Лезгинский революционер Абдурахман Исмаилов
В 1916 году наступил переломный период в жизни Абдурахмана. Блестяще выдержав конкурсные экзамены, он стал студентом Московского высшего коммерческого училища. Здесь он становится близким другом У.Д. Буйнакского (1890–1919), И. Алиева, Г. Саидова и других дагестанцев – студентов высших учебных заведений. Это был период Первой мировой войны, когда усилились разногласия между различными политическими партиями по вопросам войны, мира и революции. Эти и другие вопросы стояли в центре внимания дагестанского землячества студентов в Москве. Вместе с У. Буйнакским Исмаилов часто выступал по этим вопросам с большевистских позиций. Они говорили о необходимости превращения империалистической войны в гражданскую.
Учился Исмаилов в г. Москва недолго, так как за революционные выступления его исключили из училища, и он был вынужден вернуться в Дагестан. В мае 1917 года по инициативе У. Буйнакского и при активном участии А. Исмаилова в г. Темир-Хан-Шура (ныне г. Буйнакск) было создано дагестанское просветительско-агитационное бюро. Цели и задачи бюро были изложены в программной статье, опубликованной в газете «Время», издававшейся в г. Темир-Хан-Шура.
«Мы хотим дать возможность народу вникнуть в смысл и значение происходящего, хотим подготовить население к учредительному собранию, разъяснить аграрный вопрос в интересах трудового земледельца…», – говорилось в статье. В разъяснениях этих программных положений, в период перехода от первого этапа революции ко второму большую роль сыграл и А. Исмаилов. Он выступал не только среди горожан и крестьян, особенно Самурского округа.
А. Исмаилов принимал активное участие в событиях, происходивших в Дагестане в дни Октябрьской революции. 2 мая 1918 года в областном центре – г. Темир-Хан-Шура провозгласили Советскую власть. В состав Дагестанского областного военно-революционного комитета вошли У. Буйнакский, Д.А. Коркмасов (1877–1937), М. Дахадаев (1882–1918), А. Исмаилов и другие организаторы, и руководители борьбы трудящихся Дагестана за советскую власть.
При активном участии Абдурахмана Исмаилова в мае 1918 года в г. Темир-Хан-Шура была создана городская большевистская организация, председателем которой избрали 20-летнего А. Исмаилова, как опытного и политически подкованного партийного работника. Одновременно он являлся заместителем заведующего продовольственным отделом областного Военно-революционного комитета.
В мае в освобожденных городах и аулах Дагестана началось выдвижение кандидатов в Советы. От фракции коммунистов в Темир-Хан-Шуринский Совет был избран А. Исмаилов. Состоялось торжественное открытие городского Совета рабочих, земледельческих и красноармейских депутатов. Первым выступил председатель городской большевистской организации А. Исмаилов.
В сентябре 1918 года временно пала Советская власть в Дагестане. Ушли в подполье все партийные и советские работники, в том числе и А. Исмаилов. В конце сентября 1918 года Абдурахман тайно направился в Самурский округ, в родное село Балуджа (со слов родственников это было последнее пребывание А. Исмаилова в родном селе). 2 октября 1918 года А. Исмаилова в числе других арестованных коммунистов бичераховцы отправили из порт-петровской тюрьмы на пароходе в Закаспийский край. Часть заключенных оставили в красноводской тюрьме, а другую часть отправили в ашхабадскую тюрьму, среди которых оказался Абдурахман Исмаилов.
Под давлением требований рабочих 27 ноября 1918 года в местной газете «Голос Средней Азии» появилось сообщение об освобождении из тюрьмы условно под гласный надзор эсеровской милиции Исмаилова, Косицина, Полинина и других заключенных. Однако на свободе они были недолго. С первых дней освобождения они установили связь с местными большевиками и включились в борьбу за Советскую власть. В декабре 1918 года в Ашхабаде состоялся митинг с антиправительственными лозунгами. В митинге активное участие принимал А. Исмаилов. За выступление на митинге с большевистскими лозунгами и за призыв к населению не воевать против большевиков все освобожденные, в том числе А. Исмаилов, были вновь заключены в тюрьму. В свою очередь бакинские рабочие потребовали освобождения политических заключенных из ашхабадской и красноводской тюрем.
27 марта 1919 года в газете «Голос Средней Азии» появился список освобожденных, в котором значился и А. Исмаилов. В апреле 1919 года А. Исмаилов вернулся в Дагестан и сразу окунулся в подпольную революционную работу. Это был период, когда английские оккупанты жестоко расправлялись с революционными выступлениями рабочих и крестьян Дагестана.
В апреле 1919 года английское командование арестовало в г. Порт-Петровск (ныне г. Махачкала) освобожденных из ашхабадской тюрьмы: А. Исмаилова, Полинина, Луциковича, Хренова и других. Это вызвало возмущение в рабочих массах. В апреле 1919 года состоялось собрание правления профсоюзов. Рассмотрев резолюции профессиональных союзов текстильного производства, торгово-промышленных служащих, грузчиков, служащих почты и телеграфа, металлистов, бондарей по поводу ареста Исмаилова, Полинина, Луциковича, Хренова, собрание постановило командировать в г. Темир-Хан-Шура к Горскому правительству М. Кайтукаева, В. Яковлева с наказом требовать освобождения революционеров. Упорная борьба рабочих Дагестана завершилась победой. Английское командование было вынуждено освободить арестованных большевиков и в их числе А. Исмаилова.
В день освобождения из тюрьмы Исмаилов становится членом подпольного Дагестанского комитета партии. Он снова разворачивает революционную деятельность против националистического Горского правительства, английских оккупантов и белогвардейского отряда Пржевальского, обосновавшегося в г. Порт-Петровск. Под руководством обкома в Дагестане были организованы первые революционные, молодежные организации. Сплотив местных большевиков У. Буйнакский, А. Исмаилов и их товарищи принимают меры к усилению связи Дагестана с партийными организациями Астрахани, Северного Кавказа и г. Баку.
Весной 1919 года влияние подпольного Дагестанского Обкома партии распространятся на предгорные и горные районы. Вместе с У. Буйнакским А. Исмаилов организовал партийные группы и партизанские отряды в Черкее, Кадаре, Кумторкале, Доргели, Эрпели, Нижнем Казанище, Нижнем Дженгутае для проведения подпольной работы в войсках Горского правительства. Военный совет должен был координировать действия всех организаций, утвердить детальный план вооруженного восстания. 13 мая 1919 года в Кумторкале в конспиративной квартире состоялось заседание Дагестанского областного комитета РКП(б) и Военного Совета для обсуждения вопроса о вооруженном свержении Горского правительства.
Однако осуществить этот план не удалось. О заседании подпольного Обкома узнали полицейские ищейки. Военный министр Горского правительства генерал Минкаил Халилов (1869–1935) послал к дому, где происходило заседание, карательный отряд. Дом был окружен, а участники заседания арестованы. Генерал Халилов передал их военно-шариатскому суду. Суд состоялся 10 июля 1919 года. Главным обвинителем выступил член военно-полевого суда прокурор полковник Н.Н. Басин, который требовал членам подпольного Обкома высшей меры наказания – расстрела. В состав судебного заседания входили: председатель суда – полковник Омар Пиралов; члены суда – Гебек-хан Аварский, Ибрагим-Кади Кадиев, полковники: Доногуев и Нахибашев; секретарь суда- Малиновский. Суд проходил в г. Петровске (г. Порт-Петровске).
Среди богатейших фондов дореволюционного периода ГКУ «ЦГА РД» в документах архивного фонда Петровского Исправительного арестантского отделения Дагестанской области, города Порт-Петровск сохранились резолюция и копия приговора Главного Военно-шариатского суда от 13 июля 1919 года.
По постановлению суда обвиняемым: Уллубию Буйнакскому 28-ми лет, Абдул-Вагабу Гаджи-Магома оглы 30-ти лет, Абдурахману Исмаилову 19-ти лет, Саиду Абдул-Халимову 24-х лет, Меджиду Али 26-ти лет, Муртузали Османову 39-ти лет, Абдул-Рашиду Меджидову 45-ти лет, Шамилю Рашкуеву 22-ух лет, Джемалуддину Дайгибову 42-ух лет, Абулаву Абакарову 45-ти лет, Ассадулле Ибрагим оглы 50-ти лет, Шах-Мирзе Мамакай оглы 65-ти лет, Хадижат Мустафа кизы 30-ти лет были предъявлены обвинения в содействии войскам Советской республики в ее военных действиях против Добровольческой армии и союзных с ней войск, агитации в пользу Советской республики, организации Красной армии, принятии мер к переходу на сторону большевиков воинских частей Петровского отряда Добровольческой армии и лишения города Петровска возможности защиты от неприятеля, тем, что «испортили подъемные краны для гидропланов и пытались вынуть замки из орудий английских батарей и увести упряжных артиллерийских лошадей», организации весной отряда красных для нападения на г. Петровск.
Из всех арестованных, которые проходили по данному делу, виновными были признаны: Уллубий Буйнакский, Абдул-Вагаб Гаджи-Магома оглы, Абдурахман Исмаилов, Саид Абдул-Халимов, Меджид Али оглы.В отношении подсудимых – Муртузали Османова и Абдул-Рашида Меджидова суд нашел недоказанными предъявленные им обвинения в отношении первых семи преступлений и постановил признать их виновными в принадлежности к партии коммунистов, ставящих своей целью свержение существующего в государстве общественного строя, и подвергнуть их лишению всех прав состояния, ссылке, каторжным работам сроком на четыре года. Подсудимых: Шамиля Рашкуева, Джамалуддина Дайгибова, Абдулава Абакарова, Ассадуллу Ибрагим оглы, Шах-мирзу Мамакай оглы и Хадижат Мустафа кизы за недоказанностью обвинения оправдали. Уллубия Буйнакского, Абдул-Вагаба Гаджи-Магома оглы, Абдурахмана Исмаилова, Саида Абдул-Халимова, Меджида Али оглы приговорили к смертной казни через расстрел, с предварительным лишением всех прав состояния.
Сразу после огласки приговора судом было озвучено также постановление, в котором говорилось о ходатайстве перед Правителем Дагестана о смягчении наказания пятерым осужденным и замене приговора о смертной казни большевиков на каторжные работы без срока, принимая во внимание, что подсудимые: Уллубий Буйнакский, Абдул-Вагаб Гаджи-Магома оглы, Абдурахман Измаилов, Саид Абдул-Халимов, Меджид Али оглы благодаря всеобщей разрухе могли быть вовлечены в совершенное ими преступление неблагоприятным для них стечением обстоятельств и в виду того, что они являются людьми недостаточно знакомыми с правилами ислама и шариата, не уяснившими себе, что ислам и шариат совершенно не допускают большевизма и не мирятся с ним, суд постановил ходатайствовать о замене всем им смертной казни каторжными работами без срока. Несмотря на то, что судом было возбуждено ходатайство о смягчении наказания относительно приговоренных к смертной казни большевиков, 16 августа 1919 г. в 4 часа утра на станции Темиргое все пятеро были расстреляны.
Автор: ‘Али Албанви
ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК
БУЙНАКСКИЙ, УЛЛУБИЙ ДАНИЯЛОВИЧ (1890–1919) —революционный деятель Дагестана начала XX века.
ДАХАДАЕВ, МАГОМЕД-АЛИ (1882–1918) — общественно-политический деятель Дагестана начала XX века, большевик. Его имя носит город Махачкала.
КОРКМАСОВ, ДЖЕЛАЛ-ЭД-ДИН АСЕЛЬДЕРОВИЧ (1877–1937) — государственный и общественный деятель, дипломат и публицист.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
БАЛУДЖА — покинутое лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана.
ЗАКАСПИЙСКАЯ ОБЛАСТЬ — административная единица в Российской империи, существовавшая в 1854–1919 годах. Административный центр — г. Ашхабад. Область учреждена 6 мая 1881 в составе Ахалтекинского, Красноводского и Мангышлакского уездов. Передана в ведение Туркестанского генерал-губернатора 26 декабря 1897.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Канувшие в бессмертие!». 100 лет со дня расстрела членов Дагестанского подпольного обкома РКП (б) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/ao2YtC, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.02.2020). — Яз. рус.
2. Шахбанов Н. Жизнь, отданная за счастье народа [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/ao2OCM, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.02.2020). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №220031501163