Число

               
               

    Долгое время навести основательный порядок в кладовой, в неё много лет складировали ненужные вещи и вышедшие из употребления предметы, у Елизаветы Петровны, любительницы чистоты, женщины тридцати с небольшим лет, учительницы математики в средней школе, руки не доходили.
    Иногда вспыхивала искра желания да тут же гасла под напором фатальных неизбежностей.
    На этот раз всё было по-другому: после зимы квартира требовала обновления, и начать нужно было не позднее, чем за полчаса до весны и взгляд Елизаветы Петровны упёрся в бежевую дверь кладовки.
    Отправная точка определилась мгновенно.
    Чтобы не мешались под ногами и лезли с просьбами и советами, Елизавета Петровна отправила мужа к друзьям в гараж, что его крайне удивило, и дочерей гулять на улицу.
    Немного привыкнув с повисшей тишине, Елизавета Петровна прочитала придающую сил мантру собственного сочинения и открыла дверь. Противным скрипом несмазанных петель прозвучало её радостное приветствие, мол, наконец-то, вспомнили и обо мне.
    В лицо Елизавете Петровне ударил застоявшийся запах старых вещей и сухой пыли. В жёлтом свете лампы, потревоженные пылинки судорожно кружили в тесном пространстве. Атака запахов и пыли вызвала естественную реакцию организма, Елизавета Петровна  расчихалась до слёз из глаз и лёгкой боли в затылке. Это недоразумение лишь на короткий момент отложило исполнение плана великой квартирной уборки.
    Первый шаг навстречу трудностям сделан. Отступать и пасовать перед ними не в характере Елизаветы Петровны, определившей её будущую профессию.
    Напевая под нос вспомнившиеся внезапно песенки из счастливого детства, она, кряхтя, - вот где пригодилась бы помощь мужа! - вытащила застиранные вещи всей семьи в коридор. «Без ностальгии и сентиментальности!» - настраивала она себя со вчерашнего дня и установка работала без сбоя. Хотя желание покопаться в старье стояло за спиной и совестливым взглядом кололо спину.
    В загодя приготовленные картонные коробки полетели по баллистической траектории, надколотые и треснутые фаянсовые чашки-тарелки, запарник без носика и молочник без ручки, пластиковые контейнеры для продуктов, стеклянные банки с винтовыми крышками из-под заводских консерваций.
    Неимоверное удивление вызвало количество этого хлама, хранившегося неизвестно зачем столько лет.
    Наткнувшись на плетёную дорожку из цветных лоскутков, работу бабушки, Елизавета Петровна всплакнула, коротко хлюпнула носом, вспомнила, с каким увлечением бабушка её плела. Вытерев слёзы,  Елизавета Петровна расстелила дорожку на полу в прихожей, придирчиво осмотрела-ощупала и нашла её винтажной, как раз во вкусе нынешнего времени. «Постираю и постелю в спальне девочек!» - решила она.
    Постепенно кладовая пустела; росла гора коробок. Освобождались полки. Справиться с проблемой выноса мусора помогла хитрость: пришедшим с подругами дочерям она пообещала мороженое и газировку.
    Остался последний шаг к победе труда над захламленным пространством: разобраться, что хранится под мешковиной.    
    - Посмотрим, что у нас осталось напоследок, - Елизавета Петровна присела на корточки, сняла мешок. Ничего удивительного не увидела. Стопка старых подшитых газет-журналов, книг с потрёпанными обложками, перевязанная бельевой верёвкой. Узел развязался легко, стоило лишь потянуть за свободный конец. Стопка рассыпалась по полу. На Елизавету Петровну с красочных фотографий смотрело прошлое страны. – Господи! – вырвалось у неё неожиданно.
    Усевшись удобно на полу в кладовке рядом с рассыпавшейся стопкой,  Елизавета Петровна принялась изучать обнаружившееся богатство. Здесь, в кладовой, в маленьком тесном помещении, ей казалось символичным прикоснуться к запечатлённой в снимках и словах истории страны, которой нет.
    И нахлынула волна переживаний…
    Между газет «Правда» и «Известия» за семидесятый год прошлого века, подшитых вперемежку, Елизавета Петровна обнаружила тонкую брошюру, отпечатанную на толстой грубой бумаге. «Логические загадки» - гласило название. Находкой Елизавета Петровна заинтересовалась, в ней проснулся инстинкт первооткрывателя и букиниста. Книжечка хорошо сохранилась, не смотря на год издания – 1959. Но она же и поставила её в тупик: пахнущие типографской краской парные страницы не были разрезаны. «Что получается, её ни разу не открывали?» – сделала вывод Елизавета Петровна, и это показалось очень странным. И это же придало желания ознакомиться с содержимым загадочной брошюры с логическими загадками на страницах, не соединенных меж собой; хотя логики не видела: купить брошюру и не пользоваться, в чём секрет?
    Следом за одним вопросом, возникли следующие: кто купил, зачем, для чего, когда? Почему лежит в толще газет более позднего года выпуска?
    Внести ясность могла бабушка, но три года назад она ушла.
    Можно позвонить родителям, может, мама что-то объяснит. Родители несколько лет назад переехали жить на дачу после завершения строительства капитального тёплого дома. Хотя мама вспомнит едва ли, папа тоже. Но попытка не пытка.
    Из зала донёсся телефонный вызов, мобильный оставила на столе.
    Елизавета Петровна неохотно поднялась, брошюру захватила с собой..
    Звонила мама, будто прочитала её мысли. Как всегда с аффектацией выложила последние новости, поинтересовалась внучками, посоветовала их не баловать, спросила про работу, не стала слушать ответ, переключилась на цены на недвижимость. Елизавете Петровне с трудом удалось втиснуться в маленькую паузу со своим вопросом.
    «Брошюра? – переспросила мама. – Где нашла? В кладовой?» Елизавета Петровна описала и добавила: «Называется «Логические загадки», мама». После паузы: «Не припомню, Лиза. Повтори год выпуска?» Старательно, как  прилежная ученица, Елизавета Петровна повторила всё точь-в-точь, даже назвала цвет обложки, тёмно-кремовый с чёрными буквами шрифта. – «Нет, дочка, не знаю даже что и сказать». – «Мама, - терпеливо говорит Елизавета Петровна, - у брошюры не разрезаны страницы, как выпустили из типографии, так она и пролежала все эти годы. Это о чём-то же говорит!» - «Конечно, подразумевалось, читатель сам разрежет страницы. Такое практиковалось. – Мама помолчала и предположила: - Знаешь, Лиза, могла купить бабушка». – «Её сейчас не спросишь, мама». – «Что ты от меня хочешь, дочка?» - в голосе мамы послышалась тень обиды. – «Мамочка, поинтересуйся у папы, может он купил». Мама звонко рассмеялась. – «Лиза, не шути, ты прекрасно знаешь нашего папу! Логика и папа несовместимы. Он мыслит чётко и прямо». – «Спасибо, мама. До свиданья!»
    Ничегошеньки узнать не удалось. Елизавета Петровна устало присела на краешек стула. Попыталась посмотреть содержимое внутри неразрезанных страниц, осторожно раздвинув их пальцами.
    В основном, загадки были и лёгкие и сложные. Особенно одна заинтересовала Елизавету Петровну, на странице с ответами в конце сборника на неё ответ отсутствовал. И тотчас в её голове возник план. На носу контрольная по математике за четверть и отбор по её итогам на городскую математическую олимпиаду. Вот эти загадки из брошюры она включит в задание контрольной вместо задач из пособия. А заинтересовавшую загадку предложит ученикам последней.
    Ученики приняли сообщение  Елизаветы Петровны с радостью. Конечно, лучше решать загадки на логику, чем корпеть над умными задачами.
     Елизавета Петровна зачитывала загадки; звучали верные ответы. Её эксперимент, как полагала, дал отличный результат.
     Сильные ученики кололи загадки как орехи. Послабее – затягивали с ответом. Активно идущий процесс загадка-ответ застопорился с зачитыванием последней загадки. Елизавета Петровна написала мелом на доске ноль и единицу.
    - Условие такое: найти двузначное число между написанными цифрами. Кто решит, автоматически получит «отлично» по математике за год и поедет на городскую олимпиаду представлять нашу школу.
    Сразу стало ясно, пошло что-то не так.
    В классе повисла тишина, нарушаемая ерзаньем учеников на стульях, да изредка раздавался мелодичный звон соприкасающихся друг с другом атомов кислорода.
    Пауза затягивалась.
    Варенька Морозова, отличница, на неё были определённые надежды Елизаветы Петровны, сидела с грустным лицом. Да и выражения лиц остальных учеников не высказывали оптимизма.
    - Дети, повторяю, загадка логическая, не имеет к арифметике  никакого отношения, - подбодрила учеников Елизавета Петровна.
    И снова тишина.
    Варенька сказала с места:
    - Может, ноль целых одна десятая, Елизавета Петровна?
    Елизавета Петровна отрицательно покачала головой, не зря же ответ в брошюре отсутствовал; этот ответ ей самой пришёл в первую минуту, но не всё было так просто, оказывается.
    - Есть ещё варианты?
    Глаза учеников говорили яснее слов.
    - Ну что ж, сейчас раздам листки с персональными заданиями и будем решать обычные задачи! -  Елизавета Петровна решительно встала со стула со стопкой листков.
    Её остановил мальчишеский голос:
    - Можно я попробую, Елизавета Петровна?
    Она посмотрела на говорившего с лёгкой иронией: Витя Терехов, самый слабый ученик в классе, нескладный, постоянно ссутулится, молчаливый, шаркающий при ходьбе, сторонящийся разных мероприятий. На Витю обратил взоры весь класс.
    - Хорошо, Витя, попробуй, - согласилась Елизавета Петровна. – Посмотрим, какое решение ты нам обнародуешь. Иди к доске, Витя. Мне и твоим одноклассникам очень интересно.
    Шаркая, Витя подошёл к доске и замер, глядя на учительницу.
    - Витя, я… мы все ждём ответ.
    Витя медлил.
    - Елизавета Петровна, у вас есть зеркальце?
    Ответный вопрос учительницы вызвал смех в классе.
    - Хочешь на себя посмотреться, Витя?
    - Нет, - честно признался Витя; смех одноклассников вызвал у него прилив красной краски к лицу. – Я хорошо знаю, как выгляжу.
    Елизавета Петровна вынула из сумочки небольшое прямоугольное зеркальце в пластиковой серой рамке.
    - Вот, Витя, бери, - протянула она просимое ученику. - Большого нет.
    Витя аккуратно взял зеркальце.
    - Большое не нужно.
    - Витя, что же ты снова замер?
    Витя глубоко вздохнул.
    - Вы говорили, загадка исключительно на логику, верно?
    Елизавета Петровна удивилась речи ученика, она явно не ожидала от него таких способностей.
    - Верно.
    - Так вот, рассуждая логически, для получения ответа нужно приставить зеркальце к написанным цифрам со стороны единицы, - Витя приставил зеркальце, и Елизавета Петровна почувствовала уважение к этому мальчику, державшемуся от всех в стороне, пошедшему логическим путём и нашедшему верное решение. – Мы получаем правильный ответ: между нулём и единицей находится искомое двузначное число – десять.
                г. Якутск. 15 марта 2020г. 
            
   
       


Рецензии
Класс! Спасибо за сочный, образный язык и великолепную логическую задачу.
Но самое "вкусное" - финал. Как неожиданно раскрылся незаметный скромный мальчик, обладающий нестандартным мышлением!
Очень понравился рассказ. Браво!
Новыъх творческих удач.

Елена Вознесенская   23.08.2021 01:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена!

Сергей Свидерский   23.08.2021 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.