Родительские дни Великим постом

     Вот мы и дожили милостью Божией до Великого поста. Будем упражняться в  воздержании  от удовольствий и забав, задумываясь о смысле нашего временного пребывания в уютном, лично созданном -  земном «рае». Стараться чаще посещать храм Божий, учиться молитвенному общению с Творцом планет и стихий, над которыми был поставлен господствовать венец Его творения. Совершать по силам добрые дела, оказывая милость  просящим и не просящим у нас.
     На протяжении святой Четыредесятницы переносятся заупокойные поминовения       (ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, проскомидии), поэтому Церковь выделила особые три дня, когда можно молитвенно вспомнить усопших. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. Или, как их еще называют – субботы родительские.
Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей,  родственными узами с нами не связанных? 
Название «родительская» произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам.
     А наш первоочередной христианский  долг перед родителями, близкими, знакомыми, друзьями, недоброжелателями и всеми прочими людьми – долг молитвенный.
Многие перед смертью не успели  сподобиться таинства покаяния и Святого Причащения, умерли внезапной или насильственной смертью, странствуя по морю или вдали от людей. Молитвы, возносимые о них в  Церкви, милостыня и дела милосердия могут значительно облегчить их загробную участь. К тому же Создатель, видя проявление  нашей любви к ближнему, прощает и усопшему его согрешения.  «Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и когда предлежит Страшная Жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших? – спрашивает вселенский учитель Церкви Иоанн Златоуст.
В повседневной жизни мы своим ближним радеем о помощи, каким- либо материальным образом или обычным душевным сочувствием,  стремясь угодить и доступными нам средствами их поддержать. С переходом в вечность родственная и дружеская связь с человеком не теряется, а продолжается. Ведь к Церкви принадлежат не только живущие, но и отошедшие в вечность. 
     Мы же при утрате родного человека, начинаем предаваться печали, оплакивая горе, думаем исключительно о собственном комфорте, точнее о дискомфорте без усопшего. Скорбеть о прекращении земных отношений не возбраняется. Недозволительно, что бы наша печаль переходила в уныние и бездействие.
     Однако дискутировать о значимости молитвы за усопших можно лишь в том случае, если человек уверен, что сотворен Творцом и душа всех людей бессмертна. Если же близкий усопшего живет в уверенности, что с биологической смертью напрочь уничтожается человеческая личность обсуждать поминовение можно исключительно на предметно-бытовом или физическом  уровне.
Но тогда можно задать ряд вполне закономерных вопросов. Для чего мы  готовы в ходе погребальных хлопот концентрировать внимание и заботы на внешнем изобилии и обустройстве  поминального стола? Ставить мемориальные изваяния на родные могилки, высотой до крыш домов, что бы не хуже было, чем у других усопших? Тщательно выбирая, обязательно, «хорошую» оградку, просиживать часами в интернете, выписывая названия красок для изгороди, устойчивых к  влажным метеоусловиям? Суетиться, высаживая около холмов могильных цветочные клумбы? С радостью встраиваться в  стечение обстоятельств, предоставляющих возможность воздвигнуть над родной могилой склеп с балюстрадой? Неужели все это делается для трупа? Или ради собственных опасений «быть как все, чтобы не стать объектом сарказма  и колкостей»?
     Пройдет несколько лет после кончины близкого, и родня, обустроившая последнее земное пристанище любимому человеку успокоится, ограничиваясь редкими  выездами на кладбище и воспоминаниями об усопшем.
Православные христиане призваны ежедневно возносить молитвенные прошения  Богу о живых и об усопших. «Непрестанно молитесь. – назидает апостол Павел. – За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе»  (1 Фес.5:16-18)
     В молитве происходит наше единение с Богом. Цементирует земные чувства человеческой теплоты и привязанности к умершему и похоронить их вместе с ушедшим временем невозможно.  Рассуждая о преданности и любви,  христианин не забывает и о  том, что грешны и преступны перед лицом Создателя все жившие и живущие на земле люди. Не исключение и близкий, отошедший в вечность.  Эти обстоятельства внушают не оставлять с годами, а усиливать молитву. Учиться доверять непостижимой ограниченному тварному человеческому разуму  Воле Творца  о попечении каждого из нас, грядущих в мир и покидающих его в час назначенный и в час наилучший.

     Если провести, даже беглое сравнение христианского предания земле усопших и похорон гражданских, можно увидеть, насколько мудро и детально продуманно наша святая Церковь относится к погребению своих членов. Не оставляя скорбящих родственников в безутешной грусти, в чинопоследовании панихиды, напоминает о неизмеримой и неиссякаемой любви Творца ко всему роду человеческому. О скоротечности жизни, ненадежности имущественных накоплений, физического здоровья и богатырских сил. Недолговечности вокруг человеческой напускной мощи главенства и превосходства. Удостаивает усопших  честью последнего целования. Побуждает провожающих к молитве и двенадцатикратному коленопреклонению в умилостивление Бога и Творца об участи усопшего христианина.
Слова из погребальных стихир преподобного Иоанна Дамаскина: «Я плачу и рыдаю всякий раз, как помыслю о смерти и увижу лежащую во гробу созданную по образу Божию красоту нашу безобразной, бесславной, не имеющей (никакого) вида», невольно оживляют памятование о страшном дне Суда Божиего, о грядущем и неминуемом переходе в вечность, каждого живущего.
    Евангельские стихи  апостола  Луки: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» вселяют и укрепляют нашу надежду. (Лк. 20, 38) Потому что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна.

    Безусловно, только Господь может определить загробную участь человека, и неоспоримо, что участь эта напрямую зависит от образа  жизни человека здесь, на земле. Но это вовсе не означает, что Господь будет смотреть и выискивать, за что бы наказать свое создание. Скорее наоборот. Наемник неключимый, оскверняя душу угождением своим злым привычкам, по духовной сути своей не сможет находиться рядом со своим Создателем, рядом с Тем на Которого не смеют чины ангельские взирать.  Молиться за наших родных и близких необходимо, и жизненно важно и для живущих, выражая этим и напоминая о своих чувствах, и  для отошедших – ведь эта молитва для них является благотворной пищей, причем чрезвычайно необходимой. Просить Господа о прощении их грехов, не сомневаясь, что молитвы эти не бывают напрасны, если мы только стараемся сами слушать Господа и жить по  заповедям Его, т. к. между нашим духовным, нравственным состоянием и действенностью нашей молитвы существует прямая связь.
Так, Сам Господь говорит: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22).


Рецензии