Сад во время зимы
1. Когда я смотрю зарубежные фильмы, особенно – американские, мне интересно наблюдать,
как в некоторых эпизодах, изображающих сцены прощания с умершими перед их кремацией,
близкие и друзья ''именинника торжества'' играют музыку, поют песни и читают стихи, которые
он любил. Атеисты скажут, что это маразм. А верующие, признающие Иисуса Христа Богом,
знают, что усопший всё слышит, и душа его радуется от приятных звуков музыки и поэзии.
Православное отпевание проходит иначе. Гроб с новопреставленным рабом Божиим стоит
в церкви во время Литургии, его душа молится вместе со всеми перед тем, как произойдёт
отпевание. И чин отпевания тоже доступен душе, хотя тело, в котором она ещё не так давно
обреталась, уже недвижимо.
2. Если бы я не была православной, посещающей богослужения Русской Церкви, я бы хотела,
чтобы у моего гроба звучала скрипка или виолончель, м.б. скрипичный квартет. Стихов не
надо. Даже Пушкина. Мало кто хорошо читает стихи. Однако я очень хочу и молюсь Богу,
чтобы меня отпевали и хоронили по православному обряду. Надеюсь, впрочем, ещё пожить,
сколько отмерит мне Всемилостивый Бог. Ничего странного в этом нет, в том, что я заранее
думаю, какие последние моменты на земле запомнит моя душа, разлучившаяся с моей
бренной плотью. Memento mori.
3. Во время Великого поста я стараюсь найти время для чтения Псалтыри святого Ефрема
Сирина, чью великопостную молитву знает каждый, кто в эти дни посещает церковь. «Любовь
Твоя влечёт меня к Тебе, Спаситель, хвала жизни моей»; «Неправда наша гораздо сильнее
молитв наших»; «Блажен, кто при высокой жизни имеет смиренный образ мыслей: он
подражает Христу и с Ним будет восседать в славе»; «Горе нам! В какие живём мы времена?
В какую пучину зол зашли мы? Отцы наши вошли в пристань жизни, чтобы не видеть им
скорби и соблазнов, постигающих нас за грехи наши. Они венчаются, а мы дремлем, спим
и предаёмся самоугодию»…
4. У Игнатия Брянчанинова есть замечательная духовная проза, носящая название «Сад
во время зимы». Святой описывает своё пребывание в Площанской пустыне (монастыре),
что в Орловской епархии: «И поныне там, в саду, стоит уединенная деревянная келья,
в которой я жил с моим товарищем. В тихую погоду, в солнечные ясные дни выходил я на
крыльцо, садился на скамейку, смотрел на обширный сад. Нагота его покрывалась снежным
покрывалом, кругом всё тихо, какой-то мёртвый и величественный покой. Это зрелище
начало мне нравится: задумчивые взоры невольно устремились, приковываясь к нему, как
бы высматривая в нём тайну…».
5. ''О чём бы ни шла речь – о православном сознании, русской идее, преобразовании
общества, осмысления бытия, - отечественные мыслители прежде всего пытались раскрыть
феномен человека. Они полагали, что без постижения того, что составляет сущность
личности, нельзя продвинуться к обсуждению других вопросов. Такое персоналистическое
устремление в европейской философии отсутствовало. Заметное отличие русской
философии от западной проявлялось также в её религиозной окрашенности''. Игнатий
Брянчанинов был строгим ревнителем аскетической традиции. Он оставил множество работ,
в которых пишет о смирении, терпении, сосредоточении, самоотвержении.
6. Старец Игнатий размышляет о том, что зимний сад открылся ему внезапно, как книга
природы. «Эта книга, данная для чтения первозданному Адаму, книга, содержащая в себе
слова Духа, подобного Божественному Писанию. Какое же учение прочитал я в саду?
Учение о воскресении мертвых /…/ Если бы мы не привыкли видеть оживление природы весною,
то оно показалось бы нам вполне чудесным, невероятным». Нынешняя зима выдалась
малоснежной. Неподалёку с нашим многоквартирным домом есть сквер с небольшими
прудами, в которых, как только становится теплее, плавают утки и селезни. А напротив наших
окон – школьный двор, часть которого засажена дикими яблонями – они по весне цветут
розоватыми лепестками. Зимой деревья в снегу прекрасны!.. Снега нет, но они ещё не
проснулись. Так хочется Пасхи и Воскресения!..
Свидетельство о публикации №220031400051