Глава IX Непоправимое

***

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.

Саади


Ирка снова была невестой. Но в этот раз всё было по-другому. И этому были причины. Её жених - настоящий мужчина. Не нытик или непризнанный гений, который искал в жене опору, а трудолюбивый, талантливый и ответственный человек. Который обожал невесту и сдувал с неё пылинки. Мне всё напоминало нашу с Кириллом свадьбу. Ирка решила пойти по проторенной дорожке и не рисковать. Тот же ЗАГС, в том же ресторане... Вот только врач не советовал ей сейчас менять климат и отправляться в свадебное путешествие. Пришлось отложить на некоторое время. Ирка мечтала побывать в Японии. Я свою мечту уже осуществила и соприкоснулась с Древней Элладой.

С родителями Игоря мы расстались, как с родными. Они были до того деликатны, что мы порой забывали об их присутствии. Приглашали нас в Англию в Оксфорд. Мы обещали как-нибудь выбраться. Новобрачные провели "медовый месяц" - два дня - на даче. Их оставили одних, и они вкушали все прелести дачной жизни в новом статусе.

Кирилл разбаловал меня, и я уже думать не могла об общественном транспорте. Скоро мой день рождения, и муж намекнул на какой-то большой и нужный подарок. Очень надеюсь, что это не новая плита или кофеварка. Но на большее я не смела надеяться. Откуда такие деньги? Эти мысли пронеслись в моей голове, когда я втискивалась в опоздавший автобус. Кирилла вызвали на работу слишком рано - экстренный случай.

Вернулась семейная пара - Алла и Матвей. Они были полны энтузиазма. За неделю съездили в деревню к родственникам. Проводили время вместе. Не ссорились. Матвей стал помогать по дому - пылесосил.  По вечерам делились событиями дня за совместным ужином. Сходили вдвоём в кино. Начали разговаривать, а не скандалить. В общем, протаптывали новые пути-дорожки друг к другу. К счастью, это ещё была не выжженная ненавистью земля, а только присыпанная снегом и скованная морозом.

 - Всё это замечательно, - похвалила я. - Но не стоит забывать, что это непрекращающийся процесс. Если вам вдруг покажется, что всё и так прекрасно, и вы решите расслабиться и отдохнуть. Не напрягаться. Иначе может случиться рецидив. Ещё раз повторюсь - работать над собой надо каждый день. Ведь новый день приносит свои проблемы, неприятности, события. Приходится прилагать усилия, чтобы не сорвать на ком-либо плохое настроение. Не упрекнуть в чём-то, если навалится усталость. Если всё идет не так, как нам бы хотелось, то становится не до проблем другого человека. Самому бы со своим разобраться. Или наоборот - всё хорошо, и хочется расслабиться, не вникать в сложности близкого человека, чтобы разделить его неприятности.

 - Что же делать? - спросил Матвей. На лице у него читалось: ” Во что я ввязался?”

 - Помните о внутренних ресурсах? Они у вас есть. Мотивация - тоже.. Не опускайте руки, а идите вперёд к счастливой и гармоничной семейной жизни. Она в ваших руках, как вы могли убедиться.

 - Это правда. Спасибо. Мы будем стараться.

- Но помните о безусловном приятии друг друга. Никто и ничто не идеально. У вас будут ещё сложные моменты, но вы сможете преодолевать их достойно.

 Пара ушла, и у меня осталось хорошее чувство. Надежда? Наверное...

 Вошла секретарь Женя. На лице смущение.

 - Там пришла девушка. Она не записана на сегодня. Но на завтра не хочет. Просит принять.

 - Посмотрим... - я взглянула на расписание. Обед, а потом сразу клиент.

 - Хорошо, проси. И купи мне, пожалуйста, салат с креветками и авокадо.

 Женщина очень нервничала. Её руки постоянно теребили сумку. Поза напряженная, как будто ждёет нападения.

 - Присаживайтесь. Как ваше имя?

 - Можно анонимно?

 - Можно.

 - Хочу посоветоваться. Мы с мужем живем каждый своей жизнью. И я собираюсь подать на развод. Но хочу, чтобы младшая дочь поступила в ВУЗ.

 - Понимаю. Но у вас есть какие-то сомнения?

 - С каждым днём он всё агрессивней. Может быть, лучше не ждать? Просто боюсь, что он будет устраивать скандалы, выяснять отношения, втянет детей. Тогда дочь завалит экзамены. Сейчас он срывается только на мне. А потом неизвестно, как всё пойдёт. Сыну девятнадцать, а девочке только семнадцать.

 - Вам надо продержаться до августа примерно?

 - Да. У него есть любовница. И казалось бы он должен быть только рад. Но ведёт себя порой не адекватно.

 - Он вас бьёт?

 - Редко. И не остаётся следов. С таким разбираться не будут. Да и не могу пока...

 - Вы должны быть очень осторожны. Не провоцируйте его. Старайтесь поменьше контактировать. Постоянно прислушивайтесь к своей интуиции. Следите за его настроением. Если почувствуете угрозу, то бегите из дома. К друзьям, к родным, куда угодно. Я вас очень прошу, если будет опасно, то не ждите и подавайте на развод. Обращайтесь в полицию, посоветуйтесь с адвокатом. Пусть лучше ваша дочь поступит в следующем году, чем случится что-то непоправимое. Вы понимаете?

 - Да. Простите, что без записи к вам прорвалась. Но мне надо было с кем-то поговорить. Окружение ненадёжное. Кто-то может проговориться.

 - Это ничего.. Но вы обязательно сразу звоните в полицию или просто бегите из дома. Интуиция - -важная вещь. Не отмахивайтесь от чувства тревоги и опасности.

 Клиентка ушла. Женя принесла салат. Но я  теперь не могла заставить себя поесть. Тревога за женщину стояла в горле и не давала проглотить ни кусочка. Что-то было в её ситуации очень плохое. И я даже не знаю её адреса, телефона...

 Остальную часть дня можно было только слушать и иногда вставлять слово. Некоторым клиентам надо просто выговориться. Была дочь олигарха. Которой надоело всёе делать, как требуют родители. Иначе лишат средств. А работать девице не хотелось. Пришла старая дама - генеральша, которая разогнала своих родных придирками, а теперь не с кем было поговорить. Не со старушками же у подъезда!

 Кирилл заехал за мной. Я сразу выложила ему все  свои тревоги. Даже не спросила, как прошла операция. Он умеет успокаивать меня одним своим прикосновением. Всё показалось не таким страшным.

Но утром тревога снова забила набат в моём мозгу. В груди ощутила холодок, как при падении вниз...

Не успела войти в нашу приемную, как секретарь сообщил мне о следователе, который ожидает меня в кабинете.

 - Елена Александровна, вы давно видели Нину Морозову?

 - У меня нет клиентов с таким именем.

 - В её сумочке была ваша визитка. Взгляните на фотографию.

 - Вчера ко мне пришла женщина без предварительной записи. Анонимно. Но я её приняла и ...

 - Я не из налоговой, Елена Александровна. Мы расследуем убийство.

 Нащупав стул, я села, и автоматически стала выкладывать папки и бумаги из своего портфеля. Стояла такая тишина, что в голове зазвенело. Мне показалось, что я теряю сознание.

 - Выпейте воды, - услышала я голос следователя.

 - Простите. Мне уже лучше. Она советовалась по поводу развода с мужем. Хотела дождаться осени, чтобы всё это не повлияло на поступление младшей дочери. Мне показалось, что она боится мужа и уж точно опасается его агрессии. Я посоветовала быть осторожной и при первых признаках агрессии или чувстве тревоги бежать из дома и обратиться в полицию.

 - Соседи поздно вечером вызвали полицию. Их испугали страшные женские крики.

Полиция прибыла быстро. На месте был арестован муж женщины. Он покалечил её металлической трубой. Забил почти до смерти. Она прожила ещё два часа в больнице.

 Снова появился звон в ушах. Раньше я не была такой слабонервной. Может быть, я беременна? Бедная Нина...

 - Ваше свидетельство нам не нужно пока. Достаточно письменных показаний. Для полноты картины. Он не может отрицать очевидное.

 - Он что-то сказал?

 - Да. Она вернулась поздно. Конечно, от любовника. Он стал на неё кричать, обвинять. Жена заговорила о разводе. Он схватил трубу, которая почему-то лежала на кухне и стал её избивать. Бил до приезда полиции.

Следователь ушёл, а я сидела, оглушённая этой новостью. С трудом удерживала себя от звонка Кириллу. Это похоже на зависимость. Ведь раньше я как-то справлялась со своими проблемами. Так что со мной теперь? Так нельзя. Закрыв глаза, начала расслабляющую гимнастику. Впереди был рабочий день. Мне нельзя развалиться на кусочки.

 В перерыве я смогла выпить кофе с бисквитом. От остального меня мутило. Послала Женю в аптеку за тестом. Нет. Не беременна. Нервы. Надо искать себе психолога. Такое стремительное эмоциональное выгорание ненормально.

 Полезла в Гугл. Вот оно! Статья о профессиональном эмоциональном выгорании. Автор - мой профессор. Он читал у нас лекции два семестра на втором курсе. Мы год учились по его учебнику. Я хотела писать у него диплом, но опоздала. У него уже было несколько дипломников, как сказала мне секретарь в деканате. Обращаться к нему напрямую я не решилась. Восхищение, которое я испытывала к нему, вновь ожило. Фамилия редкая, поэтому в телефонной книге нашла без труда.

- Алексей Алексеевич, здравствуйте! Я бывшая ваша ученица, но вы, вероятно, не помните. Я ничем особенным не выделялась. Воропаева Лена...

- Я всех своих студентов помню, Лена. Вы были способной девочкой. Жаль, что не писали у меня диплом. Какое у вас дело ко мне?

- Хотела посоветоваться. Я работаю и попался сложный случай. Как раз по теме вашей последней статьи.

- Завтра вечером я свободен, приезжайте, если вас это устраивает.

Ещё бы! Я вообще была готова к отказу. Кто я такая? Всего-навсего бывшая студентка. Ему сейчас ближе к семидесяти. Я ничего о нём не знаю. Судя по статье, он ещё полон сил. Он поможет.


Рецензии
Да, с такой профессией нужно следить за собой в плане эмоционального выгорания. Случаев в практике психолога автор описывает много, все разные, каждый требует именно своего подхода. Хорошо, что Лена попадет на приём к профессионалу и вовремя.

Удачи автору и творческого настроения! :-))

Глафира Кошкина   10.04.2020 16:10     Заявить о нарушении
Да, решила ввести еще одну сюжетную линию. Индивидуальный подход - главное в таком деле. В педагогике тоже, но там,увы, больше рамок и ограничений.
Спасибо за отзыв.

Розалия Цех   11.04.2020 03:55   Заявить о нарушении