Сказ про оптимальное решение

     События, о которых я хочу рассказать, произошли в те стародавние годы, которые сегодня принято называть "оттепелью". О Сталине ещё помнят и говорят, но уже не сильно боятся... Дело происходило в каком-то отдалённом уголке безбрежного таёжного океана. Одна национальная автономия, населённая условными "тунгусами", жила своей автономной жизнью и вести с Большой земли доходили сюда с опозданием и искажениями. Селения аборигенов были разбросаны по огромной территории и, как правило, связь между собой поддерживали неуверенную и весьма эпизодически. Можно сказать, что в качестве почтальонов использовались попутные медведи и зайцы, а неутомимая птичка дятел заменяла радио... Цивилизация ещё не затронула эти места и проявлялась в виде изредка пролетающего вертолёта, а немногочисленные лесосеки наметили что-то типа  жиденькой "дорожной сети" в виде направлений для лесовозов.

     Одним словом, первородная глухомань, о которой родное советское правительство ещё бы сто лет не вспоминало... Но, где-то далеко на севере, люди нашли огромные запасы природного газа. Помимо всего прочего, природный газ - это большие валютные поступления в казну, а с этим наши правители никогда не шутили... Надо было как-то этот самый газ доставить к западной границе СССР. И придумали умные люди проложить газопровод от месторождения до пограничной станции через провинцию, заселённую нашими "тунгусами". А, что такое "проложить газопровод" в реальности? Широченная полоса выжженной земли, которая больше ни подо что не пригодна. Это не шутки, когда подобная трасса проложена у тебя под боком и нарушает весь  многовековой жизненный уклад твоего народа. Впрочем, в те времена всё решалось очень просто - если появилась государственная необходимость, то пищи - не пищи, а будет так, как сказали дяди из Москвы. Если уж затапливали исторические города в Центральной России, неужели кто-то будет горевать о судьбе каких-то полудиких инородцев, которые и так скоро вымрут.

     Более того, никто и не знает, что территория, по которой проляжет планируемая магистраль, заселена. Принципиальное решение о строительстве газопровода принято, а вы там в этой тайге сами разбирайтесь, как осуществить на практике высочайшее повеление. А поскольку, денег на всевозможные грандиозные государственные проекты не жалели, то любые переигровки и уточнения проекта допускались и отдавались на откуп низовым исполнителям. Реальных денег, конечно, на "местах" не видели, но "двигать" проект по местности представлялось вполне допустимым делом.
 
     И, вот, в составе одного передового отряда геологоразведочной партии был и наш будущий преподаватель, а тогда ещё зелёный выпускник славного МИИГАиКа. Сборная команда из геологов и геодезистов проводила изыскания на местности по маршруту планируемого газопровода. Шли по тайге, шли и наткнулись на селение, которое не было обозначено ни на одной используемой ими карте. И так выходило, что и само селение "тунгусов" и их охотничьи угодия расположились на самом оптимальном направлении. Строго говоря, на данном участке таких "оптимальных направлений" было несколько, и возможность обойти селение без ненужных эксцессов была... Никто бы и не заметил, если бы трасса отклонилась на несколько километров вправо или влево. Но наши первопроходцы - естествоиспытатели решили поиграть в "богов" и придумали многоходовую комбинацию, которая и вошла в исторические анналы под условным названием "Хочешь жить - умей вертеться".

     В принципе, по суровой действительности тех лет, никаких вопросов не было - проведём измерения, а через месяц бульдозеры всю эту красоту приведут в горизонтальное положение с требуемой точностью согласно плану. Никто и не заметит, что аннулирован посёлок, который и так нигде не учтён. Ответственные решения принимаются в высоких кабинетах серьёзными людьми, но наши ребята были людьми безответственными и несерьёзными, поэтому на общей сходке группы было принято решение, в конечном счёте, удовлетворившее все заинтересованные стороны. Впрочем, если бы вымирающая народность узнала бы об истинной подоплёке своего чудесного "спасения", то уверен, что наших предприимчивых героев разобрали бы на амулеты... Поговаривали, что в тех краях каннибализм ещё не был искоренён до конца...

     Сыграть нужно было на "тоненького" и каждый должен быть естественен в своей искренности, любая фальшь моментально могла обернуться самой неприятной стороной. И дело даже не в персональных проблемах - на кону стояло большое государственное дело, которое могло пострадать в результате накладок по ходу осуществления махинации. Не будем забывать, что в каждом советском коллективе (как не крути, наши пионеры - советский коллектив, а не шайка лесных разбойников) был свой партийный активист. Не будем говорить о стукачестве - суровые производственные будни в разведывательном отряде мигом всё ставили на свои места. Понятия советского патриотизма и интернационализма в те годы не являлись пустым звуком, и многое значили для простого человека. Слегка обозначенный геодезический анархизм немного смягчал строгость партийной дисциплины, но любой прокол мог закончиться очень печально...

     С высоты сегодняшних лет мои современники, избалованные техническим прогрессом, могут и не знать некоторых нюансов тогдашних изыскательских работ и бытовых условий в разведывательных отрядах, надолго оторванных от основной партии. Какие-то консервы и спички с компасом были, но в случае непредвиденной задержки в лесу, когда забредаешь "по самые ягодицы" и прочего форс-мажора рассчитывать приходилось исключительно на собственную смекалку. Устойчивая связь (спутники только-только появились и служили в качестве красивой декорации) и всё остальное заменялось выдаваемым ружьём с патронами. Никакого смеха - всё очень серьёзно... Волков и медведей никто не "отменял", ну, и свежее мясо для пропитания добывать чем-то надо... Почти, как во времена Ермака Тимофеевича приходилось крутиться, только без откровенного криминала... Тайга большая, места глухие и помощи ждать неоткуда. Известно же, кто местный прокурор...

     В двух словах о сути придумки. Нужно зайти в поселение и всем своим видом сымитировать бурную деятельность по проведению геодезических работ, которая должна убедить аборигенов в серьёзности их положения. Местное население должно быть поставлено перед фактом, что пришельцы реально способны самым трагическим образом повлиять на всю их жизнь, но при определённых условиях  возможно внесение соответствующих корректив... Простыми словами, нужно вызвать "тунгусов" на контакт и убедить их выполнить условия, которые, положа руку на сердце, вполне необременительны для них и не должны вызвать излишней агрессии.

     Очень бы мне хотелось посмотреть на эту встречу представителей двух миров! Хотя бы одним глазком... Наверное, именно так Миклухо-Маклай и знакомился со своими папуасами. Препод - очевидец, конечно же, в душе романтик и большой фантазёр, не скупился на краски, но неоднократно подчёркивал, что сравнение "открытых" ими для цивилизованного мира таёжных обитателей с дикарями не совсем корректно. Отсутствие их посёлка на топографических картах указывало на общую безалаберность и неразбериху в местных органах власти и недостаточное информационное обеспечение производимых работ. "Белых людей" они уже видели, более того, отдельные представители даже понимали по-русски, и с ними можно было вести осмысленный диалог. Осмысленный диалог с местными жителями - это, без сомнения, хорошо, но... Под большим вопросом оказалась сама идея задуманной авантюры! Стало очевидно, что вариант обмена "стеклянных бус на остров Манхэттен" здесь не "выгорает". Нужно придумывать новые интонации в переговорах и однозначно отказаться от нахрапистого продавливания.

     Ребята со всем своим оборудованием и очень "ответственными" выражениями на лицах вышли из тайги, на, как им показалось, главную площадь селения и развернули всю свою измерительную "музыку"... Для себя отметили, что представительство органов советской власти ничем не выражено. И самое большое жилище занимает не какой-нибудь сельсовет с красным флагом, а непонятная шаманская, что ли...

     Несколько приободрившись таким началом, ребята с воодушевлением продолжили имитацию бурной деятельности. Вскорости к ним вышла делегация, возглавляемая то ли шаманом, то ли просто образованным старцем, способным к "международному" общению. В свою очередь, со стороны изыскателей, попутно вытирая "трудовой" пот со лба, на встречу поспешил парторг группы, давно уже разагитированный личным составом.

- Здравствуйте, дедушка! - парторг приступил к прощупыванию собеседника.
- И тебе не хворать... - на неожиданно чистом русском языке последовал ответ.
- Мы здесь немножко пообмериваем и уйдём, - в голове геодезиста шёл лихорадочный мыслительный процесс. Старичок-то оказался совсем не "диким" и мог порушить все планы! Надо "подключать" Станиславского...
- А вы, кто? - "шаман" и на самом деле оказался не таким простым "папуасом".
- Мы - передовой отряд геологоразведочной партии. Проводим измерения будущей трассы газопровода. Проведём природный газ в ваш посёлок! - решил сказать полуправду парторг. Для более изящного вранья не было подготовленного текста.
- А можно провести ваш газопровод немного в стороне, а не через село? - слегка встревожился местный.
- Уважаемый! Газопровод - государственный... И у нас есть план...

     Дальше разговор перешёл в разряд неприятной беседы, в которой стороны вынуждены "тянуть друг из друга жилы". Местная интерпретация "сказки о белом бычке". Вперемешку с анекдотами, "решался" вопрос о самом существовании посёлка, когда одна сторона восприняла известие о трассе на полном серьёзе.

     В ходе переговоров выяснилось, что местный лидер в совершенстве владеет и вторым русским языком. Он с филигранной точностью применял непристойные идиоматические построения, прекрасно осознавая значение каждого слова. В свою очередь, наш мастер - речевик, поднаторевший драть глотку на партсобраниях, быстро распознал в старике родственную душу. И "обмен мнениями" постепенно вошел в нужное для геодезистов русло.

- Кто начальник вашей партии!? - попытался угрожать "учёный тунгус".
- А вы не знаете?  - ответил сообразительный парторг и, очевидно, стал автором известного анекдота. А на деле-то, совсем не смешно...
- Я буду жаловаться!
- Пока вы доберётесь до "начальника партии" здесь как раз закончится "нулевой" цикл работ. К Вашему, уважаемый дедушка, возвращению местность изменится до неузнаваемости. Но я уверен, что мы сможем договориться к обоюдному удовольствию. Вы сохраните свой дом, а мы проведём свою работу в соответствии с планом.

     "Вождь" какое-то время ещё держал парторга в напряжении, возмущался и угрожал всевозможными карами, но было понятно, что "лёд тронулся" и рискованная затея удалась.

     Всё лето группа везунчиков - авантюристов жировала на местных харчах, ведя трассу "в обход" и "спасая" туземный посёлок. Ещё немного и могло показаться, что языкастый парторг мог бы вытребовать у запуганных аборигенов какие-нибудь беличьи шкурки... Или же, наоборот, вся группа пропала бы без вести... Места глухие, дикие... Тайга...

      А трасса газопровода пролегла там, где и должна была быть проложена - по безлюдным местам... Вот, как относиться к подобному устному творчеству? А к практической его основе? Повторю, подобных историй в геодезической среде ходит множество.


Рецензии