Сад во время зимы

(записи из блокнота)

1. Когда я смотрю зарубежные фильмы, особенно – американские, мне интересно наблюдать,
    как в некоторых эпизодах, изображающих сцены прощания с умершими перед их кремацией,
     близкие и друзья ''именинника торжества''  играют музыку, поют песни и читают стихи, которые
     он любил. Атеисты скажут, что это маразм. А верующие, признающие Иисуса  Христа Богом,
     знают, что усопший всё слышит, и душа его радуется от приятных звуков музыки и поэзии.
     Православное отпевание проходит иначе. Гроб с новопреставленным рабом Божиим стоит
     в церкви во время Литургии, его душа молится вместе со всеми перед тем, как произойдёт
     отпевание. И чин отпевания тоже доступен душе, хотя тело, в котором она ещё не так давно
     обреталась, уже недвижимо. 

2.  Если бы я не была православной, посещающей богослужения Русской Церкви, я бы хотела,
     чтобы у моего гроба звучала скрипка или виолончель, м.б. скрипичный квартет. Стихов не
     надо. Даже Пушкина. Мало кто хорошо читает стихи. Однако я очень хочу и молюсь Богу,
     чтобы меня отпевали и хоронили по православному обряду. Надеюсь, впрочем, ещё пожить,
     сколько отмерит мне Всемилостивый Бог. Ничего странного в этом нет, в том, что я заранее
     думаю, какие последние моменты на земле запомнит моя душа, разлучившаяся с моей
     бренной плотью. Memento mori.

3.  Во время Великого поста я стараюсь найти время для чтения Псалтыри святого Ефрема
     Сирина, чью великопостную молитву знает каждый, кто в эти дни посещает церковь. «Любовь
     Твоя влечёт меня к Тебе, Спаситель, хвала жизни моей»; «Неправда наша гораздо сильнее
     молитв наших»; «Блажен, кто при высокой жизни имеет смиренный образ мыслей: он
     подражает Христу и с Ним будет восседать в славе»; «Горе нам! В какие живём мы времена?
     В какую пучину зол зашли мы? Отцы наши вошли в пристань жизни, чтобы не видеть им
     скорби и соблазнов, постигающих нас за грехи наши. Они венчаются, а мы дремлем, спим
     и предаёмся самоугодию»…

4.  У Игнатия Брянчанинова есть замечательная духовная проза, носящая название «Сад
     во время зимы». Святой  описывает своё пребывание в Площанской пустыне (монастыре),
     что в Орловской епархии: «И поныне там, в саду, стоит уединенная деревянная келья,
     в которой я жил с моим товарищем. В тихую погоду, в солнечные ясные дни выходил я на
     крыльцо, садился на скамейку, смотрел на обширный сад. Нагота его покрывалась снежным
     покрывалом, кругом всё тихо, какой-то мёртвый и величественный покой. Это зрелище
    начало мне нравится: задумчивые взоры невольно устремились, приковываясь к нему, как
     бы высматривая в нём тайну…».

5.  ''О чём бы ни шла речь – о православном сознании, русской идее, преобразовании
     общества, осмысления бытия, - отечественные мыслители прежде всего пытались  раскрыть
     феномен человека. Они полагали, что без постижения того, что составляет сущность
     личности, нельзя продвинуться к обсуждению других вопросов. Такое персоналистическое
     устремление в европейской философии отсутствовало. Заметное отличие русской
     философии от западной проявлялось также в её религиозной окрашенности''. Игнатий
     Брянчанинов был строгим ревнителем аскетической традиции. Он оставил множество работ,
     в которых пишет о смирении, терпении, сосредоточении, самоотвержении.

6.  Старец Игнатий размышляет о том, что зимний сад открылся ему внезапно, как книга
     природы. «Эта книга, данная для чтения первозданному Адаму, книга, содержащая в себе
     слова Духа, подобного Божественному Писанию. Какое же учение прочитал я в саду?
     Учение о воскресении мертвых /…/ Если бы мы не привыкли видеть оживление природы весною,
     то оно показалось бы нам вполне чудесным, невероятным». Нынешняя зима выдалась
     малоснежной. Неподалёку с нашим многоквартирным домом есть сквер с небольшими
     прудами, в которых, как только становится теплее, плавают утки и селезни. А напротив наших
     окон – школьный двор, часть которого засажена дикими яблонями – они по весне цветут
     розоватыми лепестками. Зимой деревья в снегу прекрасны!.. Снега нет, но они ещё не
     проснулись. Так хочется Пасхи и Воскресения!..


Рецензии