хищников характерны преследование жертвы, зов вожака и безжалостное растерзание добычи в итоге. Впрочем, не стоит считать это название свидетельством романтичности англичан — скорее это был жёсткий британский прагматизм.

Любопытно, что следом и немецких подводников стали именовать «серыми волками» (англ. grey wolves). Такой термин можно часто встретить в англоязычной исторической и художественной литературе.

Проблема Дёница была в том, что на начало войны его силы составляли 57 субмарин, из которых лишь два десятка подходили для действий в океане. Поэтому о формировании «волчьей стаи» в сентябре 1939-го он мог только мечтать. Кригсмарине заблаговременно вывели свои лодки в Атлантику, растянув их в линию от Ирландии до Гибралтара уже в конце августа. Главной задачей для подводников было отловить как можно больше одиночных судов. Но действовать они могли только в рамках призового права, которое не допускало атак «купцов» без предупреждения и досмотра.

Конвои в Атлантике появились с первых дней войны. Великобритания, помня о печальном опыте прошлого, в этот раз старалась избежать его повторения. Так что цели для «волчьей стаи» были — не было сил, чтобы эту «волчью стаю» сформировать. Всё изменилось в октябре 1939-го. После возвращения лодок из Атлантики, где они ловили «купцов»-одиночек, Дёниц решил послать их в следующий поход с конкретной целью — групповая атака конвоя.

Сначала командующий рассчитывал, что «стая» будет состоять из десяти лодок VII и IX серий. Однако его надежды были слишком оптимистичными. После массового сентябрьского выхода Дёницу удалось наскрести для этого всего шесть субмарин. Первая «волчья стая» должна была состоять из трёх «семёрок» (U- 45, U- 46, U- 48) и трёх «девяток» (U- 37, U-40, U- 42). Тактическое руководство группой на месте поручили опытному командиру U- 37 Вернеру Хартману. Все шесть «немок» вышли в море в первой половине октября. Напасть на конвой им так и не довелось. Неприятности для них начались сразу, и повинен в этом был сам Дёниц. Так как U-40 вышла последней, командующий послал её в Атлантику коротким путём — через Ла-Манш. В результате 13 октября субмарина подорвалась на мине и погибла. В тот же день «стая» лишилась и второй лодки — U-42. «Девятка» опрометчиво завязала артиллерийскую дуэль с одиночным транспортом, и появившиеся эсминцы потопили её.

Тем временем Дёниц нашёл цель для своей первой «волчьей стаи» — англо-французский конвой KFJ-3, шедший из Великобритании на Ямайку. Он сообщил о нём своим командирам, ещё не зная о гибели двух упомянутых лодок. В результате конвой смогла атаковать только U- 45 — остальные лодки к нему не успевали. Четырнадцатого октября стальной акуле удалось потопить два крупных судна, и KFJ-3 распустили. Возмездие последовало сразу же. На «немку» начали охоту британские эсминцы, которые её и потопили. Но вскоре для немцев всё же наступила белая полоса. Семнадцатого октября U- 46 обнаружила другой конвой — HG-3. На «зов» подлодки к каравану судов устремились пришедшие U- 48 и U-37, которые отправили на дно три судна на 24 467 брт, что сложно было назвать убедительным свидетельством успеха групповой тактики.
 Потопили бы и больше, если бы не неисправность большинства выпущенных торпед.  После этой атаки первая «волчья стая» прекратила своё существование, и субмарины взяли курс на базу.

Сколько было «волчьих стай»?

За время войны немцы сформировали около 250 «волчьих стай». Подавляющее большинство из них действовали в Северной Атлантике, но подобная тактика применялась немецкими лодками также в Арктике и на Средиземном море. Срок действия отдельной «волчьей стаи» не имел временного стандарта и мог длиться от нескольких суток до нескольких месяцев. Количество лодок в группе варьировалось от 2–4 до 20–30 субмарин.

Штаб немецких подводных сил с 1940 года предпочитал присваивать группам лодок персональные названия. Благодаря этому стало возможно вывести статистику формирования «волчьих стай» по годам войны. 12 июня 1940 года Дёниц сформировал две группы лодок для действий против конвоев, назвав их «Прин» (Prien) и «Рёзинг» (R;sing). Это были первые «волчьи стаи» с октября 1939 года. Они получили свои названия по фамилиям командиров U-47 и U-48, руководивших группами на месте действия.

В сентябре-октябре и декабре 1940 года Дёниц сформировал ещё несколько безымянных групп лодок, осуществивших очень удачные нападения на английские конвои НХ-72, SC-7, HX-79 и HX-90, вошедшие в историю как «ночи длинных ножей» в Атлантике. Результатом этих атак стало потопление 54 судов общим тоннажем 301 346 брт, включая британский вспомогательный крейсер «Форфар» (HMS Forfar).

В течение 1941 года в Северной Атлантике действовало 26 «волчьих стай», каждая из которых теперь имела персональное название. Также в конце этого года в Арктике была сформирована первая группа лодок для атак полярных конвоев союзников, доставлявших в Мурманск и Архангельск грузы для СССР, получившая название «Улан» (Ulan).

Благодаря новым лодкам, вступавшим в строй во второй половине 1941 года, количество боевых субмарин в 1942 году резко выросло. Кроме этого, у Дёница появились «дойные коровы» — субмарины снабжения XIV серии, использование которых существенно увеличивало автономность боевых лодок во время похода. В итоге в 1942 году в Атлантике, Арктике и Средиземном море против конвоев действовали уже 64 «волчьих стаи».

1943 год стал пиковым и переломным в подводной войне немецких лодок против судоходства союзников. В это время с конвоями сражались 116 групп лодок. В марте 1943 года произошла так называемая величайшая конвойная битва, в ходе которой «волчьи стаи» нанесли тяжёлые потери четырём конвоям союзников: на дно пошли 38 судов общим тоннажем 226 432 брт и один эсминец. Но уже в мае ситуация изменилась. Немецкие субмарины несли большие потери от сил ПЛО союзников, и Дёниц был вынужден временно прекратить действия лодок в Северной Атлантике, отведя их на юг. Попытка вернуть «волчьи стаи» в Северную Атлантику в сентябре 1943 года не увенчалась успехом. Поражение немцев в подводной войне стало очевидным.

В 1944 году прекратились действия «волчьих стай» против североатлантических конвоев союзников. В течение первых трёх месяцев в Атлантике действовало 11 групп лодок, которые, неся большие потери, не добились успеха. Последней «волчьей стаей» в Атлантике стала группа «Пройссен» (Preussen), состоявшая из 31 лодки. С 22 февраля по 22 марта 1944 года она сумела потопить одно торговое и одно десантное судно, а также три эскортных корабля, но потеряла восемь субмарин. Сочтя это полным провалом, Дёниц решил свернуть операции «волчьих стай» в Атлантике до вступления в строй новых лодок XXI серии.

После этого штаб подводных сил формировал группы лодок для действий только против арктических конвоев союзников. Всего же за 1944 год было сформировано 36 «волчьих стай», из которых большинство действовало в Арктике.

В 1945 году в Арктике против конвоев были задействованы три группы лодок. Последняя из них — «Фауст» (Faust) — состояла из девяти лодок и действовала на подходах к Мурманску. С 16 апреля по 1 мая 1945 года лодки этой группы смогли потопить английский фрегат, потеряв две субмарины.

Чем отличались «волчьи стаи» от других групп лодок?

«Волчьи стаи» — это временные группы лодок, которые создавались для нападения на конвой в определённом месте. Имя собственное присваивалось им во время выполнения определённой задачи в отношении определённого конвоя или конвоев. Название группы могло меняться, если была необходимость перегруппировать лодки и перенацелить их для выполнения другой боевой задачи: из одной большой группы создавалось несколько меньших или, наоборот, из нескольких малых группы — одна большая.

Кроме «волчьих стай» штабом подводных сил создавались именные группы лодок, сформированные для действий в определённом районе или для выполнения конкретных заданий. Так, например, известные группы субмарин IX серии «Айсбэр», «Монсун» и «Нойланд» создавались для действий у Кейптауна, на Дальнем Востоке и в Карибском бассейне. К совместным действиям против конвоев они не привлекались и к «волчьим стаям» отношения не имеют.

Самые успешные «волчьи стаи»

Группу лодок «Вест» (West) можно признать самой результативной «волчьей стаей» за время войны. С 8 мая по 20 июня 1941 года её субмарины атаковали 10 конвоев и потопили 33 судна общим тоннажем 191 414 брт. Из 23 лодок этой группы была потеряна только одна U-110. Потеря эта, правда, стала очень болезненной: лодку захватили англичане, которые в числе прочего нашли на ней шифровальные материалы для военно-морского кода «Энигмы».

Второй по результативности «волчьей стаей» можно признать группу лодок «Вествалл» (Westwall), действовавшую с 8 ноября по 16 декабря 1942 года во время высадки союзников в Северной Африке. Этой группе удалось потопить 9 судов общим тоннажем 89 054 брт из состава пяти конвоев. Кроме этого, лодки «Вествалл» отправили на дно эскортный авианосец «Эвенджер» (HMS Avenger) и плавбазу эсминцев «Гекла» (HMS Hecla). Из 20 субмарин этой «волчьей стаи» была потеряна только одна.

Третье место занимает группа лодок «Айстойфель» (Eisteufel), действовавшая в Арктике с 21 июня по 12 июля 1942 года против печально известного конвоя PQ-17. После роспуска последнего субмарины «Айстойфеля» пустили на дно 13 судов общим тоннажем 83 019 брт. Среди немецких «волчьих стай» это лучший результат по уничтожению судов из состава одного конвоя.

Четвёртой по результативности считается группа лодок «Страйтакст» (Streitaxt), действовавшая в Атлантике с 20 октября по 2 ноября 1942 года. Тогда 10 лодкам этой группы удалось успешно атаковать конвой SL-125, потопив 12 судов общим тоннажем 80 005 брт. За время своего существования группа «Страйтакст» никаких потерь не понесла.

Пятёрку лидеров среди самых успешных «волчьих стай» в Битве за Атлантику замыкает безымянная группа из семи лодок, которая в буквальном смысле разгромила конвой SC-7. В ночных атаках с 16 по 19 октября 1940 года субмарины группы потопили 20 из 30 судов конвоя. Отправленный ими на дно тоннаж составил 79 592 брт.

Кроме этого, любителю военно-морской истории стоит знать, что:
• самой большой «волчьей стаей» была группа лодок Panther, сформированная в октябре 1942 года (в её состав входило 34 субмарины);
• одной из самых неудачливых «волчьих стай» была группа «Дроссель» (Drossel), действовавшая в Атлантике с 29 апреля по 15 мая 1943 года; группа атаковала три конвоя и сумела потопить всего три судна, потеряв при этом 7 лодок из 13;
• с августа 1942 по март 1944 года подлодка U-92 поочерёдно входила в состав 20 «волчьих стай», что является абсолютным рекордом среди немецких субмарин в Атлантике;
• командир U 454 капитан-лейтенант Буркхард Хаклендер (Burckhard Hackl;nder) вместе со своей лодкой был участником 19 «волчьих стай» в Арктике и Северной Атлантике.

В завершение рассказа о «волчьих стаях» хотелось бы отметить следующее. Групповая тактика немецких лодок была хорошим средством в борьбе с конвоями в Атлантике, но её полномасштабное использование началось с большим опозданием. Только в 1942 году немецкий флот получил достаточно субмарин для создания постоянного прессинга на маршрутах конвоев.

В результате это привело к тому, что до 1942 года малочисленные группы немецких лодок лишь иногда «покусывали» конвои союзников, порой добиваясь в этом тактических успехов. Но при попытке достичь стратегического успеха в 1942–1943 годах «волчьи стаи» потерпели поражение, безуспешно пытаясь перерезать нити судоходных маршрутов в Северной Атлантике.

Упущенное немцами время союзники использовали с толком. Получив ряд тяжёлых уроков, они успели хорошо подготовиться и дали отпор «серым волкам». Развитие авиации ПЛО и радиолокационной техники сделало применение Rudeltaktik бессмысленным, так как нахождение подлодки на поверхности стало для неё смертельно опасным делом. Кроме того, чтение союзниками радиограмм немецкой военно-морской «Энигмы» позволяло им знать большинство ходов противника наперёд.

Насколько успешными были действия «волчьих стай», свидетельствует статистика. Согласно данным английского историка Арнольда Хэга (Arnold Hague), за время войны союзники сформировали и провели 27 892 конвоев, в составе которых прошли 322 483 судна. Немецким субмаринам удалось с разной долей успеха атаковать всего 684 конвоя и отправить на дно 1737 судов из их состава, то есть от действий «волчьих стай» пострадали чуть более 2% конвоев союзников.

В 1940 году Дёниц подсчитал, что если его субмарины будут топить в таком же темпе и дальше, потребуется 200 подлодок, чтобы топить в год судов на 8 миллионов брутто/тонн, и прервать снабжение Англии.  Но он не учел, что в "Битву за Атлантику" включатся США с огромным промышленным потенциалом.  На верфях США будут строиться транспорта типа "Либерти" в огромных количествах (построено 2500 судов), а также конвойные авианосцы, самолеты с которых вначале загонят "волчьи стаи" под воду, а потом станут самым опасным врагом субмарин. И хотя Германия произвела свыше 1000 подлодок за годы войны, но 75% их было потоплено, а из 40 тысяч подводников 30 тысяч нашли покой на морском дне. Ни один вид вооруженных сил не нес таких потерь, как немецкий подводных флот.


Рецензии