Рабочий посёлок

     Сознательно выделил события этого дня в отдельный рассказ. Слишком уж примечательной получилась череда событий, которая сложилась в великолепную иллюстрацию одного из видов возможного соседства. Один день из жизни подростков в рабочем посёлке глазами советского московского школьника. В преломлении через призму соседства.

     Для меня это был удивительный опыт, который случился один раз в жизни. На целые сутки я был выдернут из привычного окружения и помещён в среду совершенно нового соседского социума со своими нормами и правилами. Каждый мой шаг в этом посёлке являлся для меня шагом в неизведанное пространство. Дивное и непонятное путешествие со старшим двоюродным братом в качестве поводыря.

     Я был вручён ему в качестве туриста с прицелом ознакомления меня с местными достопримечательностями, которых в общепринятом значении этого слова здесь не было. Надо было найти их туземный эквивалент. Поскольку, этот день я запомнил навсегда, можно утверждать, что брат с этой непростой задачей справился блестяще. Мне было лет десять, ему -  тринадцать. Какие развлечения в посёлке соответствовали нашим возможностям? Как выяснилось, они были навалены щедрой кучей, нужно было только нагнуться и подобрать.

     Перво-наперво, парк аттракционов, который к моему удивлению был оборудован выше всяких похвал. Время стояло смурное, неухоженное, на носу висела "перестройка"... Но всевозможные карусели допетровских годов функционировали вполне исправно, и местные дети были довольны. Если местные дети довольны, то и мне сойдёт, решил я опрометчиво. Залезли мы на одну такую центрифугу, привязались цепями и долго - долго крутились... Потом все дружно блевали в ближайшей рощице... Также дружно, как и залезали на карусель, словно, это были две составляющие одной забавы, о которых все знали и были к ним готовы. Суровая действительность скорчила мне рожу и заставила по-другому посмотреть на местный контингент. Более пристально, что ли. Без предвзятости и стереотипов.

     А здесь живут совсем не простые ребята, как мне показалось с первого взгляда! Сколько раз можно накалываться с этим дурацким "первым взглядом"! Он всегда оказывается неверным и ошибочным! Простота нравов спокойно межевалась с экстримом и стойким принятием всех сопутствующих невзгод.

     Кое-как оклемавшись после парка культуры и отдыха, мы решили прогуляться по местному леску. Что делает обычный человек во время прогулки по лесу? Он спокойно гуляет по тропинкам, дышит свежим воздухом, ну, пописать ещё может, если приспичило. У нас была намечена более насыщенная программа. Мы пошли в этот лес с одной целью - валить деревья голыми руками! Честно говоря, я не знал, что так можно делать, но мгновенно был переубеждён в своём заблуждении. Без особого напряжения брат повалил одно дерево, потом второе... Я уже перестал удивляться в этом непредсказуемом посёлке, чему бы то ни было. Только попросил раскрыть секрет такого чуда. Всё очень просто - в этом лесу было много стоящего на корню сушняка, который только внешне казался устойчивым. Со стороны это представлялось, наверное, сказочным зрелищем. Два великана валят столетние сосны забавы ради! Тоже интересная шутка...

     Покуражившись таким не банальным образом, через этот лес мы вышли в другую часть посёлка. Здесь располагался автовокзал, рынок и бурлила местная светская жизнь. Я обратил внимание, что среди народа мельтешат ребята моего возраста в значительном количестве. Причём, мельтешат не, просто так, в маете от безделья, а все целенаправленно сориентированы в конкретные точки, равномерно рассредоточенные по привокзальной площади. Я спросил у брата, чем конкретно вызван этот феномен и получил туманный и для меня непонятный ответ.

     Оказывается, вся мелкотня стремилась в помещения, где прокручивались видеофильмы! Я, если честно, не знал, что это такое. Нет, про видеомагнитофоны я уже слышал, но, ни разу не видел, как они работают. Мы направлялись в один такой видеосалон на просмотр заграничного фильма под названием "Кобра" с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Кто это такой и почему все говорят о нём с придыханием я, конечно, не знал. Для меня он так и остался "сервизом столовым", как метко выразился один из посетителей салона - наш сосед по просмотру.

     Я почему-то понял, по глухим косвенным признакам, что всё это мероприятие носит полуподпольный характер и вести себя нужно, как можно тише. Как будто нас тут кто-нибудь нежелательный может услышать, спугнуть. Милиционеры на площади совершенно равнодушно прогуливаются и разгул криминала в лице нашего сборища разгонять не собираются.

     Набилось нас человек тридцать в какой-то подвал с трубами на потолке к полу-цветному телевизору "Рекорд". Я, по незнанию, уселся на первый ряд под самый телевизор, экран которого имел отрицательный угол обзора. Толком ничего не увидел и не услышал, только глаза вывернул наизнанку и уши свернул в трубочку. Сплошные помехи и хрипение продолжались полтора часа. Все "любители кино" уже офигели, с нетерпением ждали окончания "криминального сеанса". О фильме ничего сказать не могу, но сама атмосфера таинственности и скрытности запомнилась. Вроде, как на шпионском задании побывал. Прикольно...

     Домой возвращались уже под вечер на поселковом автобусе - "скотовозе". Без билетов и в состоянии повышенной готовности выскочить в любую минуту. Отличный выдался день. Ко многому можно привыкнуть, но к этому ритму жизни, вряд ли... Соседи тоже, на любителя...  Ребята постарше после видеосалонов и каруселей переключаются на качалки, тоже подвальные. Потом - местные банды, которых множество и все районированы по интересам. Шумно, как-то. Веселье какое-то нездоровое. Зато перспективы вполне определены и конкретно очерчены: путяга, армия, завод... или зона. В большой мир, где соседи не такие сплочённые, прорываются немногие. И эти счастливчики больше сюда не возвращаются...


Рецензии