Дневник великого поста

укрощаем    похоти…
               обуздываем язык,
                отлагаем гнев,
                удаляемся от зла
   
Господь наш Иисус Христос, освятил Собою пост, находясь уединенно в пустыне, перед выходом на проповедь творению Своему, научая и нас – каждое доброе дело начинать - с молитвы и поста.
В ожидании личной  встречи с Воскресшим Господом, подражая своему Божественному Учителю в сорокадневном подвиге воздержания от удовольствий, мы – православные христиане, подготавливаем себя к Празднику Праздников и Торжеству из Торжеств, очищая свои бессмертные души, избавляя себя от греховного нароста.
История возникновения главного из христианских  постов  - Великого – начинается с предания Апостольского, хотя самими Апостолами Христовыми  письменно и не изложенное.
Трульский собор,  объясняя происхождение этих правил,  провозгласил и утвердил важность и значимость оных для Церкви Вселенской: «чтобы отныне... тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденные жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданные именем святых и славных Апостолов осмьдесят пять правил».
Итак,  правило 69 Святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя да будет извержен. Аще  же мирянин: да будет отлечен.»
Подготавливаться к посту предпасхальному мы начинаем вскоре после Богоявления с Недели мытаря и фарисея.
Мы вслушиваемся в евангельское повествование о вошедших помолиться  в храм Божий:  фарисея – авторитетного представителя иудейского народа. Знающего и, толкующего без труда,  закон Моисеев. И  мытаря – сборщика налогов, стоявшего на службе оккупантов. По назиданию Святой Матери Церкви учимся, глядя на чужие ошибки: не осуждать, не задирать нос и удавшиеся дела приписывать не личным заслугам, но помощи Божией. В каждодневных попечениях и скорбях не унывать. Старательно трудиться с молитвой Богу: «Буди милостив нам грешным.»  Всю неделю, включая среду и пятницу, мы не налагаем ограничений в питании и удовольствиях (разумеется - не греховных), но уже, открывая Триодь постную,  слушаем покаянные великопостные тропари: «Покаяния отверзи ми двери…»
В следующую приготовительную - Неделю о блудном сыне, мы вспоминаем о безграничном милосердии Божием и долготерпении Его к нам: непослушным, своевольным, капризным. Настраиваемся на сдерживание своих желаний. И помним, что для Бога нет грехов непростительных, а есть грехи нераскаянные. Не откладываем покаяние на последний момент жизни, в надежде погрешить всласть, а потом «раскаяться». Такая обманчивая установка, подобно ловушке. Расставленным через тысячелетия силкам, для легкомысленных, безответственных попрыгунчиков. Господь ожидает покаяния каждого из нас. Но останутся  ли в нас внутренние силы? Не растеряем ли  свои благие  покаянные намерения? Вспомним ли мы: отягченные, порабощаемые  притягательной житейской забавой, о своем сыновнем (дочернем) достоинстве?
Неделя о страшном суде закрепляет нашу готовность к очищению души: искоренение драгоценных недугов,  выкорчевывание ставших родными – изъянов. На сырной седмице в среду и пятницу Литургии не положено. Мы настроены в пост Великий – с устремлением к брани духовной над своими злыми привычками и страстями. Телесно вкушаем пищу молочную и рыбную. Избегаем внешних впечатлений, запрещая вожделенные слабости.
Ожидаемый пост  воспринимаем уже, не в качестве самопритеснения или самоистязания, а как вспомогательное средство для воспитания силы воли. Чувствуем себя солдатом на посту, в обязанности которого входит строгое наблюдение за вверенным объектом (душой и телом) и охрана его.
В прощеное воскресенье плачем с Адамом об утраченном Рае. Просим прощения у всех с кем общались и обязательно у тех – кого огорчили. Прощаем друг другу все обиды, что бы и Господь простил нам согрешения наши. (Мф. 6-14)
 Входим в чистый понедельник с праздничным настроением, вооружившись молитвой, провести весь пост, сокрушая греховные устремления и даже наклонности к ним.
Все великопостное Богослужение напоминает нам о покаянии: не торопливая, вдумчивая, не рассеиваемая помыслами, покаянная молитва, сопровождаемая земными поклонами. Литургии на буднях не положено. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В субботний и воскресный дни радуемся со всей Церковью: земной и небесной - полной Литургии.
 С понедельника по четверг молимся каноном преподобного Андрея, архиепископа города Гортина на Крите. Молимся усердно, осмысленно: ведь мы воины Христовы. Мы - на посту. Мы следим за движениями своей души, не разрешая  приблизиться соблазнам, для чего и удаляемся от зрелищных и прочих удовольствий.
Мы повторяем со священником молитву святого Ефрема: «Дух праздности, унын¬ия, любоначалия и празднословия не даждь м¬и. Дух же целомудрия, с¬миренномудрия, терпен¬ия и любви даруй ми, ¬рабу Твоему. Ей, Господи, Царю!¬ Даруй ми зрети моя п¬регрешения, И не осуждати брата –моего».
С Божией помощью:  красиво,  завершая неделю первую, подготовившись и причастившись Святых Таин Господних,  торжественно торжествуем  – Торжество православия над иконоборческой ересью, вместе с  императрицей Феодорой.
Второе воскресенье Великого поста и следующие за ним дни, посвящены памяти византийского философа и церковного деятеля Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (Солунского). Со всяким тщанием стараемся подражать ему в безмолвии, насколько позволяют внешние обстоятельства. Перекрываем доступ в бессмертную, Богом созданную душу, даже греховным прилогам, устремившимся к ней осиным роем. Стремящимся похитить, если не  наш молитвенный настрой, то хотя бы расшатать гневом «праведным» покаянные устремления.
Вот и преполовение поста - неделя третья: Хранителю всей вселенной, Красоте Церкви, царей Державе, верных утверждению,  Ангелов славе и демонов язве - Кресту Твоему покланяемся Христе…
Неделя четвертая – Иоанна, игумена горы Синайской, автора «Лествицы». Духовно: кто - карабкаемся, кто – восходим, кто – шествуем, кто – срываемся и,  летим вниз, но подхватываемые Десницей Божией вновь устремляем взор к главным христианским добродетелям.
Неделя пятая – стоим всенощную с Марией Египетской. Славим ее сорокасемилетний пустынный подвиг. Заново перечитываем весь покаянный канон Андрея Критского,  осознавая свою немощь невозможности отстоять и  пары-тройки часов. Просим у святых предстательства для наших угасающих слабеющих порывов…
Исходя  от Богослужебного годичного круга (от четверга третьей седмицы включительно по среду Светлой), констатируем спасения нашего главизну. Внимали, или только готовимся вслушиваться в Архангельский глас, подхватывая: «…Радуйся Благодатная, Господь с Тобою!» Молимся за полной Литургией вне зависимости от седмицы поста.
Суббота Акафиста. Лествице небесней Еюже  сниде Бог, Невесте Неневестней, невместимого Бога вместилищу – воспеваем похвалу.
Пятницей  шестой недели  оканчивается четыредесятница.
 Лазаревой субботой, вновь и вновь пытаемся вместить невместимое чудо: зловонием и тлением охваченному - другу Господню - Другом воскрешенному.
Устилая вербами, цветами, оживающей весенней зеленью, путь Христов из Вифании в Иерусалим, не перестаем удивляться милосердию Божиему, отдающему Сына Своего на Его вольные страдания, за весь род человеческий.
Страстной понедельник. Рыдаем с Иаковом: «Христос бо грядет страдати благостию …еже спасти человека». Осознаем, что наша душа, подобна бесплодной смоковнице, упускающей время покаяния: укоренившаяся, в затягивающем, подобно болоту, грунте житейских интересов, а своенравная натура, ухитряется игнорировать даже целительные скорби.
Страстной вторник. Полны желания с мудрыми девами выйти на встречу Жениху.
Страстная среда. С монахиней Кассией лобызаем пречистые нози Неоценимого. Тщательно отгоняем от себя воспоминания о личных давнишних, исповеданных предательств ближнему. Молимся за последней в текущем году Литургией Преждеосвященных Даров.
Страстной четверг. Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувший. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе.
Вечером слушаем чтение двенадцати страстных евангелий, трепетно занося  в жилища - свои горящие души, озаряя Светом, нас ради, Распятого.
Страстная пятница. Видим, как воины делят ризы Христовы и об одежде Его бросают жребий. Не имея сил рыдать, повторяем за Обессиленным: «Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси.»
Вечером пятницы с благообразным Иосифом с древа снимаем  Пречистое Тело … плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв пологаем...
Великой субботой: «Да молчит всяка плоть человеча» потому что: «во гробе мертв, бездыханен полагается, во спасение нас поющих: Избавителю Боже, благословен еси…»
 
Материал вышел в свет в ежемесячной «Православной газете»
 Мурманской метрополии в марте 2017 года


Рецензии