Технология творчества
«Художество есть оплотневшее
сновидение».
П.Флоренский.
Домашний компьютер, который я завел полтора десятка лет назад, оказался прекрасным подспорьем в работе. Как я раньше обходился без него! Ночью пришла мысль, что компьютерное письмо основано на других приемах творчества. Тут, кажется, не обязательно вымучивать из себя первоначальную фразу типа пушкинского «Играли у конногвардейца Нарумова». Можно начинать с конца, середины, начала… Написал заключительную строку, а потом пошел «вверх», к началу. Начал с середины – и распространяйся вверх и вниз одновременно. Это письмо более фрагментарно (фрагментировано) чем традиционное, скорей похожее на разматывание клубка ниток. Взял за хвостик – и мотаешь, пока нить повествования не закончится. А уж если прервется и появится узелок – это литературный брак.
В компьютере иначе. Это не пряжа, не вязание. Это ковер, сотканный из массы коротких цветных ниток с узелками.
Наверное, можно выделить конкретные типы (приемы) письма на клавиатуре. Это, к примеру, слоеный пирог: автор запасает несколько файлов с цитатами, заготовками, соображениями разных лет, а потом укладывает их слоями в тексте. Их не надо переписывать - достаточно скопировать, переместить в нужное место и связать общей логикой. Архитектоника рождается вместе с текстом, отсюда нет заданности, надуманности, схематичности. Тут более подходит связь фрагментов по принципу ассоциации.
Другой способ – это своего рода шпигование текста-болванки, отражающего идею в общей форме, дополнительными обертонами, деталями, отступлениями и тому подобное. Обычно я так делаю по утрам: читаю на свежую голову вчерашнюю писанину – и дополняю, шпигую ее деталями, которые по первопутку не проявились. Первое впечатление от объекта важно схватить в целом, нерасчлененно – а уж потом можно припомнить и цвет глаз, и форму носа. К примеру, у Александра Македонского один глаз был карий, как у орла, а второй – голубой, как у дракона… («Александрия»). Или: известно, что теракт на железных дорогах в Испании вызвал общий взрыв негодования. Это я записал. Потом узнал, что на улицы вышло 8 миллионов человек, чтобы выразить протест. Хорошая деталь! Я ее загоняю в текст. И думаю при этом: а почему у нас в России – после ужасающих взрывов в Москве и Беслане - на улицу не вышла ни одна живая душа?!
Память – существо прихотливое, проявляется немотивированно, внезапно. Способ шпигования текста очень удобен именно при компьютерной технологии набора. Вставка органически вливается в текст – тут нет обычной при бумажном письме помарок, грязи, всяких там скобок и исписанных полей, что вызывает желание тотчас взяться за перо и все переписать набело. А переписывание чревато потерей времени и темпа… Кроме прочего, есть возможность выделить вставки курсивом, чертой и проч. То есть, можно проследить этапы творческой переработки текста, сопоставить варианты. Короче – для творчества, для доведения текста до кондиции - компьютер незаменим.
Пройдет время, и поэты будут вспоминать о муках творчества: «Сижу перед белым листом монитора…». Пера уже не погрызешь. Затрудняюсь сказать, плохо это или хорошо. Кстати, есть у меня так называемый «винамп»: можно сочинять текст и одновременно слушать музыку.
Для контраста – цитата из Павла Флоренского: «… в художественном творчестве душа восторгается из дольнего мира и восходит в мир горний … Художество есть оплотневшее сновидение» (Христианство и культура. М., 2001). Совершенно ясно, что новый век порождает чисто технологические формы творческого процесса. Это можно сравнить со шлифовкой, отделкой, лакировкой деталей. И вправду: художественный текст сегодня - продукт станочного производства, иначе - содружества, соединения усилий писателя и компьютера. Разве, к примеру, процесс создания космического корабля – не творчество? Творчество, но технологическое.
Как это далеко от Чехова с его хрустальной чернильницей и свечами на столе…
Свидетельство о публикации №220031500237