Духовная амнезия
(тема: «Соединение со Христом», главная мысль: «Соединение со Христом – ключ к победе над грехом»)
Вступление
Прочитаем пятый стих шестой главы: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения».
С одним женатым мужчиной случился невероятный случай. Он… забыл, что женат. Однажды он вернулся домой после работы позже на три часа, потому что пошел не домой к своей жене, а в тот дом, где он раньше жил, к своей маме. Короткий совет молодым мужьям: не забывайте, что вы женаты!
Это может звучать невероятно, и скорее всего, тут случилась какая-то болезнь, потеря памяти. Медики называют это «амнезия». В сфере брака это очень редкий случай, но, к сожалению, он не так редок в среде тех, кто готовится к браку со Христом. Мы соединись с Ним в Его смерти и воскресении, так что сила греха была сломлена (Рим.6:1-4), но мы забываем эту великую истину каждый раз, когда впадаем в грех. Я назову это «духовная амнезия».
Давайте осмотримся в контексте и постараемся понять, о чем Павел вообще говорит. Первые пять глав он объясняет, что Бог сделал для нас через Евангелие. Главы с шестой по восьмую показывают, что Бог делает в нас через Евангелие. Читая эти главы, мы видим, как и за счет чего Евангелие производит глубокие и объемные изменения в нашем характере и поведении.
Портится поведение из-за живущего в нас греха, улучшается за счет даваемой Богом благодати. В конце пятой главы Павел сказал, что чем больше умножается грех, тем больше умножается и даже преизобилует благодать.
Тут он понял, что его слова могли истолковать превратно, мол «чем больше греха, тем больше благодати, и давайте грешить, чтобы больше было благодати. Если Богу приятно оправдывать неправедных (об этом сказано в 4:5), то когда мы грешим, это дает Богу больше возможностей проявить Свою благодать, и Ему понравится, если мы будем больше грешить». Про это первые стихи шестой главы (как и 3:8). Павел говорит: если кто-то так толкует его слова про благодать, то он вообще ничего не понял.
Кстати, именно такое учение (в наши дни оно называется антиномизм) проповедовал Григорий Распутин, советник и друг царской семьи в начале 20-го века. Он говорил, что чем больше человек грешит, тем больше благодати дает ему Господь. Он говорил, что если вы обыкновенный грешник, то не даете Богу возможности продемонстрировать Свою благодать, поэтому вам надо быть особенным грешником.
Наоборот: верующие идут по следам Иисуса, а Иисус умер для греха и живет для Бога (ст.10). Это же случилось с тем, кто во Христе, кто соединен с Ним (ст.5-7 и особенно 11). Но Павел знает, что мы склонны забывать о своем новом положении во Христе, которое есть основа святой жизни. У нас бывают приступы духовной амнезии. И поэтому он напоминает об этом в этих стихах.
Ход мыслей Павла такой: в 6:4 он говорит, что крещение иллюстрирует духовный союз со Христом в Его смерти и воскресении с тем практическим результатом, что мы можем ходить в обновленной жизни. Стих 5 объясняет стих 4, п.ч. начинается со слова «ибо»: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения».
В 6-7 стихах Павел развивает мысль из первой половины пятого стиха, показывая, что мы объединились со Христом в Его смерти и уже не должны быть рабами греха. В 8-10 стихах он развивает мысль из второй половины пятого стиха, показывая, что мы должны жить со Христом. Он объясняет влияние смерти и воскресения Христа и что означает соединение, союз со Христом – а означает он разрыв с грехом и новую, обновленную жизнь с Богом.
А в 11-м стихе он делает практический вывод из этих рассуждений: «почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога».
Это непростые стихи. Но пусть их сложность не отпугивает нас, а побудит обдумывать и пережевывать их, как собака обгладывает косточку, и они принесут нам больше пользы. Некоторое время я занимался этим и пришел к такому пониманию, которое стало главной мыслью моей проповеди: соединение со Христом – ключ к победе над грехом.
Скоро у нас начнутся занятия для тех, кто хотели бы принимать крещение, и я думаю, эта проповедь будет для такой группы слушателей проповеди особенно важна.
После обращения ко Христу вы не те, кем привыкли быть, поэтому не живите в грехе, как вы привыкли жить. Раньше вы были в Адаме. Теперь вы во Христе. В Адаме вы были мертвым во грехе. А во Христе вы мертвые для греха, а живые для Бога. Знайте это, верьте этому и действуйте на основании этого.
А. Чтобы победить грех, надо знать, что мы соединены со Христом подобием Его смерти (6:5a, 6-7)
Павел говорит о знании того, что Бог открыл нам через Писание, а не о знании, добытом из собственного опыта. Опыт может быть сегодня вдохновляющим, а завтра удручающим, если практика будет основываться на нем, далеко не уйдем. Мы соединены со Христом в Его смерти – это Божье откровение. Так его надо и принять.
Речь не о том, что мы чувствуем или ощущаем себя распятыми со Христом, речь о том, что мы верим в то, что мы распяты со Христом, п.ч. Божье Слово говорит об этом.
1. Мы соединены со Христом подобием Его смерти (6:5a)
«Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его»
Буквально использованное здесь слово означает, что мы срослись со Христом или привились к Нему. Т.е. речь об органичном, живом соединении со Христом, когда мы присоединяемся к Его внутренней жизни. Но в первой половине пятого стиха речь не о разделении Его жизни, а о соединении с Ним в Его смерти. Об этом говорилось в 3-4 стихах: когда Он умер, мы умерли с Ним или в Нем.
Это не духовный опыт, через который надо пройти. Это Божье откровение, которое надо принять. Здесь употреблено прошедшее время: если мы поверили во Христа, то мы умерли с Ним, соединились с ним в Его смерти.
Почему Павел пишет «соединены с Ним подобием смерти Его», а не «смертью Его»? Это сложный вопрос, на него отвечают по-разному, предлагаю такое старинное толкование: Павел проводит различие между физической смертью Христа и ее духовными последствиями. Мы не умерли со Христом физически, как умер Он, но мы разделили с Ним духовные последствия Его смерти.
В следующих двух стихах Павел объясняет последствия этого духовного соединения со Христом.
2. Поэтому мы можем не быть рабами греху (6:6-7)
«зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха».
В контексте послания слова «ветхий человек» означают то, кем мы были в Адаме (5:12-19). Теперь мы уже не в Адаме, но во Христе, Который есть жизнь наша (Кол.3:4).
Будем честны. Проблема заключается в том, что если ветхий человек распят, то откуда во мне склонность к греху? В нас живет то, что в Гал.5:17 Павел называет «плоть», и эта плоть враждует с Духом Святым. А в Еф.4:22-24 Павел призывает «отложить прежний образ жизни ветхого человека» и «облечься в нового человека».
В послании Римлянам Павел сказал, что ветхий человек распят, а в послании Ефесянам этот же Павел говорит, чтобы мы отложили образ жизни ветхого человека. Как это согласовать?
Богословы называют это ситуацией «уже да, но еще нет». Ветхий человек распят со Христом, и новый человек (Кол.3:10) – это уже реальность, но ветхому человеку надо сопротивляться, отвергая его похоти (Еф.4:22).
Другими словами можно выразить это так: есть положение, и есть практика. То, что ветхий человек распят со Христом, это духовный факт. То, что я воскрес и посажен со Христом на небесах – тоже духовный факт. Это истины о моем положении. А теперь на практике мне надо согласиться с этим как с истиной, поверить этому и сопротивляться своей плоти, когда она склоняет меня к греху.
Некоторое время назад в Америке существовало рабство. После Гражданской войны рабство было отменено, а рабы объявлены свободными. Что произошло на практике? Рабам была дана свобода, но им надо было учиться этой свободе. Вчерашним рабам было очень тяжело свыкнуться со своим новым положением. Они услышали объявление о свободе и они были действительно свободны, но сотни, если не тысячи раз они не вели себя как свободные люди, и когда к какому-нибудь прежнему рабу приближался его бывший господин, этот бывший раб начинал по привычке трепетать. Этим бывшим рабам теперь надо было практиковать свободу.
Так и нам надо практиковать свободу, пользуясь нашим положением во Христе.
Что означает выражение «чтобы упразднено было тело греховное» в шестом стихе? На самом деле, проблема не на физическом уровне, не в телах, как считают аскеты, истязающие свои тела. Иисус сказал, что грех живет не в теле, а в сердце (Мар.7:21-23). Тело – это средство, с помощью которого обычно совершается грех и через которое грехи сердца заявляют о себе.
Слово «упразднить» здесь означает «сделать недействительным». Мысль Павла можно понять так: когда мы верим и действуем в соответствии со своим новым положением во Христе, мы не будем выполнять греховные желания или похоти, которые искушают нас. Тем самым мы не будем «уже рабами греху» (6:6б).
«ибо умерший освободился от греха» (7): понятное дело, кто умер – тот уже не грешит. Мы умерли во Христе, таково наше положение.
Общая идея такова: грех не властен над теми, кто во Христе. Нельзя одной рукой держаться за грех, а другой – за Христа. С прежней жизнью ветхого человека надо порвать. Ее нельзя оправдывать, во Христе мы освободились от нее. Это надо реализовать на практике.
В пятом классе я учился в деревенской школе, и во время уборки урожая нас отправляли на сельскохозяйственные работы. Деревенские дети были к этому привычные, им, может, это и полегче уроков было, а я вообще чувствовал себя потерянным на этих занятиях.
И сейчас я представил себе: если бы директор вдруг стал мне другом и написал мне освобождение от буряков. Завуч или трудовик приходит за всеми – а я ему бумажку. И он мне: «Рыжов, иди домой, ты свободен». Это освобождение от ветхого Адама.
Представим себе, что коварный завуч мог бы догнать меня на полпути домой и посадить в грузовик, отправляющийся на поле. И на случай этого мой новый друг директор выходит из школы вместе со мной, и мы вместе идем, весело разговаривая и наслаждаясь теплым ветерком. Это соединение со Христом и новая жизнь с Ним.
Вообразим, что я с освобождением в кармане поплелся со всеми на поле, а там встал на коленки и принялся со всеми за нелюбимую работу. А потом кто-нибудь узнал бы, что у меня в кармане записка от директора, и рассказал бы всем об этом. С каким удивлением они смотрели бы на меня: «Ты что здесь делаешь, ты же свободен!»
Мы имеем освобождение от власти греха, так почему мы не пользуемся им в полной мере? Положение во Христе надо реализовать. Пользуйся свободой, которую имеешь, не греши!
Когда я работал в детском саду от железной дороги, у меня было право либо на одну длинную поездку по СНГ в год, либо на много коротких по Беларуси. И я бесплатно ездил по воскресеньям с Н.М.Крынцом в Пинск на собрания по этому особому билету. У меня было право на льготу, но если бы я не имел при себе документа и не пользовался им – льгота сгорела бы впустую. Чтобы воспользоваться правом, надо было садиться в поезд и ехать. Чтобы воспользоваться благами во Христе, надо пребывать во Христе и поступать по правилам обновленной жизни.
Подытожу эту часть размышлений: если я христианин и если грех царствует надо мной настолько, что я в рабстве у него, то проблема, скорее всего, в том, что я не понимаю свое положение во Христе, а поэтому и не пользуюсь привилегиями этого положения. Обновленная жизнь – это и есть одна из таких привилегий. Тут возможны варианты: либо я не понимал этого вообще раньше (?), либо понимал, но забыл.
Эту амнезию надо лечить. Как: вчитываться в места Писания о положении во Христе (например, Рим.6, Еф.2 и 4, Кол.3 и др.), молиться о том, чтобы Бог открыл мне на это глаза и верить Божьему откровению.
Мы порассуждали о соединении со Христом «подобием смерти Его», о чем говорит первая половина пятого стиха, теперь переведем взгляд на вторую половину пятого стиха и порассуждаем о соединении со Христом подобием Его воскресения.
Б. Чтобы победить грех, надо знать, что мы соединены со Христом подобием Его воскресения (6:5б, 8-10)
1. Мы должны быть соединены со Христом подобием Его воскресения (6:5б)
«то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения»
В греческом тексте в пятом и восьмом стихе, где речь о воскресении, Павел использует будущее время. Мы уже сейчас живем со Христом, уже сейчас мы воскресли духовно, а в будущем воскреснут наши тела.
2. Потому что смерть и грех не имеют власти над Христом (6:9-10)
«зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога».
Придя на землю, Иисус подчинился власти смерти в том смысле, что вознес наши грехи на крест. Поэтому смерть имела над Ним власть. Воскреснув, он победил грех и смерть. Они не имеют теперь власти над Ним. Он находится вне досягаемости смерти.
Верующие в воскресших телах разделят с Иисусом эту жизнь. Смерть и грех не дотянутся до нас. Сейчас мы еще в телах, и воскресение изменило нас внутри, но изменение еще не окончено. Поэтому мы находимся в этом положении «уже да, но еще нет», о котором я говорил чуть раньше.
Какова практическая ценность этих стихов? Они показывают нам путь к победе над грехом. И путь этот таков: грех не поработит человека, который наслаждается соединением со Христом, который сосредотачивается на Божьем откровении и который верит тому, что Бог открывает ему о его положении во Христе.
Если грех порабощает нас, то почти наверняка это потому, что мы разделены со Христом, Божье откровение потеряло для нас значимость, а значимыми стали другие вещи.
3. Грех побеждает тот, кто считает себя мертвым для греха и живым для Бога (6:11)
«Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем»
Поразительно, но 6:11 – это первое повеление Павла в послании. Он пять с половиной глав излагал доктрину и только после этого начал говорить о поведении и давать указания. Другими словами, христианское поведение основывается на христианском учении. Без ортодоксии нет ортопраксии. Не зря Павел три раза в этой главе говорит о знании (3, 6, 9).
Почитать себя, верить – это может показаться чем-то слишком мистическим, абстрактным и отвлеченным от практики. На самом деле, мы практикуем веру каждый день в бытовых делах.
Например, когда человек садится в машину, вставляет ключ в замок зажигания и заводит машину, он верит, что она заведется и повезет его, когда он нажмет педаль газа. Он верит в машину, ключ и двигатель. Машина может быть грязной, у водителя может не быть настроения, у него может быть насморк, но что машина тронется с места – он не сомневается. Он почитает или считает машину способной ехать и действует в соответствии с этим знанием.
Как практиковать свободу от власти греха, когда мы в следующий раз встретимся с искушением? А как мы практикуем веру в машину? Садимся в нее, заводим и уезжаем. То есть действуем. Вера проявляется в поступках. Точно так же надо практиковать веру во Христа и в свое положение в Нем: надо действовать правильным образом. Но действовать во Христе. Благодаря Бога за это положение и прося у Него помощи на правильные поступки.
(Может быть, оставить эту иллюстрацию на следующую проповедь, там как раз будет тема о послушании и о практических действиях. Либо смотреть по времени. Примеры борьбы с конкретными искушениями можно взять в книге Пайпера «Братья, мы не профессионалы», с.160-169).
«Так и вы» в начале стиха означает «так же, как Христос». Он умер для греха, и вы считайте себя мертвыми для греха. Христос воскрес и живет в Божьем присутствии вне досягаемости греха, и вы живите в Нем.
«почитайте себя» – не потому, что чувствуете себя такими, а потому, что Бог говорит об этом. Победа над грехом начинается в разуме, в том, как и о чем мы думаем. Думайте об этом. Как вы будете думать, так вы будете действовать. Соединение со Христом – ключ к победе над грехом.
Заключение
Когда Виктория, будущая королева Англии, была маленькой девочкой, ей не говорили, что она станет королевой, чтобы не испортить ее. Кто такая королева, ей рассказывали, описывали ее положение, чем она должна заниматься и т.д., но то, что она королевой и станет, не сообщали.
Настал момент, когда ее учитель сказал ей об этом. Виктория ответила: «О, тогда я буду хорошей!» С этого момента ее жизнь проходила под влиянием этой мысли: «Я буду королевой». Она не шалила, она вела себя прилично, была послушной – ведь она будет королевой и ей надо вести себя по-королевски. Ее будущее начало влиять на ее настоящее.
Положение влияет на практику. Так было у королевы Виктории, и Павел рассчитывает, что это повлияет на нас, раз столько рассказывает о нашем положении во Христе, а потом говорит о нашей практике.
Две вещи сильны управлять нашим настоящим:
• Бог открыл нам, что в прошлом Христос умер за нас, чтобы искупить нас.
• Бог открыл нам, что в будущем мы будем жить в воскресших телах со Христом на небесах.
Это прошлое и это будущее могут влиять на наше настоящее. Есть множество незначительных вещей, которые так и рвутся занять наше внимание: посмотри на меня, думай обо мне. Но если считать вот эти две вещи подлинно важными и значительными, они помогут нам победить грех.
Проповедовал 15.03.2020
Свидетельство о публикации №220031501563