государственная идея России

Чтобы страна (любая) была уважаема на международной арене и выступала как мощная сила, ей необходимо иметь объединяющую людей идею. Для мононационального государства такой идеей может служить национализм. Не нужно думать, что национализм – это плохо. Например, евреям он позволил не только не ассимилироваться в рассеянии, но и сохранить свою идентичность – язык, обычаи, культуру. Что вылилось в конечном итоге в создание полноценного государства Израиль, официально признанного остальными странами.
Плохо, когда национализм вырождается в нацизм. Разница заключается в том, что в первом случае декларируется лозунг «наша нация хорошая», во втором – «наша нация лучше других». Применительно к тем же евреям это выражается в сионистском делении на «богоизбранных» и «гоев» (хотя изначально сионизм был основан Герцлем как вполне патриотическое движение, впоследствии искажённое произвольным толкованием Торы).
К чему приводит национализм, мы видим на примере холокоста. Хотя Гитлер лишь обратил извращённую идею сионизма против её создателей.
Для России национально-идейный подход неприемлем: слишком пёстр национальный состав. Для объединения множества наций и народностей требуется НАДнациональная идея. Существуют ли такие?
Да. Примером может служить религия. Действительно, любая религия провозглашает возможность идеологического объединения независимо от национальности и расы.
Но религиозная идея для России также не подходит. Хотя бы потому, что если даже большинство исповедует христианство, то значительная часть – ислам, не говоря уж о иных конфессиях. Кроме того, адепты обеих этих религий проживают и в других государствах – как тогда делить людей на «наших» и «не наших»?
В Советском Союзе выход был найден в общественном течении – социализме, плавно перетекающем в коммунизм. Это была весьма здравая идея. Общество было сплочено провозглашаемым принципом равенства и благодаря этому выстояло в борьбе с другой идеей, националистической – фашизмом. Результат свидетельствует об их сравнительном потенциале.
Однако и эта идея пришла к логическому завершению с распадом СССР. И в этом немалую роль сыграли опять же националистические движения, поэтому не учитывать их силы – ошибка.
Так в чём же можно найти государственную идею России на нынешнем этапе?
В великодержавности. В имперском величии, в конце концов. И не надо бояться прилагательного «имперский», ничего в нём нет ужасного. Вспомним империи римскую и византийскую. Или царства Александра Македонского, Чингизхана и Дария. Некоторые правители не носили титула «император», но это не принципиально. Важно другое: это были многонациональные и исповедующие самые разные культы объединения – причём грозные и устойчивые в экономическом и военном плане. С которыми были вынуждены считаться все соседи.
Сама принадлежность к  имперскому гражданству являлась важной привилегией. Вспомним хотя бы разговор апостола Павла с тысяченачальником (Деян. 22, 25-29).
В настоящее время путём строительства империи (как ни назови такое образование, суть не меняется) идут все значимые в глобальном масштабе государства. Это и США с лозунгом «make America great again», и Китай, и Россия. А кому не хочется видеть великой свою страну?
В таком построении требуется обеспечить соответствующее государственное самоосознание граждан. Чтобы независимо от места проживания, национальности, вероисповедания и Бог знает чего ещё все как один поднимались на защиту от посягательств на любое имперское достояние или против малейшего ущемления прав каждого подданного империи.
А такое возможно только при равенстве и взаимоуважении граждан. Которое необходимо воспитывать. Чтобы при всём различии религий мусульмане и христиане плечом к плечу выступали в защиту друг друга. Чтобы бурят или эвенк в Москве были желанными гостями – так же, как и столичный житель где-нибудь на Камчатке. Должна быть общность интересов. Необходимо возникновение заинтересованности в имперском гражданстве, когда гражданин получает существенные привилегии по отношению к негражданину. И, как следствие, существование возможности вхождения в состав империи новых подданных и территорий. На добровольной основе, с гарантией сохранения национальных особенностей, с предоставлением всех прав – но и с наложением общих обязанностей. И чтобы национальная принадлежность играла исчезающе малую роль по отношению к принадлежности государственной.
Однако опасность самораспада существует и для империй. Из физики мы знаем, что система устойчива только тогда, когда есть обратная связь, препятствующая изменению существующего положения. В области внутренней политики это означает наличие механизма влияния народных масс на правящих персон. То есть, необходима реализация двух условий:
1.  наличие привлекательного государственного устройства (иное никто поддерживать не станет);
2. наличие системы отчётности верхов перед низами.
Очевидно, что ни одно из условий в должной мере не соблюдается. Первое нарушается катастрофически неприемлемым делением на богатых и бедных. Что бы ни говорили, но справедливости в распределении доходов от национальных богатств (нефти, газа, леса и т.д.) в настоящее время нет. Это необходимо изменить, иначе вместо империи получим колосс на глиняных ногах.
Второе условие также постоянно нарушается. Примеров различного применения закона в отношении т.н. «элиты» и «простого люда» каждый может привести достаточно. А для олигархов и вовсе порой закон не писан – вернее, именно они его и формулируют удобным для себя образом. Никто и никогда не сможет меня убедить в том, что миллиарды долларов можно заработать честным трудом. В основе любого крупного состояния лежит преступление.
Таким образом, на данном этапе развития демократического общества построение устойчивого «государства для народа» в России требует коренного изменения существующего положения и прежде всего пересмотра внутренней политики.


Рецензии