Водный и подводный мир. часть 2

Часть 2
Былички о домашних русалках

 
Зеленин, собиратель фольклора начала XX века, говорит что якобы «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу», и что они «кормятся по чужим семействам, в особенности в тех, где является ссора между семейными за столом»[50].
По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, — тогда запели, заиграли, да в лес»[51].
В Смоленской губернии на рубеже XIX—XX веков была записана следующая легенда[52]:
Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало — больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.
Русальная неделя
 
По народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а на Зелёные святки выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. Считалось что в «русальную неделю»[53] русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Поэтому с Семика до Духова дня в открытых водоёмах старались не купаться и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг — «русальичин велик день», в этот день девушки ходили в лес «русалку крестить». Со вторника начинались проводы русалок, которые чаще всего старались приурочить к воскресенью или к первому дню Петрова поста, следующего за Русальной неделей[54]. Считалось что особенно активны русалки также в ночь на Иван Купала с 23 на 24 июня (с 6 на 7 июля по новому стилю)[23]. На следующий день (Феврония-русальница) последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов[55].
Украинцы называли четверг на русальной (зелёной) неделе, когда русалки празднуют свою Пасху, мавской или навской Пасхой (укр. мавський, нявський великдень)[56].
Русалии
 
Русалиями восточные славяне называли праздник в память умерших с поминальным обрядом (поминальные дни). Русалии отмечались в канун Рождества Христова[57] и Богоявления[58] (зимние Русалии), на неделе после Троицы[58] (Русальная неделя) или в летний Иванов день (Иван Купала[57])[59]. Словом русалия/русалии в древнерусских источниках называли праздник Пятидесятницы[60]. Во время Русалий песни и гуляния затягивались далеко заполночь.
У южных славян Русалии отмечали на Святки (от Рождества до Крещения), на святую Пасху, со Спасова дня (Вознесенья) и, особенно, на Русальной неделе[61], когда приходят «русали» (или «русалки»). Болгары считали, что в среду на Преполовение (25 день после Пасхи), которая называется в народе «Русальная среда», русалки «собираются в дорогу»[62].
В Македонии с Рождества до Крещения ходили по дворам мужские дружины — «русалии», которые устраивали особые хороводы вокруг больных людей и исполняли обрядовые танцы, чтобы исцелить их[59]. На севере Болгарии и северо-востоке Сербии группы «русалиев» или «калушар» ходили по сёлам на Троицкой неделе с целью магического лечения людей, заболевших «русальской» болезнью. Считалось, что «русальскую» болезнь насылали русалки или самодивы, которые появлялись на земле с Вознесения. Группа мужчин ходила по сельским домам. «Русалии» исполняли возле больного (которого выносили и укладывали во двор или на поляну) обрядовые танцы с кружением и подскоками, иногда доводя себя до экстатического состояния и конвульсий, что обеспечивало — по народным представлениям — наиболее эффективное исцеляющее воздействие. Таким способом изгонялись из больного зловредные духи[63].
Древнейшее упоминание русалий — граффити № 23 (по А. А. Медынцевой) в Новгородской Софии, датируемое серединой XI века[64]. Участвующие в обряде русалий женщины названы русалками в «Слове о злых женах» по списку «Златой Матицы», датируемому по водяным знакам второй половиной 1470-х — началом 1480-х годов[65].
Сравнительные характеристики
Использование сравнительной характеристики персонажей разных славянских традиций выявило много общего у женских мифологических персонажей: восточнославянской русалки, западнославянской богинки, болгарской самодивы, сербской вилы. Так болгарскую самодиву могли называть русалкой. Термины русалка, богинка, самодива, вила распространены в качестве основных мифологических персонажей на значительных территориях проживания славян. Термин русалка — на всей восточнославянской территории, восточной Польше и северной Болгарии. Богинка — на всей территории Польши и приграничных зонах. Самодива — на всей территории Болгарии и приграничных сербско-хорватских зонах. Вилы — на сербско-хорватских территориях. Для русалка могут соответствовать: в украинском ареале — мавка, навка, лоскотуха; в белорусском — нимка, казытка, саўка, железнячка; в восточной Польше — ;ytnie panienki, ;ytnie majki, ;ytniczki. Польские богинки могут называться: rusawki, pokutnice, mamony, placzki, odmienica, zly duch, babula, nocula, mara, diablica, czarownica, ubohenka. Болгарские самодивы могут также называться: бели-червени, медени-маслени, сладки-медени, живи-здрави, самовила, димна самовила, юда, благи, вихрушки, вражките керки, вила, дива, самоюда, русалка, русалиа. Сербскохорватские вилы: самовила, самодива, добрица, недобрица, бела вила, бела-црвена, водаркиња, приморкиња, jузеркиња, бодарица, пригоркињф, нагоркиња, загоркиња, белгорока, пештеркиња, планинкиња, плетикоса, златокоса, баждарица, златокоса, седмакиња.
Их облик не поддаётся чёткому и однозначному описанию, но обычно имеют антропоморфный женский, иногда детский, облик. Все они могут становиться невидимыми, и только люди с особыми качествами могли их видеть. В украинских и южнорусских поверья эти персонажи предстают привлекательными и молодыми. Начиная с Полесья и далее через Белоруссию к Русскому Северу усиливается тенденция изображить их уродливыми и старыми. В западнославянской мифологии богинки изображаются в виде безобразных старых баб. У южных славян вилы и самодивы чаще имеют привлекательный облик. Общей чертой у всех персонажей являются длинные светлые распущенные волосы, белые одежды и венок на голове.
Для восточно- и западнославянских персонажей отчётливо прослеживается происхождение от женщин, умерших «не своей» смертью. В востнославянской традиции — это души детей, умерших до крещения; души девушек, умерших до вступления в брак. В западнославянской — души женщин, умерших во время родов или до послеродового церковного очищения, а также женщин, сделавших аборт. В южнославянских преданиях люди, понравившиеся самодивам и вилам, умирали и пополняли их ряды. Общим для всех славянских персонажей является способность самим заводить детей.
Живут все они за пределами обычного жилого пространства — возле воды, в лесу, в горах, пещерах, на небе, далеко от людей. Попадая в дом, персонаж меняет своё поведение и вредоносность — сидит за печкой, в углу, питается паром горячей пищи или приготовленным поминальным блюдом, незримо прядёт по ночам. Вили, самодивы и русалки считаются подательницами влаги, способными «запереть воду». Русалки и богинки обычно купаются, плещутся, стирают бельё, заманивают в воду, топят. Появляются они обычно ночью, а исчезают с пением петухов. На земле они чаще всего пребывают в весенне-летний период, когда могут воздействовать на урожайность в период цветения.
Наиболее характерны для всех персонажей — это любовь к музыке, пению и танцам. А также способность к оборотничеству, прорицанию, знахарству и колдовству, и вредоносность, как черта нечистой силы. Наибольшей злокозненностью отличается польская богинка. Она же является единственной, не связанной напрямую с растительностью и воздействием на урожайность[66].
 


Наука не подтверждает существования русалок в природе. Официальное заявление об этом появилось в 2012 году на сайте Национального управления океанических и атмосферных исследований США. “Доказательств существования водных человекообразных существ никогда не обнаруживалось”, - написали ученые.
При этом полулюди-полурыбы, а чаще всего морские девы, встречаются в большинстве мифологий Европы и мира. Древнейшей женщиной с рыбьим хвостом была сирийская богиня Луны и рыболовства. В древнегреческой мифологии сирены соблазняли моряков своим пением, в морях водились нереиды, а в реках, ручьях и озерах - наяды. Сирен, правда, изображали не только с рыбьим хвостом, но и с птичьими ногами, а водных нимф - с ногами человеческими. Не все знают, что ногами обладали и славянские русалки: они могли ходить, бегать, забираться на деревья. В японском фольклоре упоминается человек-рыба нингё. В мифологии аборигенов Австралии морские девы называются йок-йок.
Сообщения о встречах с морскими девами тоже появлялись с древних времен. Обычно их объясняют обманом зрения. Поддерживать веру в русалок может и существование редкой аномалии развития - сиреномелии или синдрома русалки. При этой патологии ребенок рождается со сросшимися ногами. Современная медицина научилась спасать таких детей: так, перуанская девочка Милагрос Серрон, родившаяся с сиреномелией, перенесла несколько операций и научилась не только ходить, но и танцевать.
Рыбы-люди существовали и подтвеждение тому многочисленные упоминания в письменных источниках. Русалок встречали испанский мореплававтели и исландские рыбаки, о чем детально описывали в своих рукописях.


   Водная стихия издревле привлекала человека. Океаны соединяли континенты, море давало людям пищу, строительные материалы, золото, жемчуг, работу. Научившись строить корабли, человечество стало общаться и обмениваться культурой и технологиями. Сконструировав и построив батисферы, подводные лодки, батискафы и акваланги, человек стал проникать в ранее недоступные водные глубины, где наряду с открытиями и познанием необычного мира, столкнулся с тайнами и загадками, выходящими за пределы разума и здравого смысла,  логики и понимания природы.
   Тысячелетиями накапливались факты, случаи, закономерности явлений, необъяснимых как с точки здравого смысла, так и с научной точки зрения. Тем не менее, эти явления, имеют место быть, с завидной последовательность и постоянством, из века в век, повторяясь вновь и вновь на различных морях и океанах, реках и озёрах, прудах, заливах и фьордов, на всех континентах Земли, во всех странах.
   Неизвестные науки всевозможные рыбы и животные, загадочные существа, которых люди называют и русалками и водяными, наядами и дриадами, тритонами и кикиморами, лешими и домовыми, морскими змеями и драконами, различные «несси» и «йетти». «Летучие голландцы» всех систем и морей, водяные черти и «дедушки», водяные «Хозяева» и «банники», ихтиозавры и плезиозавры. Африканские болотные чудища, пожирающие слонов и бегемотов. Гигантские кальмары и спруты – осьминоги топящие и утаскивающие в пучину корабли, НЛО и  НПО, внезапно взлетающие из-под воды, загадочные звуки и свет идущие из водных глубин, серебристые человеко-рыбы, ихтиандры стремительно проносящиеся под водой, морские города расположенные под водой, флибустьеры и корсары, и затонувшая Атлантида. Все эти тайны и чудеса, всегда манили человека своей загадочностью и неопознанностью. Человек всегда старался отыскать ответы на стоящие перед ним вопросы и решать проблемы, которые ставила перед ним жизнь,  Природа и текущая реальность. И несмотря на то, что на пути разгадок морских тайн, гибли корабли, самолеты, гипотезы, теории и люди, Человечество всё упорнее и принципиальнее двигалось вперёд на пути познания необычного, тайного, фантастического и чудесного, выходящего за пределы здравого смысла и понимания сути вещей явлений и событий.
   Опыт и знания, накопленные на этом пути, требуют осмысления и уважения. Попытаемся же это сделать вместе, мой любознательный и увлекающийся читатель.
   Сведения, факты и события, которыми я располагаю и буду оперировать в данной статье можно почерпнуть из многочисленных исследований, описаний, рассказов очевидцев, летописцев, архивов церквей, библиотек и различных ведомств и учреждений. Вообще всё в этом мире, и в этой жизни уже было, нет ничего нового, и как говорил талантливый, нет гениальный учёный и необычный человек, Николай Александрович Козырев, в этом и заключается смысл и нерушимость мира.
   Всё то, что происходит у нас на глазах – лишь мизерная доля того, что существует на самом деле в Природе, на Земле и во Вселенной! Ведь у человека такой маленький, если не сказать жалкий и убогий диапазон чувств, органов и возможностей, для познания окружающего мира. Конечно, мы многократно увеличили и усилили свои возможности, с помощью многочисленных и многофункциональных электронных помощников-приборов, но есть такие области как знаний, так и явлений, которые ещё долго будут неподвластны самым хитроумным и точнейшим аппаратам и механизмам сконструированными человеком в этой реальности, на этой планете…


Рецензии