Лоскутное одеяло... Часть первая

ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО от бабушки АЛЛЫ.

Часть первая.

- Бабушка, а что ты делаешь? – Спрашивает внучка бабушку Аллу. – Ой, какие цветочки! – Протягивает она ручку, чтобы взять лоскут материи.
- Осторожно, Лидочка, видишь, у меня ножницы в руке, могу, нечаянно, тебя поранить. Сейчас, я нарежу квадратики, и мы их все посмотрим, какой и куда пришить.
- Бабушка, а что ты будешь пришивать? – Спрашивает внучка.
- Да вот, собрала все старые платья и думаю, а не сшить ли нам красивое волшебное одеяло из разноцветных лоскутков, а?
Девочка захлопала в ладоши и стала прыгать на месте.
- Одеяло, одеяло, вышивает баба Алла!
- Смейся, смейся, внученька, значит, наше лоскутное одеяло будет весёлым, превесёлым. Укроешься им, сны волшебные к тебе прилетят, радугою ночное небо осветят, красота! – Улыбается бабушка.
- Бабушка, а откуда у тебя столько платьев? – Удивляется Лидочка.
- Да вот, за всю жизнь накопилось. Выбрасывать жалко, многие платья раздарила соседям, а вот эти вот, оставила у себя. – Поглаживая материю, задумчиво говорила бабушка.
- Бабушка, а почему на одном квадратике цветочки маленькие, а вот на этом, огромный цветок? – Протягивает внучка лоскут с белым цветком.

- Да, было время, на танцы в клуб идти, а платья нарядного-то и нет. Вот, за одну ночь я и смастерила себе платье с этими большими лилиями, вырез лодочкой, рукавчики фонарики на манжете и юбка шестиклинка.
Поле, видишь, синее как небо, а лилии, как облака, порхают по небу, летят из-за моря, приглашают на танец. – Рассказывает бабушка внучке.
- Бабушка, а что такое танцы? Ты что, в клубе танцевала? А что ты там танцевала? – Стала расспрашивать внучка.
- Всё, что могла, то и танцевала. Кавалеров было столько, что семечек в подсолнухе. Да, и пустышки попадали, что и вспоминать-то. Но, тогда у нас
телевизор был один в деревне, он в парткоме стоял. Его включали только тогда, когда новости показывали, фильмы о войне, о том, как поднимали целину, о молодёжных стройках, да ещё, когда пленумы проходили.
- А что такое пленумы?
- Это, внученька, собрания, как в школе, кого поругать, кого наказать, а кого и наградить за достойный труд. – Отвечала бабушка, раскладывая квадратики. – Посмотри, как тебе такой расклад? Красиво? Вот, возле крупного цветка выложим квадрат с мелкими цветочками, листочками. Или же, в горошек разместим?
- Бабушка, мне всё нравится и мелкие цветочки-листочки, и горошек, и вот эти в полосочку, будет очень красивым наше волшебное одеяло. – Лида разглядывает лоскутки, прикладывая их к щёчкам.
- Тогда, вот тебе иголка с ниткой и начинаем соединять лоскуты, квадратик к квадратику. Вас в школе учили шить? – Спрашивает бабушка.
- Да, мы пришивали пуговицы на платочек, и ещё, нас учили вышивать крестики и козлики, это швы такие. – Отвечает Лидочка.
- Да, знаю я эти швы. А я тебя научу, гладью вышивать. Ты себе для сна маленькую подушечку сошьёшь и волшебными цветами и птицами гладью вышьешь. – Погладила бабушка внучку по голове.
- Точно, научишь? Как же хорошо, что я к тебе приехала! – Лидочка обнимает бабушку, целует её в щёку.
- Золотце моё, давай-ка сперва, одеяло смастерим. Смотри, сколько у нас всего приготовлено – работы, непочатый край!

- Смотри, на чёрном фоне, крупный белый горошек рассыпан, я в этом платье на свидание к молодому парню бегала. Рукавчики - крылышками шили, как у бабочек, бежишь, они развеваются, словно бабочка спешит на свидание к свече, на её жаркое пламя. – Рассказывает бабушка.
- И что твоё свидание, как это было? – Спрашивает внучка.
- Да вот, летела бабочкой на пламя… - Вздыхает бабушка. - Да, орёл по дороге подхватил меня, мимолётным взглядом обменялись, а оказалось, что на всю жизнь встретились. – Говорит бабушка Алла, мелькают картины перед глазами.
- Бабушка, расскажи о свидании. – Просит Лидочка.
- Я буду рассказывать, а ты, смотри на иголку, соединяй стежками лоскуты, да смотри, не уколись. – Поправляет она нитку в руках внучки. – Так вот, слушай, что дальше было. Так и быть, расскажу. Давно это было.
Лето было в разгаре, вечера стояли такие тёплые. А травы! Травы были такими шелковистыми, ветерком приглаженные, стелятся под ногами. Цветов на лугах видимо, не видимо! Вот так, раскинешься в траве, смотришь на небо, а там, там своя жизнь – облака летают друг за дружкой, цвета меняют, садится солнышко и красит им бока алым кумачом.
Сверкнут солнечные лучи, в последний раз, золотом, и сразу же, ночь захватит всё небо! Висит небо синее-синее, как большой сапфир. И вот, на его гранях высвечиваются звёздочки – одна, другая, третья…
Сапфир переливается калейдоскопом, лучами светит.
     Это - ЛУНА-барыня пожаловала, вышла из шатра, огляделась, боками шевельнула и пошла по кругу, вокруг земли плывёт, все звёзды в хоровод собирает.
А мы лежим в траве, даже, дышать страшно, чтобы это волшебство не вспугнуть. А сердечко бежит, стучится в дверки, дышите глубже, воздух-то какой - волшебный! Толи… травы душистые голову кружат, толи… близость наших молодых тел? Ветерок тревожит ресницы, трепет губ порхает над нами…

- Так интересно. Ой, бабуля, я пальчик уколола? – Смеётся Лидочка.
- А ты, будь внимательней! Ушами слушай, а глазками-то, за иголочкою следи, чтобы она не уколола тебя больше. Крови нет? – Осматривает она пальчик девочки. – Ну, и хорошо. Не облизывай палец.
- Да нет, крови нет. – Показывает внучка пальчик. – Я буду осторожна. А что дальше-то было, а? Дальше-то, что было?
- Сбила ты меня с мысли. Так, на чём я остановилась? – Кружатся мысли, открывают страницы воспоминаний, показывают картины. – Свидания, свиданиями, да, время подошло, замуж меня сватать стали.

- Сватать, это как? – Перебивает бабушку внучка вопросом.
- Да вот, присылают к дому понравившейся девушки делегацию, сватов.
Они спрашивают родителей, чтобы им отдали эту девушку в невестки. У вас, говорят – товар, а у нас – купец, пойдёт ли дивчина под венец?
Сватов было много. Да я всё не соглашалась. Ну, сначала, старшую сестру Елизавету сосватали, затем, и среднюю сестру замуж выдали.
- А ты, когда тебя сосватали? За кого? – Опять перебивает бабушку внучка вопросом.
- Как за кого? А дедушка твой, он, и стал моим мужем.
- Это ты с ним на свидании была, да? То, ночное небо разглядывала?
- Да нет, это была моя первая любовь. Мы учились в одной школе, в одном классе, значит, одногодками были. Нам было по семнадцати лет в то лето. На другой год, его забрали в армию. Мы ничего такого лишнего не позволяли, время было хорошее, честь девушки берегли для мужа, для семьи. Тебе об этом рано говорить. – Отмахивается бабушка от расспросов.
- Ну, бабушка, ну, расскажи. – Захныкала Лидочка.
- Ты, давай-ка, аккуратней стежки прокладывай, не отвлекайся.
- Хорошо, а ты ещё, что-нибудь расскажешь? – Переспрашивает внучка. – Бабулечка, ну, расскажи, что было дальше. – Умоляюще смотрит внучка на бабушку.
  31 января 2020 год


Рецензии