Выбор. Глава 13

Спустя два месяца Вадим переехал к Марине. Галина бесилась, истерила, скандалила, грозилась не дать развода.  Вадим стойко терпел ругань и оскорбления, зная, что скоро всё это наконец-то закончится.
Никаких чувств, кроме чувства неприязни, он к Галине уже давно не испытывал. Еще в самом начале совместной жизни Вадим как-то попытался поделиться с Галиной своими переживаниями по поводу какой-то несправедливости, проявленной по отношению к нему со стороны старших командиров. В тот момент он нуждался в словах сочувствия, надеялся, что понимание и сострадание близкого ему человека поможет заглушить обиду.  В ответ на свой рассказ он услышал: «А так тебе и надо!». Он долго смотрел на Галину, сознавая, что душевная гармония между ними вряд ли возможна, что рядом поселился отнюдь не друг. Пропасть между ними углублялась. Они уже не обсуждали вместе житейские проблемы, перестали делиться впечатлениями о прочитанных книгах и просмотренных кинофильмах, да и просто разговор друг с другом нормальным тоном случался все реже. Слушать её визгливые тирады о том, какой он никчемный муж и отец, Вадим устал. Отвечать на постоянные упреки по любому поводу, ему осточертело. Тяжелая атмосфера злобы и вражды повисла в доме. Находиться в нем становилось все нестерпимее.  Вадим старался пораньше уйти на службу и задерживался там допоздна. В выходные дни подолгу гулял на улице с дочкой, а если это не получалось, находил любой повод, чтобы уйти из дома. Он охотно соглашался на любые командировки. Под различными предлогами старался брать отпуск отдельно от жены. Видеть жену, быть рядом с ней с каждым днем становилось всё тяжелее.
Вадим понимал, что в разладе есть и его вина. После того, как не сложилось с Ольгой, он не стал отказывать себе в удовольствии близкого общения с красивыми женщинами, и не всегда ему это удавалось скрыть. Но мог бы он такое позволить себе, если бы на месте Галины была Ольга? Однозначно, нет. Предать любимого человека, такого Вадиму никогда бы не пришло в голову. Отсутствие любви к Галине ослабляли нравственные путы, и Вадим со временем перестал ощущать угрызения совести.

То, что брак с Галиной был чудовищной ошибкой, он понял окончательно, когда потерял маму.
 После того, как Вадим перевез маму в дом инвалидов, отношение к нему в гарнизоне резко изменялось. С ним перестали здороваться, избегали любого контакта и общения. Вадиму была ясна причина таких перемен. По отношению к маме, которая вырастила и воспитала его, он поступил низко, подло, мерзко. Да, он сохранил тем самым свою семью, но какой ценой? Выбор, который он сделал, был бесчеловечным. Разумеется, никто из окружающих не понял и не одобрил этот выбор. Осуждение его поступка было справедливым, и Вадим это осознавал.

Вскоре Вадима перевели служить в один из северных гарнизонов. Гале совсем не хотелось ехать в тайгу, в снега, и она всячески стремилась задержаться на прежнем месте. Зимой он получил телеграмму о том, что мама умерла. Заехав по пути домой, Вадим попросил Галину поехать с ним вместе, чтобы она побыла рядом в эту тяжелую минуту. Галина отказалась наотрез, ссылаясь на то, что она не может оставить дочь с чужим человеком на целый день.

После прощания с мамой он поинтересовался у заведующей домом инвалидов,  какова была причина её смерти. Та внимательно посмотрела на него и с грустью в голосе сказала, что мама его умерла не от болезни, а от тоски. Она отказалась принимать пищу и не отходила от окна, ждала приезда сына.  Большего стыда и позора Вадим не испытывал никогда в жизни.

Вадим зашел в привокзальный буфет, купил бутылку водки, и стакан за стаканом опорожнил её. Не помогло. Сердце по-прежнему сжимала чья-то железная рука, в голове стоял звон, мышцы одеревенели. Он окончательно понял, что этот груз безмерной вины предстоит нести ему до конца. И что нет ему оправданий. И что грех этот ему не отмолить никогда.


Рецензии