Зачем ты ушёл!?

Выборы

Не скажу, что мне нравился или не нравился этот человек, откровенно говоря я не относилась к нему серьёзно.
Это были 90-е, наблюдался бурный всплеск политической активности, и в нашем посёлке молодые мужчины из науки стремились заявить о себе.
Получив хорошее образование в советских вузах, они блистали перед публикой своей эрудицией.
Александр Сергеевич тоже имел «язык без костей», и не смотря на шум в зале и насмешки в его адрес, он всегда продолжал ораторствовать, и казалось, что ничто не может вывести его из себя. Он был ярый «жереновец».
Мне нравился тембр его голоса, а это уже не мало, чтоб запомнить человека.
Мне было за 30-ть, ему тоже. Я – заведовала общежитием, он – инженер научного центра.
Проходили первые многопартийные выборы в стране и выборы в Совет в нашем посёлке.
Коллектив выдвинул мою кандидатуру в депутаты поссовета.
Александр Сергеевич шёл в депутаты поссовета по партийным спискам.
Сначала я ответственно отнеслась к доверию коллектива: свою программу опубликовала в газете, подготовила приличную речь и выступила на слушаньях. Несмотря на то, что кандидатов было много, у меня были реальные шансы победить на выборах по своему округу.
Но… мои успехи на общественном поприще вызывали негодование у мужа, он настойчиво убеждал меня отказаться от борьбы. Я сдалась.
В последние дни перед голосованием написала отказ, и моя фамилия была вычеркнута из списков.
Так я стала рядовой, никому неизвестной жительницей посёлка, таковой и являюсь до сих пор.
Александр Сергеевич стал депутатом поссовета, неосвобождённым помощником мэра по каким-то там делам…

В одном отделе

Общежития не стало, я лишилась работы, перевелась служащей в научный центр и со временем попала в отдел, где работал Александр Сергеевич.
Он оказался человеком нормальным, с ним можно было ладить.
Правда, он любил со мной спорить, оставаясь невозмутимым, «доводил меня до белого коленья». Эти споры касались не работы, а политического устройства, роли коммунистов и религии. Он был антикоммунистом и убеждённым атеистом.
Но потом я поняла, что эти споры, инициируются им, в первую очередь, для собственного удовольствия – по лицезреть на молодую женщину горячо отстаивающую свою точку зрения. В такие моменты он замолкал и давал мне полностью высказаться. Переубедить друг друга нам было невозможно, и я, выпустив пар, уходила из кабинета, т.б. я там всего лишь расписывалась в журналах.
Поняв в чём дело, я сделала себе установку: «Нет, дорогой друг! – обращалась я мысленно к А.С., - Не надейся! Я больше не поддамся на твои провокации. Я прекращу все эти разговоры с тобой».
Так и случилось. Наши отношения выровнялись.

Путаница (или, как я американцев запутывала)

Приступив к работе на новом месте, мне надо было освоить территорию экспериментальной зоны.
На «освоение» отправили меня с коллегой по имени Таня, которая, хоть и храбрилась, но сама эту территорию знала недостаточно.
Нет, вы не подумайте, что всё так просто, и любой работник может туда зайти. Для этого требуется изучить кучу инструкций, сдать экзамены и заходить можно только после приказа и обязательно в сопровождении.
Но в летний период эксперименты прекращаются, зона обрабатывается, открывается, начинаются хозяйственно-ремонтные работы.
Вот в этот период мы и пошли её изучать. Заступив, на её пределы, на наше счастье повстречался Александр Сергеевич, который согласился нас сопровождать.
И началось… Он был здесь, как «рыба в воде», носился так, что мы еле за ним успевали.
Гермодвери, шлюзы, коридоры, мерцающие в темноте лампочки… я потеряла ориентацию в пространстве.
В конце концов прислонилась к стене и взмолилась: «Всё! Баста! Выводите меня отсюда!»

Вскоре у нас проходил семинар, на который съехались представители науки из других городов, а также американцы.
Меня ввели в группу по приёму этих представителей, и главной моей обязанностью в течении недели (или 2-х, уже не помню) было сопровождение американцев по зоне в отведённый для них бокс.
Таня сопроводила меня до этого бокса, я запомнила маршрут, и ежедневно вела американцев строго, не отклоняясь от курса.
Я знала, что отклонись я чуть в сторону - всё – Галя заблудилась. (Сейчас-то мне вспоминать это смешно. Всё хожено-перехожено).
Однажды я забыла ключ от бокса. Я сказала американцам (был среди них переводчик), чтоб они, ради бога, никуда не отходили и дожидались меня.
Дождались.
Позднее я поняла, что водила «бедных» американцев не путям-не дорогам, раза в три удлиняя маршрут.
Видит бог, я этого не хотела.
Но я же из Костромы, а значит есть в нас дух Ивана Сусанина, который так поляков завёл, что никто не вышел, все в болотах сгинули вместе с проводником. Но я -то перед собой таких задач не ставила.

О личном

Александр Сергеевич жил с сыном, жена его когда-то давно сбежала, оставив ему ребёнка.
Возможно, что ему помогала мать и сестра, но они жили не рядом.
Потому воспитывать: будить сына в школу, кормить, одевать, ходить на школьные собрания, справляться с подростковыми проблемами… приходилось А.С. самому
Готовя эту публикацию, я нашла в своём дневнике описание одного дня из моей жизни, где есть строки и о А.С.
«…выхожу утром из дома, перехожу дорогу, возле меня тормозит белая иномарка.
Водитель открывает дверь и приветливо говорит: «Ты хоть мне рада!?»
«Ну, прямо, как в любовном романе, - думаю я, - Но у меня нет любовников».
И я отвечаю: «Вы обознались».
«Ты что, мне не рада!?»
«Да что же он такой дотошный. Или со случайной подружкой провёл ночь, а запомнить её не успел. Видимо, в памяти остались одни очертания, напоминающие мой силуэт».
И я опять хочу открыть рот и повторить, что вы, мужчина, обознались.
И тут я узнаю его, и расплываюсь в улыбке. «Господи, Ляксандр Сяргеич! Неужто вы? - А я вас и не признала».
Оказалось, что это сослуживец, который возвращается домой, после длительного вояжа по сёлам Новосибирской области, в качестве представителя нашего мэра -  кандидата в депутаты Гос. Думы».
Да, был такой эпизод, но он ни о чём не говорит.
Не проявлял ко мне А.С. видимого интереса, т.к. был слишком умён, чтоб не понимать, что шансов у него построить близкие отношения с убеждённой христианкой никаких нет.
Не смотря на непростые отношения с мужем, я хотела одного – мира в своей семье.
Однажды на остановке я что-то рассказывала, выставляя себя, как жену, не в лучшем свете.
А.С. бросил фразу: «Зачем себя так унижать!?».
Я внутренне вздрогнула, поняла, что А.С. не деспот и разбирается в ситуации. (пожалела, что «мой» не таков).

О работе и праздниках

В нашем отделе было 8 человек – 4 мужчины и 4 женщины, все мужчины имели высшее образование, все женщины среднетехническое.
Пожалуй, это был оптимальный вариант создания дружного слаженного коллектива, коим мы и являлись.
А т.к. отдел выполнял контролирующие функции, у каждого человека было своё направление в работе, мало связанное друг с другом, потому каких-либо распрей между нами не было.
Каждый работал на своём этаже, все вместе встречались утром на пятиминутке.
Временами отмечали дни рождения и праздники. Это было чаепитие с тортом.
(Горячительные напитки проносить на работу запрещено, да и коллектив подобрался непьющий.)
Особенно интересно мы отмечали Новый год.
Было весело и непринуждённо, мы с Татьяной заранее готовили простые конкурсы.
Помню А.С. особенно понравился один из моих конкурсов, в котором он участвовал.
Он попросил, чтоб я переписала ему содержание. Я конечно же сразу предоставила ему свои записи этой игры*.
В другой раз на празднование Нового года, пришёл один из замов генерального директора, который курировал нашу службу.
Ему очень понравился праздник, его обстановка, конкурсы и конечно же наш стол.
(Хотя это было нелёгкое время, получали мы мало, выбор продуктов в магазинах был невелик).
Обычно на праздник каждая из женщин приносила что-то, сготовленное своими руками – салат, или, например, торт, как в этот раз сделала я.
Но каждая из нас, должна была уложиться в определённую сумму денег, чтобы никому не было обидно, и чтоб никто друг другу не мог сказать (или подумать), что мол я истратила о-го-го сколько, а ты только картошку принесла…
А мужчины для праздника закупали фрукты, конфеты, напитки…
В общем, так обычно делается во всех коллективах.
Мой торт тоже по стоимости не выходил за пределы установленной суммы. Он был морковный, но об этом никто не смог догадаться, т.к. морковь придавала лишь нежный оранжевый цвет коржам**.

*Конкурс – игра «Самый внимательный»:

За столом усаживаются 2 или более человек, в центре кладётся какой-то приз. Ведущий произносит:
«Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз.
Лишь скажу я цифру 3 – приз немедленно бери.
«Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри рыбёшек мелких увидали, а не одну, а целых – 7.
Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи.
Возьми и на ночь повтори, разок, другой, а лучше – 10.
Мечтает парень, закалённый стать олимпийским чемпионом.
Смотри на старте не хитри, а жди команду: раз, два, Марш!
(К этому времени участники конкурса устают напрягаться и дёргаться, бдительность их ослабевает. Ведущий продолжает:)
«Однажды поезд на вокзале мне 3-и часа пришлось прождать»
(обычно приз никто не берёт, и ведущий забирает приз и говорит:
«Ну, что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность брать!»

**Морковный торт

Растопить масло (или маргарин) – 200гр, добавить 1 стакан сахара, перемешать, чтоб он растворился.
Взбить 1 яйцо, натереть на мелкой тёрке 1 стакан моркови.
Всё + соль по вкусу и гашеную соду добавить в муку (муки 2 стакана)
Выпечь 2 коржа (я обычно выпекаю на противне, затем разрезаю на 2-е, а чаще на 4-е части)
Коржи промазываю либо густой сметаной (300гр) с сахаром (3/4стакана), а чаще крем делаю из сметаны масла и сахара.
Выпекаю и промазываю с вечера, утром обрезаю края, рублю обрезки и посыпаю сверху.
Торт вкусный, сытный и не приторный.

Авария

На корпусе произошла авария: во время эксперимента заразилась смертельным вирусом Тоня Преснякова (рассказ «Мама ушла на работу навсегда»).
После похорон Тони случилась новая беда.
Александр Сергеевич поехал за город к своей подруге, в пути его машину занесло, он не справился с управлением и погиб.
Мы не могли поверить в случившееся, были ошарашены и подавлены двойным ударом, некоторые от потрясения не смогли прийти на похороны.

О венчике

На похороны Александра Сергеевича собралось много народу: родственники, коллеги по работе, представители общественных организаций и администрации поссовета, присутствовал и мэр Красников.
Нередко довелось мне наблюдать прощание нашего мэра с бывшими соратниками - людьми кто строил и развивал наш наукоград и российскую науку.
Не мало скорбных речей он произнёс перед гробами, а на прощание целовал усопших в бумажный венчик.
И вот теперь Красников произнёс речь и наклонился ко лбу усопшего.
На какой-то миг мэр замер в полусогнутом состоянии.
Я затаила дыхание, остальные люди тоже.
Мелькнула мысль: «Сможет-ли мэр поцеловать лоб покойника, ведь венчика-то на лбу нет.
Все знали об атеизме Александра Сергеевича, и никакой религиозной атрибутики на его похоронах естественно не было.
Мэр прикоснулся ко лбу, но как-то быстро…
Остальные люди ко лбу прикасаться не стали. Хотя раньше всегда целовали венчик, опоясывающий лоб.

Зачем ты ушёл!?

Совсем недавно начальник отдела Ставский, в условиях повышенной опасности, вместе с Александром Сергеевичем готовили Тоню Преснякову к захоронению – укладывали её в цинковый гроб и запаивали.
И вот теперь Ставский держал поминальную рюмку, и голос его предательски дрожал, он с трудом сдерживал слёзы,
а я слёз сдержать не смогла, и не только я.
Произошла трагедия. Мы потеряли замечательного человека…
На 9-ый день я написала стихи, но так и не озвучила их. Они остались в моём дневнике.

«Пламенные речи! Твёрдый взгляд!
 Кто у нас в отделе либерал-демократ!?» -
Я писала Саше прошлый год,
А его не стало. - Кто поймёт!?
Кто в это поверит!? Почему!?
Лишь известно Богу одному.
Ну, зачем, Едапин, ты ушёл!?
Растревожил душу, скорбь навёл.
Не хватает очень нам тебя.
Нет такого друга, брата и отца.
Долго будем помнить
Твой весёлый нрав,
Лёгкую походку, смех в глазах…
Улетел на небо, помахал крылом,
Облаком промчался, вылился дождём.
Нет в природе смерти
«Смертью смерть поправ»
И звезда сияет ярко в небесах!
Июнь 2004

Февраль-март 2020г.


Рецензии
Добрый вечер, Галина! Трогательно прозвучал рассказ-исповедь. Жаль ушедших в небытие друзей. С благодарностью за искренние воспоминания, Зоя

Декоратор2   14.09.2021 17:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Зоя, за добрый отклик.

Галина Шевцова   15.09.2021 11:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.