Заметка о литературной иронии в связи с чтением кн

Заметка о литературной иронии в связи с чтением книги Геннадия Матвеева «Пилсудский»


В какой-то момент при чтении книги «Пилсудский» читатель обнаруживает фамилию Невядомский. Невядомский – это человек, застреливший первого президента Габриэля Польши Нарутовича в 1922 году – через несколько дней после вступления Нарутовича в должность.

Фамилия «Невядомский» не очень распространенная.

Однако она встречается в повести Юрия Трифонова «Обмен». «-- Да! Вот с кем вам надо -- с Невядомским! … Все надо было делать очень срочно. И удалось, вы знаете, замечательно удалось! Вот он вам расскажет. Правда, у него были зацепки в райжилотделе. Словом, так: он успел оформить обмен…,-- перевез тещу, получил лицевой счет, и через три дня старушка померла».

Ранее мы высказывались о Юрии Трифонове как представителе великолитовской – восточно-республиканской – русской – советской литературы… («Русская литература - Советская литература – Российская литература. Новые идеи. Очерк проблем истории литературы» - 14 декабря 2019 г.)

Возможно, в фигуре Невядомского из «Обмена» Юрия Трифонова скрыта некая литературная ирония.

Однако, это не единственная фамилия, встретив которую, читатель может ощутить некоторую иронию.

Например, в книге Геннадия Матвеева мы встречаем такие фразы: «… на польско-советском фронте успех в те дни [1919] сопутствовал польской армии. Советское руководство, для которого главную угрозу в это время представлял уроженец Царства Польского и сын матери-польки Антон Иванович Деникин, располагало в Белоруссии ограниченным количеством не самых боеспособных частей. (…) Для Пилсудского взаимодействие с «земляком» Деникиным, поборником «единой и неделимой России», было неприемлемым. (…) …от боевого взаимодействия с белыми, в частности, в августе 1919 года, во время похода Деникина на Киев, Пилсудский отказался.».

Продолжаем чтение… «И вновь, как в свое время в Белоруссии и на Виленщине [малая родина Пилсудского], в действие вступила логика войны. Советская сторона не только не запросила немедленного мира, но и попыталась компенсировать неудачу на Правобережной Украине наступлением Западного фронта, которым с весны 1920 года командовал недавний поручик царской армии, выходец из смоленской шляхты Михаил Николаевич Тухачевский».

Уважаемый автор биографии Михаила Тухачевского «земляком» , вроде бы, не называет… … Упоминает одну из значительных работ Юзефа Пилсудского «1920 год. По поводу работы М. Тухачевского „Поход за Вислу“» (работа Пилсудского увидела свет в 1924 году).

Много вопросов и проблем разделяло и Пилсудского, и Деникина, и Тухачевского, и многих других… Возможно у всех у них было, все же, одинаковое  желание - жить нормальной человеческой (европейской) жизнью…

Какая-то ирония ощущается и в такой фразе из книги «Пилсудский»: «Что уж совсем удивительно для восточноевропейского политика, бывший террорист не использовал своего пребывания у власти для личного обогащения и не позволял этого своему окружению.»…


14 марта 2020 г. 12:11


Рецензии