Мнение дилетанта
_____________________________________________________
( Критика на статью Людмилы Гармаш )
ДИАЛЕКТИКА ВРЕМЕНИ И ВЕЧНОСТИ В
ПРАВОСЛАВИИ
Цитата:
«Если смысл нашей жизни лежит в этом тленном физичес-
ком мире – мы выбираем время, если же цель жизни – под-
готовить себя, к жизни будущей, стяжать Дух Святой, чтобы
войти в Царствие Небесное – то мы выбираем вечность».
Заметка:
Стоит ли так пессимистично оценивать этот физический мир,
подаренный нам Божией любовью, если и Мир бытия Все-
ленной, тоже не вечен.
Даже если мы выбираем устремление в вечность, то это
устремление остаётся в реальной земной жизни, как её цель
и именно здесь на земле.
Цитата:
«Время существует в ограниченном пространстве: там, где
есть начало, там – предполагается окончание. От начала до
конца идёт время».
Заметка:
Необоснованная и неточная формулировка, ни с позиции
науки ни с позиции философии. Если понятие начала вме-
щает множество сложных логических категорий, то понятие
конца, возможно, содержит их ещё больше.
Цитата:
«Предначертания или образы Мира существуют в Боге пред-
вечно».
Заметка:
Это недоказуемое и непроверяемое декларированное утвер-
ждение. Так же можно декларировать, что мировой план в
Боге был лишь в потенции, в вероятности, но не в конкре-
тике. В истории мира были такие события, как грехопадение,
потоп, Боговоплощение, Искупление и немало других судь-
боносных её проявлений. Но если всё это, было предначерта-
нием, тогда – в чём вина людей?
Цитата:
«Возникнув из ничего, тварной мир начинает изменяться, и
это изменение порождает эффект времени»
«По окончании земной истории, когда наступит «тот неизме-
римый и непротяжённый предел времени», «последняя и
крайняя вершина, после которой не останется ничего», мир
переступит черту, за которой времени уже не будет.
(Отк. 10.6.). «Тогда же… произойдёт разложение всего на
элементы (стихии), и при преложении целого соизменится и
человеческое, из тленного и землистого в бесстрастное и
вечное» вся тварь, включая видимый мир, приобщится к
Божественной вечности.
Заметка:
Здесь во многом противоречивая логика.
Безусловно, изменения мира, если имеется в виду движение,
порождает эффект времени. Но тогда и разложение элемен-
тов, (то есть изменение ещё в большей степени) должно
дать тот же эффект. Если конечно под этим разложением не
мыслится полное исчезновение материи. Но если это так,
тогда что тленное и землистое станет беспристрастным и
вечным. Далее можно сказать следующее:
Такой акт сопоставим с сотворением, повторно, всего Мира
бесстрастного и вечного. Но вечный мир, а значит мир без
времени существовать не может, так как вне времени мо-
жет существовать только Бог. Или нужно предполагать, что
мир сольётся с Богом, но это в свою очередь, противоречит
тому, что Богу чужд даже и преображённый Мир. Творец
неравнозначен никакому Миру.
Цитата:
«…Вечность есть Бог».
Заметка:
Любая конкретизация понятия сущности Бога только лишь
обедняет саму себя, ни сколько не приближаясь к истине.
Вечность в Боге, но вечность не сущность Бога. Так же
как истина – это Бог, но Бог – это не истина. Красота – это
Бог, но Бог – это не красота. Сущность Бога определить не-
возможно. Тварь может войти в состояние вечности, но не
может стать вечностью. Условие и состояние абсолютной
вечности в Боге, а пребывание твари в условиях и состоя-
нии вечности, относительное, зависимое от воли Творца и
может осуществляться только в Нём.
Цитата:
«В трудах свв. Григория Богослова и Василия Великого,
проводиться отчетливая граница между вечностью Божест-
венной и вечностью тварной. Основанием для их противо-
поставления является соотнесение их со временем. Однако
сопоставимой со временем может быть лишь тварная веч-
ность…».
Заметка:
Тварная вечность – это ничем и никак необоснованное дек-
ларативное понятие. Определяется это тем, что тварь какая
бы она ни была, материальная или духовная, всегда изме-
няема, а значит всегда в движении. Но там где есть дви-
жение, там не может отсутствовать время, а там где есть
время, там не может быть состояния вечности. Это объяс-
няет, что предположить реальность сущностно-наполненной
тварной вечности, как категории с какой-либо отдельной и
конкретной (Бытийной) топографией, положительно невоз-
можно. Проще говоря, ни рая, ни ада в отсутствии времени
(движения) быть не может, так как теряется их тварная сущ-
ность, а так же возможность награды и воздаяния, как со-
бытийных актов, требующих наличия времени. Но при усло-
вии присутствия в них времени теряется вечность, что обес-
смысливает присутствие там, условия вечности и бессмертия
человеческой души.
Цитата:
«Если Бог живёт в вечности, эта живая вечность должна
превосходить противопоставление движения времени и не-
подвижной вечности».
Заметка:
Да, это возможно только для Бога. И это, как постулат или
аксиома, которые не нуждаются ни в объяснении ни в дока-
зательстве. Если выразиться точнее – вечность, это Его сос-
тояние.
Цитата:
«Тварная вечность есть, по Дионисию Ареопагиту, «непод-
вижное время или вечно длящееся мгновение» и некоторым
образом сопоставима со временем».
Заметка:
Тварная вечность объясняемая, как неподвижное время – это
сугубо надуманное и фальшивое понятие, созданное для
дисциплинирующего религиозного эффекта. Это красиво ска-
зано, но столь, же нелогично, как светлая тьма или прошед-
шая вечность.
Цитата:
«Действительно, Псевдо - Деонисий Ареопагит и Максим
Исповедник считали, что в сфере ангелов могут происхо-
дить своего рода количественные изменения, рост, преуспе-
яние, которые не приводят к качественным сдвигам и появ-
лению новых сущностей».
Заметка:
Если считать, что в среде ангелов происходят, только коли-
чественные изменения, тогда возникает вопрос, как можно
объяснить духовное падение ангелов? Разве изменение ду-
ховного состояния, это не качественное изменение? К при-
меру, падший Денница.
Цитата:
«Божественная вечность в представлении Отцов Церкви не
есть временная бесконечность или длительность без начала
и конца, которую можно мыслить как некую неоконченную
линию, при этом рассматривая историю мира как отрезок
этой линии, ограниченный началом творения, с одной сто-
роны, и концом света, с другой.
Как отмечал Владимир Лосский, если Бог живёт в вечности,
эта живая вечность должна превосходить противопоставле-
ние движущегося времени и неподвижной вечности».
Заметка:
В данном суждении можно высказаться более пространно.
Состояние Божественной вечности и история Мира, не име-
ют никакой связи. История Мира не вставлена, в Божествен-
ную вечность так, как она протекает во времени.
Время может осуществляться, то есть быть, при единствен-
ном условии, если его кто-либо осознаёт. В состоянии Боже-
ственной вечности течения времени нет, но в сознании
Творца оно определяется Его мышлением, которое не меняет
состояние Его вечности, но трансформируется в реальное
Бытие. Отсюда время в мысли Творца, являет собой состо-
явшуюся и исполненную полноту. Поэтому в Боге, время
всегда в настоящей его фазе. Но при этом, ни Бог во време-
мени, а время в Боге. Творец, не отнимая свободу человека,
не осуществляет исторических событий, но допускает веро-
ятность огромнейшего их многообразия, осознавая конечный
результат, как Свою мысль в настоящем времени.
И всё же необходимо признать, что никакая логика объясне-
ния этого вопроса не может претендовать на окончательную
истину.
Далее, лишь предположить, можно следующее:
1. Божия Мысль воплощается в Слово – (сотворение Бытия.)
2. Бытие имеет импульс движения, как данное ему качество.
3. Движение реализуется в событиях.
4. События в движении дают причину восприятия.
5. Восприятие рождает в наблюдателе осознание длительнос-
ти события, то есть времени.
Все эти условия осуществляются в реальности Бытия, а в
Боге, существуют как Его Мысль. Поэтому содержа эти ус-
ловия в себе, Бог имеет полноту движения-времени, но не
подвергаясь изменению остаётся вне времени, а значит в
состоянии вечности.
Можно предположить, что в Боге, таким образом, решается
(антиномия) противоречия между движением во времени и
отсутствием движения, то есть покоем, в состоянии вечности.
Разрешение такого условия возможно только в Боге, оно
не может состояться ни в какой товарности, ни в духовном
субъекте ни в их сообществе, уже потому, что тварность не
равно-свята с Богом.
Вечность, это не Сам Бог – это Его состояние. Бог не живёт
в вечности так, как если бы Он жил в вечности,
то по необходимости условия, вечность должна бы была
существовать отдельно от Бога и до Него. Поэтому вечности
как ототдельной категории не существует.
Попытки хотя бы частично уровнять Бога и тварность, не-
логичны, беспринципны, и целенаправленно конъюнктурны в
своей основе. К вопросу, не лишним будет заметить,
что человеческие знания не очень-то ещё разобрались,
что такое движение и время так, что рассуждать о вечности,
по меньшей мере, проблемно.
_________________________
Сопутствующее дополнение по теме
Если внимательнее посмотреть на построение первого стиха
книги Моисея – Бытие с позиции филологии, то возникает
вопрос направленный уже в область христианской космоло-
гии, а затем и герменевтики.
Прежде всего, нужно сказать об однозначной по своей
структуре построения, фразы первого стиха. По смыслу она
не разделяет акт творения неба и земли на два события,
то есть сначала на сотворение неба, а затем на сотворение
земли.
Слова Моисея звучат так: В начале сотворил Бог небо и
землю. (Быт. 1.1.)
Союз - (и), здесь является смысловым объединением произо-
шедшего события. То есть небо и землю одним актом тво-
рения, а не поэтапно. И это вполне укладывается в необхо-
димую логику Бытия так, как материя (твердь) не может
существовать вне пространства и времени. Иными словами,
она должна в чём-то находиться. Поэтому пространственно-
временной континуум Бытия, возникает мгновенно и в пол-
ноте своей меры и потенции развития. Отсюда слово небо,
по логической необходимости, должно обозначать ни что
иное, как пространственно-временную категорию Мироздания
Вселенной.
Если же стоять на позиции традиционного толкования ут-
верждающего, что небо – это некая тварная вечность, то есть
мир ангелов, тогда земля (твердь) остаётся непонятно где и
в чём. При этом определение толкователями Ветхого Завета,
земли как мира видимого, то есть Вселенной как таковой,
так же содержит ошибочность утверждения так, как основ-
ная миро-образующая категория является невидимой. И преж-
де всего, невидимой, является пространственно – временная
категория, вне которой положительно не может существо-
вать материя. Это единство и доказывает сотворение неба и
земли единым актом и в единстве связи.
А во-вторых, и сам мир ангелов, хотя и не имеющий ника-
кой физической величины, но все, же должен определяться
хотя бы какой - то топографией по отношению к Бытию.
Тем более, что впоследствии, от мира ангелов, была отделе-
на принадлежность Сатане, которая по учению церкви имеет
своё отдельное определение. Собирательно, всё это ориен-
тирует к выводу о том, что Царствие Небесное, как мир
ангелов, так и преисподняя, как «мир» Сатаны, существуют
по слову Христа внутри нас; и будучи духовными сущнос-
тями, уже никак не могут являться компонентами структу-
ры физического Бытия.
Евангелист Лука, так определяет слова Христа:
«…и не скажут: вот оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Цар-
ствие Божие внутрь вас есть». (Лк. 17. 21.)
И действительно внутренний диапазон духовного состояния
человека, ещё при жизни варьирует так, что он не редко
ощущает себя ещё здесь на земле, как в раю, так и в аду.
По всей видимости, можно допустить, что мир ангелов – это
мир наших мыслей устремлённых в любви и добре к Богу,
или в гордыне и озлобленности к Сатане. И не исключено,
что мысли воплощаются в видения и уже совсем очевидно,
что они воплощаются в дела.
Последнее, что можно заметить в защиту предлагаемого ва-
рианта, толкования слов Моисея о сотворении Мира, это
отсутствие единого понимания текста с конфессиональных
позиций; так как Тора, являющаяся Священным Писанием
иудаизма в её первом стихе не определяет сотворения ан-
гельского мира. При этом христианские толкователи берут
на себя ответственность утверждать своё понимание изна-
чально нехристианского откровения. Естественно такая пози-
ция вызывает непонимание и вопросы.
_________________________
Свидетельство о публикации №220031501417