S O S!

   Как психологически подготовить себя к убийству? Мне кажется, нормальному человеку никогда не придёт в голову такой вопрос. Но, например, руководитель одной из подмосковных преступных группировок некто А. в начале своей «карьеры» в течение долгого времени ходил в морг. Заставлял себя присутствовать на вскрытиях, подобно дотошному студенту-медику исследовал трупы. Понятно, что после такого «аутотренинга» совершить разбойное нападение на инкассатора и завладеть 240 тысячами рублей было бы для него, как говорится, делом техники.

   Не стоит упрекать нас в том, что мы «наводим» на один из способов воспитания в себе преступника. Путь к этому не имеет ничего общего с дорожкой в морг. Посещение мрачного заведения – лишь один из пунктов обширного учебного курса, разработанного А. Преподавался он в подпольной «школе», в которой 14-18-летних парней учили драться, воровать, планировать различного рода преступления. И на счету у «выпускников» этой «школы» их уже немало. Весьма интересно, что все занятия проводились под лозунгом... «Родине нужны сильные люди».

   Сам по себе факт существования учебного курса А. кажется чудовищным извращением человеческого бытия. Похоже, это симптом появления целой идеологии, формирования основ преступного воспитания, и невольно хочется кричать: «SOS!»

   К сожалению, нет оснований для иллюзий и по поводу будущего, так как. профессиональная преступность пустила глубокие корни в молодёжной среде. И перед тем как уйти на покой, «мафиози» заботятся о том, чтобы подготовить себе смену. Причем «ученики» оказываются весьма прилежными, «на лету» усваивают полученные знания, и подобно гидрам «отпочковываются». И молниеносно завоёвывают всё новые и новые сферы влияния.

   Это очередной советский феномен: и резкий скачок правонарушений, и то, что их совершают в основном люди до 30 лет. За комментариями мы обратились к известному эксперту, доктору юридических наук Александру Ивановичу ГУРОВУ.

   А.И.Гуров: В 50-60-е годы криминологи отмечали постарение преступности. Мы все радовались этому явлению и даже думали, что все бандиты и жулики по возрасту отойдут от дел, и работы у нас заметно убавится. Однако этот прогноз был ошибочным. Сейчас преступность не только стала носить молодёжный характер, но и отличается особой жестокостью. Я вспоминаю 50-60-е годы. Были драки – двор на двор, район на район, как во времена купца Калашникова... Но чтобы кто-нибудь нож пустил в дело! Крайне редко. А сейчас чуть что – перо в бок. Поэтому и драки часто кончаются смертельным исходом. Такое впечатление, что молодые ребята идут на это с заранее определённой целью – оставить на месте схватки трупы.

   Но, к сожалению, убивают не только в драках. И чем выше цена на пистолет, тем меньше стоит человеческая жизнь.

   – Александр Иванович, конечно, невозможно даже за целый вечер беседы проанализировать все истоки резкого скачка преступности в нашей стране. Специалисты утверждают, что на это влияет около 270 факторов. И каждая из характеристик правонарушений, будь то организованность, сексуальность, жестокость, стремление к теоретическому обоснованию антизаконных деяний, возрастной показатель, имеет свои причины. Возьмём только один аспект: почему же всё-таки у нас преступность молодеет, а её методы становятся всё более насильственными и жестокими?

   А.И.Гуров: Что же, начинать надо действительно с истоков. Сколько человек было уничтожено в годы культа, Великой Отечественной войны! Ведь общество потеряло в основном самых здоровых, самых смелых, самых честных.

   А тем, кто выжил, постоянно лгали. Получается, что прав был Иммануил Кант, когда около двух веков назад говорил, что даже сострадательные и милосердные люди становятся жестокосердными, если их постоянно обманывать. Учтём также, что подростку до банального просто внушить, что он живёт в социально несправедливом обществе. И ещё легче потом ненавязчиво подсказать ему способы, как сделать так, чтобы у него, сына, скажем, шахтёра, была машина лучше, чем у соседа с папой-депутатом. Или предложить сниматься в порнофильме с гонораром в две с половиной тысячи за ночь. Или завербоваться в наёмные убийцы, с баснословной оплатой «труда».

   – Конечно же, подросток не читал Канта. Но он волей-неволей вращаясь в мире постоянной лжи в школе, дома, на улице, пытается найти свой собственный путь выживания, и тот не всегда оказывается праведным...

   А.И.Гуров: А мы ещё и помогаем ему в этом. Кажется, Макаренко говорил, что если даже безобидного щенка пнуть ногой, то он может укусить. То же самое происходит и в нашей жизни. Возьмите, к примеру, деятельность комиссий по делам несовершеннолетних при исполкомах, когда над подростками чинится настоящая внесудебная расправа. Да, он совершил правонарушение, например, подрался. А его за это, минуя суд, направляют в спецПТУ. Но ведь это та же тюрьма. Мы, кстати, единственная страна в мире, где творится подобное беззаконие.

   Страна, где постоянно провозглашалась забота о человеке, а на деле этот человек пребывал в пучине всеобщей зависимости и унижений и был лишён самых элементарных прав.

   Вот одна из причин порождения страха и озлобления. Вообще-то у меня такое ощущение, что наши дети уже появляются на свет с этими чувствами. А родители и школа их часто лишь усиливают. К одному моему знакомому психотерапевту пришла мать и говорит: мол, сын хулиганит, сладу с ним нет. Врач спрашивает, сколько ему лет. «Четырнадцать», – отвечает мать. «Вы опоздали с визитом ко мне ровно на 7 лет», – сказал доктор. Иными словами, основы психики, мировосприятия у человека формируются до семи-восьми лет. И мы активно вмешиваемся в этот хрупкий процесс. Например, постоянно пугаем ребенка. Сын не слушается. Что говорит ему мать? – Вон идёт дядя-милиционер. Он тебя сейчас заберёт!» Мы пугаем детей Бабой Ягой, милиционером... И вполне естественно, что накапливающийся годами страх может в любой момент прорваться в какой-либо жестокой форме.

   – Год назад мне довелось побывать в Салавате, в Башкирии. Город стоит на одном из первых мест в нашей стране по рождению умственно неполноценных детей. Учёные связывают это с катастрофическим загрязнением окружающей среды местными «грязными» производствами. Но меня поразил факт, что с увеличением за последнее десятилетие в два с лишним раза количества таких детей почти во столько же раз выросло и число правонарушений. Вы, как эксперт, видите связь между этими фактами?

   А.И.Гуров: По-моему, уже не может быть ни у кого сомнений по поводу реальной угрозы вымирания нашего народа в связи с экологической обстановкой. И нельзя не заметить связи между жертвами экологического геноцида и ростом молодёжной преступности, она налицо. По крайней мере за последнее десятилетие резко подскочило количество убийств, изнасилований, совершаемых людьми с отклонениями в умственной деятельности: оно достигло 80 процентов. А 60 процентов всех осужденных несовершеннолетних – это люди с деформированной психикой. И продолжать кивать в данном случае только на алкоголизм и наркоманию как на причины этой очевидной аномалии было бы величайшим заблуждением.

   – Итак, напрашивается вывод, что причины роста молодёжной преступности и жестокости как одной из её отличительных черт кроются в недрах нашего общества и выявить их совокупность весьма сложная задача.

   А.И.Гуров: Это действительно так. Бывает нелегко проследить связь между явлением и его причиной. Вот пример. Я считаю, что служба молодых парней во внутренних войсках страны становится одной из первопричин криминогенного мышления. Любой врач вам скажет, в каком возрасте окончательно формируется психика у людей. Недаром ведь в России совершеннолетним считался гражданин, достигший, 21 года. А мы ежегодно около 400 тысяч вчерашних мальчишек отправляем на вышки – охранять заключённых. Или посылаем их усмирять национальные конфликты. Ведь и в местах заключения, и в Карабахе солдат из охраны должен стрелять или в преступника в случае его побега, или в расплодившихся в последнее время экстремистов всякого рода. Я уже не говорю о пагубном влиянии на психику всей атмосферы тюрьмы или других мест заключения, которые охраняют вроде бы свободные, но отбывающие воинскую «повинность» солдаты срочной службы. А если еще окажется, что такой призывник в детстве столкнулся со спецПТУ, или его детская память сохранила стереотип «злого дяди-милиционера», или отравленная химией природная среда заложила в его психику мину замедленного действия? Да мало ли подобных косвенных причин можно найти?

   Обычно подобные беседы принято завершать вопросом о будущем. Увы, ничего утешительного Александр Гуров по этому поводу сказать не смог.

   А.И.Гуров: Нам, видимо, предстоит пережить то, что я называю криминальным шоком.  Сегодняшняя ситуация может оказаться благополучной в сравнении с той, что ждёт нас в ближайшее время. Мучительное умирание и распад обрёченного общественного строя сопровождаются резким обострением всех его болезней, в том числе и самых опасных. И всем миром мы теперь должны думать, как ослабить вирус преступности, чтобы он не смог поразить и то новое общество, которое, надо надеяться, зарождается на развалинах бывшей многонациональной империи.

Беседу вёл С.ЦЕПУЛИН

КРУГОЗОР 1 1992


Рецензии